Антология предательства в медицине
<Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к
первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они
предложили ему тридцать сребренников; и с того времени он искал удобного
случая предать Его>.
(Евангелие от Матфея 26:14-25)
Говорят, балерины в белых пачках в борьбе за сольные партии подкладывают
друг другу толченое стекло в пуанты. Говорят, кардиналы в красных сутанах в
борьбе за церковные должности подсыпают друг другу яд в бокалы, а иногда
даже в котлеты. Говорят, древнерусские князья в борьбе за земельные наделы
просто - раз! - и выкалывали друг другу глазки или отрубали голову. Тоже
метод. Но тебе повезло. Ты работаешь в медицине :
Мир медицины, мир <полубогов> в белом. Непосвященные всегда считали его
миром высокоморальных людей с ясными и гуманными помыслами, безупречной
репутацией и трепетным уважением к Учителю и Коллегам по цеху.
Еще Гиппократ морально-этические принципы отношений врачей друг с другом
выразил словами - <Врачам не к лицу уподобляться соседям по ремеслу на
площади>. Он же, в знаменитой <Клятве>, сформулировал и цеховое обещание
Учителю - <Считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими
родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать
ему в его нуждах, его потомство считать своими братьями и это искусство,
если они захотят его изучить, преподавать им безвозмездно и без всякого
договора, наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим
сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и
клятвой по закону медицинскому, но никому другому>.
В другом, дошедшем до нас документе <Врачебныя этическия правила,
составленныя комисс?ей, избранной Обществом К?евских Врачей и утвержденныя
имъ в заседании 7-го октября 1889 года" тоже есть поучительные пункты,
регламентирующие профессиональную этику:
:21. В совещаниях нужно избегать даже и тени соперничества: напротив,
следует быть в отношении к товарищам откровенным, правдивым и деликатным.
34. Врач, заменивший товарища, ничем не должен способствовать составлению
дурного мнения о своем предшественнике.
42. В случае столкновения между врачами, касающегося их специальной
деятельности, столкновение это, прежде всего, должно быть рассмотрено
третейским судом из пяти врачей, избираемых Обществом Киевских Врачей
ежегодно в следующем составе: Президент Общества Киевских Врачей, один
профессор, один военный, один гражданский и один вольнопрактикующий врач. В
случае надобности могут быть приглашены специалисты как эксперты.
Председатель Комиссии профессор Н. Хржонщевский,
президент Общества Киевских Врачей
Всегда ли врачи соблюдали эти положения?
К счастью, да. Так уж сложилось, что врачебное сословие во все века
пополнялось из среды разночинцев для которых честь, достоинство, мораль,
совесть - не простые слова. Врачей, вышедших из люмпенов или верхушки
аристократии, аморальных по своей сути, практически не было.
Но не все так безоблачно. История накопила немало противоположных примеров.
Мир <белых халатов> - только слепок того общества, в котором приходится
жить, поэтому все пороки общества неизбежно проявляются и в среде врачей.
Злодейство многогранно. Это и доносы, и <подставы>, и клевета, и попытки,
часто небезуспешные, вытеснить <коллегу> с официальных позиций, лишить
практики, очернение его в глазах пациентов, обывателей, и, что особо опасно,
в глазах <власть имущих>, склонных к быстрой расправе. В академической среде
добавляется необъективная критика, замалчивание достижений конкурента,
присваивание его идей, лишение научной и педагогической трибуны. Особо
изощренная форма злодейства - склонение к предательству учеников. К
сожалению это было, есть, и, наверное, будет:
Проходит время. Постепенно все становится на свои места. Интриганы и
предатели, за редким исключением, становятся безымянными, а их жертвы,
оболганные и гонимые - возрождаются из пепла. Но это, к сожалению, слабое
утешение. Признание почему-то любит настигать своих героев посмертно:
История не имеет сослагательного наклонения. Что было - то было, но забывать
об этом не стоит. Особенно сейчас, в эпоху поклонения <золотому тельцу> с
его культом аморальной конкуренции и прогрессирующего цинизма: Может быть
приведенные ниже истории окажутся для кого-то поучительными и остановят
кого-то у края падения в бездну аморальности, интриг и предательства.
***
>Страстотерпче святый и целебниче Пантелеимоне, моли Милостиваго Бога, да
прегрешений оставление подаст душам нашим>.
(Тропарь, глас 3)
Святой великомученик и целитель Пантелеимон родился в конце III века Вифинии
(Малая Азия) в городе Никомидия (резиденция императора Диоклетиана). Его
учителем был знаменитый врач Евфросин.
Пантелеимон посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Он
безвозмездно лечил всех обращавшихся к нему. Посещал в темницах узников и
при этом исцелял страждущих не столько медицинскими средствами, сколько
призыванием имени Иисуса Христа. Слава о милостивом и бескорыстном враче
вскоре распространилась по всему городу, и жители, оставив всех других
врачей, стали обращаться только к святому Пантелеимону. Это вызвало злобу и
зависть всех врачей к святому, которые написали донос, что св. Пантелеимон
христианин и оказывает медицинскую помощь всем христианам.
Из произведений О.Е.Боброва
Original Message From: "Виктор Гребенщиков" <reo***@b*****.ru>
To: "science.health.ageing.antiageing (950410)" <kamal***@i*****.ua>
Sent: Friday, January 09, 2009 1:04 AM
Subject: Re[7]: 777
>> >С каких пор совесть, неравнодушие,
>> > не говоря уже так высоко, как сострадание -
>> > зависят от зарплаты?
>> Большинство людей, когда не хватает на еду и на элементарные нужды -
>> становятся озлобленными и агрессисвными.
> Да чепуха это все! Зарплата врачей и учителей ВСЕГДА была низкой!
> (Вспомните
> "Иронию судьбы"1975 г) Так что все прекрасно знали куда идут! И неча
> пенять на
> трудности бытия. Как будто другие деньги гребут лопатами...Просто смекнули
> что
> самое дорогое - это жизнь - вот и понеслась... ВГ
>
>