Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Лучшие программы Эха Москвы

  Все выпуски  

Лучшие программы Эха Москвы Выпуск 45


Лучшие программы "Эха Москвы"

Выпуск 45 (2007-07-05 20:05)

Количество подписчиков: 189

Все материалы взяты с Официального сайта радиостанции

Радиостанция «Эхо Москвы»: Собрание Третьяковки, Воскресенье, 1 Июль 2007
http://echo.msk.ru/programs/tretiakovka/52884/index.phtml
sys/logo_print
Собрание Третьяковки
Cовместный проект Эхо Москвы" и "Третьяковской галереи". В каждой программе - беседа об одном шедевре и историях, происходивших вокруг него.

таблица из 2 столбцов и 2 строк
Ведущие:
Ксения Басилашвили
Гости:
Ирина Шуманова
старший научный сотрудник отдела графики Третьяковской галереи
конец таблицы
Воскресенье, 1 Июль 2007

А.ВЕНЕДИКТОВ: 14 часов 12 минут в Москве. Ксения Ларина находится в отпуске. Для тех, кто впервые включил за эти два дня радио, я говорю вам, что все ее
передачи остаются на месте. Мы с Ксенией Басилашвили здесь принимаем Ирину Шуманову, старшего научного сотрудника отдела графики Третьяковской галереи.
Почему графики, Ирина? Добрый день!

Это же не графика. Или я уже совсем плохой?

И.ШУМАНОВА: Ну, в данном случае мы будем говорить о новом зале Врубеля. И впервые графика включена в постоянную экспозицию, вернее, в общее пространство
зала. И это событие исключительное.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Вот теперь у меня вопрос: что случилось? Что это за новый зал? Я специально не пошел, поэтому расскажите, чего там откроется?

К.БАСИЛАШВИЛИ: Впервые ведь вы и графику показываете?

А.ВЕНЕДИКТОВ: Да подожди, расскажи, что случилось вообще, а не про кусок зала.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Открыли зал Врубеля, наконец-то+

А.ВЕНЕДИКТОВ: Его не было?

К.БАСИЛАШВИЛИ: Он был, но делил этот зал вместе с Рерихом.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Явно не по алфавиту.

И.ШУМАНОВА: Было ощущение, что в предыдущем дизайне зала, то есть, в том виде, в каком он был сделан во время реконструкции Третьяковки, Врубель смотрелся
нехорошо, потому что соединение монументальных произведений, таких, как "Принцесса Грёза", панно "К Фаусту" с картинами станковыми убивало вот эту станковую
живопись. Поскольку монументальные вещи и станковая живопись созданы в разном масштабе. Ну, чтоб было более понятно: разное количество пикселей на фрагмент
площади. Теперь это так проще объяснить.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Отлично, Ирина! Молодец! Так проще объяснить, да!

И.ШУМАНОВА: И, конечно же, притом, что собрание живописи Врубеля в Третьяковской галерее прекрасное, лучшее, очень качественное, и этому ряд причин существует.
Но Врубель такой художник, который проявил себя практически во всех областях изобразительного искусства и вот именно как синтетический организм, синтетически
мыслящее существо он интересен особенно. И поэтому представить его только живописью, как было раньше в Третьяковской галерее, или в других, во всех музеях,
не совсем правильно. Ведь в некоторые периоды жизни он работал, например, только в графике, особенно в поздний период.

А после 1904 года он вынужден был отказаться от живописи, от работы маслом, и целиком погрузился в периодическую+

А.ВЕНЕДИКТОВ: Что такое "вынужден был"?

И.ШУМАНОВА: Прогрессировала его болезнь, и он находился в различных лечебницах и чисто физически не мог работать маслом.

А.ВЕНЕДИКТОВ: А в 1906 году ослеп?

И.ШУМАНОВА: Вы понимаете, какая это трагедия для художника, к тому же знающего свой диагноз, знающего, чем все должно было кончиться.

А.ВЕНЕДИКТОВ: И он ушел в графику.

И.ШУМАНОВА: Да. И вот на последние два года он уходит целиком в графику. И появляются целые серии натурных рисунков, прежде всего, натурных рисунков, которые
при всей реалистичности и супер реалистичности поражают как раз удивительным полетом руки художника и полной погруженностью рисования в стихию творчества,
и что-то, что-то такое, что уже не есть следование натуре, а есть чистое искусство.

И поэтому, когда эти рисунки впервые были показаны в 1956 году в Третьяковской галерее, это произвело впечатление шока, особенно для художников.

А.ВЕНЕДИКТОВ: То есть, все говорили: это не Врубель, да?

И.ШУМАКОВА: Нет, художники ходили туда, как на работу в этот зал. То есть, никто не знал, что Врубель так работал и так мог работать человек в 1904 году.

А.ВЕНЕДИКТОВ: А много в запасниках графики Врубеля?

И.ШУМАКОВА: Много. В Третьяковской галерее, по-моему, 237 произведений. И вот какую возможность дает нынешнее положение в зале Врубеля? - Там организован
такой специальный анклав, независимый от живописи - со своим освещением, со своим климатом, который позволяет делать сменные экспозиции. То есть, примерно
20 произведений в этих спец. витринах мы будем показывать, меняя каждые четыре месяца.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А это условие, потому что графику нельзя долго под светом держать, ее надо убирать обязательно в темное место. И холодно очень в зале. Очень
холодно - это 18 градусов, да? 17-18. Это специальный режим тоже.

И.ШУМАНОВА: Совсем разные требования к свету. 18 и 50-52% влажности, потому что живописи, наоборот, нужен ультрафиолет: он способствует тому, что не мутнеет
лак, а для графики он практически убийственен.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Что же вы их поместили в один зал-то тогда?

И.ШУМАНОВА: А мы сделали специальные стекла, которые отсекают всю вредную для рисунков гамму в спектр.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Господи! Чем они занимаются? Вместо того чтобы любоваться, они стекла ставят, чтобы спектром заниматься. Кошмар!

