← Март 2017 → | ||||||
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://snob.ru/
Открыта:
20-05-2015
Статистика
0 за неделю
В Омске из-за отсутствия денег отключили вечный огонь
В Омске из-за отсутствия денег отключили вечный огонь 2017-03-07 15:08 dear.editor@snob.ru (Евгения Соколовская) «На торжественной церемонии зажжения вечного огня губернатор Виктор Назаров пообещал, что вечный огонь в парке Победы будет гореть вечно. Но денег не хватило», — говорится в заметке «Омск-информ». В департаменте городского хозяйства Омска сообщили, что теперь Вечный огонь будут зажигать только в дни воинской славы — всего 17 дней в году. В мэрии добавили, что решение принял глава департамента, первый заместитель мэра Сергей Фролов. С мэром Вячеславом Двораковским он это не согласовывал. 8 мая 2015 года в Омске зажгли вечный огонь от частички огня с могилы неизвестного солдата в Москве, специально доставленной самолетом. Мемориал создали по инициативе местной ветеранской организации. На открытие пришли все чиновники мэрии и областного правительства. Летом 2016 года ветераны передали вечный огонь в собственность городу. В городском совете тогда заявили, что мемориал и газовая труба, которая обеспечивает горение, обойдутся Омску в 700 тысяч рублей в год. Олег Кашин: Драмы недели. 28 февраля — 6 марта 2017-03-07 15:03 dear.editor@snob.ru (Олег Кашин) НедвижимостьПетербургский скандал с передачей Исаакиевского собора местной епархии длится уже довольно давно, и, как во всяком долгом скандале, в нем пока наступила пауза — нельзя же каждый день митинговать и писать о судьбе Исаакия пронзительные тексты. Образовавшуюся паузу удачно заполнила «Новая газета», обнаружившая в Москве сюжет, идеально рифмующийся с Исаакием: оказывается, церковь интересуется не только знаменитыми объектами всемирного наследия, но и более скромной недвижимостью, выстроенной в годы сталинизма на фундаменте снесенного в те же годы монастыря. НИИ рыбного хозяйства и океанографии недалеко от метро «Красносельская» действительно стоит на месте Крестовоздвиженского собора Алексеевского женского монастыря. Институту восемьдесят лет, его филиалы работают во всех крупных российских портах, и не будет преувеличением сказать, что на нем и сейчас держится российская промысловая ихтиология. Кто бы мог подумать в советской Москве тридцатых годов, что монастырский фундамент под рыбным институтом окажется настоящей миной замедленного действия. Снесенный монастырь оказался вдруг вполне реальным юридическим лицом, и это юридическое лицо теперь судится с ихтиологами, обвиняя их в том, что усыпальницу игумений монастыря они в свое время переделали в бассейн для разведения крабов. Крабы в разоренных могилах — из этого могло бы получиться отличное кино о советском богоборчестве, но вместо кино пока получается грустная история о борьбе за недвижимость. И как раз то, что на кону в этом случае не красавец Исаакий, а скучная сталинская пятиэтажка у Третьего кольца, придает всему сюжету дополнительный драматизм — такая рутина всегда выглядит более жутко, чем яркий, но заведомо экстраординарный процесс, как в Петербурге. ХулиганствоЕще один церковный сюжет, который тоже выглядит то ли ремейком недавнего скандала, то ли его продолжением, то ли случайным поводом для альтернативного финала на знакомом материале. В Екатеринбурге, где совсем недавно сажали в тюрьму блогера Соколовского за ловлю покемонов в Храме-на-Крови, новый скандал с подростками-безбожниками — в тот же самый Храм-на-Крови проникли двое школьников, которые выступили более радикально, чем и Соколовский, и даже Pussy Riot: в отличие от предшественников, не трогавших церковное имущество и не мешавших людям молиться, эти подростки утащили из алтаря крест, оставив на его месте гаечный ключ. Вместе с крестом они забрали две рясы, кроме того, местная