Хочешь опознать дьявола – вглядись в мелочи. На протяжении почти двадцати лет, то есть на протяжении жизни целого поколения, идут разговоры о необходимости поддерживать малый и средний бизнес, особенно производственный, о взращивании среднего класса как основы демократии, гражданского общества и процветания. Особенно много слов на эту тему стало извергаться после явления Владимира Путина народу. Как ростки сквозь бюрократическо-полицейский асфальт, пробивается всегда и везде низовое предпринимательство
к свету. Это свойственно любому обществу, и даже в СССР были «цеховики», производившие дефицитный ширпотреб. О торговцах и спекулянтах не говорю. А в перестройку и после многим показалось, что наконец-то наши низовые бизнесмены завалят прилавки отечественной одеждой, обувью, всякой мелочевкой. Почему же не получилось? Почему мыло – турецкое, шубы – греческие? Ответ очень прост – компрадорский крупный сырьевой капитал взял верх в стране и расстрелял национальный производственный капитал в Доме Советов России
4 октября 1993 года.
С тех пор ничего не изменилось. Силовая олигархия слиплась с компрадорской, оседлав «трубу». Низовая субъектность, сопряженная с экономической самодостаточностью (национальный капитал), справедливо воспринимается доминирующими неофеодалами как потенциально самый главный враг. Боязнь буржуазно-демократической революции (её обзывают «оранжевой», связывая с происками зарубежных «врагов России») определяет внутреннюю политику путинского режима. Ничего хорошего русскому низовому бизнесу
ждать пока не приходится.
Вот в Питере в четверг 13 декабря 2007 года открылся Форум малого предпринимательства. В рамках Форума работает выставка "Малый бизнес Санкт-Петербурга". Между тем, Ассоциация предпринимателей малого и среднего бизнеса в связи с форумом объявила траур. В знак протеста члены Ассоциации пришли на мероприятие в траурных костюмах и с траурными ленточками. Они отмечают, что хотят таким образом вспомнить "разоренных обездоленных и выброшенных в полунищенское существование малых предпринимателей, чей бизнес был уничтожен могучей чиновничьей рукой".
Уточняется,
что "это 1500 остановочных павильонов, около 3000 павильонов в зоне действия метрополитена. Около1000 удобных жителям магазинов проданных с торгов Фонда имуществ и закрывшихся в результате повышения арендной платы КУГИ. Это полтора десятка фирм независимых перевозчиков, вынужденных закрыться в связи с тем, что Смольным выкинул их с маршрутов и при этом маршруты отдал приближенным "дружественным" фирмами. И множества других изысканных способов "честного" отъема чужого бизнеса Санкт-Петербургскими
чиновниками".
Но чиновничье-полицейское рэкетирование низового предпринимательства, прежде всего производственного, - родовое свойство любого феодального и неофеодального режима, а в Питере или Москве даже кое в чем дело получше (можно затеряться или найти помощь у правозащитников), чем в областных и районных центрах, где не затеряешься. Конечно, идеально отлажено лицедейство и демагогия, но низовая субъектность предпочитает всё же больше верить не словам, а делам. А дела говорят сами за себя
– оставь надежду, всяк сюда входящий.