Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Ленин и Столыпин о проекте Соединенных Штатов Европы

 

Каждый день – шквал важнейших событий, определяющих развитие страны и мира. Их надо комментировать. Каждое событие глубинно. Если копать глубоко, то увязнешь – и не хватит времени на другие события. Между тем идёт каждодневная работа над большим текстом, требующая обработки массы информации и концентрации мысли. Кроме того, много текущих политических, общественных, финансовых и прочих дел и мероприятий. Видимо, события целесообразно оценивать очень кратко, оставляя проработку и цитаты на потом. Вот свершился вчера в четверг 13 декабря 2007 года акт подписания одного из ключевых международно-правовых документов – Лиссабонского договора, базового для Европейского Союза. Подписали его лидеры 27 стран. Он заменил проект европейской Конституции, от ратификации которой было решено отказаться после того, как она была отвергнута большинством французов и голландцев в ходе национальных референдумов 2005 года. Правда, надо его ещё ратифицировать, причем Ирландия проведет референдум, что довольно рискованно. А в действие должен вступить с 1 января 2009 года. В любом случае – исторический рубеж. И здесь уместно вспомнить двух наших великих русских политических мыслителей и государственных деятелей столетней давности – Владимира Ильича Ленина и Петра Аркадьевича Столыпина. Как они представляли будущее мировое сообщество и какую видели роль России в нём? Вчера профессор Александр Львович Доброхотов подчеркивал в связи со скорым столетием выхода в свет сборника «Вехи» (1909), что на российском стыке искрились профетические и даже эсхатологические идеи и предвосхищалось многое из того, что актуально поныне. И о будущем мироустройстве возникли две не столько взаимоисключающие, сколько взаимодополняющие концепции.

Тезисно – Ленин мыслил больше в парадигме социализации национальных обществ и мирового сообщества, а Столыпин больше следовал парадигме субъектизации. Ленин видел неустранимые на тот момент межимпериалистические противоречия и усматривал утопичность лозунга Соединенных Шатов Европы и фактически неизбежность войн вплоть до мировых, а Столыпин предвидел появление наднациональных экономических и политических структур типа транснациональных картелей и корпораций на основе кооперирования национальных капиталов.

В то же время Ленин и Столыпин признавали неизбежность интеграции-глобализации мирового рынка и мирового хозяйства, только предлагали разные политические надстройки. Ленин в русле идей марксизма «пролетарии всех стран, соединяйтесь» мыслил образование всемирной коммунистической республики после победы мировой пролетарской революции, а Столыпин призывал к международно-правовому оформлению как бы кооперированного мирового сообщества и фактически пропагандировал идеи, которые после первой мировой войны были положены в основу Лиги наций, а затем на исходе второй мировой войны стали фундаментом Организации Объединенных Наций (ООН). И Ленин, и Столыпин полагали неизбежным прекращение колониальной системы и предлагали такое сотрудничество между передовыми и бедными странами, которое обеспечивало бы форсированное развитие мировой периферии за счет как перераспределения мировых ресурсов, так и модернизации отсталых обществ за счет внутренних резервов и помощи мирового сообщества. Однако, если Столыпин, отводя России достойное место в будущем сообществе наций и в мировом разделении труда, всё же придерживался как бы концепции многополярности, в которой Россия являлась бы одним из полюсов силы в кооперации-сотрудничестве-соперничестве с иными, то Ленин, основав Коминтерн с центром в Москве и создав Союз Советских Социалистических Республик, явно намеревался постепенно распространять этот союз на весь земной шар. В такой перспективе лозунг Соединенных Штатов Европы «снимался» созданием единого «блока» социалистических (коммунистических, народно-демократических) республик, который фактически формировался Сталиным и оформился затем в Варшавский Договор и Совет Экономической Взаимопомощи.

Между тем линия Столыпина на достижение экономической самодостаточности стран (их как бы «фермеризацию») и одновременно их «кооперацию» тоже развивалась успешно и сопровождалась демонтажом колониальных империй и появлением множества государств периферии, многие из которых до сих пор, правда, так и не стали самодостаточными. Но тренд действует, социализация почти во всех освободившихся обществах осуществляется, а ряду латиноамериканских и азиатских стран даже удались модернизационные прорывы субъектизации. И после краха Советского Союза и блока социалистических стран отнюдь не утвердилась моноцентристская модель во главе с США, а на глазах возникли новые центры роста, мир явно останется многополярным, нарастает борьба за демократический новый мировой политический и экономический порядок, и всё это на фоне свершающейся глобализации. Естественно, процесс глобализации можно повернуть как против интересов народов, так и на пользу их. В условиях постиндустриализма (информационное общество) важно поддерживать тенденции субъектизации человека и человеческих обществ. Это – ведущая проблема и забота и главная задача мирового сообщества, всего человечества. И, скажем, несколько лево-окрашенная концепция «альтер-глобализации» может даже играть реакционную роль, если будет отдавать приоритет социализации и уравниловке за счет просто перераспределения ресурсов с Севера на Юг - от богатых демократий «золотого миллиарда» к бывшим колониям, а ныне бедным диктатурам (как предлагалось в 2001 году на конференции ООН по проблемам расизма в Дурбане). Производство нового богатства должно стать фундаментом субъектизации и новых демократий, а не иждивенческое перераспределение старых накоплений.

По моему мнению, в обозримом будущем линии Ленина и Столыпина конвергируются, и недаром тот же Ленин в конце жизни пришел к необходимости "коренной перемены всей точки зрения нашей на социализм" ("О кооперации", январь 1923), к переносу акцента с социализации на субъектизацию - разумеется, при сохранении всевозможных усилий как можно эффективнее социализировать низовые массы. Органический синтез социализации и субъектизации демонстрирует, кстати, не только Европейский Союз, но и такие страны АСЕАН, как Сингапур и Малайзия и отчасти Вьетнам, а также продемонстрировали США при реализации общенациональной «программы аффирмативных действий».

Напротив, политика десубъектизации, проводимая Путиным в РФ, не только отдаляет нашу страну от субъектизированных стран Запада, но и проецируется на отношения с постсоветскими республиками, в том числе с такой близкой, как Республика Беларусь. Сегодня, когда Путин встречается с Лукашенко, в очередной раз отодвигается принятие какого-либо конституционного акта единого Союзного государства. И СНГ дышит на ладан - Украина избрала не пророссийскую, а прозападную ориентацию, испорчены отношения с Грузией, а Казахстан осмотрительно диверсифицирует свои политические и экономические связи. Путинская РФ не стала и даже не хочет стать центром притяжения для окрестных территорий, исполнить миссию собирания евразийского пространства.

Отмечу ещё, что осуществление всемирного проекта предполагает функционирование наднациональных структур, вначале неизбежно неформальных. За линией Ленина стояло «международное коммунистическое и рабочее движение», созданное основателями Интернационала, а за линией Столыпина при переходе её к практической реализации стояли неформальные масонские круги, затем Трехсторонняя комиссия, Бильдербергский клуб и другие транснациональные структуры. И для реализации правоверного всемирного проекта Нового Человечества необходим наднациональный сплот, способный использовать существующие международные механизмы типа ООН, ЮНЕСКО и т.д. для проведения своих инициатив и разверстывания в мире своих подразделений и филиалов.


В избранное