Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психологическое кафе

За 2018-06-01

[pc] Учебник "Психо-хо терапия" продолжение

Всем привет.
Продолжаю знакомить вас с различными психологическими школами,
психотерапевтическими приёмами и техниками.

Юрий.
Эл.П. uv32***@y*****.ru

ОБУСЛОВЛИВАНИЕ

Автор раздела -- профессор психологии Карл-Людвиг Гольц
"Обусловливание" -- термин, часто употребляющийся в классической
поведенческой психотерапии, означает следующее: в результате задуманного или
стихийно протекающего процесса научения создаются условия (например, новая
связь "стимул-реакция" или связь "реакция-ожидание"), прежде не
существовавшие (например, рефлексы). Исследования в этой области,
проводившиеся главным образом в лабораторных условиях на животных, вызвали
не только дискуссии на тему этической допустимости распространения
полученных в ходе таких исследований результатов на человека, но также и
многочисленные анекдоты.
FB лаборатории Скиннера13 одна крыса говорит другой:
-- Эти просто потрясающе: всегда, когда я нажимаю на рычаг, человек в
белом халате выдает нам корм.

Этические и специфически человеческие проблемы, возникающие при попытках
переноса реакций животных на высокоорганизованные существа, отражает
следующая история:

Fдмериканская охотничья экспедиция идет по следам Хемингуэя по африканской
глубинке. Львице, спасающей свою жизнь в поединке с одним из этих охотников,
не остается ничего другого, как откусить ту часть его тела, которая
символизирует мужское достоинство. К счастью, в сафари участвует хирург.
Чтобы спасти то, что еще можно спасти, он пришивает пострадавшему хобот
только что убитого слона. Операция прошла успешно. Спустя много лет хирург
встречает своего пациента и спрашивает о последствиях операции.
-- Чувствую я себя вполне хорошо, -- отвечает незадачливый охотник, --
никаких осложнений. Вот только на приемах мне приходится держаться подальше
от подносов с арахисом.

Еще один анекдот на тему "Обусловливание":

F -- Я хотел научить свою собаку лаять всякий раз, когда она испытывает
голод. Я продемонстрировал ей, как это делается, по меньшей мере 200 раз.
-- И что? Она лает?
-- Пока я не залаю, она не жрет.

ТЕХНИКА ВВЕДЕНИЯ В ЗАМЕШАТЕЛЬСТВО

Эриксон видел в введении клиента в состояние замешательства важное
дополнение к гипнотерапии. Сущность этой техники заключается в том, что
сознание, мышление клиента перегружаются нелогичными или противоречивыми
сообщениями (почему иногда говорят также о "технике перегрузки"). Это
приводит к трансу или поиску. Однажды на улице Эриксон столкнулся с
выскочившим из-за угла прохожим. Прежде чем тот успел что-либо сказать,
Эриксон посмотрел на часы и объявил: "Сейчас ровно без 10 минут 2 часа". В
действительности было, однако, 4 часа. Когда Эриксон, пройдя порядочное
расстояние, оглянулся, он увидел, что человек продолжает неподвижно стоять
на прежнем месте.
Кто-то однажды сказал: "Каждому просветлению предшествует
замешательство", а доклад Джея Хейли на состоявшейся в 1990 г. конференции
"Эволюция психотерапии" назывался "О сходствах между Дзэн-буддизмом и
стратегической психотерапией".
Классическим примером этого явления может служить история, происшедшая на
родине автора, в Шварцвальде.

F Посетитель кафе заказывает шварцвальдский вишневый торт. Но, попробовав
его, подзывает официанта и жалуется, что торт недостаточно свежий. Официант
просит прощения и приносит взамен сливочный торт. Посетитель съедает его,
встает и направляется к выходу. С криком: "Вы должны заплатить за сливочный
торт!" официант бежит за ним. Посетитель:
-- Почему? Я же вернул вам шварцвальдский торт.
-- Но за него Вы тоже не заплатили.
-- Так я же его не съел.
Посетитель уходит. Официант в замешательстве долго стоит как вкопанный.
^Художник-абстракционист объясняет содержание одной из своих работ. Картина
называется "Корова на лугу".
-- Не вижу никакой травы, -- говорит посетитель художественной выставки.
Художник:
-- Траву корова уже съела.
-- Но я и коровы не вижу. Художник:
-- Подумайте сами. Что делать корове на лугу, где вся трава уже съедена?
Это пример простого прерывания процесса поиска и использования небольшого
замешательства. Другому художнику был сделан заказ на "действительно"
сюрреалистическую картину. "Трудный заказ", -- подумал художник. Закончив
картину, он показывает ее заказчику. При виде картины тот испытывает
недоумение и разочарование. Картина изображает луг, через который проходит
дорога, ведущая к расположенному на заднем плане лесу. Все выписано так
детально, с фотографической точностью, что различима каждая травинка.
-- Но это не сюрреалистическая картина! -- возмущается заказчик.
-- Вы так думаете? -- отвечает художник, становится на дорогу, идет по
ней, делается все меньше и меньше и, наконец, исчезает в лесу.
(R)"рано утром на перекрестке на красный свет останавливается мощный
"Порше". Рядом с ним в ожидании зеленого света стоит бегун, вышедший на
утреннюю пробежку. Похоже, что он намерен посоревноваться в скорости с
"Порше". Желтый, зеленый... Бегун устремляется вперед, оставляя далеко за
собой автомашину. Вдруг водитель "Порше" видит перед собой на шоссе облако
взрыва и едва успевает затормозить перед дымящимся кратером, образовавшимся
посреди шоссе. В кратере сидит несколько обескураженный бегун.
-- Что с Вами?
-- Вам-то хорошо. А Вы знаете, что бывает, когда при скорости 200 км/час
лопается кроссовка?
А вот пример действительно сюрреалистической загипнотизи-рованности:
Две коровы сидят в погребе и рубят солярку.
-- Завтра Троица, -- говорит одна из них.
-- Я знаю, -- отвечает другая, -- но не пойду на праздник. Еще кое-что о
технике приведения в состояние замешательства,
которую можно использовать и в повседневной жизни:
F Мужчина встречает на улице красивую женщину и обращается к ней:
-- Извините, не встречались ли мы с Вами в прошлом году в Нью-Йорке?
-- Я, к сожалению, еще никогда не была в Нью-Йорке, -- отвечает женщина.
-- Я тоже еще не был в Нью-Йорке. Значит это была совсем другая пара.
Пример правильного реагирования на эту технику показал несколько лет
назад неподражаемый Петр во время игры в гольф с Господом. Господь явно не
рассчитал удар клюшкой, и мяч покатился мимо лунки. Но тут выскочила мышка и
схватила мяч. Затем появилась кошка и поймала мышку. Затем орел хватает
кошку и устремляется с нею в небо. Но вдруг сверкает молния. Она поражает и
орла, и кошку, а мяч падает с неба прямо в лунку. Петр говорит Господу:
-- В чем дело? Будем играть в гольф или дурачиться?

КОНСТРУКТИВИЗМ

Так называется направление в философии, отрицающее существование
реальности как таковой. Сторонники конструктивизма говорят о "видимой
реальности".
F Психоневролог, ортопед и психиатр отправляются на прогулку. Навстречу им
необычной, странной походкой движется какой-то человек.
Психоневролог:
-- Яркий пример церебрального паралича. Походка под названием "ножницы".
Ортопед:
-- Вы явно ошибаетесь. Это синдром Мари-Штрумпфеля. Психиатр не согласен ни
с одним из двух диагнозов:
-- Что вы сводите все болезни к дефектам органов? y него просто
истерический характер.
Они долго спорят и, наконец, заключают пари на большую сумму. Набравшись
храбрости, троица обращается к человеку с необычной походкой. Остановившись
и осматриваясь по сторонам, тот отвечает:
-- Я могу сообщить вам правильный диагноз: если я немедленно не найду
туалет...

