Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Лучшие программы Эха Москвы

  Все выпуски  

Лучшие программы Эха Москвы Выпуск 66


Лучшие программы "Эха Москвы"

Выпуск 66 (2007-07-11 20:05)

Количество подписчиков: 187

Все материалы взяты с Официального сайта радиостанции

Радиостанция «Эхо Москвы»: Реплика Ореха, Среда, 11 Июль 2007
http://echo.msk.ru/programs/repl/53196/index.phtml
sys/logo_print
Реплика Ореха
Политический комментарий по итогам дня

Ведущие:

Антон Орехъ
Среда, 11 Июль 2007

Если со следующего учебного года единый госэкзамен по литературе действительно отменят, о чем говорит глава Рособрнадзора господин Болотов, то это будет
большой праздник. Потому что ЕГЭ – это, по моему скромному мнению, полнейший триумф советской системы образования. А главный принцип советской системы
образования заключался в зубрежке. Даже обучаясь в лучшем вузе страны, в МГУ, я это чувствовал – что уж говорить о школе! От учеников требовалось только
одно: учить формулы, запоминать даты, фамилии и названия. И никто не требовал от них думать. Ну, при советской власти думать было вообще не обязательно,
однако говорят, что была еще одна причина. Так повелось, что высшие посты в нашем образовании занимали выходцы из точных наук – физики, математики, химики.
А у гуманитарных дисциплин была репутация каких-то несерьезных, что ли. Так вот ЕГЭ – это типичный подход физика или математика. Потому что в этих науках
действительно есть точные ответы на вопросы. Ученик либо знает формулу, либо не знает, либо способен решить задачу, либо нет – здесь не может быть никаких
«если», «может быть», «по-моему». А вот в литературе не существует никаких однозначных ответов. И в истории их не существует, если только речь не идет
об именах, датах и названиях, да и то не всегда. Но как же в таком случае быть с единым экзаменом, подразумевающим тест? Можно всю литературу свести к
перечню писателей и в каком году, кто из них что написал. Шуточка была на эту тему, типа пародии на «Что? Где? Когда?»: «В книге какого писателя есть герой,
которого как зовут? Время!» А можно пойти еще дальше. Например, спрашивать: Базаров – это положительный герой или отрицательный? На такой вопрос не существует
правильного ответа. Но единый экзамен потребует такой правильный ответ дать. Именно так и было в советские годы, когда литературным героям раз и навсегда
дали однозначные характеристики. Были «лишние люди», было «фамусовское общество» и тому подобное, и ученик фактически не имел права на точку зрения, которая
отличалась бы от той, что в учебнике и следовательно от той, которую вбивал в голову учитель. Ответы на экзаменах сводились к тупому пересказыванию сюжета,
перипетии которого благополучно выветривались из головы вскоре после получения оценки. То же самое было и с историей. И поэтому следующим шагом должна
стать отмена ЕГЭ и по этому предмету. Конечно, стыдно не знать когда была Бородинская битва. Конечно, желательно помнить, когда была битва на Куликовом
поле или Восстание Декабристов. Но гораздо важнее, чтобы человек понимал, что привело к войне Наполеона с Россией, что такое татаро-монгольское иго и откуда
оно взялось, чего требовали декабристы. Между прочим, когда ученик понимает, что именно происходило, он и дату запомнит легче. Точно также если ему интересна
книга, если у него есть свое понимание автора, то и сюжет он не забудет и имена персонажей и биографию писателя. То есть школа должна развивать способность
самостоятельно мыслить, а ЕГЭ, по крайней мере, по гуманитарным дисциплинам, развивает способность зубрить или списывать.

Полная версия

Copyright © 2004 - 2006
Радиостанция «Эхо Москвы»


В избранное