полиция говорит, что давно заметила этих школьников — они пускали в храме самолетики, бегали по закрытым для посторонних помещениям и делали там селфи. Идеальный исходный материал для нового скандального процесса, плавно переходящего в общественную кампанию, но нет: полиция нашла школьников, те вернули храму рясы и крест, с родителями и в школе проводятся профилактические беседы — и все, никакого скандала, никаких показательных процессов, никаких поисков врагов и молитвенных стояний в виде митингов православной общественности. Нетрудно представить, как какой-нибудь екатеринбургский полицейский полковник или генерал звонит по инстанции, инстанция звонит выше, а оттуда звонят в патриархию или даже в Кремль — что делать, как реагировать? На том конце провода секундное молчание, и потом голос в трубке отвечает: «А, хер с ними». Так, в общем, и должна выглядеть оттепель. ЛизаУ живущей в Париже дочери пресс-секретаря Владимира Путина Дмитрия Пескова очень странная медийная роль. Она обычная русская богатая студентка за границей, она живет там у себя в Париже своей жизнью, в общем, никак не связанной с российской или какой-то еще политической реальностью, и Россия тоже, конечно, о ней не думает — мало ли на свете дочек чиновников, к тому же Лиза Пескова, в отличие от многих статусных детей, не занимает никаких должностей в госкомпаниях, ни на что не претендует, и даже нет никаких данных о том, чтобы на нее был записан какой-нибудь офшор. Но иногда по какому-то неизвестному алгоритму аудитория соцсетей вспоминает о Лизе и обнаруживает в ее инстаграме очередной пост, который всем хочется цитировать и пересказывать — так произошло и на этот раз, когда Лиза высказалась в том духе, что Париж уже не тот, потому что в нем слишком много арабов и африканцев, промышляющих всяким жульничеством. Лиза цитирует Трампа, который отзывался о современном Париже похожим образом, и пишет, что она с ним согласна. На сутки или даже на несколько часов Лиза превращается в звезду соцсетей, о ней спорят, ее обсуждают, о ней думают. «Газета.ру» начинает договариваться с Лизой об интервью — оно выходит через пять дней после поста о Париже, и это уже слишком поздно, публика отсмеялась, и ей уже неинтересно, и даже ударный момент интервью, в котором Лиза вспоминает, как ее папа, работая то ли уже в Кремле, то ли еще в МИДе, из-за бедности был вынужден подрабатывать извозом, не становится сенсацией — Лиза снова уходит в тень, Россия снова не думает о Лизе, и так до следующего раза. ТелевидениеПосле пятилетнего перерыва в эфир Первого канала вернулось шоу «Прожекторперисхилтон» — те, кто смотрел эту программу школьниками, давно разменяли третий десяток, ведущие тоже постарели, и, очевидно, теперь мы можем представить, что чувствовали телезрители 1986 года, когда на экраны вдруг вернулся КВН. Выражение «при Медведеве» в наших условиях звучит комично, а с учетом нашумевшего расследования Навального еще и двусмысленно, но вообще-то да, «Прожекторперисхилтон» в прошлой инкарнации существовал именно при Медведеве (2008–2012), это важно — власть создавала иллюзию модернизации и наступления какой-то новой эпохи, а подконтрольное власти телевидение искало новый язык, на котором можно разговаривать с модной и прогрессивной аудиторией, давно считающей хорошим тоном несмотрение телевизора в принципе. Трудно сказать, насколько успешен был эксперимент конца нулевых и начала десятых, но свернут он был одновременно с медведевской «эпохой» — формальным поводом были условия контрактов Гарика Мартиросяна и Сергея Светлакова с телеканалом ТНТ, но, откровенно говоря, поверить в такое объяснение труднее, чем в политическую интригу — если бы Константин Эрнст хотел, чтобы шоу продолжалось, оно бы продолжалось (это еще очевиднее сейчас — что, у ТНТ неожиданно изменились условия контрактов?). Так