КОНТАКТ С ПОМОЩЬЮ НЕВЕРБАЛЬНОГО "ВЕДЕНИЯ"

Термин "ведение" происходит от английского to pace и означает "идти шаг в
шаг". Этот термин был предложен Дж. Гриндером и Р. Бэндлером. В качестве
стратегии "ведения" психотерапевту предлагается принять позу клиента или
дышать с ним в одном ритме. Тем самым облегчается установление контакта с
клиентом. До сих пор не было известно, что эта стратегия использовалась даже
в раю. И там она также способствовала улучшению контактов.
F Иисус обходит рай. Все развлекаются, лишь один старик сидит согнувшись в
углу, явно пребывая в состоянии депрессии. Иисус хочет обратиться к нему, но
воздерживается: может быть, старик именно так наслаждается пребыванием в
раю? Проходит неделя, а старик продолжает сидеть. Иисус подсаживается к нему
и начинает дышать в его ритме. Затем говорит старику:
-- Ты находишься в раю. Ты можешь есть и пить, играть на музыкальных
инструментах, развлекаться...
Помолчав, старик отвечает:
-- Знаешь, на земле я был плотником и так хотел встретить на небе своего
сына!
Слезы выступают на глазах Иисуса, он обнимает старика и всхлипывает:
-- Папа!
Старик (сквозь слезы):
-- Буратино!

ПРИЕМ АЛКОГОЛЯ:
ПОТЕРЯ КОНТРОЛЯ ИЛИ ВЫПИВАТЬ,
НО ЗНАТЬ МЕРУ?

Среди психотерапевтов, работающих с зависимостями, идет спор: способны ли
алкоголики контролировать прием алкоголя или же на них, как и на компьютер,
распространяется принцип "единичка или нуль", т.е. или пить, или не пить
совершенно.
О питье в меру хорошо рассказывается в следующей истории:

(R)"три друга крепко поддают, переходя из кабака в кабак. Напоследок они
застревают в одном баре, продолжая опрокидывать стакан за стаканом. Наконец,
один из них не спеша сползает с высокой табуретки у стойки бара и
укладывается на пол. Один из двух оставшихся у стойки приятелей обращается к
другому:
-- Что бы ни говорили о Карле, но у него есть одно достоинство: он всегда
знает, когда довольно.
Вот еще одна история на ту же тему, но происшедшая уже в другом
ресторане.

F Человек приходит в ресторан и заказывает три кружки пива. Официант
спрашивает, придут ли еще двое.
-- Нет. Одна кружка для меня, вторая -- для моего брата, который во
Франции, а третья -- для брата из Америки.
И продолжает заказывать по три кружки. То же самое происходит и на
следующей неделе. Однажды он заказывает только две кружки. Официант
(озабоченно):
-- Не случилось ли что-нибудь с Вашим братом?
Мужчина:
-- Нет, ничего. Просто я завязал.
А вот рассказ о той роли, которую сыграло неумеренное употребление
алкоголя в одной аварии.
^...затем я на высокой скорости проехал поворот, пересек проезжую часть
дороги, проломил садовую ограду, трижды перевернулся и неожиданно потерял
управление автомобилем...

КРАТКОСРОЧНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ -- ДОЛГОСРОЧНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Среди психотерапевтов часто возникают дискуссии об оптимальной
продолжительности психотерапии. Следующая история помогает нам разрешить
этот спор.
(R)"К психоаналитику приходит человек:
-- Я думаю, что сошел с ума. Каждую ночь я вижу и слышу, как дикие звери
-- львы, тигры, слоны -- проходят парадом под моей кроватью...
Психоаналитик:
-- Ложитесь вон на ту кушетку и расскажите мне об этом более подробно.
-- Один момент. Сколько это стоит и как долго будет продолжаться лечение?
-- Один час -- 100 дойчмарок. Лечение продолжается примерно 80 часов.
Возможно, мы продлим курс еще на 80 часов.
-- Ну... Не такой уж я и сумасшедший.
Спустя несколько недель психоаналитик и пациент случайно встречаются на
рынке. Психоаналитик интересуется самочувствием бывшего пациента.
Пациент:
-- Самочувствие отличное. Мой шурин вылечил меня менее, чем за час.
-- О, Ваш шурин тоже психотерапевт?
-- Нет, столяр. Он просто отпилил у кровати ножки.
ЛОЯЛЬНОСТЬ

Лояльность -- это главная концепция семейной терапии, предложенной Иваном
Босормени-Надем. Под лояльностью понимается передача из поколения в
поколение определенных установок и схем поведения, присущих данной семье.
Следующая история раскрывает это понятие.
F Летние Олимпийские Игры. Соревнования по метанию молота, проходящие на
легкоатлетическом стадионе, вступают в решающую фазу. Последняя попытка.
Американец, у которого пока четвертый результат, входит в круг,
концентрируется -- бросок! Нарастающий вопль восторга сопровождает полет
молота: 84 метра 22 сантиметра! Новый олимпийский рекорд и, возможно,
золотая медаль. Журналисты бросаются к стоящему у края беговой дорожки
атлету. На него направлены камеры телевизионной компании. Репортер,
охваченный восторгом, спрашивает:
-- Что дало Вам силу и решимость, позволившие в последней попытке так
улучшить результат?
Спортсмен:
-- Знаете, мой отец был лесорубом, и дед мой был тоже лесорубом. Эта
работа развивает силу рук, а пребывание в лесу успокаивает нервы.
Репортер прерывает интервью: в круг входит русский метатель, имеющий пока
второй результат, концентрируется, делает знаменитые четыре поворота, и
молот летит. Публика ревет. Молот падает за отметкой, обозначающей мировой
рекорд. Стадион неистовствует. Репортер бросается к русскому атлету и,
переводя дыхание, спрашивает:
-- Это невероятно, это золотая медаль! Откуда у Вас потрясающая мощь и
невероятная сила, позволившие ответить на мировой рекорд американца новым
мировым рекордом?
Русский:
-- Все очень просто. Мой отец -- шахтер. И мой дед был шахтером. А эта
работа дает мощь и умение проявлять силу даже в трудных ситуациях.
На стадионе воцаряется тишина: в круг входит немецкий метатель. Настал и
его черед сделать последнюю попытку. Он концентрируется и с невероятной
силой, но очень гармонично делает три поворота. Молот летит и летит, и крики
зрителей переходят в рев.
87,54 метра -- фантастический результат, мировой рекорд на столетие!
Спортсмен вне себя от радости, а стадион уподобляется бурлящему котлу.
Спортсмен делает один круг почета за другим, и репортеру с большим трудом
удается взять у него интервью:
-- Скажите, пожалуйста, откуда у Вас такие поистине сверхчеловеческие
мощь и сила нервов, позволившие в последней попытке установить этот
фантастический рекорд и завоевать золотую медаль?
Немец:
-- Это не так уж и трудно. Мой отец безработный, и мой дед был тоже
безработный. Дед всегда говорил мне: "Парень, если кто-нибудь когда-нибудь
всучит тебе в руки молот, швырни-ка ты его подальше".

"ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОШИВ"

"Индивидуальный пошив" или по-английски tayloring -- термин, используемый
в эриксоновской гипнотерапии и обозначающий адаптацию психотерапевтических
интервенций к индивидуальным особенностям клиента. Способ наведения транса,
психотерапевтические истории и домашние задания подбираются в соответствии с
конкретными ситуациями. О том, как появился этот термин, рассказывает
следующая история.
(R)"Один человек просит сшить костюм по мерке. Костюм, наконец, готов.
Заказчик примеряет его и оказывается недоволен работой. Он говорит портному,
что рукава слишком длинны. Портной:
-- Ну, это только сейчас. Когда-нибудь Вы выступите с речью и пожелаете
сделать выразительный жест, например такой.
При этом портной высоко поднимает руку над головой и просит клиента
сделать то же самое.
-- Вот видите! Рукав в самый раз.
-- Ну, ладно. А как быть со штанинами, которые болтаются?
-- Ну, это только сейчас. Согните-ка немного правую ногу! Еще немного,
как если бы Вы на приеме стояли, небрежно прислонившись к стене. Вот так!
Отлично!
Клиент расплачивается, надевает новый костюм и выходит из мастерской.
Руку он держит поднятой в выразительном жесте, а правую ногу при ходьбе
сильно сгибает в колене. Навстречу идут две дамы. Одна из них шепчет:
-- Посмотри на этого калеку!
Другая:
-- Бедняга. Но костюмы он шьет у первоклассного портного.

