Наступление Путина на средний класс
Могильщиком сомосы являются не рассыпавшиеся рабочие и крестьяне, а средний класс,
то есть экономически-самодостаточные или стремящиеся к экономической самодостаточности
граждане. Сомосу сметают сандинисты, а не коммунисты, или Фидель Кастро с Че
Геварой – лидеры национально-осовободительной революции. Они и их сторонники
и бойцы – выходцы из среднего класса. Сомоса это хорошо понимает. Поэтому главная
его задача в экономической политике – держать «средних» в подвешенном состоянии,
подвергать их постоянному прессингу.
И после переизбрания Путина на второй президентский срок незамедлительно началось
«закручивание гаек». Стали перерегистрироваться договора аренды с кратным повышением
арендных ставок, стала выдергиваться земля из-под предприятий и фирм, стали признаваться
недействительными документы на приватизацию и недвижимость. Ещё в июле 2000 года
наша организация «Возрождение» приняла Заявление «Полицеизация вместо модернизации»,
в котором разоблачался погибельный для российской экономики курс Путина. Ныне
умышленное удушение «среднего класса» на глазах набирает обороты.
Вадим Вислогузов в газете «КоммерсантЪ» (1 октября 2004, № 183, стр. 1, 15) опубликовал
материал «Вся власть – налогу! Правительство переходит в фискальное наступление»
констатирует, что налоговой полиции не существует уже полтора года, но о налогоплательщике
всегда найдется кому позаботиться. На вчерашнем заседании правительства Министерство
финансов представило свои предложения по повышению уровня собираемости налогов.
Они сводятся к резкому ужесточнению правил уплаты налогов: фискальным органам,
в частности, предлагается дать право диктовать предпринимателям рыночную цену
товара и без суда списывать суммы штрафов с их счетов.
Российское правительство независимо от его текущего кадрового состава периодически
охватывает зуд немедленной и радикальной корректировки налогового законодательства.
Последний раз это произошло в марте нынешнего года. Тогда Белый дом принял решение
увеличить фискальную нагрузку на нефтяников и сократить ставки единого социального
налога.
Дальше реформа завязла. Проекты недостающих глав Налогового кодекса (о госпошлине,
налогах на землю, а также на имущество физических лиц) застряли в согласительных
процедурах. Теперь решено объявить о новых стратегических инициативах. Обнародовавший
их на вчерашнем заседании правительства замминистра финансов Сергей Шаталов объявил,
что пришла пора наводить порядок в налоговом администрировании: "Установив низкие
налоги, государство вправе требовать их уплаты". По его словам, цель предлагаемых
мер по ужесточению администрирования – не столько наполнение бюджета, сколько
ликвидация недобросовестной конкуренции, когда уклоняющиеся от налогов оказываются
в более выгодном положении, нежели честно их платящие.
С этой целью Минфин реанимирует свои старые идеи, наполняя их новым смыслом.
С полки снят четырехлетней давности законопроект о борьбе с трансфертным ценообразованием.
Чтобы предприниматели не торговали по заниженным ценам и не утаивали тем самым
налоги, в НК предлагается внести механизм определения справочных "рыночных" цен,
исходя из которых налоговики будут доначислять утаенные от госказны налоги. Чтобы
создать эффект непрерывности налоговой реформы, Понятно, что в нынешних условиях
усиления командно-административного регулирования экономики установление чиновником
"справедливой" рыночной цены товара приведет к фактическому восстановлению Государственного
комитета по ценам, существовавшего в советские времена.
Любопытно, что Сергей Шаталов признает: на сегодняшний день острота проблемы
трансфертных цен заметно снизилась. Внутренние офшоры ликвидированы, введение
специфической (выраженной в рублях, а не в процентах) ставки налога на добычу
нефти сделало манипуляции с ценами сырья при его продаже экономически бессмысленными.
Тем не менее, заявил вчера замминистра, трансфертное ценообразование остается,
а действующий НК не позволяет налоговикам наказывать уличенных в его применении.
Поэтому, кроме определения рыночных цен, Минфин настаивает на расширении критериев
определения взаимозависимости предприятий (согласно кодексу, налоговики вправе
перепроверять цены сделок, заключенных такими компаниями). В частности, зависимыми
должны признаваться "сестринские компании" (являющиеся дочерними по отношению
к головной структуре), а также фирмы, управляемые одним и тем же менеджментом.
Не менее настораживающе выглядят планы Минфина в отношении повышения эффективности
налоговых проверок. Сейчас штрафы за неполную или несвоевременную уплату налогов
вправе накладывать исключительно судебные органы. Министерство предлагает дать
налоговикам возможность взыскивать штрафы самостоятельно. Если в течение определенного
срока оштрафованная организация не решится обжаловать вынесенное решение, штраф
будет списываться со счета в бесспорном порядке.
Преступный бизнес фирм-однодневок (незаконный возврат НДС, лжеэкспорт) чиновники
намереваются пресечь созданием систем тотального контроля. Для этого предлагается
создать несколько мощных федеральных информационных систем. Это система электронного
учета ежегодно выписываемых в стране счетов-фактур (см. вчерашний номер Ъ) и
база по утерянным, украденным и недействительным паспортам. Сергей Шаталов сообщил
вчера, что на создание системы учета счетов-фактур Федеральная налоговая служба
запросила 2 млрд руб.; МВД свои затраты на организацию паспортной базы оценило
в 3,6 млрд руб. Сколько будет стоить министерская инициатива о предоставлении
реестров счетов-фактур в электронном виде самим налогоплательщикам, пока не сообщается.
Не обрадует предпринимателей и предложение об ужесточении уголовного наказания
за уклонение от уплаты налогов. Пока Минфин не раскрывает деталей этой новации
– ограничится ли дело увеличением штрафов или дойдет до увеличения сроков лишения
свободы. Однако это предложение одобрения у министров не нашло. "Нам следует
дополнительно обсудить, как предлагаемое ужесточение наказания согласуется с
объявленным президентом курсом на гуманизацию уголовного законодательства",–
заявил вице-премьер Александр Жуков.
Хороших новостей для предпринимателей у правительства, похоже, не будет. Ожидалось,
что ими могут стать законопроекты об освобождении от налогообложения всех авансовых
платежей, об упрощении возврата НДС экспортерам и о решении проблемы зачета этого
налога при капвложениях. Однако решение этих вопросов отложено. По словам Сергея
Шаталова, все это будет введено лишь с 1 января 2006 года – одновременно с введением
электронных счетов-фактур, унификацией ставки НДС (единые 16% вместо нынешних
18% и 10%) и переходом к уплате этого налога при отгрузке товара, а не при получении
денег за него. Проводить давно обещанную либерализацию порядка зачета НДС в следующем
году Минфин отказывается, ссылаясь на опасность ее совмещения с предстоящим значительным
снижением ставок единого социального налога.
Следует лишь отметить, что налоговый террор в отношении среднего класса – типичный
приемчик сомосы. Не будет экономического взлета России при Путине, не сможет
спать спокойно и иметь какой-либо просвет отечественный средний класс и наше
низовое предпринимательство, пока у власти – компрадор-полицаи.