К.БАСИЛАШВИЛИ: Кроме того, там еще появился камин, который Врубелем был создан. Вообще чудесная вещь - изразцы, эмали, майолика, да прекрасная такая дизайнерская
абсолютно. Вот поставить камин дома. Но, слава Богу, в музее.

И.ШУМАНОВА: Да. Вот теперь, понимаете, - всеохватно показан Врубель - и от мельчайших произведений, от маленьких жемчужин, собственно говоря, его жемчужин,
до огромных панно, и виден тогда масштаб этого художника, масштаб этого человека, возрожденческий, как мне кажется.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну, Вы знаете, да, я думаю, что те, кто интересуется и любит живопись, они масштаб, как бы даже не зная графики, скажу я, не желая Вас обидеть,
- они понимали, что он всегда в стороне.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А вот, Алексей Алексеевич, специалисты говорят, что "Демон поверженный", о котором мы сегодня будем говорить, он по-другому совершенно, впервые
увидели его, впервые!

А.ВЕНЕДИКТОВ: Сейчас поговорим! Сейчас поговорим! Но, может быть, сначала о приятном?

К.БАСИЛАШВИЛИ: Давайте!

А.ВЕНЕДИКТОВ: О приятном.

СЛУЧАЙ В МУЗЕЕ

Летом 1956 года Москва прихорашивалась, потому что все готовились к Молодежному фестивалю и реконструировался частично Большой театр.

Известно, что сзади Большого театра, во всяком случае, старшее поколение помнит об этом - сзади, с тылу такая небольшая пристройка в виде такого небольшого
сарайчика.

И когда очищали от всех этих пристроек Большой театр, то его начали разбирать. Там оказались какие-то старые декорации. Но на самом дне всего этого нашли
большой холст, который был скомкан. Стали его рассматривать, пытались его развернуть, развернуть невозможно было. Решили, что это какая-то большая декорация,
или занавес, или задник. На обороте увидели надпись: "М.Врубель". И они позвонили в Третьяковскую галерею, своим ближайшим соседям.

Прибежали галерейцы, сказали, что надо раскрыть ее, растянуть и посмотреть, что это такое.

Перекрыли движение. И прямо перед ступенями Большого театра, очень смешно было, потому что пришли много-много рабочих, которые на длинной-длинной палке
несли кое-как свисающую эту ткань. И потом все это стали растаскивать.

Естественно, там были реставраторы из Третьяковской галереи. И главное, конечно, там был Алексей Петрович Ковалев, наш известный и замечательный реставратор.

Когда это все раскрыли и растянули, то одновременно все поглядели направо и сзади, и увидели двойника: на Метрополе "Принцессу Грез", только она из мозаики.
И не было никакого сомнения, что это панно Врубеля "Принцесса Грез".

БЫВАЕТ ЖЕ ТАКОЕ!

А.ВЕНЕДИКТОВ: Вы слушаете программу "Собрание Третьяковки". Мы говорим о Врубеле. Мы тут заспорили по поводу вопроса. Мы, безусловно, сегодня разыграем
и билеты, и каталоги.

Я хочу, все-таки сказать: я совершенно согласен с Вашим определением. Я над ним не думал, о возрожденческой возможной, о кисти мастера. Ну, конечно, мы
по-школьному ученые, всегда я абсолютно уверен, что наши советские, российские люди, те, которые не занимаются живописью, - так не следят за ней, они,
конечно, знают Врубеля по двум картинам. Это вот "Лебедь", потому что это в сказках, в книге "Литература 5 класса".

И.ШУМАНОВА: И на коробках конфет.

А.ВЕНЕДИКТОВ: А! Да! Знаете, мы не сластены, мы любили учебник 5 класса по русской литературе.

И второе - это, конечно, "Демон", но не "Демон поверженный". Демон, который иллюстрировал, как известно, уже учебник по литературе 8 класса, "Сидящий Демон".
Лермонтов. И в этой связи у меня вопрос: это действительно был Лермонтовский мотив? Почему я читаю о Демоне поверженном, мне было сказано, кто-то написал,
что он инспирирован "Пророком" Пушкина, а не Лермонтовым.

И.ШУМАНОВА: Ох, Демон, Пророк и Серафим - это такая+

А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну нет, я хочу сейчас связать с литературой. Вот что вы про это можете сказать? Потому что в школьном учебнике Демон - это Лермонтов: "Печальный
Демон, дух изгнанья"+

А в специальной литературе "Демон поверженный" - это Пушкин - "Пророк". И тут начинаешь как-то немножко обалдевать.

И.ШУМАНОВА: В нашем сознании мыслимый, видимый нами образ Лермонтовского Демона - это, конечно, "Демон" Врубеля.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Но он сидящий?

И.ШУМАНОВА: Не только сидящий, а весь цикл.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну, а сколько? Две картины.

И.ШУМАНОВА: Скорее вы помните Голову, которая воспроизведена.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну, конечно, конечно фрагмент!

И.ШУМАНОВА: Ну, а это не "Демон сидящий", это иллюстрация из Собрания сочинений Лермонтова.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну, а кто иллюстрировал?

И.ШУМАНОВА: Врубель.

Вы знаете что? Врубель же был, нужно сказать, чрезвычайно образованным человеком даже для своего времени: юридическое образование, художественное и классическая
филология - восемь языков свободно!

А.ВЕНЕДИКТОВ: Ой! Уже боюсь!

И.ШУМАНОВА: Да. Поэтому, когда он иллюстрировал Лермонтова, то важно отметить, что для него не только сюжетная линия была важна, а, наверное, как из самой
ткани стиха, сама материя стиха - отсюда вот эти странные фоны, червячки, в которых обвиняли Врубеля, ритмы Лермонтовской поэзии, Лермонтовского стиха.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Это Вы про "Демона сидящего"?

И.ШУМАНОВА: Это я про его иллюстрации к "Демону".