МЕДИТАЦИЯ
Согласно вышедшей несколько лет назад книге "Психология сегодня",
медитация, возможно, является тем, что раньше мы называли дремотой. Пока что
нам так же мало известно о природе измененных состояний сознания, как и
матери из следующего анекдота.
(R)"Две матери беседуют о своих взрослых сыновьях. Одна из них: -- Теперь
мой сын занимается медитацией. Я, правда, не знаю, что это такое, но во
всяком случае лучше уж медитировать, чем сидеть сложа руки.

КОММУНИКАЦИЯ
НА НЕСКОЛЬКИХ УРОВНЯХ
Коммуникация на нескольких уровнях является характерной чертой
эриксоновской гипнотерапии. Все произносимое человеком имеет несколько
уровней значения. Реакцией на сказанное может стать процесс поиска,
замешательство или же неожиданное понимание и юмор.
Простые формы коммуникации содержат в себе лишь двойной смысл. Вот
пример.
F-- Вчера я был в налоговой инспекции. Ну и досталось же им от меня!
F Встречаются два охотника. Оба убиты.

МЕТАФОРЫ

Во всех культурах рассказы и метафоры всегда использовались для того,
чтобы влиять на людей. И сегодня психотерапевты включают анекдоты и рассказы
в арсенал используемых ими средств14.
Вот как поступает водитель-дальнобойщик Краузе из анекдота.
F Водители-дальнобойщики Мюллер и Краузе останавливаются у закусочной, чтобы
поесть. Мюллер заказывает десять яиц вкрутую и начинает их поглощать.
Краузе:
-- Десять яиц за один присест -- не много ли? Мюллер:
-- Во-первых, это не твое дело. Во-вторых, я люблю яйца. И, в-третьих, от
яиц бывают хорошие чернила для авторучки.
Краузе идет к стойке и тоже заказывает себе десять яиц. Он садится рядом
с Мюллером, открывает окно и с невозмутимым видом начинает выбрасывать яйца.
Мюллер в недоумении:
-- Послушай, что ты делаешь?
-- Во-первых, это тебя не касается. Во-вторых, я не люблю крутые яйца. А
в-третьих, я еще не знаю, кому мне написать15.
Еще один пример.
F Первая брачная ночь. Он восхищается ее красотой и выражается поэтически:
-- Какие горы! Какая долина! Этот восхитительный лужок!
И засыпает. Так продолжается четыре ночи подряд. В конце концов
новобрачная будит его:
-- Если на этом лугу немедленно не появится дерево, то луг будет продан!

"МИНИМАЛЬНЫЕ НЕВЕРБАЛЬНЫЕ КЛЮЧИ" (MINIMAL CUES)

Милтон Г. Эриксон прославился тем, что мог делать выводы о состоянии
клиентов на основании самых незначительных невербальных нюансов общения.
Так, иногда Эриксон, рассказывая истории, наблюдал за дыханием, мимикой,
незначительными движениями тела клиентов и таким образом проверял свои
диагнозы и оценки.
Как это происходит в действительности, показывает такой анекдот.

F Глава одной еврейской семьи идет к раввину и жалуется на всеобщее падение
нравов. Он купил новый замечательный зонтик, а его украли. И самое плохое в
том, что это сделал кто-то из его родни. Нельзя доверять даже родственникам.
Он подозревает двух человек. Наверняка зонт украл один из них. Но который?
Раввин: -- Дело проще пареной репы. Ты глава семьи. В субботу собери родню.
Поставь на стол свечи. А потом начни молиться и петь. Как бы невзначай
возьми Библию и прочти вслух отрывки И снова, как бы невзначай, медленно
читай одну заповедь за другой. Наконец, дойди до заповеди "Не укради!",
прочитай ее полным значения тоном, сделай маленькую паузу и украдкой
понаблюдай за всеми. Кто беспокойно заерзает или покраснеет, тот и украл
зонтик.
Отец семейства с восторгом принимает совет раввина и спешит домой,
пообещав рассказать обо всем. Спустя четырнадцать дней глава семейства
приходит вновь, на этот раз с чудесным зонтом в руках:
-- Все прошло замечательно -- так, как ты и сказал. Я собрал всю семью и
поставил на стол свечи. Сначала я молился и пел. Потом я взял Библию и стал
читать. Выбирал то один отрывок, то другой. Я открыл Библию на том месте,
где говорится о Моисее и стал читать. Так я прочитал все десять заповедей.
Пока я их читал одну за другой и дошел до заповеди "Не укради!", то вдруг
вспомнил, где забыл свой зонтик.
Этот анекдот я часто рассказывал раньше в ходе семинаров-тренингов. Когда
я вместо "Не прелюбодействуй!" делал полную значения паузу и оглядывал
аудиторию, многими такой неожиданный трюк воспринимался как демонстрация
приема "Диагностирование на основании минимальных невербальных ключей".

МОНОИДЕИЗМ

Термин "гипноз" ввел англичанин Чарльз Брэйд. Позже он хотел заменить его
термином "моноидеизм", поскольку пришел к выводу, что греческое слово
"hipnos" (сон) не отражает сущности состояния транса. Моноидеизм
(одноидейность) лучше отражает концентрацию находящегося в трансе на чем-то
одном: все прочее иногда перестает им восприниматься.
Со многими людьми это происходит без специального наведения транса,
например они за завтраком помешивают ложечкой в стакане, и помешивают,
помешивают, помешивают. Никакой необходимости в этом, собственно, нет, но их
мысли заняты предстоящими делами или же они все еще находятся в плену ночных
снов. Особо одаренные моноидеисты забывают вынуть ложечку из стакана и
рискуют выколоть себе глаз, когда пьют чай.
У некоторых такое состояние может неоднократно наступать в течение дня.
Зачастую этому помогает использование современной техники.
F прокурор допрашивает подозреваемого в мошенничестве, связанном со
страхованием:
-- Скажите, обвиняемый, как ворам удалось обчистить Вашу квартиру, в то
время как Вы находились дома?
Подсудимый:
-- Негодяи не взяли телевизор.
Термин "моноидеизм" может быть объяснен также с помощью еще одной
истории.
F После продолжительной подготовки начинающий игрок в гольф впервые
принимает участие в соревновании. Его тренер тем временем читает в клубной
библиотеке новые журналы по гольфу. Спустя полчаса ученик возвращается
совершенно удрученный:
-- Надо же было такому случиться. При первом же моем ударе по мячу он
полетел на улицу и попал в глаз водителю такси. Таксист потерял управление
машиной, та понеслась зигзагами, опрокинулась и сползла по откосу на
железнодорожный путь. Скорый поезд не успел затормозить и сошел с рельсов.
Там царит страшный хаос и наверняка много убитых и раненых. Что мне делать?
Тренер:
-- То, о чем я повторял Вам неоднократно: при ударе клюшкой ноги не
разводить.
Через несколько лет нашему игроку удалось, наконец, выработать в себе
правильное отношение к гольфу и научиться полностью концентрироваться на
нем. Вот послушайте.
(R)"Один из членов гольф-клуба обращается к нашему знакомому:
-- Я слыхал, что тебе пришлось пережить большую трагедию. Фанатик гольфа, не
торопясь с ответом, берет со стола кружку
пива, делает глоток, взор его туманится:
-- Ты имеешь в виду этот случай с Эгоном? Я играл с ним, и вдруг на
девятой лунке он свалился, как сноп, и умер.
Его собеседник продолжает:
-- Мне рассказывали, что ты на руках отнес его в здание клуба. Это,
наверное, было ужасно трудно? Ведь он весил не меньше 80 килограммов!
-- Самое трудное было не нести, а опускать его на землю перед каждой
лункой, а потом снова поднимать.