или иначе, вернувшееся шоу похоже на вышедшего из пятилетней комы киногероя или на эмигранта, вернувшегося после пяти лет отсутствия и старательно встраивающегося в новую реальность. Действительно, «Прожекторперисхилтон» вернулся в другую страну: нравы у нас теперь несравнимо жестче, чем пять лет назад, а климат суровее. Веселые ведущие стараются соблюдать принятые теперь на телевидении правила, но не выглядеть при этом неприлично, в результате они шутят и о Сечине, и о Медведеве, но так тонко, что в случае с Сечиным шутка получается скорее подхалимской (Светлаков говорит, что россиянам не нужна Стена Плача — записочки можно совать и в забор Сечина, то есть Сечин буквально сравнивается с Богом), а в случае с Медведевым — настолько завуалированной, что неподготовленный телезритель шутку просто не заметит (речь заходит о заявлении Медведева, что в России нет безработицы, и Мартиросян вдруг вспоминает фильм «Маленький Будда», герой которого жил во дворце и не знал, какая нищета царит за его стенами — читатель Навального, может быть, и среагирует на слово «дворец», а остальные просто успеют отдышаться перед очередным смехом над чем-то более очевидным). КислякВ России к любому человеку настоящее признание может прийти только с Запада — режиссер, которого у нас не замечают, возьмет приз на престижном фестивале, неформатный музыкант попадет вдруг в британский чарт, картину художника продадут задорого на модном аукционе. Сергей Кисляк, о котором у нас до сих пор вообще никто не говорил и не думал, стал самым знаменитым российским дипломатом стараниями американских медиа и политиков, которые на очередном витке трампомании (или трампофобии, как угодно) начали обвинять друг друга в тайных встречах с Кисляком — советник Трампа Майкл Флинн ушел в отставку из-за того, что скрыл свой разговор с Кисляком, генпрокурора Джеффа Сешнса обвиняют во лжи под присягой тоже по поводу Кисляка. Американцы много и смешно шутят о Кисляке и о тайных встречах с ним, российские официальные лица и прежде всего Мария Захарова с удовольствием подхватывают фестиваль шуток о Кисляке — Россия как будто сама собой встраивается в мировой контекст, и то, что в любом случае не самый выдающийся российский дипломат вдруг превращается если не в Доктора Зло, то, по крайней мере, в мем, наверное, лучше всего свидетельствует о нынешнем состоянии мировой политики, которая сейчас настолько напряжена, что иногда может зайтись истерическим хохотом. Как прийти к активному долголетию. Лекция кардиолога Алексея Утина 2017-03-07 14:23 dear.editor@snob.ru (Павел Макеев) Заняться своим здоровьем никогда не поздно. Это может означать устрашающее «начать делать зарядку ежедневно», но часто забота о себе не связана с волевыми усилиями — например, когда результат зависит от вашего умения разобраться в доказательной медицине. Первая часть лекции будет посвящена здоровому образу жизни: какими способами мы можем продлить свою жизнь, как и с какими тренировками это связано, вреден ли никотин, есть ли полезная еда и что и кому можно пить. Затем разберем мифы про здоровье: болит ли голова при высоком давлении, болит ли сердце слева, хороший, плохой или злой холестерин, помогают ли «витаминки для сердца» и препараты, которые «чистят сосуды», «улучшают микроциркуляцию», «выводят шлаки» и т. д. В заключение речь пойдет о наиболее распространенных причинах смерти и способах их профилактики: почему атеросклероз является чумой XX века, так ли опасен избыточный вес, почему гипертония — тихий убийца и для чего нужны диспансеризации и какие они бывают. 