А.ВЕНЕДИКТОВ: Нет, все-таки в учебнике литературы, я сейчас вспомнил, Вы меня сбили, но я сначала сбился, а потом разбился, - наоборот, все-таки это был
"Демон сидящий", это полностью как вкладка, цветная вкладка шла в учебнике. Полностью цветная вкладка "Демона сидящего".

К.БАСИЛАШВИЛИ: Но "Демонов" всего три. Это же не только сидящий: это "Демон сидящий"+

И.ШУМАНОВА: Это трилогия: сидящий, летящий и поверженный. Как минимум, трилогия!

К.БАСИЛАШВИЛИ: "Летящий" где находится?

И.ШУМАНОВА: "Летящий" находится в Русском музее.

Но впервые к теме "Демона" именно в Лермонтовском варианте Врубель обратился уже в 85 году. И очевидно, уже в 85 году этот образ был полностью, его облик
был полностью реализован.

А.ВЕНЕДИКТОВ: А что такое случилось в личной жизни в 85 году, что вдруг он обратился? Или просто это игра ума? - Вот Лермонтов попался и понеслась! Или
что-то случилось?

И.ШУМАНОВА: Считается, что по следам прослушивания оперы Рубинштейна "Демон". То есть, внешним поводом возможно послужило это.

Но дальше этот "Демон" действительно преследует Врубеля на протяжении всей жизни.

А.ВЕНЕДИКТОВ: А он не рисовал для костюмов там, для декораций для Рубинштейна, ничего не делал?

И.ШУМАНОВА: Есть декорации, то есть, известно, что он рисовал, но неизвестно, где они находятся.

А.ВЕНЕДИКТОВ: О как! Интересно.

И.ШУМАНОВА: А вообще, достаточно много произведений Врубеля и известных по изображениям+

А.ВЕНЕДИКТОВ: О, как все связано. Да? Смотрите - Лермонтов, опера, художник - и все это вместе переплетено.

И.ШУМАНОВА: Синтетический талант. Всё - нет ни одной области, которой бы не коснулся Врубель, он даже расписывал балалайки, делал проекты храмов.

А.ВЕНЕДИКТОВ: А есть балалайки, расписанные Врубелем?

И.ШУМАНОВА: Есть.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Они сохранились?

И.ШУМАНОВА: Они сохранились.

И храмы расписанные.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Храмы - я знаю. Подождите, а кому вообще могло прийти в голову - дать Врубелю расписать балалайку, а потом ее сохранить?

И.ШУМАНОВА: Княгине Тенешевой. Это было время, когда прикладное искусство начинало цениться.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Тетка сильная, да. Княгиня Тенешева - это сильная особа.

И.ШУМАНОВА: Но нужно сказать, что удивительно: первая работа Врубеля, вообще первая его крупная работа сразу после окончания Академии художеств - это работа
в куполе Святой Софии в Киеве. Он был вызван туда. Ему предложено было дописать три фигуры, разрушенные фигуры ангелов в куполе: один ангел, сделанный
из кусочков мозаики.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Начал с ангелов, а закончил, как обычно, демонами, - совершенно по Черномырдину.

И.ШУМАНОВА: Закончил тоже ангелами, потому что его последнее произведение это "Видение пророка Иезекииля".

А.ВЕНЕДИКТОВ: О, Господи! Все закрутилось хорошо.

И.ШУМАНОВА: Все закрутилось - абсолютно закольцованная судьба, то есть, кто-то очень правильно написал - Блок, что Врубель вроде бы жил просто, но в любое
событие его жизни вплетен зеленый стебель легенды. И, таким образом, описание его жизни превратилось уже тогда в легенду, то есть не жизнь, а житие.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Но, судя по тому, что о нем пишут его коллеги, это было достаточно не простое житие, скажем мягко. Собственно, житие не бывает простым. Это
верно.

Что ты хотела сказать, Ксения?

К.БАСИЛАШВИЛИ: Собственно, отец писал, что не допускал никакой мерки, никакого сравнения себя, художника, с людьми обыкновенными. Это вот уже самый ближний
круг. То есть, было очень тяжело.

А если вернуться к "Демону", то здесь что? - То все-таки сразу появился вот этот портретный облик?

А.ВЕНЕДИКТОВ: К какому демону?

К.БАСИЛАШВИЛИ: Они все похожи, но мы говорим о поверженном. Он находится в собрании Третьяковки. Но у них у всех лицо одинаковое.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Мы вернемся туда. Летящего не помню, а сидящего помню хорошо и поверженного тоже.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Это чей-то портрет, или это какой-то абстрактный образ?

И.ШУМАНОВА: Это вот тот абстрактный образ, который возник в 85 году.

Вот как описывает отец в 85 году то, что он увидел в мастерской Врубеля:

А.ВЕНЕДИКТОВ: Отец Врубеля?

И.ШУМАНОВА: Отец Врубеля.

"Демон этот показался мне злою, чувственною, отталкивающую пожилую женщину.

Миша говорит, что Демон - это дух, соединяющий в себе мужской и женский облик. Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный. При этом, дух властный,
величавый".

И далее: "Миша верит, что этот Демон составит ему имя".

То есть, когда мы говорим о том, что художник не ведает, что творит, а потом потомки оценят, - это не так. Врубель всегда знал, он очень правильно оценивал
то, что он делал.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Не ошибся. Демон ему составил имя.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Подождите, я не очень понимаю: портрет пожилой женщины он напомнил? А в это время он уже со своей женой был знаком, вот с этой Забелой? Она
была введена в дом? Потому что находят сравнение портретное с женой Врубеля в облике демона.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Нет, я не нахожу, может быть, я слепой, но я не нахожу. Это тогда могли находить, пробовали объяснять и привязывать.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Находили, да. Современники.

И.ШУМАНОВА: По информации, облик Забелы - это действительно чрезвычайно интересная тема, потому что он создал ее портрет, вернее, некий облик какого-то
существа, похожего на нее, значительно раньше, за много лет до встречи с ней. То есть, не зная ее.