НАРУШЕНИЕ ПАТТЕРНОВ16

Часть репертуара современной психотерапии составляют воздействия, или
интервенции, направленные на прерывание уже длительное время имеющихся у
клиента привычек, на то, чтобы изменить его поведение. Такой подход мы
находим в психотерапевтической практике самого Милтона Эриксона и его
учеников. Так, Стив де Шазер в качестве домашних заданий своим клиентам дает
решение какой-нибудь трудной проблемы:
-- К следующему разу сделайте это по-другому. Как угодно, но только
по-другому.
Родоначальник психотерапии для заикающихся Ван Райпер давал указание
своим подопечным вместо привычного "Э-э-э" произносить "О-о-о" или даже
"Умба-умба".
Поэтому я не уверен, является ли приводимый ниже анекдот всего лишь
анекдотом или же это разговор двух специалистов, состоявшийся в перерыве
семинара.
F Встречаются два психотерапевта.
-- Вы знаете, -- говорит один из них, -- работу с каждым пациентом я
начинаю с вопроса: "Вы играете в шахматы?" Если играет, я ему это запрещаю,
если нет -- я ему предписываю научиться играть.
-- Почему?
-- Не имею понятия, но до сих пор это всегда помогало. Примечание: в
эриксоновской психотерапии не обязательно
используются шахматы. Их место могут занять игра в уголки, в города и т.д.

НАТУРОПАТИЯ
ИЛИ СОВРЕМЕННАЯ МЕДИЦИНА?

Некоторые люди критически относятся к достижениям современной медицины и
обращаются за помощью к целителям. Почему это происходит, объясняет вот
такая история:
F "Сексуальный турист" возвращается домой из поездки на Дальний Восток.
Вскоре он обнаруживает, что подцепил какую-то странную венерическую болезнь.
И начинает бегать по врачам, которые, к его ужасу, советуют ампутировать
член. В отчаянии он решает обратиться к натуропату. Ему рекомендуют
натуропата, живущего в Китае. "Что же, вполне логично от восточной болезни
лечиться у восточного врача", -- думает наш "турист". Он летит в Китай и
приходит на прием. Китаец осматривает его. Пациент, охваченный тревогой,
спрашивает:
-- Неужели придется ампутировать мой член?
-- Нет, нет, нет, -- уверенно отвечает китайский врач. Пациент вздыхает:

-- А все наши западные врачи утверждают, что операция необходима.
-- Им бы только оперировать. Подождите две недели. И член отвалится сам.

ПОБОЧНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
До настоящего времени все еще не составлены списки побочных последствий
прохождения психотерапии у различных психотерапевтов или иных школ. Эти
списки можно было бы вывешивать в комнатах ожидания перед кабинетами
психотерапевтов. Сведения следовало бы, возможно, приводить в несколько
зашифрованном виде, чтобы побудить клиентов к раздумьям о возможных слабых
местах их психотерапевтов.
Для психоаналитиков, например: "В вечном ожидании самого длинного". Или
для специалистов краткосрочной проблемно-ориентированной психотерапии: "Есть
у меня одно решение, но к данной проблеме оно, к сожалению, не подходит". А
вот что сказал наш американский коллега Джеффри Зейг после не вполне
удавшейся ему демонстрации одного психотерапевтического приема: "Прием
отличный, только не тот клиент попался". Для специалиста профилактического и
ориентированного на будущее направления: "Когда человек стоит на краю
пропасти, профилактика приносит не больше пользы, чем лечение" (см. также
"Профилактика").
А теперь обратимся к теме побочных последствий вообще.

Fy пациента, обратившегося к своему домашнему доктору с жалобами на приступы
слабости, не было побочных последствий. Врач прописал ему известное
общеукрепляющее средство. Неделю спустя врач, уверенный в успехе,
спрашивает: -- Ну, как действует укрепляющее средство?
Пациент:
-- К сожалению, ничего не могу сказать: я не смог открыть бутылку.

Сторонники системной психотерапии могли бы здесь сослаться на Хайнца фон
Ферстера и сказать, что человек -- это не какая-нибудь вульгарная машина.
Никогда нельзя сказать, к каким результатам приведет та или иная
психотерапевтическая "интервенция".
F Священник отправил своего духовного сына в инвалидной коляске к святому
источнику. Инвалид заехал со своим креслом в источник, погрузился в него, а
когда снова выбрался из источника, то оказалось, что на колесах коляски
появились новые шины.
F Один мужчина страдал сильным пучеглазием и долгие годы просил специалистов
косметической хирургии помочь ему. Но ни один врач не решался сделать
операцию, боясь, что она приведет к слепоте. Женщины говорили ему:
-- Мужик ты что надо, если бы не твое пучеглазие...
Он искал и искал хирурга, который смог бы ему помочь. Наконец, кто-то
сказал, что такой хирург есть в Аргентине. Он немедленно полетел в
Аргентину. Врач согласился прооперировать его, но предупредил о возможных
серьезных побочных последствиях. Встревоженный пациент спрашивает, что это
может быть.
Врач:
-- Нам придется удалить Ваши яички, тогда глаза опустятся в глазницах и
вид у Вас будет замечательный, это я Вам гарантирую.
Пациент (возмущенно):
-- Ну и какая мне от этого будет польза?
Но год проходит за годом. Женщин по прежнему пугает его пучеглазие. В
конце концов несчастный герой решается на операцию. "По крайней мере я буду
выглядеть по-человечески", -- утешает он себя. Как только операция была
сделана, герой, посмотрев на себя в зеркало, увидел привлекательное лицо. Он
покупает лучшую материю и кожу, чтобы заказать себе костюм, шелковую
рубашку, кожаную куртку, шляпу, ботинки и идет к портному.
Портной:
-- В четверг все будет готово. Пациент удивлен:
-- Вы, наверное, не поняли, чего я хочу. Я хочу сшитые по мерке костюм,
рубашку...
Портной прерывает его:
-- Да, конечно. В четверг все будет готово.
-- А Вы не хотите снять мерку? Портной мягко улыбается:
-- Я занимаюсь этой профессией уже 20 лет, все Ваши размеры я вижу и так.
Это не убеждает пациента, и портному приходится доказывать точность
своего глазомера:
-- Воротничок у Вас номер 39, верно? Ну, вот талия у Вас... И он верно
определяет размер шляпы, ботинок, длину рукавов.
Портному нравится демонстрировать свой опыт и отличный глазомер. Он
продолжает:
-- А плавки Вы носите шестой номер!
-- Ошибаетесь! Плавки я ношу четвертый номер!
-- У меня 20 лет стажа. Вы носите шестой номер.
-- Да нет же. Я ношу четвертый.
-- Меня Вам не обмануть. Если бы Вы при Ваших размерах носили четвертый
номер, то у Вас глаза полезли бы наружу, как у лягушки.

