Стиль вождения Михаэля Шумахера отличает его от простых смертных. Благодаря
чему он так хорош?
Ничего не изменилось. Он по-прежнему соединяет за спиной прямые руки, и
выполняет пару наклонов почти до самой земли, чтобы размять плечи. Затем он
топает ногами, еще раз убеждаясь, что носки не смялись в
его ботинках. Следом за балаклавой - скорее свободной, чем тесной, надевается
шлем Bell, уже укомплектованный цифровым радио в передней правой части. Он
аккуратно расправляет перчатки между пальцами, и наконец садится в
свою Ferrari, поочередно закидывая ноги в кокпит.
И тогда он испытывает знакомое ощущение. Ноги, руки, спина - всё именно так.
Всё точно на тех местах, где нужно, чтобы чувствовать каждый миллиметр машины,
которую он собирается вести. Так было всегда, сколько он может вспомнить - еще
даже в картинге. Когда он был еще ребенком, размышлявшим о топливных
смесях и износе шин, он чувствовал каждую часть машины.
Итак, теперь он завоевал свой третий титул и многие говорят, что это новый
Михаэль Шумахер, который наконец-то научился побеждать в чем-то, кроме
Benetton. Они говорят, что этот новый Михаэль стал взрослее,
предполагая, что раньше он был недостаточно хорош, и что в этом году он сильно
изменился.
Вряд ли. Изменения в 2000 году были мельчайшими - лишь неизбежный итог
многих миль и часов, проведенных в гоночной машине на пределе её возможностей.
Но этот Михаэль Шумахер - можно сказать "по определению" - в точности тот же
человек, который побеждал в 94 и 95 годах, и имел шансы на победу в четырех
последующих сезонах.
Оглядываясь назад, удивительно, как он не победил за эти четыре сезона. В 96 и
97 Ferrari была заметно слабее Williams-Renault. В 98 году Ferrari имела более
сильную машину, но Рон Деннис перевел свою команду на резину
Bridgestone, что заметно помогло в борьбе за чемпионство. А в 99, когда победа
была уже близка и реальна, он сломал ногу из-за отказа тормозов. В год, когда
у Михаэля были одинаковые с противниками шины, примерно равные
машины, и не было серьезных аварий, кто мог его остановить? Возможно, что на
McLaren-Mercedes он стал бы чемпионом еще до Гран-При Японии.
Говорят, что изменился темперамент Шумахера, возможно из-за того, что в
2000 году он позволял Мике Хаккинену красиво обойти себя - в первом повороте
на Гран-При Венгрии и незадолго до финиша Гран-При Бельгии. Но он нисколько
не утратил своей агрессии, и часто отыгрывал плохой старт жесткой борьбой за
каждый метр трассы, которую многие пилоты (например Жак Вильнев) полагают
выходящей за рамки неписаных правил поведения. Михаэль в ответ на обвинения
заявил, что Сенна, Мэнселл, Прост и другие боролись не менее жестко
несколько лет назад, и что он не собирается меняться из-за того, что кто-то
относится к Гран-При как к легкой вечеринке.
В целом Михаэль совершенно не утратил агрессии. Он доставил много неприятных
минут Мике в Спа, хотя его Ferrari на прямой была уже намного медленнее, и
совсем не стал легко пропускать Дэвида Култхарда в Маньи-Кур. А в Австрии и
Хоккенхайме он не смог пройти даже первого поворота, некоторым образом
поплатившись за своё желание не уступить ни сантиметра трассы Риккардо
Зонте и Джанкарло Физикелле соответственно.
Если бы Михаэль Шумахер был менее агрессивным, он вел бы машину скорее как
Ники Лауда и Ален Прост в годы своего чемпионства. За всю историю спорта было
мало гонщиков, не уступающих в агрессивности Михаэлю Шумахеру,
так что сложно представить его "смягчившимся".
Сосредоточенность Михаэля, однако, оставляла в 2000 году желать лучшего. Он
едва не вылетел с трассы в финале Гран-При США, когда лидировал с огромным
преимуществом - на Гран-При Бельгии 94 года он отдал победу в аналогичных
обстоятельствах. Так что вполне можно обвинить его в излишней уверенности в
некоторых случаях. Но скорее это был просто сбой концентрации в той гонке,
больше ничего. Такое бывало и с Джеки Стюартом, Джимом Кларком, Айртоном Сенной
или Стирлиногм Моссом. Это часть их работы, ведь ничто и никто не
может быть совершенным всегда.
В технике же это был всё тот же Михаэль. Всех пилотов можно грубо раздеить на
две части - те, кто тормозит на прямой и естественно въезжают в геометрический
апекс поворота, и те, кто поворачивают рано и тормозят по мере
входа в поворот, достигая более раннего апекса.
Первые более полно используют возможности трассы, вторые же - за счет
грамотного использования "круга трения" - более полно используют возможности
резины. Конечно же, не всё так просто и однозначно - ведь
возможные варианты практически безграничны - и очень немногие пилоты
задумываются о способе своего торможения в сравнении с коллегами, не говоря
уже о таких тонкостях, как двумерная оптимизация использования резины.