Ангел с кадилом Киевского в росписи Владимирского собора - это уже лицо Забелы.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Но он, может быть, потом искал и нашел просто. Что удивительного? - Ничего удивительного нет тут в этом. Вот он создал свой идеал красоты,
а потом шел, шел - А! Вот оно!

И.ШУМАНОВА: А влюбился он в ее голос, и лишь потом увидел ее. Пошел за кулисы знакомиться, увидел ее. Здесь тайны.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну, либо тайны, либо мифы - в любом случае.

И.ШУМАНОВА: Серебряный век, что Вы захотели?

Вспоминается Блоковское:

Предчувствую тебя,

Года проходят мимо,

Все в облике одном -

Предчувствую тебя.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Вот поэтому, сейчас я хочу разыграть. Дай мне, что мы разыгрываем. Призы. Дай мне, пожалуйста, листочек я имею в виду.

Я хочу сказать, что у нас сейчас 8 призов. Играем на sms, если до Новостей успею: 970-45-45, это телефон для sms, естественно, +7 (985) - это у нас код.
Значит, 4 билета в Третьяковку, на все выставки, без даты, и 4 каталога "Европа-Россия-Европа", Башкирский художественный музей имени Нестерова в Третьяковке,
каталог работ Нестерова и каталог работ Давида Бордюка.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Это все по новой выставке, которая только вчера открылась в Третьяковке, из Уфы.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Спасибо. А вопрос вот какой: оказывается, как только что я узнал, вот эта его будущая жена поставила ему условие такое. Можно задать вопрос?
Вам такие условия ставили?

Поставила ему условие: "Я готова выйти за тебя замуж, если ты нарисуешь мой портрет. Меня - в виде+" кого?

И он нарисовал. И после этого она вышла за него замуж.

Повторяю вопрос, потому что задал его невнятно:

Девушка поставила условие молодому человеку - Михаилу Врубелю, что она согласна выйти за него замуж, если он нарисует ее портрет в виде какого-то персонажа.

Не Царевна-Лебедь, - скажу сразу, а то вы только одно и знаете - Царевна-Лебедь, да Царевна-Лебедь. Ничего подобного! Вот если вы знаете, 970-45-45. Очень
трудный вопрос, но мы попытаемся с вами справиться.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Вот, наконец-то мы их поймали! Я всегда говорил, что наши слушатели знают все, и они этим бахвалятся.

Должен сказать: нет ни одного правильного ответа, у нас восемь призов! Ни одного правильного ответа!

Я вам скажу: в роли Богоматери, царицы Тамары, Демона, Тигрицы, Принцессы Грёза, Ангела, Христа, Маргариты, в образе Музы, в виде Офелии, Богатыря, Венеры
Милосской, с отбитыми руками, - в общем, пока все мимо! Значит, объявляю, что первый, дай мне список призов, пожалуйста! Получит всё! А остальные получат
там. Вот первый, кто ответит правильно, вот слабо, мы вас вот сделали: все заберем себе, раздадим на станции, пусть образовываются журналисты!

Значит, получит первый, кто ответит правильно, и каталог выставки "Европа-Россия-Европа", и каталог выставки Башкирского художественного музея имени Нестерова
в Третьяковке, и каталог работ Михаила Нестерова, и каталог работ Давида Бурлюка.

И.ШУМАНОВА: И билет +

А.ВЕНЕДИКТОВ: И два билета в Третьяковку на все выставки, без даты!

Если вы ответите, вот как эта девушка капризная потребовала от Врубеля, в случае, если он готов на ней жениться, написать ее портрет в виде + - я подскажу,
сказочного персонажа. Да не Демона уже, выясняли же уже же! И у вас до конца эфира еще есть 20 минут. Вы можете куда-нибудь побежать, попросить помощь
зала.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Позвонить в Третьяковскую галерею.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Да. Позвонить другу. 50 на 50 у вас не получится! А мы сейчас, пока вы думаете, я думаю, что вы не придумаете ничего, и это будет счастье
для Матвея Ганапольского, которому я это расскажу, потому что он об этом мечтал всю жизнь, что будет вопрос, на который слушатели не смогут ответить. Ни
один!

И.ШУМАНОВА: Но мне бы хотелось защитить слушателей, потому что половина из перечисленного ими, в этих образах Забела была изображена. Но не в этот момент.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Не, не, не! Матвей будет счастлив, потому что я ему доложу. А мы пока на самом деле вернемся к картине Врубеля "Демон поверженный" и выясним,
каким образом он попал все-таки туда.

ПУТЬ В ГАЛЕРЕЮ

Над "Демоном поверженным" Врубель начал работать осенью 1901 года. Врубели жили тогда в Москве, в Лубянском проезде.

К концу зимы картина была закончена и появилась на несколько дней на выставке 36-ти в Москве.

После этого она была перевезена в Петербург, и была показана на выставке Мира искусства, это уже в 1902 году.

Врубель не переставал над ней работать. Он переписывал, искал то, что он хотел найти, когда картина уже была в залах.

И публика видела, как художник работал.

Третьяковская галерея не купила тогда эту картину, не поняли его до конца. И тогда ее купил замечательный коллекционер Владимир Фон Мекк. И только в 1907
году уже у него Третьяковская галерея смогла купить эту картину. И с тех пор она всегда у нас, всегда в залах, более того, она никогда не выезжала на выставки.

ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ

А.ВЕНЕДИКТОВ: Итак, мы продолжаем разговор с Ириной Шумановой, старшим научным сотрудником отдела графики Третьяковской галереи. Говорим о Михаиле Врубеле,
картине "Демон поверженный". Вы знаете, когда я увидел эту картину, сначала в репродукциях, но я очень много читал еще в советское время о том, как Павел
Михайлович Третьяков собирал галерею, мне казалось, что это не его. Чтобы понимать значение, ну как-то не его психофизиологически не его - он шарахался
бы. И вот то, что он не купил, почему он не купил, и как она все-таки попала? Потому что когда говорят: "Она попала", как-то хочется понять, где она была
взята и как ее туда привезли?