30 марта Начало в 19.30 Шоколадный лофт на «Красном Октябре», Берсеневская наб., д. 8, стр. 1 Купить билет можно тут. Участники проекта «Сноб» могут зарегистрироваться, перейдя по ссылке ниже: Хочу пойти «Как ты похудела!». Президент Казахстана научил общению с женщинами 2017-03-07 14:22 dear.editor@snob.ru (Евгения Соколовская) «Если хочешь понравиться женщине... если она красивая, говори ей, что она умная. Если она не очень выглядит, говори — красивая. Если ни то, ни другое не подходит, скажи: "Как ты похудела!"», — сказал Назарбаев, поздравляя женщин с 8 марта. Ранее «Коммерсант» писал, что администрация президента России попросила губернаторов поздравить женщин «творчески». Особенно в Кремле рекомендовали стихотворные поздравления. Так, кировский губернатор Игорь Васильев прочитал патриотические стихи собственного сочинения на вечере в местном драмтеатре. Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев снялся в ролике в формате интернет-флешмоба Mannequin Challenge. А глава Кубани в своем поздравлении задействует технологии дополненной реальности: рядом с краевой администрацией можно будет сфотографироваться и сразу же распечатать фото, на котором в руках у женщин «появится» букет роз. Россия: мужчины против женщин. Инфографика 2017-03-07 14:21 dear.editor@snob.ru (Александр Косован) Журналисты из России предложили шведским подросткам устроить акцию протеста за деньги 2017-03-07 13:58 dear.editor@snob.ru (Евгения Соколовская) Журналисты встретили молодых людей 22 февраля, через два дня после массовых беспорядков в Ринкебю. Они представились репортерами из России и предлагали по 400 шведских крон каждому, рассказал молодой человек, представившийся Мохаммедом. «Когда мы разговаривали с ними, к нам подошли полицейские. Мы не собирались делать ничего такого, но российские журналисты сказали полицейским, что это мы им предлагали устроить протест на камеру за 400 крон каждому», — рассказал Мохаммед. Он не знает, на каком именно телеканале работают эти журналисты. 18 февраля президент США Дональд Трамп, критикуя иммиграционную политику Евросоюза, привел Швецию в качестве отрицательного примера. «Посмотрите, что случилось вчера вечером в Швеции. Швеции! Кто бы мог в такое поверить? Швеция принимает много мигрантов, у них сейчас такие проблемы, какие они и представить не могли», — заявил Трамп. В тот день в Швеции ничего не произошло, и шведское министерство иностранных дел потребовало от Трампа объяснений. Но два дня спустя в нескольких пригородах Стокгольма действительно вспыхнули беспорядки. Протесты начались в Ринкебю. Рассказавшая о допинговом «заговоре» глава РУСАДА ушла в отставку 2017-03-07 13:31 dear.editor@snob.ru (Евгения Соколовская) Об увольнении Анцелиович сообщил один из учредителей агентства, глава Паралимпийского комитета России Владимир Лукин. Анцелиович стала врио главы антидопингового агентства в декабре 2015 года после ухода в отставку Рамила Хабриева. Новый состав наблюдательного совета антидопингового агентства утвердят 7 марта. В совет войдут семь человек. 9 марта они приступят к работе и будут руководствоваться новым уставом. «Сегодня день рождения нового РУСАДА», — сказал Лукин. В конце 2016 года в The New York Times вышло интервью с Анцелиович. Она заявила, что система употребления допинга в России — это «институциональный заговор», но высшее руководство страны к нему не причастно. После выхода интервью РУСАДА обвинило газету в «искажении слов» и вырывании их из контекста. В The New York Times ответили, что все цитаты в тексте приведены корректно. Закон о российской нации переименовали. Россияне отказались принимать идею единой нации 2017-03-07 13:13 dear.editor@snob.ru (Виктория Владимирова) «Так спокойнее. Оказалось, что общество не очень подготовлено к восприятию такого понятия, как единая нация, объединяющая все национальности. Учитывая, что и президент предложил переложить стратегию госнацполитики на язык закона, мы решили изменить его название», — объяснил руководитель инициативной группы по подготовке концепции законопроекта академика Валерия Тишкова, который