Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Формула-1. Русский Проект. Новости Без границ или секрет скорости Шумахера


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Формула-1. Новости

Накануне ГП Малайзии:
Ferrari достает секретное оружие?
Подробности читайте на www.f-1.ru



Без границ или секрет скорости Шумахера

Перевод выполнен Константином Седовым




Стиль вождения Михаэля Шумахера отличает его от простых смертных. Благодаря чему он так хорош?

Ничего не изменилось. Он по-прежнему соединяет за спиной прямые руки, и выполняет пару наклонов почти до самой земли, чтобы размять плечи. Затем он топает ногами, еще раз убеждаясь, что носки не смялись в его ботинках. Следом за балаклавой - скорее свободной, чем тесной, надевается шлем Bell, уже укомплектованный цифровым радио в передней правой части. Он аккуратно расправляет перчатки между пальцами, и наконец садится в свою Ferrari, поочередно закидывая ноги в кокпит.

И тогда он испытывает знакомое ощущение. Ноги, руки, спина - всё именно так. Всё точно на тех местах, где нужно, чтобы чувствовать каждый миллиметр машины, которую он собирается вести. Так было всегда, сколько он может вспомнить - еще даже в картинге. Когда он был еще ребенком, размышлявшим о топливных смесях и износе шин, он чувствовал каждую часть машины.

Итак, теперь он завоевал свой третий титул и многие говорят, что это новый Михаэль Шумахер, который наконец-то научился побеждать в чем-то, кроме Benetton. Они говорят, что этот новый Михаэль стал взрослее, предполагая, что раньше он был недостаточно хорош, и что в этом году он сильно изменился.

Вряд ли. Изменения в 2000 году были мельчайшими - лишь неизбежный итог многих миль и часов, проведенных в гоночной машине на пределе её возможностей. Но этот Михаэль Шумахер - можно сказать "по определению" - в точности тот же человек, который побеждал в 94 и 95 годах, и имел шансы на победу в четырех последующих сезонах.

Оглядываясь назад, удивительно, как он не победил за эти четыре сезона. В 96 и 97 Ferrari была заметно слабее Williams-Renault. В 98 году Ferrari имела более сильную машину, но Рон Деннис перевел свою команду на резину Bridgestone, что заметно помогло в борьбе за чемпионство. А в 99, когда победа была уже близка и реальна, он сломал ногу из-за отказа тормозов. В год, когда у Михаэля были одинаковые с противниками шины, примерно равные машины, и не было серьезных аварий, кто мог его остановить? Возможно, что на McLaren-Mercedes он стал бы чемпионом еще до Гран-При Японии.

Говорят, что изменился темперамент Шумахера, возможно из-за того, что в 2000 году он позволял Мике Хаккинену красиво обойти себя - в первом повороте на Гран-При Венгрии и незадолго до финиша Гран-При Бельгии. Но он нисколько не утратил своей агрессии, и часто отыгрывал плохой старт жесткой борьбой за каждый метр трассы, которую многие пилоты (например Жак Вильнев) полагают выходящей за рамки неписаных правил поведения. Михаэль в ответ на обвинения заявил, что Сенна, Мэнселл, Прост и другие боролись не менее жестко несколько лет назад, и что он не собирается меняться из-за того, что кто-то относится к Гран-При как к легкой вечеринке.

В целом Михаэль совершенно не утратил агрессии. Он доставил много неприятных минут Мике в Спа, хотя его Ferrari на прямой была уже намного медленнее, и совсем не стал легко пропускать Дэвида Култхарда в Маньи-Кур. А в Австрии и Хоккенхайме он не смог пройти даже первого поворота, некоторым образом поплатившись за своё желание не уступить ни сантиметра трассы Риккардо Зонте и Джанкарло Физикелле соответственно.

Если бы Михаэль Шумахер был менее агрессивным, он вел бы машину скорее как Ники Лауда и Ален Прост в годы своего чемпионства. За всю историю спорта было мало гонщиков, не уступающих в агрессивности Михаэлю Шумахеру, так что сложно представить его "смягчившимся".