В приводимой ниже истории одна ведьма для порядка предупреждала своего
клиента о побочных последствиях своего снадобья, но тот не внял
предостережениям.
F Игрок в гольф, любитель в полном смысле этого слова, так плохо владеет
клюшкой, что загнал мяч в лес, отправился его искать и заблудился. В лесу он
встречает ведьму и принимается жаловаться ей на свои неудачи в гольфе.
Ведьма жалеет его и предлагает волшебный напиток, помогающий стать мастером
гольфа. Но напиток имеет и побочное действие:
-- Твоя любовная жизнь, -- говорит ему ведьма, -- от этого напитка сильно
пострадает.
Но он жаждет успехов в гольфе и просит дать ему этот напиток. Отведав
его, начинает играть, как бог. Через несколько месяцев, сохраняя свой
любительский статус, выходит на первое место в рейтинге профессионалов и
становится звездой мирового гольфа. Проходит год, он вспоминает о ведьме,
находит ее и рассказывает о своих успехах. Ведьма пытается обратить его
внимание на ту цену, которую ему пришлось заплатить, но тот продолжает
рассказывать о своих достижениях. Наконец, ведьма прерывает его:
-- Но любовная-то твоя жизнь теперь стала никудышной.
-- Нет, и здесь мне не приходится жаловаться.
-- Не рассказывай мне сказки, я же знаю, как действует мой напиток.
Сколько раз ты спал с женщиной за этот год?
-- Ну, раза три-четыре.
-- И это по-твоему нормально?
-- Ну, для католического священника с небольшим приходом это не так уж и
плохо.
Будущий историк психологии будет ломать себе голову в попытках объяснить
тематическую общность двух последних анекдотов, не зная, то ли приписать ее
тому факту, что в Америке довольно распространено мужское бесплодие; то ли
проходившему с определенными сложностями воссоединению обеих частей Германии
(процессу, где присутствовали и преждевременность, и прерывание), или же
"кризисом середины жизни", знакомым автору, или, может быть, тем, что
последний просто решил закончить тему "Побочные последствия" словами "Смерть
делает нас импотентами".

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА
Экологическая проверка -- одно из понятий НЛП. Сущность ее заключается в
следующем: после завершения работы, ориентированной на симптом и
осуществляемой на уровне всей системы клиента, следует посмотреть, нет ли
каких-либо доводов против таких изменений. Возможно, что данный симптом
выполнял какую-то важную функцию, которую следует иметь в виду.
Приводимая ниже история -- происшедшая, по всей вероятности, очень давно
-- свидетельствует о важности экологической проверки.
F Рождается мальчик. Здоровый и красивый. Лишь одна его особенность вызывает
у родителей страх: на месте пупка у ребенка -- золотой винт. Родители
всячески скрывают этот дефект, ездят от врача к врачу, из страны в страну.
Но никто не может помочь им. Никакие средства не действуют, винт не удается
повернуть даже на миллиметр.
Ребенок, между тем, превращается во взрослого мужчину. Как и у родителей,
у него только одно желание -- избавиться от золотого винта.
Он объезжает весь мир. Наконец, в Индии ему говорят, что высоко в
Гималаях растет дерево, и там он сможет решить свою проблему. Он
отправляется в длинное, трудное путешествие. И правда, на том месте, про
которое ему говорили, стоит дерево. Усталый, он засыпает прямо под деревом.
Ему снится сон: он находит куст, на ветвях которого висят многочисленные
золотые инструменты. Среди них -- золотой гаечный ключ, соответствующий
размерам его винта-пупка. Во сне он берет этот ключ и приставляет к пупку. И
действительно, ему легко удается извлечь из живота золотой винт.
С тяжелым чувством человек просыпается. Он хорошо помнит свой сон.
Неожиданно ему становится понятным его смысл. Человек поднимает рубашку и
смотрит на свой живот: золотого винта больше нет!
Его охватывает восторг. Он вскакивает и тут же слышит за спиной
подозрительный звук. С удивлением оборачивается и видит: жопы нет --
отвалилась.

МЕТОД "ТЯЖЕЛОЕ ИСПЫТАНИЕ" (ORDEAL)

Автором этого метода является Милтон Эриксон. Английское слово ordeal,
которым он воспользовался для его обозначения, можно перевести как
"наказание, мучение, пробный камень". Клиенту дается какое-нибудь
терапевтическое задание, в ходе выполнения которого он решает, что лучше
положить конец имеющимся у него симптомам, чем продолжать заниматься
предписанным ему делом. Так, например, одному пациенту, долгое время
страдавшему бессонницей, было поручено по ночам натирать полы.
Но мало кому известно, как Эриксон пришел к мысли о возможности
применения такого метода.

(R)"На прием к Эриксону пришел человек с тяжелым бронхитом. Эриксон осмотрел
его и прописал какое-то лекарство.
Спустя неделю этот человек пришел на контрольное обследование. До того,
как пациент вошел в кабинет, Эриксон еще раз просмотрел его историю болезни
и заметил, что пациенту по ошибке было выписано сильное слабительное.
Эриксон немедленно извинился перед пациентом. Но тот сказал:
-- Не беспокойтесь, господин доктор, лекарство просто замечательное.
После его приема я уже не осмеливаюсь кашлять.

ОРИЕНТАЦИЯ ВОВНУТРЬ

В ходе наведения транса у пациента часто наступает "ориентация вовнутрь".
Мы говорим об использовании одного старого феномена, об одном из способов
вызвать у человека расслабленное, приятное состояние. На протяжении
миллионов лет эволюции складывался механизм, заставляющий индивида в опасных
ситуациях обращаться внутрь самого себя и, например, притворяться мертвым.
"У него есть хвост, только он его втянул в себя", -- говорит немецкая
пословица, выражая еще одну сторону этого феномена.
F Американский футбол -- жесткий вид спорта, заставляющий нас вспомнить
добрые старые времена. Профессиональный игрок Муллер играет в американской
профессиональной лиге. Он высокооплачиваемый запасной игрок. Просиживая игру
за игрой на скамейке запасных, он надеется, что произойдет замена и тренер
введет его в игру. Но тренер не делает этого. Однажды важный матч и крайне
важная для запасного игрока деловая встреча совпадают во времени. Что
делать? Он принимается уговаривать жену посидеть за него на скамейке
запасных.
-- Ты ведь знаешь, мне не дали поиграть ни разу за сезон, и в этой игре
тренер наверняка не выпустит меня на поле. Ты выйдешь во всей экипировке, в
шлеме, и никто тебя не узнает.
После долгих сомнений госпожа Муллер согласилась выполнить просьбу мужа.
Начинается игра. "Профи" Муллер сидит на скамейке запасных. Команда
противников играет исключительно грубо, и игроки, получив травмы, постепенно
покидают поле. Незадолго до окончания матча становится некому играть. На
поле выходит "профи" Муллер. И тут же госпожа Муллер становится жертвой
грубой игры противников. Госпожа Муллер теряет сознание, и ее уносят на
носилках. Придя в сознание, она с изумлением видит, что массажист команды
массирует ее половые органы, приговаривая:
-- Не беспокойся, Муллер, не беспокойся! Первым делом восстановим яички,
а там и член снова появится.

I ПРОФИЛАКТИКА

"Лучше предотвратить, чем лечить", -- говорит старая пословица. Старая
народная мудрость означает, что лучше осуществить профилактику, чем горевать
потом о ребенке, давно свалившемся в колодец.
Хотя есть и такие, кто возражает против профилактики. Об этом
свидетельствует следующая мудрость: "Когда человек стоит перед пропастью,
профилактика бывает не лучше лечения".
В психотерапевтической практике профилактика может заключаться, например,
в том, что на стене вывешиваются предостережения клиентам.
Следующий эпизод демонстрирует профилактику в психотерапии.
F Психотерапевт:
-- Алкоголь делает человека безразличным ко всему. Пациент:
-- А мне на это плевать.

   2018-06-01 08:50:06 (#3566169)

[pc] Мужчина: жизнь на две семьи

Доброго здоровья всем читающим!

Предлагаю статью о взаимоотношениях, где мужчина очень оригинально решил
свои проблемы. Я думаю, что начало этой истории в детстве мальчика, который
был единственным ребенком в семье, где было несколько взрослых и они
старались удовлетворить малейшие его капризы. Став взрослым, мужчина
постарался организовать знакомую, комфортную для себя ситуацию. Очень
поучительно.