сообщил о решении переименовать закон после первого заседания группы. В конце октября бывший глава министерства национальной политики (упразднено в 2001 году) Вячеслав Михайлов предложил разработать закон «О единстве российской нации и управлении межэтническими отношениями». Его инициативу поддержал президент России Владимир Путин. Он поручил подготовить этот документ до 1 августа. Однако подготовка закона вызвала общественный резонанс, в том числе в различных этнических группах. В рабочей группе сказали, что пока изучают предложения экспертов, а в концепции, которую представят в апреле, пропишут понятийный аппарат и механизм разграничения полномочий между федеральной, региональными и местными властями. Российской нации, скорее всего, посвятят специальный раздел. В музее имени Рериха обыск. Изъяли 200 экспонатов 2017-03-07 13:07 dear.editor@snob.ru (Виктория Владимирова) Из музея изъяли около 200 экспонатов, рассказал агентству «Россия сегодня» первый замгендиректора Музея имени Николая Рериха Павел Журавихин. По его словам, силовики не дождались, пока сотрудники музея откроют им дверь, и просто ее взломали. Из музея также вывезли картину Николая Рериха, выставку которой должны были открыть с одобрения министерства культуры. «Сотрудники все заперты в помещениях. Притом, что раньше уже было проведено десяток проверок, и было установлено, что все наследие на месте», — возмутился Журавихин. Обыски связаны с материальным спором, в котором участвует музей. «У нас в понедельник суд по выселению. Это решение разрушить музей», — заявил радиостанции «Говорит Москва» вице-президент центра Рерихов Александр Стеценко. Этим утром следователи вызвали сотрудников центра для проведения следственного эксперимента в музее. Спор развернулся вокруг усадьбы Лопухиных в центре Москвы, где находится музей имени Рериха и центр Рерихов. Минкульт в 2015 году передал здание в «оперативное управление» музею Востока. Однако музей Рериха не подчиняется Минкульту. Центр также уже несколько лет спорит с властями за наследство Рерихов. Губернаторы поздравят женщин «творчески» по заданию Путина 2017-03-07 12:17 dear.editor@snob.ru (Евгения Соколовская) Кремль попросил глав регионов выпустить поздравления в стихотворной форме на местных телеканалах, рассказал собеседник агентства. «Говорили, мол, что не только губернаторы так будут делать», — добавил он. В результате 6 марта кировский губернатор Игорь Васильев прочитал стихотворение собственного сочинения на вечере в драмтеатре. «У нас леса в России до небес/ И круче всех у нас дубы и клены/ В России все российское the best/ В России все родное просто клево»,— говорится в первом губернаторском четверостишии. Нижегородский губернатор Валерий Шанцев снялся в ролике в формате интернет-флешмоба Mannequin Challenge — его участники внезапно замирают в неожиданных позах. «Нам хотелось уйти от обыденных поздравлений с цветами, поэтому выбран такой современный и популярный формат», — объяснил пресс-секретарь губернатора Роман Скудняков. По сценарию нижегородцы готовятся к празднику, а губернатор им помогает. Краснодарский глава Вениамин Кондратьев подключит к своему поздравлению дополненную реальность: на площади у краевой администрации поставят фигуру в виде восьмерки, с которой все желающие смогут сфотографироваться и сразу же распечатать фото с автографом губернатора. На фото в руках у женщин будет изображен букет роз. В центре Севастополя установят 18-метровую открытку, на которой каждый сможет оставить поздравления для женщин. В полдень к акции присоединится врио губернатора Дмитрий Овсянников. Путин помиловал Оксану Севастиди, осужденную за смс о танках 2017-03-07 11:55 dear.editor@snob.ru (Виктория Владимирова) В указе говорится, что Путин помиловал Севастиди, «руководствуясь принципами гуманности». Решение начнет действовать