Сосредоточенность Михаэля, однако, оставляла в 2000 году желать лучшего. Он едва не вылетел с трассы в финале Гран-При США, когда лидировал с огромным преимуществом - на Гран-При Бельгии 94 года он отдал победу в аналогичных обстоятельствах. Так что вполне можно обвинить его в излишней уверенности в некоторых случаях. Но скорее это был просто сбой концентрации в той гонке, больше ничего. Такое бывало и с Джеки Стюартом, Джимом Кларком, Айртоном Сенной или Стирлиногм Моссом. Это часть их работы, ведь ничто и никто не может быть совершенным всегда.

В технике же это был всё тот же Михаэль. Всех пилотов можно грубо раздеить на две части - те, кто тормозит на прямой и естественно въезжают в геометрический апекс поворота, и те, кто поворачивают рано и тормозят по мере входа в поворот, достигая более раннего апекса.

Первые более полно используют возможности трассы, вторые же - за счет грамотного использования "круга трения" - более полно используют возможности резины. Конечно же, не всё так просто и однозначно - ведь возможные варианты практически безграничны - и очень немногие пилоты задумываются о способе своего торможения в сравнении с коллегами, не говоря уже о таких тонкостях, как двумерная оптимизация использования резины.

В придачу ко всему, современная телеметрия не предоставляет информации о положении машины на трассе. Можно узнать, когда и как долго пилот тормозит, и можно узнать нагрузку на педаль со стороны гонщика. Но что узнать не удастся - это положение точки торможения относительно точки поворота руля, входа в поворот, апекса или точки включения газа.

На трассе можно наблюдать Михаэля, вводящего свою Ferrari в поворот на торможении. Он тормозит раньше, чем Вильнев или Хаккинен. Так же, как Шумахер, поступают его брат Ральф, Култхард, и Ирвайн, если у него есть нормальная машина. Но Михаэль более настойчив в использовании этого приема, поскольку его талант лучше позволяет ему ловить машину на грани потери сцепления передних или задних колес с трассой.

Жан Алези - противоположность среди любителей рано поворачивать. Он ощущает переднюю часть машины не хуже Михаэля, но полностью теряется, когда сталкивается с недостаточной поворачиваемостью. Поэтому он всегда говорит, что предпочитает избыточную поворачиваемость - это дает возможность уменьшить риск потери передней части машины.

Другая группа представлена сейчас Хаккиненом и Вильневом. Это не означает, что они хуже, наоборот, в определенных условиях такие пилоты непобедимы. У них лучше обзор поворота, больше простор для маневра, и, соответственно, они лучше могут реагировать на внезапные изменения. И что важнее, они более терпимы к переменам в балансе машины, поскольку не очень зависимы от конкретного чувства или конкретной траектории.

Но несомненно любители раннего поворота используют меньше полотна трассы, и имеют лучшие возможности по быстрому выходу из поворота. Но им приходится постоянно балансировать между нагрузкой на резину от торможения и от поворота.

Классические пилоты сначала как можно позднее тормозят, затем по возможности раньше нажимают газ. У них меньше возможностей для выбора. (Кстати, обратите внимание - Вильнев, ошибаясь на входе в поворот, перетормаживает на прямой, а Култхард в случае ошибки широко заходит в среднюю часть поворота).

Что интересно, так это поведение рано поворачивающих пилотов в условиях крайней неопределенности. Благодаря отличному чутью передней части машины, Михаэль Шумахер, Алези, Дженсон Баттон и Ральф чувствуют себя великолепно в легкий дождь, когда они еще на сухой резине.

Мика, который нуждается в полном контроле над машиной для получения максимума от неё, неожиданно теряется при отсутствии хорошего сцепления передних или задних колес. Возможно, обгон Мики в Спа был самым зрелищным в году, но наиболее сильным и характерным всё же можно счесть обгон Михаэлем Мики в Нюрнбургринге - двукратный чемпион мира на машине, занявшей поул, был обойден так, как будто он стоял.

И нельзя сказать, что McLaren в дождь чувствовал себя плохо - Мика летел как на крыльях, сменив резину на дождевую. Но в то время, когда они ехали словно по скользкому льду, когда баланс управляемости решался кончиками пальцев на руках и ногах, когда требовалось показать максимум возможностей, именно Михаэль задавал тон.