В придачу ко всему, современная телеметрия не предоставляет информации о
положении машины на трассе. Можно узнать, когда и как долго пилот тормозит,
и можно узнать нагрузку на педаль со стороны гонщика.
Но что узнать не удастся - это положение точки торможения относительно точки
поворота руля, входа в поворот, апекса или точки включения газа.
На трассе можно наблюдать Михаэля, вводящего свою Ferrari в поворот на
торможении. Он тормозит раньше, чем Вильнев или Хаккинен. Так же, как Шумахер,
поступают его брат Ральф, Култхард, и Ирвайн, если у него есть нормальная
машина. Но Михаэль более настойчив в использовании этого приема, поскольку его
талант лучше позволяет ему ловить машину на грани потери сцепления передних
или задних колес с трассой.
Жан Алези - противоположность среди любителей рано поворачивать. Он ощущает
переднюю часть машины не хуже Михаэля, но полностью теряется, когда
сталкивается с недостаточной поворачиваемостью. Поэтому он всегда говорит,
что предпочитает избыточную поворачиваемость - это дает возможность уменьшить
риск потери передней части машины.
Другая группа представлена сейчас Хаккиненом и Вильневом. Это не означает, что
они хуже, наоборот, в определенных условиях такие пилоты непобедимы. У них
лучше обзор поворота, больше простор для маневра, и, соответственно, они лучше
могут реагировать на внезапные изменения. И что важнее, они более
терпимы к переменам в балансе машины, поскольку не очень зависимы от
конкретного чувства или конкретной траектории.
Но несомненно любители раннего поворота используют меньше полотна трассы, и
имеют лучшие возможности по быстрому выходу из поворота. Но им приходится
постоянно балансировать между нагрузкой на резину от торможения и
от поворота.
Классические пилоты сначала как можно позднее тормозят, затем по возможности
раньше нажимают газ. У них меньше возможностей для выбора. (Кстати, обратите
внимание - Вильнев, ошибаясь на входе в поворот, перетормаживает на
прямой, а Култхард в случае ошибки широко заходит в среднюю часть поворота).
Что интересно, так это поведение рано поворачивающих пилотов в условиях крайней
неопределенности. Благодаря отличному чутью передней части машины, Михаэль
Шумахер, Алези, Дженсон Баттон и Ральф чувствуют себя великолепно
в легкий дождь, когда они еще на сухой резине.
Мика, который нуждается в полном контроле над машиной для получения максимума
от неё, неожиданно теряется при отсутствии хорошего сцепления передних или
задних колес. Возможно, обгон Мики в Спа был самым зрелищным в году,
но наиболее сильным и характерным всё же можно счесть обгон Михаэлем Мики в
Нюрнбургринге - двукратный чемпион мира на машине, занявшей поул, был обойден
так, как будто он стоял.
И нельзя сказать, что McLaren в дождь чувствовал себя плохо - Мика летел как
на крыльях, сменив резину на дождевую. Но в то время, когда они ехали словно
по скользкому льду, когда баланс управляемости решался кончиками
пальцев на руках и ногах, когда требовалось показать максимум возможностей,
именно Михаэль задавал тон.
Гладиаторы!
Классические конфронтации примерно равных по силам соперников - это соль
спортивных состязаний в их лучшем проявлении. И борьба Михаэля Шумахера и Мики
Хаккинена именно из этой серии.
"Это одна из вещей, которые я считаю наиболее увлекательными в Формуле-1 - этот
гладиаторский подход. Знаете, всегда находятся два парны для борьбы, ноздря в
ноздрю - настоящие соперники. Сейчас это Михаэль и Мика" - это слова Деймона
Хилла, который неоднократно участвовал в аналогичных битвах против Михаэля
Шумахера. Так что он был там, он знает, о чем говорит.
И он, конечно же, прав. Если, как уже все наверное устали слушать, Михаэль -
лучший в мире, то Мика, несомненно, второй из лучших.
По сути, на одном круге Мика даже быстрее Михаэля. Не верите автору статьи -
поверьте одному из лучших телекомментаторов в мире и пилоту Формулы-1 Мартину
Брандлу. "Михаэль, возможно, сильнее из этой пары", - говорит он, - "но Мика
быстрее".
Это означает, что в полном напряжении, при полной самоотдаче Мика является
одним из быстрейших гонщиков всех времен - любой, кто видел квалификационный
круг Хаккинена с камеры на его машине, может подтвердить.
При взгляде с края трассы Мика выглядит в поворотах очень быстрым, даже пугающе
быстрым. А Михаэль практически ни в чем ему не уступает. Михаэль против Мики.
Современные гладиаторы - как ранее Кларк и Стюарт, Хант и Лауда, Сенна и Прост.
Наслаждайтесь борьбой, пока есть такая возможность!