Привет всем!
Департамент образования финансировал инновационную деятельность через прибавку
к зарплате педагогов, участвующих в эксперименте.
Теперь эту схему заменили на грантовую. Основная идеология нынешнего руководства
- финансовая успешность школ. Поэтому все разработки, не способные принести
прибыль (даже несмотря на хорошие показатели по повышению уровня образования
детей), отрезаются от <кормушки>.
В результате происходит следующее:
1. Финансовые бухгалтерские показатели становятся главными в определении управления
школой.
2. Ориентация исключительно на ЕГЭ как <объективный показатель качества образования>.
3. Вместо формирования новых образцов образования - принятие западных (финских
и американских прежде всего) моделей образования (например, дистанционное
образование и электронные учебники) заявлены в качестве важнейшей стратегической
цели развития образования.
4. Разрушение уклада маленьких инновационных школ - они ни финансово, ни по содержанию
не вписываются в принятые стандарты.
На примере Москвы мы видим процесс уничтожения инновационного образования. Множество
протестных акций со стороны педагогического и родительского сообщества
- яркое доказательство реализации ложной стратегии Министерства образования,
которая ставит под угрозу национальную безопасность страны.
Дело в том, что в столичном образовании в 2007 году была разработана программа
<Общенародная российская школа будущего>, которая являлась результатом 15-летней
работы многих коллективов ученых и педагогов Москвы. Разработанные в рамках этой
программы образцы инновационной практики проходили апробацию под научным
руководством и контролем. В итоге удалось создать множество действительно сильных
школ. Однако новые чиновники посчитали, что из-за наличия сильных авторских
школ множество Московских школ превращаются в <гетто>, из которых вырваны лучшие
дети и лучшие педагоги. Но ведь это абсолютно неверное понимание процесса
инновации.
Сначала надо создать новые образцы образовательной практики, а затем создать
условия для их освоения всеми Российскими школами и всеми учителями. Если же
смешать школы, где создаются новые образцы учебной работы с теми, где подобная
работа не велась, то все они будут превращены в школы-гетто. А если после
этого за образцы работы с отстающими школами взять западные формы с ориентацией
на школы хуже, чем советские, то тем самым разрушаются ориентационные точки
продвижения национальной системы образования.
Подсчитано, что 150 млрд рублей - это минимальная цена ущерба от ликвидации уникального,
инновационного сектора столичного образования, который создавался
за счёт колоссальных инвестиций правительства Москвы и творческих вложений лучших
учёных и педагогов страны. Как председатель Экспертного совета по экспериментальным
площадкам в 1995-2011 гг., я несу персональную ответственность за практический
результат этих невиданных в современной истории усилий по организации экспериментальной
работы в образовании.
Сейчас стратегический заказ на образование формируется, как купля-продажа табуреток
или домашних тапочек. Но это не та услуга, которую можно и нужно вписывать
в существующие рыночные реалии. Уволить якобы лишних педагогов и экспертов, и
поделить их зарплату - это соблазн, который дает лишь краткосрочную сомнительную
выгоду. Я уж не говорю о моральных издержках. Он разрушает атмосферу сотрудничества
и формирует чувство подозрительности у одних (<в любой момент <кинут>)
и сиюминутной вседозволенности у других (<я делю бюджет, я главный>).
Образование обязательно должно быть избыточным по отношению к существующим формам
жизни, но при этом востребованным в долгосрочной перспективе. Сегодня
господствует логика коротких целей обогащения. Но надо не <оптимизировать> образование
под краткосрочные финансы, а создавать механизмы долгосрочных финансов
для развития образования, в том числе для того, чтобы выполнить президентскую
программу создания 25 миллионов высоквалифицированных рабочих мест. Только
подобное изменение финансовой политики образования позволит создать условия для
формирования новой стоимости в образовании, а не экономии на образовании
за счёт сокращения учителей и школ в условиях временной демографической ямы.
Реализация ложной стратегии, осуществляемой сегодня Министерством образования
и руководителями Департамента образования города Москвы, приводит к следующим
последствиям:
1. Разрушение уникальных детско-взрослых систем: авторских школ и гимназий взросления
и личностного роста за счёт формального слияния (якобы по желанию)
учреждений образования.
2. Вместо прямой ответственности научного руководителя инновационной площадки
и эксперта за технологию, которая реализуется в образовательном учреждении,
мы имеем случайно выбираемых оценщиков продуктов деятельности коллективов, объявленных
инновационными площадками. Это приводит к безответственной трате
бюджетных средств.
