Интервью c Жан Тодтом.
Двойное преимущество Ferrari
Перевод выполнен Еленой Герус
Босс команды Ferrari Жан Тодт в интервью 'Die Welt am Sonntag' рассказал о
долгой дороге Скудерии к чемпионскому титулу.
Вы возглавляли команду семь лет до того, как Ferrari стала чемпионом мира. Какая проблема в процессе становления была для вас наиболее острой? Жан Тодт: В принципе, мы уже накопили потенциал к 1997 году. Однако когда я возглавил команду, мне пришлось ее перестраивать. Это была полная трансформация. Сегодня Ferrari совершенно отличается от той команды, которая была раньше.
Михаэль Шумахер и президент Ferrari Лука ди Монтеземоло хотели бы господствовать в Формуле-1 так же, как это удавалось Williams в 90-х. Насколько это реально? Жан Тодт: Да, это реально, потому что на самом деле Ferrari с 1997 года близка к осуществлению этой цели. Вспомните, ведь Михаэль Шумахер постоянно проигрывал борьбу за чемпионское звание в последних гонках сезона. А из-за аварии в 1999 году уже Ирвайн упустил чемпионское звание в заключительной гонке.
На чем основывается успех Ferrari? Жан Тодт: Без сомнения, на отличных качествах всей команды Ferrari.
Был бы такой успех возможен без Михаэля Шумахера? Жан Тодт: На этот вопрос ответить невозможно.
Почему? Жан Тодт: Потому что мы не знаем, что было бы без него. Михаэль
очень важный член команды, и его важность заключается не только в том, что он выступает за нас, но и в том, что он не ездит за другую команду. Поэтому Ferrari, имея в своих рядах Шумахера, пользуется двойным преимуществом. С другой стороны, есть команды, которые и без его помощи выигрывали чемпионат мира.
Ваша привязанность к Ferrari дань чувствам или, скорее, практицизму? Жан Тодт: В последние несколько лет я большую часть себя отдавал Ferrari, и это также касается эмоционального вклада. Как и любое партнерство, наше строится на комбинации и взаимодействии обоих факторов: только в таком случае механизм будет работать. Не бывает и такого, что одна сторона только отдает, а другая
только берет. Я счастлив, что работаю в Ferrari, и не могу представить себя в другой команде Формулы-1.
- Ваше сердце бьется за Ferrari?
Жан Тодт: Абсолютно верно.
Почему так произошло? Может быть, есть какой-то миф? Легенда? Жан Тодт: Все дело в самой команде, в духе, который ею движет, в людях, которые работают друг для друга. Если ты 14 часов работаешь в офисе, то забываешь о мифах и легендах. Ты думаешь о людях, с которыми проводишь большую часть своей жизни, и о том, чего ты хочешь вместе с ними добиться.
Конечно, нам приходилось сталкиваться с горькими разочарованиями, но даже после этого никто друг друга не обвиняет. Эта терпимость в отношениях оказала на меня громадное впечатление. Скудерия в ее теперешнем виде имеет надежную структуру, никоим образом не искусственную. Именно это придает нам силы.
- В ваши первоначальные намерения входила работа в Ferrari до конца 2001 года. Однако вы продлили свой контракт с Ferrari до конца 2004. Почему?
Жан Тодт: Когда пришло время решать, я почувствовал, что еще не так уж и стар, чтобы уйти. К тому же, моя отставка может иметь негативные последствия для команды. Поэтому я решил продолжить работу с Ferrari, потихоньку подготавливая команду к моему окончательному уходу.
Указывает ли тот факт, что вы продлили свой контракт, на то, что и Шумахер продлит контракт и будет выступать за команду после 2002 года? Жан Тодт: Я сделаю все, что будет в моих силах, для того, чтобы Михаэль и в дальнейшем был пилотом Ferrari
Вы огорчитесь, если у вас это не получится? Жан Тодт: Да, очень. На самом деле мы хотим, ни много ни мало, чтобы Михаэль выступал за Ferrari до конца своей карьеры.