через 5 дней после публикации указа. Краснодарский краевой суд признал Севастиди виновной в государственной измене и приговорил ее к семи годам тюрьмы за то, что в 2008 году, находясь в Сочи, она написала своему другу в Грузии смс о том, что видела военную технику, едущую в направлении Абхазии. На пресс-конференции 23 декабря 2016 года Путин сказал, что считает приговор Севастиди жестким и что в деле нужно разобраться. «Я, честно говоря, не знаю деталей. Но если она что-то написала в своих sms-сообщениях, она же написала то, что видела, это все видели, а значит, это не представляло из себя никакой тайны большой», — заявил президент. Он пообещал заняться вопросом Севастиди. Выборы президента проведут 18 марта — в день присоединения Крыма 2017-03-07 11:47 dear.editor@snob.ru (Виктория Владимирова) Председатель Госдумы Вячеслав Володин поддержал эту идею: «Это — воскресный день, и это тот день, на который может быть назначено голосование в соответствии с нашим законодательством. А то, что этот день совпадает с замечательным праздником, который мы отмечаем уже несколько лет, — это очень хорошо». Между тем, по закону о выборах президента России голосование должно пройти во второе воскресенье месяца, в котором прошли предыдущие выборы. Так, в 2018 году выборы должны пройти 11 марта. В марте сенаторы Андрей Клишас и Анатолий Широков внесли в Госдуму проект, который, помимо прочего, переносит голосование на президентских выборах 2018 года. В закон о выборах президента предложили дописать, что если воскресенье, в которое должны пройти выборы, приходится на неделю, включающую нерабочий праздничный день, то выборы переносятся на неделю. Это позволит провести выборы не 11, а 18 марта. В 2014 году в Крыму провели референдум, по результатам которого Крым стал независимой республикой. 17 марта президент России Владимир Путин подписал указ о признании независимости Крыма, а на следующий день — указ о вхождении Крыма в состав России. США, страны Евросоюза и другие государства, не признав результаты референдума и присоединение полуострова, ввели санкции против России и против Крыма. Химия любви или почему мы нравимся друг другу. Лекция психофизиолога Ильи Захарова 2017-03-07 11:32 dear.editor@snob.ru (Павел Макеев) Ученые давно пытаются разложить любовь на простые и понятные составляющие. Еще Базаров считал, что любовь — это «белиберда, непростительная дурь» и «мы, физиологи, знаем, какие это отношения». В наше время успехов в науке вообще и в науках о поведении в частности интригующая тема любви не могла остаться без внимания исследователей. В Америке даже появились научно-медийные персонажи, такие как Доктор Любовь (Dr. Love, профессор Пол Зак). Он прославился тем, что на конференции TED эффектно распрыскивал в зал окситоцин, гормон, который многие сейчас называют «гормоном любви», тем самым повышая у сидящих в зале людей чувство доверия друг к другу. На лекции мы поговорим о взлетах и падениях в исследованиях окситоцина, обсудим, какие еще химические вещества рассматривали в роли гормона любви, и попробуем понять, найдем ли мы его когда-либо. Кроме биохимии любви, мы окунемся и в нейрофизиологию, найдем центры материнской и романтической любви, увидим, в чем между ними различия с точки зрения науки и при чем здесь нейропластичность. А еще мы обсудим любовь с точки зрения эволюции, я расскажу о гипотезе Красной Королевы (той самой, из Льюиса Кэрролла) и ее связи с половым отбором, попробую показать, в чем сходство мужчин и павлинов. Но самое главное — мы попробуем воздержаться от часто присущего ученым редукционизма (сведения сложных психологических процессов к простым реакциям в организме) и найти баланс между «физикой» и «лирикой» любви. 