Гладиаторы!

Классические конфронтации примерно равных по силам соперников - это соль спортивных состязаний в их лучшем проявлении. И борьба Михаэля Шумахера и Мики Хаккинена именно из этой серии.

"Это одна из вещей, которые я считаю наиболее увлекательными в Формуле-1 - этот гладиаторский подход. Знаете, всегда находятся два парны для борьбы, ноздря в ноздрю - настоящие соперники. Сейчас это Михаэль и Мика" - это слова Деймона Хилла, который неоднократно участвовал в аналогичных битвах против Михаэля Шумахера. Так что он был там, он знает, о чем говорит.

И он, конечно же, прав. Если, как уже все наверное устали слушать, Михаэль - лучший в мире, то Мика, несомненно, второй из лучших.

По сути, на одном круге Мика даже быстрее Михаэля. Не верите автору статьи - поверьте одному из лучших телекомментаторов в мире и пилоту Формулы-1 Мартину Брандлу. "Михаэль, возможно, сильнее из этой пары", - говорит он, - "но Мика быстрее".

Это означает, что в полном напряжении, при полной самоотдаче Мика является одним из быстрейших гонщиков всех времен - любой, кто видел квалификационный круг Хаккинена с камеры на его машине, может подтвердить.

При взгляде с края трассы Мика выглядит в поворотах очень быстрым, даже пугающе быстрым. А Михаэль практически ни в чем ему не уступает. Михаэль против Мики. Современные гладиаторы - как ранее Кларк и Стюарт, Хант и Лауда, Сенна и Прост.

Наслаждайтесь борьбой, пока есть такая возможность!


Читайте 'Обзоры Формулы-1'
на WWW.F-1.RU:
  • Ferrari достает секретное оружие?
  • Прежде всего безопасность?
  • Шумахер и болельщики перед стартом сезона
  • "Смерть на обочине" глазами журналистов
  • Интервью с директором Ford Motor Жаком Нассером.
    X-TYPE как продолжение Формулы-1
  • Джеймс Аллен о Гран-При Австралии.
    Печальное начало сезона
  • Плохой день для Формулы-1?
  • Трагедия на Гран-При Австралии: день спустя
  • Первые шаги Сенны ровно 20 лет назад...
  • Обзор Гран-При Австралии.
    Праздник не получился

Читайте 'Новости Формулы-1'
на WWW.F-1.RU:

14 марта 2001
01.20 Шестицилиндровые двигатели в Формуле-1?
01.10 Выбор Шумахера окончательно пал на шлем Schuberth?
Ещё одна страсть Фрэнка Уильямса
01.00 Ральф Шумахер: "Автодром в Сепанге является образцовым"
Bridgestone находится в выигрышном положении?
00.00 BAR против Jordan: здоровая конкуренция?
Йос Верстаппен не забывает о физподготовке

13 марта 2001
18.00 Гран-При Малайзии может стать рекордным для Шумахера
Компания Proton оказывает все большую поддержку Гран-При Малайзии
17.50 Джок Клиа уверен в Вильневе как никогда
Организаторы Гран-При Малайзии, возможно, пересмотрят цены на билеты
15.00 Для Jaguar дождь не помеха
Де ля Роза о слабых местах Michelin
14.40 Гран-При Малайзии. Honda перед гонкой. Пресс-релиз
14.30 Ярно Трулли об Оливье Панисе
Для Бурти многое происходит впервые
12.10 Ferrari: Нет предела совершенству
Год назад
12.00 Дэвид Култхард серьезен как никогда
Michelin придется нелегко
00.20 Гран-При Малайзии. Arrows перед гонкой. Пресс-релиз
00.10 Монтойя готовится к Гран-При Малайзии
Презентация журнала "J" состоится послезавтра в Ирландии
00.00 Эдриан Ньюи за "шинный мир"
Веббер о тестах в Сильверстоуне


Formula-1 Russian Project, http://www.f-1.ru/

 
   

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное