Рад за венесуэльцев – большинство из них выступили против пожизненного правления Уго Чавеса, несмотря на его обещания осчастливить бедных и прищемить богатых. Люди всё же понимают, что тирания означает бесконтрольность правящих и соответственно беспросветность и весь букет зла, каким бы ни был обнадеживающим «План Чавеса». Заманчиво – но обманчиво. И Чавес не ангел, а явно со сдвигом, а его подручные – тем более. Девять лет он правит – а чуда нет и не предвидится, тогда как лидеры ряда других
бедных стран (типа Малайзии) за меньший срок добились прорыва к процветанию. Увы, в РФ нет такого осознания. Кроме того, венесуэльская молодежь повитальнее нынешней русской и вышла на демонстрации против Чавеса, а нам, видимо придётся ждать новых и более пассионарных и жизнеспособных поколений как почву низовой субъектности.
Упомянул далекую Малайзию, хотя можно было бы упомянуть и соседнюю с Венесуэлой многоэтническую Бразилию. Но про Бразилию долго рассказывать, про неё больше знает Виктор Александрович
Красильщиков из академического Института мировой экономики и международных отношений – сошлюсь хотя бы на его статью пятилетней давности в «Независимой газете», в которой
он высмеивает демагогию декабрьского (2002) «Манифеста» партии «Единая Россия» о том, будто – цитата - «XXI век будет веком России. Мы стоим на пороге беспрецедентного роста национальной экономики, какого еще не знала мировая история». Какое наглое и подлое враньё! А ведь верит российский несубъектный электорат и пять лет назад, и сегодня, и будет верить и ещё через пять и десять лет и вообще вечно, пока находится в сверху поддерживаемом порочном круге «нищета-авторитаризм-периферийность». И мой коллега-«третьемирник»
доктор экономических наук указывает, что в Бразилии в отличие от РФ не душится низовой реальный сектор и не царит силовой произвол в отношениях собственности, и это высвобождение низовой субъектности и привело к успеху.
Субъектность конкурентоспособнее десубъектизации, это ежу понятно. И если вникнем в опыт сверхуспешной Малайзии, то легко обнаружим этот же ключик к успеху. Поскольку в последний уикэнд по каналам ТВ прошло много телесюжетов о Малайзии, некоторые россияне могли обратить на них внимание
и задуматься, почему у других идут дела, а у нас нет. Чем малайцы лучше русских? Да, климат потеплее, зато нефти нет. Кроме того, малайцы не одни в своей стране, там давно ключевые позиции в бизнесе захватили «евреи Востока» - китайцы. Да и гастарбайтеры из Индии давно натурализовались, требуют своё.
Но в многосултанской и многоконфессиональной Малайзии к власти пришел не шкурник, а малайский националист-патриот (недавно стал «главным мусульманином» планеты, лидером Организации Исламская Конференция)
- мудрый доктор Махатхир бин Мохамад. Он не стал изобретать велосипед, а использовал опыт СССР как по форсированному взращиванию низовой субъектности в годы нэпа, так и по преодолению межэтнических конфликтов (программа «позитивной этнической дискриминации», аналогичная «ленинской национальной политике» - вовлечение этнических элит, прежде всего малайской, в бизнес и в управление). Он решил превратить Малайзию в современное государство с высокоразвитой экономикой, независимой внутренней и внешней политикой.
И свой план прорыва он, не мудрствуя лукаво, назвал по-ленински – «новая экономическая политика» (нэп). Став премьер-министром в 1981 году, он бросил страну в прорыв модернизации и за два десятилетия вывел её в постиндустриализм.
Деятельность Махатхира Мохамада заслужила высокую оценку в Малайзии и за рубежом. Другой «гений постиндустриальной модернизации», этнический китаец Ли Куан Ю, отец соседнего Сингапура и тоже поклонник советского опыта (он заставил своего старшего сына Ли Сянь Луна, ныне правящего
«островным раем», выучить русский язык), в классической книге-руководстве «Сингапурская история» так пишет о своем визави-конкуренте: «Он обладал решительностью
и политической поддержкой, позволявшей ему преодолевать предрассудки масс, когда того требовали интересы страны. Махатхир тащил малайцев от мракобесия к науке и технологии... дал образование молодым малайцам, дал им видение будущего, основанное на науке и технологии, особенно использовании компьютеров и Интернета, символом которого стал «мультимедийный суперкоридор». Большинство малайцев, и все китайцы и индусы Малайзии хотят именно такого будущего, а не возврата к исламскому экстремизму»». И Махатхир бин Мохамад,
как и Ли Куан Ю, подробно и прагматично изложил «рецепты успеха» тоже в уже классической книге «Путь вперед», которую читаю на русском языке в Рунете как источник
вдохновения.