И.ШУМАНОВА: Ну, дело в том, что в 1902 году уже не Павел Михайлович Третьяков, а Совет галереи формировал коллекцию. И в Совет галереи входили весьма уважаемые
люди, и спрашивали совет у весьма уважаемых людей. И в качестве, например, спрашивали совет у Серова, друга Врубеля, стоит ли покупать Демона?

Было несколько противопоказаний, скажем так.

Первое, и это слова Серова, - что плохо нарисованы ноги Демона, хотя мне кажется, что в принципе бессмысленно обсуждать рисунок. Но, коли правдоподобие
фигуры бестелесного существа. Но очень необычно, конечно. Действительно, работа была необычной.

Второе, что ставили в претензию Врубелю, это то, что он использовал очень необычные краски.

Он действительно сам мешал краски, и в то время решили, что он использовал какие-то специальные асфальтовые краски, ну тогда многие экспериментировали -
Куинджи, и верили, что сохранность произведения будет плоха.

Вот здесь современники страшно ошиблись, потому что сейчас, вот особенно сейчас, когда мы повесили Врубеля "Демона поверженного" в новом зале, вот он открыл
одну из своих тайн, в частности, тайну красок, которыми он исполнен. Был сделан химический анализ всех материалов, теперь это можно, и вот эти железистые
лаки, темные краски, необычные краски, которые использовал Врубель, выяснилось, что это замешанные на смоле воски и керосине. Поэтому живопись на "Демоне
поверженном" в основном не блестит, и лишь отдельные вкрапления чистого масла. То есть, нет вот этого блеска. Поэтому свет там поглощается, во-первых,
во-вторых, красочная поверхность не растрескивается - на ней нет крокилеров, "Демон поверженный" в прекрасной сохранности!

К.БАСИЛАШВИЛИ: Нет трещин, да.

И.ШУМАНОВА: Да. В прекрасной сохранности. Единственная неприятность этой картины в том, что с левой стороны находится шов.

А.ВЕНЕДИКТОВ: В этом месте - что это за шов? Что это за аппендицит?

И.ШУМАНОВА: Дело в том, что Врубель очень часто формировал композицию, подклеивая, или обрезая листочки, то есть, как бы вот уже работая ножницами.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Листочки?

И.ШУМАНОВА: Да. И вот к первому эскизу "Демона поверженного" были наклеены кусочек справа, кусочек снизу, потом что-то отрезано.

К.БАСИЛАШВИЛИ: То есть, коллаж такой он делал рабочий?

И.ШУМАНОВА: Да, да. Очень часто это. И более того, он наклеил и холст. Поначалу произведение было меньшего размера. Затем его надставил сам шов, поэтому
есть шов. Но вот такое состояние - нервное, трагическое, в котором в этот момент находился художник, может быть, именно поэтому, может быть, оттого, что
у него не было одинакового холста, два холста составлены разной зернистости, то есть, разной толщины ниточек. И они по-разному ведут себя: натягиваются,
опадают. Поэтому в этом месте возможны какие-то подвижки красочного слоя, именно из-за этого произведение "Демон поверженный" никогда не перевозится. То
есть, его можно увидеть+.

А.ВЕНЕДИКТОВ: То есть, его не выставляли нигде, никогда, кроме, как+

И.ШУМАНОВА: Нигде, никогда, кроме Третьяковской галереи.

И, конечно, жалко, что мир не может увидеть такой шедевр.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Пусть приезжают к нам, ничего страшного! В этой истории, пусть приезжают к нам!

К.БАСИЛАШВИЛИ: А правда, что он еще выставленную картину, при зрителях практически дорисовывал? Все были в шоке просто от этого!

А.ВЕНЕДИКТОВ: Приходит человек, всех расталкивает, берет чего-то там, и начинает +

К.БАСИЛАШВИЛИ: Это правда? А что? Почему?

И.ШУМАНОВА: Да. Но вот с этим связаны две истории, могу рассказать про это.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Я просто не помню второго случая, я пытался найти аналог.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Репин.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Репин чего рисовал?

К.БАСИЛАШВИЛИ: Репин закрасил "Иван Грозный убивает сына своего Ивана" после случая, когда картину разрезали.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Но это же поневоле!

К.БАСИЛАШВИЛИ: а потом Грабарь отскребал, чтобы оставить опять кровь.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну, все равно - это чрезвычайная ситуация была, а здесь он считал, что картина не закончена, он не мог от нее отклеиться.

И.ШУМАНОВА: А здесь тоже была чрезвычайная ситуация, и, наверное, только сейчас мы поняли, что произошло.

Дело в том, что когда Врубель рисовал, в маленькой, очень небольшой комнате работал над этой картиной, свет падал с одной стороны определенной, и рельеф
мазков был как бы рассчитан на находящийся в определенном месте источник света. И вот с этим источником света, падающим с этой стороны, все играло, все
светилось, все горело.

Затем ее перевезли на выставку. Изменился источник света, - все потухло. И он начал ее дорабатывать, чтобы опять все зазвучало под тот свет, который стоял
на выставке. Сначала в Москве, а потом в Петербурге. И, как все говорят, испортил. Но он пытался добиться того же эффекта, который был и в мастерской.

Собственно говоря, вот этот путь мы прошли с "Демоном поверженным" и в Третьяковской галерее.

В старой Третьяковской галерее - давно. Он висел очень хорошо - горел, все было замечательно!

А.ВЕНЕДИКТОВ: Горел - в смысле блистал. А то вы скажете: горел!

И.ШУМАНОВА: Сверкал, как россыпь драгоценных камней. Потом, в зале, после реконструкции он показался каким-то потерявшим цвет, и стали думать, что действительно,
современники правы: цвет тухнет, так, допустим, было у Ге, у Куинджи. И вот, наверное, что-то он намешал, и все - и "Демон" со временем теряет красочность,
что очень часто бывает с произведениями.