Это сложно будет сделать? Жан Тодт: Для этого мы должны предоставить Михаэлю все, что ему нужно: сильную команду и машину, достойную победителя. И пока Ferrari может это сделать, я не вижу причин, по которым он бы захотел покинуть команду.
Вы знаете пилотов, чьи качества можно было бы сравнить с качествами Шумахера? Жан Тодт: Ближе всех к нему Мика Хаккинен. Мика на протяжении гонки
очень быстр: от ее начала до самого конца. А еще мне интересно было бы узнать, чего может достичь Вильнев в хорошем болиде. Не зря ведь он стал чемпионом мира в 1997 году!
Хайнц-Харальд Френтцен недавно заподозрил, что Ferrari использует скрытый трекшн-контроль: Жан Тодт: Надеюсь, он этого не сказал публично, ведь все это
домыслы. Если бы он сделал такое заявление, тогда следовало бы серьезно отнестись к подобным злобным инсинуациям, и в случае необходимости ему пришлось бы предъявить доказательства своих слов. Он бы дискредитировал не только Ferrari, но и FIA, осуществляющую контроль.
Почему Ferrari одобрила разрешение на введение трэкшн-контроля только начиная с гонки в Испании? В чем причина задержки? Жан Тодт: В общих чертах, наше мнение состоит в том, что, не смотря на технологию, Формула-1 является видом спорта, в котором решающим фактором должен быть атлет
то есть гонщик. Но, в конце концов, мы действительно согласились с введением трекшн-контроля, чтобы исключить "серые зоны" или использование скрытых систем. В этом смысле наши интересы сошлись с требованиями FIA, которой теперь будет гораздо легче производить контроль. Так как мы должны были разработать совершенно новую машину на сезон-2001, с совершенно новым двигателем, нам требовался запас времени, чтобы приготовиться к введению трекшн-контроля. Говоря простым языком, с технической точки зрения Ferrari не была готова к немедленному вводу в действие трекшн-контроля, и вот почему мы высказывались за его введение, начиная с гонки в Барселоне.
Вспоминая трагедии в Монце и Австралии, что, по вашему мнению, можно сделать для увеличения безопасности маршалов и зрителей во время Гран-При? Жан Тодт: Автоспорт всегда был и будет связан с риском. Это - факт, так будет, даже если FIA и команды сделают большой прогресс в сторону обеспечения безопасности. Насколько я знаю, перед Монцой и Мельбурном все возможные меры безопасности были соблюдены. Это означает, что в этом спорте нет "нулевого" риска; риск существует даже тогда, когда ты едешь на автомобиле в гостиницу вечером после гонки :
А в Монте-Карло? Не является ли эта гонка тем самым особым случаем, когда меры безопасности для зрителей и маршалов недостаточны?
Может быть, когда-нибудь и там что-то произойдет. Но Монте-Карло есть Монте-Карло, все туда хотят, и все там счастливы. И к тому же, эта гонка бывает всего раз в год:
То есть люди там играют с огнем? Жан Тодт: Есть люди, которые проплывают вокруг земного шара за 62 дня. Есть люди, которые рискуют своей жизнью, взбираясь на высочайшие горные вершины. Да и во время велогонок зрители стоят прямо около сотен проносящихся мимо гонщиков - а это тоже опасно для жизни!
Что вы будете делать, когда в 2004 году все-таки покинете Ferrari? Не марки же коллекционировать?.. Жан Тодт: Ну, до этого еще много времени. Но что бы я ни делал в будущем, я об этом пока не думаю.
Вы - близкий друг Михаэля Шумахера. Можете ли вы заглянуть в будущее и предположить, что уже после того, как он закончит карьеру гонщика, вы с ним станете деловыми партнерами и будете вести общие финансовые дела за пределами Формулы-1? Жан Тодт: Для меня Михаэль - фантастический парень, он мне очень нравится. У нас отличное взаимопонимание. Посмотрим, во что это выльется.