22 марта Начало в 19.30 Шоколадный лофт на «Красном Октябре», Берсеневская наб., д. 8, стр. 1 Купить билет можно тут. Участники проекта «Сноб» могут зарегистрироваться, перейдя по ссылке ниже: Хочу пойти Илья Мильштейн: Чудновец в Курганском суде 2017-03-07 11:14 dear.editor@snob.ru (Илья Мильштейн) Воспитательница детского сада, мать трехлетнего ребенка, отбывавшая лагерный срок за репост, вышла на свободу, и отклики на это событие однообразны. Мол, пришла пора наказывать тех, кто ее посадил. Следователей, прокурора, судей, а также тружеников конвоя в широком смысле, прессовавших ее в лагере. Да и как может быть иначе, если Евгения Чудновец вчистую оправдана за отсутствием в ее действиях состава преступления? Есть же конкретные люди, в пиджаках и мантиях, которые ее допрашивали, обвиняли, приговаривали, заключали в карцер «за то, что она прикрыла ноги одеялом» — и эти господа должны понести ответственность, разве нет? Нечто подобное мы уже читали, разбирая дело Ильдара Дадина. Его тоже посадили ни за что, а в лагере еще и пытали, как вдруг в дело вмешался Конституционный суд, вслед за ним суд Верховный, потом замгенпрокурора. В итоге политзэка выпустили и реабилитировали, и граждане, следившие за этим сюжетом, испытывали двойственное чувство. С одной стороны, как хорошо, что Ильдар на воле. А с другой стороны, он не должен был сидеть ни одного дня. Служителей Фемиды и ГУЛАГа, осудивших и мучивших невиновного, надо бы теперь как минимум выгнать с работы — или как? Недобитое наше гражданское общество склонялось к мысли, что за преступлением против личности должно последовать наказание. Однако всякому, исключая самых упертых идеалистов, ясно, что никого из служителей ни к чему не привлекут. И проблема тут даже не в том, что они «исполняли закон», то есть криво написанные и прямо антиконституционные статьи, внесенные тем не менее в Уголовный кодекс. Есть статья, карающая за перепост «материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних», а дальше уже начинается правоприменительная практика, и попробуй осуди того прокурора, который просил суд упечь воспитательницу на пять лет. Ну, мог он не поверить подсудимой, когда та утверждала, будто запостила трехсекундный ролик с издевательствами над ребенком для того, чтобы такое больше не повторялось? Мог поверить, а мог не поверить. На сей раз и обвинитель, и судья попались недоверчивые, и Чудновец отправилась в лагерь. В иных случаях люди отделываются штрафом, ибо тут действует не закон, а лотерея. Лотерея, в которой проигрывают практически все подозреваемые, но средства воздействия на проигравших варьируются. Точно также функционирует и статья, карающая за одиночные пикеты, по которой посажен был пока только Ильдар Дадин. Имеется то, что на юридическом языке называется «нормой», и тут уж как кому повезет. С адвокатами, с общественной реакцией на приговор и с настроениями, преобладающими в данный конкретный момент в Кремле. Настроения переменчивы. А главное, все эти статьи, карающие за перепосты, одиночные пикеты и бог весть за что, — они ведь не сами собой зародились в Уголовном кодексе. За них проголосовали депутаты. Указы о введении в УК РФ новых статей подписал президент. Возникает естественный вопрос: следует ли, ознакомившись с делами Дадина и Чудновец, пересажать весь депутатский корпус и сурово покарать гаранта всех наших прав? Понятно, что так мы дойдем до тотальных политических репрессий, скатимся в кровавую ежовщину и долго еще потом будем реабилитировать пострадавших, иных и посмертно. Так что лучше уж пусть оно идет как идет, правда же? Ильдар Дадин на воле — чем не праздник? Евгению Чудновец освободил Курганский областной суд, удовлетворив кассацию замгенпрокурора, — и разве это не повод всех понять и простить? Я уж не говорю о том, что сам Путин, если верить намекам Пескова, поучаствовал в правозащитной деятельности, вступаясь за невинно осужденную. В декабре прошлого года журналист