И вдруг, сейчас, когда мы повесили с новым освещением, повесили "Демона поверженного", поставили свет, и, очевидно, попали вот в ту самую точку, на которую
рассчитывал художник.

И он загорелся, то есть, цвет его засверкал всеми возможными гранями. Этот эффект совершенно невозможно было просчитать.

Но, нужно сказать, что когда перед этим произведение выносили на реставрацию, и реставраторы решили, что надо почистить вот этот вот несколько запыленный,
потухший цвет, стали чистить специальными такими тампонами, - ничего, ни пылинки не было! То есть, "Демон поверженный" в прекрасной сохранности!

А.ВЕНЕДИКТОВ: А насколько, как Вы думаете, его психологическое состояние, вот Вы сейчас рассказываете удивительную историю. Вы сейчас рассказываете историю,
которая совершенно не совпадает с тем, что я читал. Значит, я читал, что в этот момент он ушел в депрессию, я читал, по-моему, у Ге Николая Николаевича,
что он перестал общаться, что он ушел в себя, что он был болен, что у него родился незадолго до этого ребенок, и он был счастлив. Но ребенок был с заячьей
губой, поэтому он был несчастлив и видел в этом знак. И нарисовал его портрет, перед этим, но он страшноват. И мальчик еще был жив, но потом он умер, кстати,
через два года. И вот он был в таком виде - ну, человек как бы себя не очень хорошо чувствовал.

Вы мне рассказываете историю, что он действовал, как геометр, как вычислительная машина.

Вот Вы сейчас мне рассказывали про свет - он вот это учитывал - все учитывал! У меня не клеится картинка, Вы знаете?

И.ШУМАНОВА: Работа со светом, вообще работа, мастерство, которое в руке художника, оно не зависит, оно не уменьшается в зависимости от того состояния, в
котором он находится. А может быть, может быть, магия лишь увеличивается.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну, все равно, Вы знаете, это надо было посчитать! Это же не просто наитие - он же считал, наверное. Вот Вы говорите: "Он смешал такие краски",
да? "Он ходил потом по галереям и правил - то под Москву, то под Петербург.

И.ШУМАНОВА: Нет, но это нормальное ремесло, это очень обычная вещь.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Это ремесло, о котором мы можем вспомнить только один случай с Репиным. Ничего себе нормальное ремесло, согласитесь!

И.ШУМАНОВА: Безусловно! Конечно, он находился в очень тяжелом состоянии. И ведь образ "Демона поверженного", сам образ его еще менялся и в мастерской. Как
бы начал Врубель работу над этой картиной, представляя Демона как того - Сидящего и Летящего - неким таким титаном - с прекрасным телом, развитой мускулатурой.
И потом происходит вот это изменение структуры, что ли, даже тела Демона, и, конечно, его лика.

Ведь есть такой удивительный рисунок, находящийся сейчас в частной коллекции, где лист - эскиз к Демону, сложен пополам - в виде гармошки еще, посередине
- гармошка.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Как это? Не понял. Нет, но Вы не показывайте, Вы скажите - мы на радио. То есть, он сложен пополам, а внутри+

И.ШУМАНОВА: То есть, посередине. И на этом на всем -рисунок лежащей фигуры. И Врубель, раздвигая гармошку, складывая как-то иначе, он пытался найти, насколько
он может удлинить фигуру Демона против как бы обычных размеров, но так, чтобы это еще производило впечатление фигуры. Насколько он может изменить, сделать
фантастическими пропорции, не теряя связи с реальной фигурой. Вот так он искал. Он уходил от реальности, и действительно превращал этого Демона в бестелесное,
или как бы неземное существо.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну, имея такую жену, действительно с такими требованиями, потому что у нас есть победительницы, у нас есть, на самом деле, четыре их.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Все-таки не удалось нам Матвея порадовать.

И.ШУМАНОВА: Зритель все знает!

А.ВЕНЕДИКТОВ: Может быть, это ваши сотрудники, я не знаю.

Анна, чей телефон начинается 515, мобильный телефон 7-917, причем, не Москва.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Сотрудники Русского музея. (Все смеются).

И.ШУМАНОВА: Потому что таких портретов три: один - в Минске, один - у нас, один - в Русском музее.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Ответила абсолютно правильно. У нас еще там будут билеты, мы ей дадим, потому что у нас еще есть Оля, которая дала правильный ответ, но не
полный, что называется; еще есть Юля, и еще, в общем, 4 человека. Из 200-300, кто ответил. Потому что огромное число. Сейчас мы дадим правильный ответ.

Вот смотрите, я вам просто перечислю, объясните, почему люди так думают, зная Врубеля: "Муза", "Принцесса волхвов", "Сирена", "Птица-Феникс", "Снегурочка",
"Золушка", "Гадалка", "Принцесса Грёза", "Сирень". Чего у нас тут еще такое интересное есть? Что такое "Волхов" - это я не знаю?

И.ШУМАНОВА: "Волхова" - это дочь морского царя.

А.ВЕНЕДИКТОВ: А! Не знаю этого! "В виде кошки", "Шамаханская царица", "Флора", ну "Иисус", "Роза", "Демон", "Баба-Яга". Ну, вот такие вот. "Птица Филин",
"Весна", "Купава", "Снегурочка", "Лебедь", "Соломея", "Маха".

И.ШУМАНОВА: Ну, во-первых, больше, чем половина - это в действительности образы, в которых он изображал Забелу. Ведь никогда он ее не рисовал, не писал
как бытовой портрет. Никогда - как реальное существо. А практически всегда+

А.ВЕНЕДИКТОВ: Не осталось его портрета ее как реального существа.

И.ШУМАНОВА: Есть несколько рисуночных портретов, но их немного, а действительно, она же была для него таким тоже неземным существом, одаренным вот этим
фантастическим голосом, и творческой личностью, действительно музой. И поэтому он ее изображал либо в специальных - театрально-концертных платьях, сшитых
самим Врубелем, он ее одевал. И эти платья, они предназначались для того, чтобы их носить.

