Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

[svoboda] Статья: Новогодние традиции Междуречья.

"АИФ"
Наш Новый год - копия празднеств в древнем Вавилоне?
Согласно свидетельствам историков, 4000 лет назад в главном государстве Междуречья
на новогодние торжества готовили особый салат, наряжали деревья, отдыхали двенадцать
дней подряд и дарили друг другу подарки. Совсем как у нас!
- Новый год в Вавилоне начали отмечать в III тысячелетии до н. э. Как правило,
торжества стартовали в месяц нисану (март - апрель) - самый первый день весеннего
равноденствия, - едва в небесах появлялся бледный полумесяц. Праздники длились
12 дней и шли столь разгульно, что царь Вавилона на пять суток оставлял свои
пышные одежды во дворце и в одной набедренной повязке уезжал из города - <дабы
не мешать веселиться своим подданным>. Один из тогдашних летописцев отметил:
<Каждый человек в это время выпивает столько вина, сколько не пил за весь год>.
Вы не поверите, но главное новогоднее блюдо Вавилона напоминало российский салат
<оливье>.
Украшали новогоднюю пальму
Насих Гафур, доктор наук из иракского города Эрбиль, учившийся в 1976-1990 гг.
в СССР, уверен: традиции праздновать Новый год берут начало из Вавилонского царства.
Ещё 4000 лет назад местные жрецы, ведя новогоднюю процессию к вратам Иштар, провозглашали
- в эту ночь главный бог Междуречья Мардук (старик в кафтане, с завитой бородой)
спускается с неба на колеснице и раздаёт подарки тем, кто это заслужил. Чествуя
бога, вавилонские семьи готовили салат, символизирующий победу Мардука над божеством
хаоса Тиамат - <мушхуш>, то есть <дракон>. Блюдо включало в себя говяжье сердце
(согласно мифу Мардук вырвал его из груди богини), горох, морковь, огурцы, яйца,
всё смешивалось и заливалось сливочным соусом. И верно - чем не <оливье>?

Кстати
В Древнем Египте Новый год отмечали во время разлива реки Нил - праздники выпадали
на неделю между июлем и сентябрём, во время восхода звезды Сириус. Первый период
Нового года - <ахет> - знаменовал приход Хапи - бога Верхнего и Нижнего Нила,
дарующего изобилие и еду. Готовились загодя - откармливали жертвенных быков,
и встречать Новый год требовалось в новом платье: его старались покупать даже
бедняки. Разлившиеся воды Нила вызывали радость - люди выходили на порог дома,
желали друг другу быть сытыми в следующем году и бросали в воду свитки с просьбами
к богам. <Новогоднюю> воду обязательно набирали в сосуды - она считалась чудодейственной.
Статуи бога Амона устанавливали на лодках и пускали в плавание по Нилу. Тому,
кому удавалось доплыть до лодок и коснуться статуй, жрецы дарили подарки.
- В первые четыре дня Нового года на городской площади Вавилона ставились спектакли-мистерии
- как Мардук спустился в ад, спас богиню Иштар и совершил прочие подвиги, - рассказывает
профессор истории из университета Стамбула Абдул-Хамид Кабир. - На пятый день
из храма Эзида стартовало костюмированное шествие, изображавшее приход Мардука
на Землю, - покинув колесницу, тот плыл по каналу на корабле <Карнавал>: обратите
внимание, что сейчас этим словом мы называем весёлые народные празднества. Вдоль
канала жители украшали пальмы, вешая на них фигурки животных и звёзды, вырезанные
из камня и дерева, - не правда ли, похоже на новогодние ёлки? Из загорода возвращался
царь - главный жрец отнимал у него корону и бил по лицу, веля каяться перед богом.
Чем сильнее царь каялся и чем горше плакал, тем лучше должен был стать следующий
год.
Дед Мардук раздавал подарки
За хорошее поведение Мардук дарил подарки не только взрослым, но и детям. Разумеется,
презенты от имени бога преподносили сами родители, освятив их в храме. Существовал
целый набор поступков, обязательных к исполнению в новогодние праздники. Также
если вы несправедливо обидели друга, то должны извиниться в первый день Нового
года, подарив обиженному: курицу. Жрецы предупреждали - если вавилонянин откажется
праздновать Новый год, Мардук превратит его домашний скот в кровожадных демонов.
А уж коли житель Вавилона не вернул долг до Нового года - бог в отместку пошлёт
ему долгие сны с чудовищами.
Бог Мардук с подарками
- Далее, на шестой-седьмой день в Вавилон съезжались люди из других городов для
участия в празднествах, - объясняет профессор Абдул-Хамид Кабир. - Ведь восьмой
день был особенно важным: считалось, что в этот день боги передают Мардуку свои
силы для сражения с невзгодами, ожидающими Вавилон в следующем году. На девятый
шествие жрецов направлялось к дворцу новогоднего праздника - Бит-Акито, туда
же несли статую Мардука.
Люди исследовали её состояние и истолковывали это как пророчество - например,
если на статуе остались капли росы, год будет дождливым. На десятый устраивали
пир - и ни один человек в Вавилоне, включая детей, по закону (!) не мог уклониться
от обжорства! На одиннадцатый жрецы заявляли: боги собрались в Палате Судеб и
выясняют, что им делать с людьми в новом году.
И наконец, в последний день Нового года вавилоняне праздновали свадьбу бога Мардука
с земной женщиной Сарпанитум: та была одета в голубое платье, а её волосы заплетены
в косу.
Повеселившись во славу <деда Мардука> и <снегурочки Сарпанитум>, Вавилон возвращался
к работе: народу следовало <не пить вино ещё неделю>, но думается, после 12 дней
непрерывных празднеств пить и так никто не мог.
На десятый день Нового года - пир на весь вавилонский мир!
Что забавно - при царе Хаммурапи (правившем в 1793-1750 гг. до н. э.) некоторые
жрецы требовали отменить новогодние празднества. <Люди слишком долго не работают.
Странно, как государство такое выдерживает>. Однако мудрый Хаммурапи ответил:
<Если мы вдруг запретим народу праздновать Новый год вволю - это закончится бунтом!>
С уважением
Нина.

Ответить   Нина Tue, 1 Jan 2013 12:55:49 +0700 (#2643828)