Мужчина: жизнь на две семьи

Мужчина: жизнь на две семьи

Мужчина: ЖИЗНЬ на ДВЕ семьи

Женщина боится, что без нее мужчина будет счастлив. Мнение о том, как в
стране появляются двоеженцы

Женщину бросает муж: Давайте не будем сокрушаться, почему и за что, не будем
искать виноватых и крайних, не станем фантазировать о том, а что было бы,

если бы:

De facto есть два типичных варианта развития событий:

1) Hasta la vista, baby. Поделили имущество, разобрались с опекой над
детьми, и каждый пошел своим путем. Может быть, сохранили приятельские
отношения.

Может быть, даже есть легкая ностальгия. А может быть, разошлись как в море
корабли.

2) I'll be back. Блудный муж возвращается в старую семью, и его все еще
ждут. Через месяц, через год или даже через несколько лет. Куда и к кому
ходил,

зачем и что искал - не имеет значения. Важно, что есть желание и возможность
дать отношениям второй шанс.

А если муж, как кот Шредингера, вроде бы не ушел окончательно, но уже не с
тобой?

В одной семье сложилась следующая ситуация: после того как муж был уличен в
измене, было принято решение о раздельном проживании, то есть он все-таки
ушел.

Понятное дело, на жилплощадь любовницы, которая как незамужняя бездетная
женщина приветствовала такой вариант в надежде, что это приблизит момент,
когда

она тоже получит свой заслуженный кусочек женского счастья.

Но потом выяснилось следующее: никто разводиться не хочет.

Жена, назовем ее Ира, не хочет разводиться, потому что она внезапно поняла,
как сильно любит мужа, поэтому готова все простить и забыть, только бы
вернуть

прежние времена. Прежние - в смысле без любовниц и измен.

А муж ничего не понял, просто развод никогда не входил в его планы, поэтому,
когда страсти поутихли, он стал вести себя как примерный семьянин: каждый

день помогать по хозяйству, по выходным устраивать совместный шопинг, в
общем, настоящая идиллия.

Но с одной маленькой оговоркой: ночует муж не дома.

Я надеюсь, вы видите противоречие: у Иры есть официальный
семейноориентированный муж без ссор и скандалов, но она не чувствует себя
счастливой, потому

что он живет в доме другой женщины, у которой, кстати, тоже есть почти все:
ее любимый мужчина ужинает и ночует у нее, но полноценного счастья, я думаю,

она не испытывает.

Женщины просто поменялись местами, а от перемены мест слагаемых, как
известно, сумма не меняется.

Единственный, кто в этой ситуации счастлив и доволен, - это муж. Он получил
покладистую жену, которая испугалась развода и перестала скандалить по
поводу

его измен, а любовница получила иллюзию развития отношений и, скорее всего,
стала благосклоннее.

Так что рассчитывать на то, что наш бигамист сам разорвет отношения с одной
из них, не приходится. А обе женщины настолько боятся заглянуть в закрытый

ящик, что предпочитают жить с чувством веры в живого и мертвого кота
одновременно.

Предчувствие их не обманывает. То, что они увидят в ящике, не понравится им
обеим: он не любит ни одну из них.

Такая явная склонность к несанкционированному двоеженству говорит о том, что
объект их женской конкуренции - человек себялюбивый, расчетливый и
эгоистичный,

и он без сожаления бросит любую из них или их обеих, как только его что-то
перестанет устраивать, и чувства здесь будут ни при чем.

Всякое в жизни бывает. В конце концов, живут же как-то мормонские sister
wives или мусульманские жены в гареме.

Но вся проблема в том и состоит, что Ира не живет, а мучается. От ревности,
от обиды, от досады, от гнева, от отчаяния и от бездействия. Прими она
полигамные

отношения или подай на развод, не о чем было бы рассуждать.

Эта ситуация натолкнула меня на размышления о том, что иногда решение о
расставании бывает трудным и невыносимым, как решение об ампутации ноги при
гангрене.

Для женщины отношения, которые ее не устраивают, но она боится их разорвать,
полны тоски.

При этом наблюдается явление сродни алкогольной созависимости, когда
восприятие окружающей обстановки полностью искажается, поэтому вполне
вероятно, что

женщина даже не видит, в каком психологическом аду она живет.

Л. Н. Толстой утверждал, что <каждая несчастная семья несчастлива
по-своему>. Я бы здесь внесла уточнение: все несчастные женщины несчастливы
одинаково,

и их попытки все наладить и исправить всегда похожи, независимо от проблемы.

И, конечно, всем одинаково время от времени приходит в голову мысль о том,
что пора бы все бросить, но женщины медлят, сомневаются, верят, что надо
подождать

и потерпеть.

Суровая правда в том, что гангрена не лечится, а мужья не меняются.

Типичные женские страхи, которые помогают женщине цепляться за свои мечты и
мешают действовать решительно <А как же дети?> Детей, конечно, жалко.

К сожалению, женщины редко думают о детях как об отдельных личностях,
обладающих правом на собственные чувства.

В состоянии, близком к депрессии, несчастные жены часто превращают детей в
инструмент манипулирования или в средство психологической компенсации.

Переживания о том, <как ребенок будет жить без отца>, полны лукавства,
потому что в несчастных семьях, как правило, ребенок и так видит отца реже,
чем

хотелось бы.

Я полагаю, думая о детях, женщине следует контролировать следующие
проявления своей натуры:

1) Материнский эгоизм. <Терплю ради детей, не могу лишить ребенка отца и
т.д.> - это гипертрофированная материнская ответственность на грани эгоизма.

Женщина не может быть в ответе за то, есть у ребенка отец или нет, потому
что нет таких обстоятельств, которые помешали бы мужчине быть отцом, если он

хочет им быть, и нет таких обстоятельств, которые бы помешали мужчине не
быть отцом, если он не хочет.

Женщины себе очень льстят, когда думают, что только от них зависит, будет ли
у ребенка отец как ролевая модель.

Мужчины прекрасно сами решают этот вопрос, и не нужно брать на себя функцию
посредника в общении между отцом и ребенком.

Как говорит одна моя близкая подруга, не нужно помогать мужчине в общении с
детьми: он может облажаться и сам.

Так что лучше сосредоточиться на том, будет ли у ребенка достойная ролевая
модель женщины и матери перед глазами: здоровой эмоционально и физически,
заботливой

и внимательной, но при этом сдержанной и уверенной в себе, твердой в своих
требованиях и последовательной.

Матери, которая не срывается на нем, не орет истерически, потому что у нее
плохое настроение, не забывает приготовить обед или постирать одежду, потому

что она в это время плакала и

advert

думала, где шляется ее муж по ночам.

2) Материнский шантаж. Когда женщина чувствует, что ее брак разваливается,
ей нужны инструменты в праведной борьбе за то, чтобы склеить разбитое,
удержать

неудержимое и контролировать неконтролируемое.

Если деньги здесь ни при чем, то единственным инструментом в безжалостной
схватке за женское счастье становится ребенок.

Героиня нашей истории хочет удержать мужа, поэтому каждый день придумывает
новые поручения, связанные с отцовской заботой о сыне.

Может быть, сбежавший к любовнице муж проявлял бы заботу о ребенке и без
посторонней указки, мы не знаем наверняка.

В любом случае, нет ничего плохого в том, что отец общается с сыном.

Плохо то, что Ирина выдергивает ребенка из обычного жизненного режима, чтобы
под предлогом очередного поручения увидеться с мужем, потому что ей кажется,

что от этого что-то изменится для нее лично.

Разумнее было бы вообще оградить ребенка от этой бесполезной войны, а не
посылать на передовую.

Если приложить усилия, чтобы самой по возможности проводить больше
интересного и занимательного времени с сыном, вместо того чтобы ломать мозг
над тем,

как еще можно использовать мальчика, чтобы ненароком попасться на глаза
мужу, то хотя бы одни отношения в жизни этой женщины еще можно сохранить.