Забела все время вспоминает о том, как неудобно - там они где-то подкалывали рукава, называется " с лампочками". Это театральные костюмы.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Лампочки загорались, зажигались.

И.ШУМАНОВА: Он ее всегда рисовал в каких-то либо театральных, либо концертных образах.

И вот этот знаменитый портрет - пастельный, последний, "Забела у камина", который так Вам понравился, Ксения. Там специальное платье, которое он сшил из
нескольких слоев прозрачной материи. То есть, в принципе это платье - это чисто живописная задача. Его он нарисовал.

А.ВЕНЕДИКТОВ: То есть, сначала он видел, потом он шил, потом он рисовал.

И.ШУМАНОВА: Потом он положил платье к камину, поставил свет - от камина огонь, и вот эти отблески он рисовал на платье.

А Забела в этот момент находилась в Петербурге. То есть, они находились в разных городах. А потом он поставил голову. То есть, его интересовало платье.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А она-то как портреты эти оценивала? Сохранились какие-то воспоминания ее?

И.ШУМАНОВА: Я думаю, что она прекрасно понимала, какой человек находится рядом с ней.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Она прекрасно понимала, что он ее,

во-первых, любит, а, во-вторых+

И.ШУМАНОВА: Он ее и любит, и он ее, он создан ею, вот этот образ одной из лучших певиц того времени.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Ксюша, завидовать дурно!

К.БАСИЛАШВИЛИ: Нет, но просто, я не знаю - Бабой-Ягой он ее не писал, все-таки? Тут прозвучало: "Баба-Яга".

И.ШУМАНОВА: Ну, я думаю, что это неудачная шутка.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Да, но все-таки, но все-таки, в образе Демона, не хотелось бы представить.

И.ШУМАНОВА: Но концептуально вот в том, что зрители перечислили, такое огромное количество разнообразных персонажей и образов, концептуально это правильно.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Какое же отношение, если жену изображают в образе Демона, если есть общие черты, а они есть, все-таки.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Ты как-то примитивно смотришь на это.

И.ШУМАНОВА: Вот некое женское начало, вы понимаете+

К.БАСИЛАШВИЛИ: Ну, значит, был какой-то конфликт!

А.ВЕНЕДИКТОВ: Демон - это и есть женское начало?

И.ШУМАНОВА: Конечно. Там соединение того и другого. И вот это женское начало у него было связано с каким-то таким типом. Вот почему я говорю, что он ее
нарисовал, изобразил раньше, чем познакомился.

А дальше - действительно, вот здесь точно есть ее лицо, и очень хорошо угадывается - это в образе Серафима, на картине "Серафим и Пророк". Дважды, даже
больше раз это проходит. И она в образе шестикрылого серафима Азраила - это последнее живописное произведение Врубеля, которое находится в Русском музее.
И вот это произведение - в такой эротической позе - с кадилами, во блеске славы, это произведение современники пытались, им очень хотелось его воспринять,
что это "Демон воскресший". Была такая точка зрения. Понимаете? Да!

А.ВЕНЕДИКТОВ: А! Как интересно! Как интересно! А скажите, пожалуйста, правильный ответ. И расскажите эту историю. Мы же его не назвали. Да! Это Вы придумали
этот вопрос, Вам и отвечать. Мы ни при чем - мы только проходили мимо, и все!

И.ШУМАНОВА: Врубель был приглашен Саввой Ивановичем Мамонтовым для того чтобы он исполнял эскизы декораций и костюмов для русской частной оперы.

Савва Иванович Мамонтов был как бы таким русским Медичи, и Врубель, конечно, он продвигал Врубеля. И ему страшная благодарность за то, что он поддерживал
этого художника.

И вот, в частности, одной из форм работы Врубеля были театральные костюмы.

Когда он пришел, по-моему, это было на гастролях русской частной оперы в Петербурге, в Панаевском театре, он услышал голос Забелы, пошел знакомиться.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Что за имя такое?

И.ШУМАНОВА: Забела - ее отец был украинским певцом. Забела - Надежда Ивановна Забела, обычная украинская фамилия.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Почему-то я обратил внимание, что Вы ее ни разу не назвали по имени. Вы все время называете по фамилии. Это что? Это нелюбовь к ней?

И.ШУМАНОВА: Это уважение.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну, Наденька.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Но сейчас-то она идет, как Забела-Врубель.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Нет, не только Вы, не только Вы, вообще. Я когда читал, я видел, что без инициалов, без всего. Понимаете, да? Извините.

И.ШУМАНОВА: Очень таинственно звучит, наверное.

Да. И он пошел знакомиться, и действительно Надежда Ивановна шутя, конечно, бросила такую фразу, что в зависимости от того, насколько ей понравится созданный
им портрет, где она и ее подруга, Любатович, которые исполняли партии Гензель, соответственно и Гретель, в опере "Кумпердинка". Вот двойной портрет Врубель
должен был создать, и насколько этот образ понравится Забеле Надежде Ивановне.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Наденьке+ Вот как-то так не получается. Пусть останется Забела - таинственно.

И.ШУМАНОВА: Тогда она сделает свой выбор. И Врубель сделал аж три портрета, чтобы обязательно понравиться.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Вот. А вы чего тут наприсылали? - "Гадалка", "Офелия", "Русалка", "Аленушка" пришла, "Иванушки" нет. А что такое "Маргарита"? Это "Фауст".

И.ШУМАНОВА: И "Гадалки", и "Волхова".

В "Маргарите", конечно, есть черты Забелы.

А.ВЕНЕДИКТОВ: То есть, вот увековечил, понимаешь?

