Смертельный случай в Формуле-1 - это всегда ужасно. Однако следует признать, что меры безопасности, разработанные FIA за последние несколько лет, многим спасли жизнь в минувшее воскресенье. Погиб только один человек - маршал, которому не повезло, что в него попало колесо от болида Вильнева. Вероятность того, что все произойдет именно так, как оно произошло, была изначально крайне невелика, просто удача была не на стороне маршала.
В первые часы после любой аварии журналисты вынуждены сами домысливать, что произошло, поскольку не поступает никаких заявлений от официальных лиц. Таким образом, журналистам пытаются разобраться в потоке слухов, свидетельств очевидцев и т.п. Первые репортажи редко дают полную картину того, что же произошло на самом деле.
С самого начала, однако, было ясно, что маршал погиб вследствие того, что в него попало колесо, которое по случайности вылетело в пролет между заграждениями, через который маршалы в случае необходимости выходят на обочину трассы. В понедельник на первой полосе газеты The Age была опубликована фотография болида Вильнева, замершего около стены.
Задняя часть болида полностью смята, не хватает шины с правого заднего колеса. Четко виден пролет между заграждениями и то место, где пролетело колесо. Если бы вы попытались повторить подобное с обычными шинами, вам бы это не удалось, но на скорости 100 миль в час колесо смогло пролететь в проем и попало в маршала.
Маршалу не повезло, Вильневу же, напротив, в тот момент улыбнулась удача. Когда случается довольно много аварий на трассе, какая-нибудь из них обязательно закончится серьезными травмами или, что еще хуже, смертью. Жаку повезло намного больше, чем некоторым из его знаменитых предшественников.
Напрашиваются грустные параллели между Жаком и его отцом. В октябре 1977 года, на шестом круге Гран-При Японии, Жиль Вильнев попал в серьезную аварию, когда он не успел затормозить на выходе с финишной прямой и врезался в болид Ронни Петерсона из команды Tyrrell.
Болид Ferrari вынесло с трассы, и хотя сам гонщик отделался легким испугом, маршал и фоторепортер погибли, а несколько человек получили травмы различной степени тяжести. Позже, как нам всем известно, удача отвернулась от Жиля, и он попал в ужасную аварию во время Гран-При Бельгии в 1982 году. То, что произошло в Альберт Парке в минувшее воскресенье, наглядно показывает, насколько далеко ушел автоспорт за последнее время в вопросах безопасности.
Самое страшное, что происходит во время гонок, это аварии: столкновение болидов может привести к тому, что один из них взлетит на воздух. Нечто подобное случилось в Ле Мане в 1955 году, когда француз Буллин (Boullin), выступавший под псевдонимом "Пьер Левеж" ("Pierre Levegh"), управляя спортивным автомобилем Mercedes 300SLR, не справился с управлением, врезался в болид Майка Хоуторна (Mike Hawthorn), взлетел на воздух, перелетел через заградительные барьеры и упал в толпу.
Левеж и еще по крайней мере 83 (по некоторым данным 100) человек погибли. Это было (и остается) самой страшной аварией за всю историю автоспорта. После этого по всему миру были запрещено проводить подобные соревнования, причем позже запрет в большинстве стран был снят. В Швейцарии, тем не менее, до сих пор не разрешается проводить гонки.
Обломки болида, разлетевшиеся во все стороны на автодроме Альберт Парк, сделали свое дело. Нельзя предотвратить то, что через заграждения перелетают мелкие осколки металла и часть обшивки болида, но они не представляют угрозу для жизни людей, в основном они приводят лишь к порезам и синякам. В момент аварии зрители находились достаточно далеко от заградительных барьеров, так что давайте не будем впадать в истерику.
Ограждения Альберт Парка сделали свое дело. Колесо вылетело за их пределы по чистой случайности. Невозможно полностью закрыть эти проемы в барьерах, потому что они жизненно необходимы. Представьте себе ситуацию, когда по каким-либо причинам загорается болид на трассе, а пожарный маршал не может перебраться через заградительные барьеры. Тогда нам придется констатировать смерть пилота, погибшего в огне в собственном болиде.
То, что это уже второе подобное происшествие за последние шесть месяцев, не может не беспокоить. Надо обратить особое внимание на то, что в то время как безопасность болидов постоянно повышается, еще многое предстоит сделать для того, чтобы усилить безопасность самой трассы. В целом, все признают, что нельзя заставить пилотов ехать в тоннеле или увеличивать высоту бетонных ограждений.
Формула-1 продолжает оставаться зрелищным видом спорта, люди должны видеть болиды, а не просто прислушиваться к их реву. В этом заключается определенный риск, на который идет каждый зритель, посещающий Гран-При. Любое воздушное шоу не менее рискованно. Что произойдет, если самолет потеряет управление? Нечто подобное случилось в Рамштайне, Германия, несколько лет назад.
В настоящее время введено много новых правил проведения воздушных шоу, но никто не застрахован от того, что нечто подобное может повториться еще раз. Автоспорт всегда будет опасным видом спорта. Важно свести риск к минимуму. Специалисты полагают, что случившаяся авария больше продемонстрировала то, как много уже было сделано в данном направлении, нежели то, что еще много предстоит сделать. А все остальное находится в руках божьих.
Ужасно сознавать то, что маршалы постоянно рискуют жизнью. Конечно, можно было бы сказать, что погибший маршал знал, на что он идет. Без сомнения, он был фанатом Формулы-1, как и большинство маршалов, и, к сожалению, он оказался в неудачном месте в неудачное время. Это печальный факт, но сложно представить, как это можно было предотвратить.
Сейчас FIA подвергается резкой критике по поводу всего, что касается Формулы-1, но многие просто игнорируют тот факт, что руководство Федерации уделяет много внимания безопасности гонок и тому, как можно свести к минимум риск для жизни. И кто знает, может, тот же Макс Мосли способен влиять на судьбу.