3) Материнская компенсация. Помимо инструментов для борьбы за счастье,
обманутой женщине нужна опора для нового жизненного рывка. Иногда такой
опорой в

позитивном смысле могут стать дети.

Но когда женщина начинает держаться за ребенка, как утопающий за соломинку,
боясь остаться наедине со своими мыслями, маленький человек превращается в

домашнего питомца, который должен быть всегда под рукой, поэтому речь о том,
чтобы воспитывать независимую, сильную личность, способную принимать
решения,

уже не идет.

Все силы брошены на сохранение психологического здоровья матери, а ребенок
просто приносится в жертву, как ягненок на заклание.

Женщине нужно помнить, что жизненное равновесие, потерянное в результате
проблем с мужем, нужно искать не в детях, а внутри себя. <Как он будет жить
без

меня?> Меня как-то спросили, знаю ли я примеры жизненных историй, когда
мужчина уходил из семьи к молодой женщине, а потом жаловался на то, что с
новой

женой он несчастен.

Я вначале оживилась, потому что я, действительно, знаю массу таких историй.

Но чем больше я об этом думала, тем меньше мои примеры казались мне
релевантными, потому что все эти истории были пересказаны торжествующими от
злорадства

бывшими женами со слов их бывших мужей, заглянувших в гости с оказией и не
придумавших ничего лучшего, как пожаловаться своей бывшей на свою
теперешнюю.

Можно ли верить таким рассказам? Верить нельзя. В конце концов, а о чем еще
бывший муж может рассказать? О том, что у него с новой молодой женой был
вчера

исключительный секс?

Конечно, как в любом браке, возникают проблемы, о которых хочется кому-то
поплакаться. Почему бы не рассказать обо всем своей бывшей жене?

Сразу можно убить двух зайцев: порыдать в жилетку и польстить своей бывшей,
а она, глядишь, расчувствуется и меньше будет думать об алиментах.

Так чего же на самом деле боится женщина, когда думает, что ее мужчина
пропадет без нее? Женщина боится, что без нее он будет счастлив.

Я сейчас скажу что-то, за что меня могут побить ногами на улице соратники по
гендеру, но женщина часто предпочитает мучиться в отношениях, которые ее не

устраивают и никогда устраивать не будут, чем даже гипотетически допустить
такую ситуацию, когда после развода она останется одна, а он снова женится,

наделает себе новых детей и забудет, как ее звали.

Выход один: мне плохо, но я не просто не уйду, я еще буду бороться за нас,
потому что только когда я рядом, я могу быть уверена, что твоя жизнь тоже
будет

испорчена. Граф Монте-Кристо нервно курит в коридоре.

Если ему где-то хорошо без вас, а с вами ему плохо, по большому счету вы
ничего не можете с этим поделать, кроме как порадоваться за него и пожелать
удачи.

И это гораздо проще, чем может показаться на первый взгляд.

Я знаю много женщин, которые после развода стали ощущать себя счастливее и
даже выглядеть лучше, чем в браке.

Что бы там ни говорили, секрет свежей, привлекательной женской внешности не
только в уходе и правильном питании, но и в здоровом, крепком сне,
эмоциональной

стабильности и внутреннем спокойствии, чего замужней женщине может не
хватать в том случае, если ей приходится тянуть на себе груз неблагополучных
отношений.

<Как я буду жить без него?>

А вот это, в принципе, хороший вопрос, если правильно на него отвечать.

Если бы главная героиня фильма Вуди Аллена <Жасмин> вовремя задала себе этот
вопрос и потом правильно на него ответила, она бы десять раз подумала,
прежде

чем сдавать своего мужа, мультимиллионера-мошенника, в ФБР.

То есть она фактически спилила сук, на котором сидела, а потом потихоньку
сошла с ума, потому что не смогла переварить свалившуюся на нее реальность.

Сложность этого вопроса в том, что для женщины замужество часто становится
пиком карьеры. Допустим, женщина вышла замуж, потом долго сидела в декретном

отпуске, рожая подряд троих детей, а потом выходить на работу уже не было
смысла, потому что квалификация была утеряна, навыки забыты, но сожалений
нет

никаких, потому что она состоялась как домохозяйка, у нее прекрасный, уютный
дом, хорошие дети и достойный муж, который может себе позволить большую
семью

с неработающей женой.

Представляете себе женскую дилемму, если в один прекрасный день такой муж
захочет постоянно ночевать у любовницы?

Хорошо если на случай развода есть брачный контракт, который защитит права
обманутой в своих ожиданиях женщины, имущество зарегистрировано на обоих
супругов,

а доход мужа официальный и стабильный, поэтому не будет проблем с
вычислением адекватной суммы алиментов.

К сожалению, в нашей стране женщины редко думают о таких вещах, бросаясь в
<замуж>, а потом через десять-двадцать лет совместной жизни понимают, что у

них нет никакого плана Б.

Но домохозяйка, которая зависла в несчастливом браке и вынужденно закрыла
глаза на мужские измены, пьянство или унизительное самодурство, потому что
на

вопрос <как я буду жить без него?>, несмотря на душевные переживания, она
может ответить вполне честно, трезво и рассудительно: это не наш случай.

Героиня нашей истории напрасно задает себе этот вопрос и неправильно на него
отвечает.

Когда здоровая, самодостаточная женщина, у которой есть качественное
образование, высокооплачиваемая работа, собственное жилье, семья, готовая ее
поддержать,

понимающие друзья и доброжелательные коллеги, начинает бояться одиночества,
это все равно что вдруг начать всерьез бояться третьей мировой войны или
взрыва

атомной станции в Островце: теоретически существует такая опасность, но это
ведь еще не повод переезжать в бомбоубежище.

А вдруг это любовь? Никогда не поверю.

Любовь - это зрелое чувство, которое делает человека бескорыстнее и мудрее.

Я думаю, что нашей героиней в большей степени движет инфантилизм и
избалованность. Как маленький ребенок, который не получает желанную игрушку,
начинает

реветь, падать на пол в универмаге и биться в истерике, так и состоятельная
красивая женщина, не знавшая никогда отказа от любящих родителей, от мужчин

и от судьбы, плачет ночами, бесится и ходит к психологу, потому что впервые
в жизни не получила то, что хотела, и не смогла принять происходящее с

advert

ней.

Я ни в коем случае не пропагандирую разводы. Даже наоборот: я считаю, что
нельзя пасовать перед проблемами и нужно бороться за свое счастье.

Но ключевое слово здесь <счастье>, и бороться надо именно за него.

Во многих случаях эта борьба сводится к тому, что приходится справляться с
собой, своими собственными страхами и неуверенностью, приходится взрослеть и

меняться, а это гораздо труднее, чем прятаться от реальности в девчачьих
фантазиях.

Расставание - это не жизненное фиаско и не крушение надежд, это единственное
верное средство заглянуть в свой закрытый ящик.

Да, болезненное и неприятное, но лучше вовремя узнать, что ваш брак умер,
чем ждать, пока начнет закладывать нос от трупного запаха в квартире.

Елена Радион

   2018-06-01 05:59:33 (#3566136)

[pc] Полезный навык переключения внимания

Доброго здоровья всем читающим!

Предлагаю статью, которая показывает, как приобрести навыки жить здесь и
сейчас. Я оказывается, занимаюсь этим, когда хожу с тростью в постоянной
готовности встретить препятствие, яму, человека или на что- то среагировать
без размышлений.

Полезный навык переключения внимания

Полезный навык переключения внимания

Как ОТУЧИТЬ УМ от привычки постоянно разговаривать

Обычно мы тратим на размышления намного больше времени, чем требуется - в
пятьдесят, а то и в сто раз больше. Так по умолчанию создается фоновый
стресс

и возникает ощущение загруженности

Мы не можем больше наслаждаться обыденными действиями - например, процессом
одевания или прогулки по парковке. Ощущение настоящего момента пребывает в

мыслях как нечто ценное, но при этом такое, что можно отложить на потом.

Пару недель назад, в воскресенье, я отправился в гости к другу посмотреть
вручение <Оскара>. Я решил не разговаривать мысленно сам с собой на всем
протяжении

пути туда. В последнее время я часто провожу такие микроэксперименты, вводя
себя в состояние полнейшего присутствия <здесь и сейчас> на очень короткие

отрезки времени.

Могу ли я, например, удерживать свой ум сфокусированным на том, что
происходит во время мытья посуды? По завершении каждого упражнения я при
желании возвращаюсь

в нормальное для меня состояние отвлеченного ступора.

Я поставил перед собой задачу в течение тех 30 минут, что заняла поездка до
дома моего друга (включая заход в магазин), удерживать свое внимание
сфокусированным

только на событиях из окружающей реальной жизни и не позволять себе
вовлекаться в ментальные диалоги. То есть я решил на некоторое время
отложить в сторону

слова и понаблюдать за всем остальным.

Это сработало. Разговорчивая часть моего мозга практически замолкла, и я в
600-й раз понял, насколько мир прекрасен по существу и полон гармонии -
когда

мне удается сделать перерыв и не говорить или думать об этом постоянно.

В идеале, я бы всю жизнь провел в таком состоянии: когда ты просто
наблюдаешь за ходом вещей, и ничто из того, что происходит, не имеет
значения.

Все само по себе очень красиво и любопытно, а если назревает неприятность,
ты уже находишься в наилучшем состоянии ума для того, чтобы с ней
справиться.

Появляется специфическое ощущение того, что тебе не надо быть ни в каком
другом месте - и ты осознаешь, насколько оно редко.

Самое выдающееся свойство этого состояния присутствия - покой, который
распространяется на окружающий мир. Ты все еще можешь слышать шумы города и
моторы

машин, но самый громкий раздражитель затих - то есть привычные ментальные
комментарии.

Я и раньше бывал в подобном состоянии, но оно всегда наставало более
спонтанно. После же описанного недавнего опыта я осознал нечто вполне
очевидное: чем

больше практиковаться, тем чаще это будет случаться.

Я знаю, что многие экспериментируют с тем, что целенаправленно живут
настоящим моментом. Вероятно, вы, как и я, отправлялись на духовные поиски
самих себя,

испытывали интенсивное присутствие <здесь и сейчас> и открыли невероятные
преимущества этого состояния. Возможно, вы читали <Силу настоящего> или
Wherever

You Go There You Are, испытывали прозрение насчет того, какая огромная
ценность заключена в данном конкретном моменте, и почувствовали, насколько
после

этого все изменяется.

Только это состояние почему-то не получается удержать. Ощущение настоящего
момента пребывает в мыслях как нечто ценное, но при этом такое, что можно
отложить

на потом - так же, как откладывают намерение привести себя в форму или
научиться играть на гитаре.

Описанный опыт удался потому, что я пошел на сознательное усилие
прочувствовать момент и остаться в нем. То есть я условился не тратить силы
на словесные

вмешательства, скрытые или явные, пока на то не появится веская причина. И
это существенно сказалось на моем опыте. Так почему бы не условиться делать

так постоянно?

Потому что слова защищают нас от тех частей реальности, которые нам не
нравятся. Вы не обязаны эмоционально раскрываться навстречу объекту, который
уже

начали анализировать, давать ему определения или оценки.

Чтобы убрать слова из конкретного момента, надо смириться с тем, что вы
будете принимать все детали переживаемого опыта, не судя и не оценивая их. У
большинства

из нас не наработаны соответствующие навыки.

И мы поддаемся привычному ходу мысли: о том, как все должно бы быть в
идеале, или как бы все было при другой политической партии у власти, или что
надо

было бы ответить тому парню, или как же так успел подорожать проезд на
автобусе - за считанные секунды настоящее превращается в не более чем
бледный фон

для наших мыслей. Это плохая привычка, и мы практикуем ее постоянно.

Из таких мелочей складывается большая часть (99%+) жизни человека.

Они могут быть весьма ощутимыми и приносить удовольствие, если разум
перестанет постоянно говорить. Представьте, как жизнь становится в 90 раз
приятнее!

Мы упускаем это удовольствие, позволяя своему вниманию по умолчанию
зависнуть на внутреннем диалоге. Стресс приходит к нам не из внешнего мира -
мир намного

спокойнее, чем кажется. Это становится очевидным сразу же, как только
перестать думать.

Думающий мозг - это постоянно включенная бензопила, которая принимает любой
объект за дерево. Только дайте ему повод увеличить обороты, и он пойдет
крошить.

Мозг предназначен для того, чтобы решать проблемы - поэтому он хочет, чтобы
любой объект был проблемой.

В большинстве жизненных моментов нам не надо ничего делать - достаточно
просто наблюдать. Нет необходимости ни анализировать, ни просчитывать - но
разум

все равно хочет этим заниматься. Думающий мозг - это инструмент, и мы должны
научиться откладывать его при необходимости (то есть почти всегда). Мы
окажемся

в огромном выигрыше, если просто будем меньше думать, а для этого нужно
отложить инструмент, который и без того слишком часто используется.

Полный перечень навыков для <жизни настоящим> был бы слишком длинным, чтобы
уместиться в одну статью. Однако у нас есть весьма четкая отправная точка:

путь к настоящему моменту начинается с внимания к конкретным, физическим
деталям. Ваше тело, ваша одежда, воздух, фоновые звуки, поверхность, на
которой

вы стоите

Физические объекты существуют только в настоящем. Сфокусируйте внимание на
чем-то физическом - то есть на том, что в самом деле происходит.

Ум принимается тараторить, как только у него для этого появляется повод - а
появляется он практически в любой момент, кроме следующих ситуаций:

а) Вы заняты чем-то, что требует внимания к физическим объектам. Именно
поэтому людям нравится спорт с риском для жизни - он заставляет вернуться к
реальности

(а иначе вы умрете). По этой же причине мы смотрим кино: сидим неподвижно
перед многометровым экраном, вся остальная обстановка тонет в темноте, ладно

скомпонованная история завладевает нашим воображением, а динамики ревут во
всю мощность.

б) Вы вырабатываете привычки возвращать свой ум к чему-то физическому, как
только заметили, что он начал работать над чем-то отвлеченным. Работать он
может

только над мыслями, а все остальное является частью настоящего момента.

Ваш думающий мозг обладает волшебными способностями по отвлечению внимания
от настоящего. Он может описывать круги вокруг вас. Но он не сумеет удержать

вас от практики обращать свое внимание на то, на что вы действительно хотите
его направить - то есть на объекты реального мира.

Обращать внимание на настоящий момент - это довольно простой навык, которому
можно научиться, и который впоследствии станет рефлексом.

Легче всего не

advert

пытаться делать это постоянно, а выбрать для практики определенную часть
ежедневной рутины. Ставьте перед собой реалистичные цели и прогрессируйте
постепенно.

Я, например, начинал с мытья посуды. Затем я добавил к краткому перечню
видов деятельности ходьбу и надевание одежды - занимаясь этим, я фокусируюсь
на

настоящем моменте.

Если вдруг вы не понимаете, как это делается, просто сфокусируйте внимание
на конкретной части тела. Как только заметите, что внимание снова
переключилось

на некие слова внутри вашей головы, верните его к телу.

Основному навыку переключения внимания на что-либо найдется не меньше
миллиона применений: умерить страстные желания, задавить в зародыше плохое
настроение,

предотвратить обиду, выполнить больше работы и так далее. Это самый легкий
для усвоения навык из всех, которые вы когда-либо хотели приобрести.

Автор: Emilio Garcia

   2018-06-01 05:34:19 (#3566135)