Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Современный неофеодализм как реинкарнация феодального социализма

 

Исходная идея социализма – восхождение к субъектности для всех через социализацию традиционалистских низов в нововозникшем буржуазно-капиталистическом обществе. Однако в условиях борьбы буржуазии с феодализмом неизбежно оборотничество этой исходной идеи – попытка феодализма приспособить феодальный традиционализм с его феодальной иерархией к условиям нового способа производства, подразумевающего замену старых средств производства и модификации для их овладения старых форм производственных отношений. Суть же феодальной иерархии – субъектность не низов, а верхов (по аристократическому происхождению, по должности или по богатству).

Соответственно возник феодальный социализм, представители которого, критикуя капитализм, видели выход из его противоречий в возвращении к феодально-патриархальным отношениям.

Впервые термин "феодальный социализм" был употреблен Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в "Манифесте Коммунистической партии" (1848). Они относили к его представителям часть французских легитимистов (Ж. Вильнёв-Баржемон, Ш. Монталамбер и др.) и "Молодую Англию", в которую входили аристократические тори (Д. Маннерс, А. Эшли и др.), сплотившиеся в 1840-х гг. вокруг Б. Дизраэли. Историко-философская концепция феодального социализма была разработана Томасом Карлейлем. Теоретическими источниками явились философия католицизма, схоластический реализм, мистика Э. Сведенборга, реакционный романтизм 18 - начала 19 вв. (Э. Бёрк, Р. Саути, С. Колридж, Л. Бональд, Ж. Де Местр), традиционализм исторической школы права и другие учения, которые представители феодального социализма использовали преимущественно для провиденциалистско-телеологического обоснования своих социально-политических построений.

Формирование феодального социализма произошло после Революции 1830 во Франции и парламентской реформы 1832 в Англии, когда возникла почва для иллюзии об общности интересов классов, противостоявших буржуазии справа и слева - о своеобразном антикапиталистическом фронте феодалов и трудящихся.

Первоначальный феодальный социализм, исходя из принципа иерархии как дарованности субъектности свыше для избранных и отрицая необходимость возжигать искру свободы в душах низовых членов общества, представлял исторический процесс как осуществление замыслов высшего существа, открывающихся только особым героям и вождям, задача которых - охранять проверенные веками устои общества, не допуская развития в нём "искусственных" элементов. С точки зрения феодального социализма, установление политического господства промышленной буржуазии привело к распаду традиционных общественных связей, к возникновению хаотической массы преследующих эгоистические цели индивидов. Возвращение к гармоничному слиянию людей в социальный монолит может быть достигнуто лишь совмещением промышленной цивилизации с феодально-патриархальными принципами общественного бытия, отвечающими извечной "человеческой природе": иерархия, развитие патерналистско-патриархальных связей, незыблемость традиций и ритуалов, святость политических установлений и лиц, в которых они воплощены (монархи, герои, земельные магнаты и "капитаны промышленности", как назвал их Карлейль).

Программа феодального капитализма, отразившая интересы и чаяния обуржуазившейся земельной аристократии, в действительности не затрагивала основ капитализма, затрудняя развитие активности народных масс.

К первоначальным формам феодального социализма тяготели социальные слои, выбитые из привычной колеи наступлением промышленного капитализма (городское мещанство, чиновничье-бюрократические элементы, часть интеллигенции). Карл Маркс и Фридрих Энгельс, сочувственно отзывавшиеся о меткой критике феодальными социалистами антигуманистических сторон капиталистической цивилизации, в целом характеризовали феодальный социализм как ведущее направление реакционного социализма 1830-1840 гг.

В дальнейшем феодальный социализм, разновидностью которого стал первоначальный христианский социализм, получил распространение в Испании, Австро-Венгрии, России.

Однако по мере развития капитализма и вступления его в стадию империализма исходный феодальный социализм реинкарнировался в разнообразные формы как «государственного капитализма» (в том числе в развитых странах), так и «некапиталистического пути развития» (особенно в странах капиталистической периферии) и местных разновидностей «социализма». Социализм в Советском Союзе и национал-социализм в Германии многое восприняли на практике из теоретического наследия феодального социализма, в том числе принцип иерархии-авторитаризма (вождизм), дирижирование производительными силами и производственными отношениями, культ государства (этатизм), подавление низовой субъектности.

Современные реинкарнации феодального социализма часто не используют само слово социализм, но по сути возвращаются (часто под антиимпериалистической риторикой и с обличением пороков буржуазного общества) к той же иерархии и к тому же подавлению низовой субъектности. Поэтому режимы личной власти, утвердившиеся в ряде осколков Советского Союза и в ряде периферийных стран Африки, Латинской Америки и Азии и характеризующиеся целеустремленной десубъектизацией потенциальных политических конкурентов и национального капитала, являются рецидивами неофеодализма.


В избранное