3.Уничтожение связи профессионально-технических училищ с научными институтами
и промышленными фирмами, где собственно и выявляется стоимость образованного
человека, способного создавать и использовать новые технологии.
4. Отсутствует стратегия продвижения слабых и средних учреждений к специально
формируемым образцам высших достижения в области образования. Мы не подтягиваем
слабых к сильным, а, наоборот, сильных делаем слабыми за счёт слияния школ и
за счёт заимствования западных методов работы с деградационными западными
образовательными учреждениями.
5. Происходит девальвация образовательных сертификатов в силу отсутствия прямых
методов оценки формируемых способностей и возможности работать в диалоге
с профессионалами. Страна, несмотря на обилие западных дипломов, движется к образовательному
дефолту.
6. Увеличивается неравенство в образовании, поскольку формальные слияния учреждений
приводят к тому, что сильнее начинают действовать денежные системы защиты
качества образования в негосударственных учреждениях (выигрывают частные школы,
способные защитить свое качество образования).
7. Формальные финансовые показатели превращаются в основной инструмент оценки
успешности управления образованием. Финансовый менеджер, ничего не понимающий
в методах и результатах образования, становится главной фигурой образовательной
реформы. В авиации это привело к росту катастроф, в энергетике - к Саяно-Шушенской
ГЭС и развалу энергосистемы, в станкостроении - к уничтожению этой отрасли.
К чему это приведёт в образовании? К профессионально-образовательному дефолту
нации.
таблица из 3 столбцов и 7 строчек
Что происходит
Что было
Что стало
Разрушение связей школы с российской наукой
Создание научно-педагогических коллективов для создания российских инновационных
моделей управления школой и технологий обучения и воспитания (<Создание
практико-ориентированной педагогической науки>)
Привлечение внешних консультантов для реорганизации образовательных учреждений
и внедрения зарубежных технологий (в основном, финансово-организационных)
(<Финансовая оптимизация образования не требует педагогических разработок>)
Уничтожение системы экспертной оценки инновационной деятельности
Общественный экспертный совет ученых и управленцев определяет перспективные направления
развития образования, проводит качественную экспертизу инновационных
решений
(<Создание системы связи экспертного сообщества и управления для развития образованием>)
Экспертный совет контролирует эффективность использования средств, полученных
по грантам
(<Использование экспертов для продвижения решений, выработанных без экспертного
обсуждения>)
Уничтожение системы финансовой поддержки инновационной деятельности со стороны
государства
Инновационная деятельность включена в список приоритетных госзаданий; финансовое
стимулирование всех педагогов, занимающихся инновационной деятельностью
(<Инновационная деятельность - приоритет региональной системы образования>)
Грантовая поддержка отдельных инноваций, разработка механизмов продажи инноваций
на рынке образовательных услуг (<осмыслена только та инновация, которую
можно кому-нибудь продать>)
Технология распространения инновации.
Каскадная инновация.
Мониторинг необходимости инноваций, публичное обсуждение инноваций.
Предполагается, что <эффективные> инновации будут перениматься школами.
Отмена принципа комплексной инновации
Переход к новому качеству образования обеспечивался реализацией комплекса технологий,
включающей управление школой, развитие базовых способностей, индивидуализации
образовательного процесса, новых систем оценки качества образования (<Переход
к новому качеству образования - это многофакторный процесс>)
Отсутствие комплексного подхода к инновации, <лоскутной характер> инноваций исключительно
в области информатизации, менеджмента и уровня сдачи ЕГЭ и ГИА
(<Москва не может себе позволить финансировать комплексную инновацию>)
Отказ от принципов развития национальной системы образования
Разработана и начата реализация программы <Строим российскую Школу Будущего>
на основе лучших образцов инновационной деятельности столичных образовательных
учреждений; программа признана прорывной на федеральном и мировом уровне (<Столичная
система образования должна стать основой для общероссийской системы
мирового уровня>)
Программа была полностью аннулирована, цели и приоритеты развития московского
образования были заменены на соответствие показателям финансовой эффективности
и уровню сдачи ГИА и ЕГЭ (<Финансовая оптимизация образования важнее прорывных
программ>)
конец таблицы
Подготовила Виктория Никитина
мой skype ikar505
С уважением
Валерий.