Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Как приобщить молодежь к истории

 

Вчера на редколлегии журнала «Русская История» обсуждали тему преподавания истории в школе. Очень злободневная тема, учитывая разгоревшиеся общественные страсти. Надо основательнее подступиться к ней. Важно не обидеть как отдельных авторов и издателей, так и ведомства. Всё же журнал должен стремиться к респектабельности. Поэтому решили на первых порах в дискуссии не влезать, а наработать авторитет за счет качества статей и иллюстраций. А по школьным учебникам по истории составить обзор, в котором указать на фактические неточности. Что касается концепции исторического прошлого России, то примерное единодушие в наших рядах имеется, но лучше его пока не манифестировать, а формулировать в ходе работы над номерами, постепенно выявления идейные различия и затем пытаясь выработать согласованную позицию. Интересных идей и тем предложено много, вопрос лишь в том, кто будет их реализовывать? Нужны сильные профессионалы. Обращаемся к общественности – кто интересуется историей и компетентен, пожалуйста, поучаствуйте в нашем скромном, но полезном начинании, пусть хотя бы эпизодично.

Сегодня надо было бы сходить на Круглый стол в редакции "Учительской газеты" (тема «Какой должна быть история в школе?»), но разорваться невозможно, попросим потом стенограмму и, может быть, опубликуем. Вот вопросы для обсуждения на Круглом столе:

∙ Каковы цели и задачи исторического образования в школе?
∙ Линейная или концентрическая? Историки и сегодня спорят о плюсах и минусах этих систем преподавания. А возможно ли обучение истории по другой структуре изложения содержания, помимо линейной и концентрической? И допустимо ли продуктивное сочетание достоинств и ресурсов концентрической и линейной структур?
∙ Устраивают ли учителя существующие стандарты исторического образования? Возможно их надо сделать более конкретными в области фактологических и хронологических знаний, с ориентацией на ЕГЭ?
∙ Возможно ли единство в научно-историческом и педагогическом сообществе в отношении точного перечня исторических знаний, которые нужны человеку для жизни в современном поликультурном мире?
∙ Обсуждаем новый учебник. К началу 2008/09 учебного года учебник «История России. 1945-2007» под редакцией А.А. Данилова, А.И. Уткина, А.В. Филиппова (издательство «Просвещение») будет доработан с учетом замечаний учителей и методистов. В чем принципиальное отличие этого учебника от других? Какие задачи ставили перед собой авторы?
Участники «круглого стола»
1. Александр Михайлович КОНДАКОВ, генеральный директор издательства «Просвещение».
2. Александр Вячеславович ФИЛИППОВ, один из авторов учебника «История России. 1945-2007».
3. Леонид Владимирович ПОЛЯКОВ, профессор Высшей школы экономики.
4. Александр Анатольевич ДАНИЛОВ, профессор, заведующий кафедрой истории Московского государственного педагогического университета имени В.И. Ленина, действительный член Академии педагогических и социальных наук, автор учебников по истории, один из авторов учебника «История России. 1945-2007».
5. Евгений Евгеньевич ВЯЗЕМСКИЙ, кандидат исторических наук, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой исторического и социально-экономического образования федеральной Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
6. Кирилл Александрович КОЧЕГАРОВ, кандидат исторических наук, заведующий исторической редакцией издательства "РУССКОЕ СЛОВО".
7. Ольга Викторовна АЛЕКСАНДРОВА, учитель истории и обществознания, школа №1151, Москва, "Заслуженный учитель РФ", "Учитель года Москвы - 1996".
8. Сергей Леонидович ЦЫБУЛЬСКИЙ, учитель истории Центра образования № 686 «Класс-центр», Москва.
9. Александр Николаевич ВАСИЛЬЕВ, гимназия №56, Санкт-Петербург, Заслуженный учитель, Учитель года - 1992, победитель конкурса Лучших учителей РФ в рамках приоритетного национального проекта образование.
10. Татьяна Владимировна ЧЕРКАШИНА, учитель истории и обществознания гимназии № 1520 имени Капцовых, Москва, победитель конкурса Лучших учителей РФ в рамках приоритетного национального проекта образование за 2006 год, Почётный работник общего образования РФ, лауреат Гранта Москвы в области гуманитарных наук.
11. Леонид Александрович КАЦВА, учитель истории, автор учебников по истории.

Поделюсь своими соображениями о том, как приобщить нашу молодежь к истории. Эти соображения – в русле Программы постиндустриальной модернизации России «Путь из тупика», Пункт 5 «Образование и воспитание нации». Эту систему я продумал в начале 1980-х годов, когда заведовал сектором студенческой молодежи в НИИ проблем высшей школы и продвигал воспитательно-учебный комплекс «Школа-вуз-производство», за который по науськиванию небезызвестного Александра Николаевича Яковлева и его ставленника в Минвузе СССР Григория Григорьевича Квасова меня гнали из рядов КПСС ввиду якобы буржуазности подхода.

Учитывая акселерацию и раннее интеллектуальное и половое созревание современной молодежи, находящейся под могучим воздействием глобального информационного общества, предлагалось воспитывать-обучать и постепенно не только социализировать, но и субъектизировать подрастающее поколение 12 лет, но в первый класс отправлять детей с 6 лет. Весь курс учебы-воспитания разбит на четыре цикла в примерном соответствиями со ступенями развития интеллекта Пиаже, Выготского и других психологов – начальный дошкольный, младшие классы 1-4, средние классы 5-8 и старшие классы 9-12. В каждом цикле предусмотрены самофокусирующиеся комплексы учебно-воспитательных методик, но в данном тексте сконцентрируемся на историческо-патриотическом обучении-воспитании. Рассмотрим по циклам:

Дошколята: знакомятся с глобусом и небесной сферой, научаются ориентироваться в географическо-геополитическом пространстве.

Младшие классы 1-4 возраст 6-9 лет: родословие, начало мироздания и человечества и наших предков, курс всемирной и отечественной истории 1.

Средние классы 5-8 возраст 10-13 лет: краеведение, начало законов человеческого общества, курс всемирной и отечественной истории 2.

Старшие классы 9-12 возраст 14-17 лет: страноведение, мировоззрения, осмысление базисных и надстроечных факторов в развитии человеческого общества, курс всемирной и отечественной истории 3.

Курс истории сопряжен с другими гуманитарными курсами и закрепляется практически на во внеклассной деятельности, в экскурсиях и поездках и, самое главное, в общении со старшими, которые работают с младшими по взаиморазвивающим методикам.


В избранное