И.ШУМАНОВА: А так как в "Пророке" постепенно, то есть "Серафимом", вестником, который передает божественный дар, становится для Врубеля Забела, а Пророком
вот в этом вот дуэте Пророка и Серафима становится сам художник. В позднем Пророческом цикле Пророк приобретает черты самого художника.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Скажите, пожалуйста, насколько вот+ У меня уже другой, последний вопрос, у нас еще минуты две до анонсов есть, скажите, Ирина, а скольких
сейчас людей Врубель вообще интересует?

Мне показалось, что в последнее время интерес все-таки к таким вот - к Репинской школе, я бы сказал, что Врубель сложен, тяжел, раздражает.

И.ШУМАНОВА: Нет. В принципе, идет интерес, изменяется интерес, и как бы движется он в сторону от авангарда в глубь времен, в глубь веков. Уже и русский
символизм, и реалистическая школа начинают интересовать. И, конечно, показатель этот как-то воспринимается на Западных выставках.

То есть, если раньше бесконечные авангардные выставки мы показывали Европе, Америке, то сейчас интерес вот к истокам. И это приятно.

Насколько Врубель интересен? Я бы хотела сказать, что ..

А.ВЕНЕДИКТОВ: Нет, Врубель интересен, но насколько он вызывает массовый интерес? Он, конечно, интересен. Насколько люди вот идут, идут, идут, идут?

И.ШУМАНОВА: А Вы знаете, вот если спросить большинство: кто ваш любимый художник? - Многие ответят: Врубель и сейчас.

И главное, что миф о том, что Врубель был совершенно не востребован, это, в общем, не совсем так. Вот сейчас у нас в нижних залах, в залах Графики Третьяковской
галереи, открыта выставка среди коллекционеров, о 21 частной коллекции начала ХХ века, которые потом влились в состав Третьяковской галереи: Морозовы,
Рябушинские, Щербатов. Очень интересная выставка. Кого больше всего на этой выставке? Кого было больше всего в коллекциях? - Врубеля! Ни Серова, ни Левитана,
хотя их тоже много. Почти нет Бенуа. А вот самый любимый художник тогда тоже был Врубель.

Но, может, это произошло, вот эти покупки произошли уже в момент его ухода, когда вышли статьи о нем в литературном мире.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Надо было уложиться между шестым годом и семнадцатым. Не так много было времени, чтобы+

И.ШУМАНОВА: Не так много времени, но многие поддерживали, реально поддерживали его при жизни.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Я думаю, что наши слушатели не пожалеют, если они пойдут в Третьяковку и в этот вновь открывшийся зал.

Ирина очень интересно рассказала про свет, между прочим. Мы же, когда приходим, об этом никогда не думаем: холодно - закройте окно, выключите вентилятор!
Или жарко.

А то, что зал, который распадается на две части, Врубелевский, там должно быть минус 18, плюс 18, должен быть ультрафиолет. Нет! Естественный! А там его
не должно быть вообще. И это важно.

Спасибо Вам большое!

И.ШУМАНОВА: Спасибо Вам. Приходите.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Придем и приведем людей!

Это была программа "Собрание Третьяковки". А что нас ждет там? - Это последняя рубрика сегодняшнего дня.

"ЭХО МОСКВЫ" РЕКОМЕНДУЕТ:

К.БАСИЛАШВИЛИ: Старые любимые советские игровые автоматы, теперь в них опять можно сразиться.

Художник-собака Олег Кулик перевоспитался в самого человечного человека.

Но сперва - в Третьяковскую галерею! Поход в Третьяковку может занять весь день: выставок изобилие! Праздник чувствуется уже на подходе к Третьяковке -
весь пешеходный Лаврушинский переулок заняли расписанные художниками лавки. Каждый автор разрабатывал предварительно свой эскиз: кто жирафа рисовал, кто
- героев мультиков, а кто-то - японскую Фудзияму, так что художники были подготовлены и с не меньшей серьезностью, чем на холст, наносили свои рисунки
на деревянные скамейки. Длина гигантской скамьи, составленной из многих маленьких, 320 метров! Ни один рисунок не повторяется. Деревянная разноцветная
мозаика простоит в Лаврушинском еще два дня.

В самой галерее открылся после реставрации зал Михаила Врубеля.

Чудо сотворила новая подсветка: угасшие цвета живописных полотен удалось "зажечь" вновь.

Закат на картине "Демон поверженный" возгорелся с новой силой, появилось место для экспозиции графики Врубеля. И теперь регулярно будет происходить смена
рисунков, которые ранее томились в запасниках.

В одном из соседних залов Третьяковки открыта выставка из частных собраний московских коллекционеров начала ХХ века. Там увидите редкое графическое произведение
Александра Бенуа "Прогулка короля". Мы посвятили ему одну из наших программ.

В Инженерном корпусе - новая выставка. Приехала она из Уфы, из музея имени Нестерова.

Кстати, сам этот известный художник музей и собирал.

Рядом - акварели Великой княгини Ольги Александровны. Ее папа - император Александр Третий тоже, как известно, не был чужд искусствам - основал конкурента
Третьяковки, ныне Русский музей.

На Крымском валу по-прежнему открыта выставка "Европа-Россия-Европа" с шедеврами Тициана, Кранека и Андрея Рублева. Продлится до 29 июля.

Все этажи Центрального Дома Художника занял Олег Кулик, как оказалось, голубятник в прошлом. Выставка в целом вышла с экологическим уклоном.

О прошлом Кулика-собаки напоминает время от времени веселое тявканье. Легендарное перевоплощение документировано на видео.

От релаксирующей атмосферы деться некуда. Привычный ЦДХ с его скучными бетонными перегородками, неузнаваем: зрители бродят в полумраке в лабиринтах художественной
фантазии.

Наконец, наберите в "Яндексе" "Музей советских игровых автоматов" и вы узнаете о проекте, который реализовали молодые бывшие студенты. Они со всего Союза
бывшего собрали игровые автоматы и выставили их временно в бомбоубежище Московского автомеханического института.

Полная версия

Copyright © 2004 - 2006
Радиостанция «Эхо Москвы»


В избранное