Ставка на низовую субъектность – беспроигрышна. Более того, в наступившей эре «экономики знаний» и глобализации – она единственно возможная. Против неё – шкурные самовластцы, вынужденные ради сохранения своей монополии на власть давить национальный капитал в базисе и политическую свободу в надстройке.
Правоверный Махатхир бин Мохамад, лидер Объединенной малайской национальной организации (ОМНО), ему 20 декабря исполнится 82 года, - передал власть правоверному достойному преемнику.
Им стал Датук Сери Абдулла Ахмад Бадави. Он – суфий, я не раз цитировал его стихи. По ТВ показали, как к нему на днях пробился российский журналист и попросил сказать несколько слов россиянам. Получился экспромт, но очень удачный. Бадави до деталей знает про жизнь и проблемы первого малайзийского космонавта – врача и красавца-манекенщика – шейха Музафара Шукора, желает ему жениться на русской девушке и т.д. Я смотрел на Бадави и любовался им и завидовал – везет людям.
Прорыв в постиндустриализм не
только не умаляет традиционное правоверие, но и укрепляет его. Выступая в прошлом месяце на Ассамблее ОМНО, глава правящей партии Абдулла Ахмад Бадави заявил о строгой приверженности линии на укрепление исламских позиций в политике государства, и не собирается стесняться этого. Жизнь показала справедливость и эффективность 10 принципов «Ислам Хадхари» – стратегии исламской умеренности в современном мире. Премьер также добавил, что «Конституция Малайзии провозглашает Ислам официальной религией страны, тем не
менее, оставляя за гражданами право на свободу вероисповедания». А выступая 8 ноября 2007 года на заседании Генеральной Ассамблеи Объединенной Национальной Организации Малайцев во Всемирном Торговом Центре Путра, он сказал, что Малайзия намерена и далее принимать меры для того, чтобы стать первым в мире исламским финансовым центром и лидером по производству халяльной продукции.
Премьер-министр Малайзии объявил, что в соответствии с инициативой Международного Исламского Финансового Центра (MIFC), Малайзия
предприняла либерализацию финансового сектора с целью привлечения иностранных учреждений на рынки банков и ценных бумаг, а также «такафула» (исламское страхование). «Успех страны в развитии исламской финансовой системы, получившей международное признание, и усилия по организации халяльной индустрии не менее важны в реализации «фарду кифайя» (коллективных обязательств), сказал Абдулла Ахмад Бадави. По его словам, на рынке исламских ценных бумаг на долю Малайзии приходится две трети исламских облигаций на сумму
47 млрд. долларов. «Кроме того, мы заняли ведущую роль в организации таких учреждений как Правление Исламских Финансовых Услуг (IFSB) и Международного Центра Исламского Финансового Образования (INCEIF)».
IFSB, куда входят 125 стран, занимается координацией международных правил и стандартов, тогда как INCEIF является учреждением университетского уровня, которое готовит кадровые ресурсы для удовлетворения нужд исламского финансового сектора. По словам Абдуллы, Малайзия также намерена стать лидером
халяльного сектора, активно продвигая малазийские халяльные товары и услуги, работая над упрочением стандартов сертификации халяльной продукции и созданием Корпорации Развития Халяльной Индустрии. «Учитывая, что объем всемирного рынка халала достиг 2 триллионов малазийских ринггитов и охватил 1,8 миллиардов мусульман, малазийцы, особенно мусульмане, не должны упускать возможность заниматься предпринимательством в этой области», добавил он.
Как-то посол Малайзии в РФ Датук Яхья Баба дружески приглашал
меня переехать к ним в страну и заниматься развитием Панлога и производством Панбука. Но у меня тогда были некие надежды на русскую субъектизацию, в которой хотел принимать всяческое участие. Благородный Махатхир бин Мохамад предпочел на Родине вести борьбу за достойную жизнь малайцев и вообще всех малайзийцев, и подвергался опале, и ждал прихода времен, когда создадутся условия для реализации его плана модернизации. И мы здесь в России на основании отечественного и зарубежного опыта выработали базисную и конкретную
Программу постиндустриальной модернизации России «Путь из тупика» и надеемся, что когда-нибудь соберется «критическая масса» пассионариев-орговиков
и побудит наконец нашу страну к модернизационному прорыву, который на наших глазах совершили другие субъектизировавшиеся страны.