Екатерина Винокурова сообщила президенту об этом деле, он пообещал разобраться, и вот — трех месяцев не прошло, а посаженная за репост уже дома. Разобрался, стало быть. Да, но все-таки хочется почему-то в эти счастливые дни назвать имена отдельных вершителей судеб. Например, председателя Катайского райсуда Владимира Борычева, приговорившего Евгению Чудновец к шести месяцам колонии общего режима. Судью Басманного райсуда г. Москвы Наталию Дударь и судью Мосгорсуда Наталью Борисову, последовательно приговаривавших Ильдара Дадина к трем и двум с половиной годам лагеря. Начальника сегежской ИК-7 Сергея Коссиева, той самой колонии, где зэков, по свидетельству Ильдара, предпочитали избивать под песни группы «Любэ». Депутатов также хочется вспомнить, всех до единого, а также гаранта прав. Просто так, для порядка назвать и сохранить в памяти. И еще на тот случай, противореча себе, сохранить, когда бессмысленные ныне вопросы и призывы вдруг обретут смысл и даже судебную перспективу. Собственно, их очень много — таких сюжетов, со счастливым концом либо относительно благополучным завершением, как дела Михаила Ходорковского или девочек, обратившихся к Богородице, или тех узников Болотной, которые вернулись. Или полноценных трагедий — имею в виду дело Алексея Пичугина, отбывающего пожизненное заключение. Когда-нибудь, хочется верить, эти риторические, а то и политически вредные сегодня вопросы прозвучат вполне естественно и громко, и мы получим на них ответы. Но это случится не скоро, и в предвыборный год нам остается лишь фиксировать внезапные вспышки гуманизма, поражающие верховную власть. Гадая о том, как их оценивать в предвыборную эпоху и на какие сроки рассчитывать. Применительно к временам точечного реабилитанса, действующим статьям УК РФ и грядущим печальным новостям из залов судебных заседаний. Volkswagen показал свой первый беспилотный автомобиль — Седрик 2017-03-07 10:44 dear.editor@snob.ru (Виктория Владимирова) Прототип назвали Sedric от словосочетания self-driving car («самоуправляемая машина»). Машине присвоили пятый уровень автономности, что означает, что для управления ей не нужен человек. В Sedric могут ехать четыре пассажира. Главный исполнительный директор Volkswagen Маттиас Мюллер сказал, что концерн разрабатывает сразу несколько самоуправляемых моделей. Компания собирается нанять лучших специалистов и потратить «несколько миллиардов евро» на разработку автоматизированных автомобилей.
Volkswagen намерен инвестировать «миллиарды евро» в электромобили и разработку моделей с автоматизированным управлением и выпустить больше 30 электромобилей к 2025 году. Первый беспилотный автомобиль представила корпорация Google в 2015 году. Свои беспилотники разрабатывают Toyota, Ford, Tesla, Uber Audi, Nissan, Mercedes-Benz и другие. В мае 2016 года начались испытания беспилотного такси на базе Ford Fusion на дорогах в Питсбурге, а в августе в Сингапуре запустили первое беспилотное такси. Власти КНДР взяли в заложники граждан Малайзии 2017-03-07 10:10 dear.editor@snob.ru (Виктория Владимирова) МИД КНДР рассказал о решении посольству Малайзии и выразил надежду, что в ближайшее время конфликт разрешится. Премьер-министр Малайзии Наджиб Тун Разак ответил, что КНДР сделала находящихся на ее территории малайзийцев заложниками. Он подчеркнул, что это решение противоречит международному праву и дипломатическим нормам и призвал Северную Корею немедленно освободить всех граждан Малайзии. Двое граждан Северной Кореи, которых малайзийская полиция хочет допросить по делу об убийстве брата лидера КНДР Ким Чен Нама, сейчас скрываются в посольстве в Куала-Лумпуре, сообщил глава малайзийской полиции Халид Абу Бакар. 4 марта сообщалось, что Малайзия объявила посла КНДР Кана Чхоля персоной нон грата из-за его слов о ходе расследования убийства Ким Чен Нама. В феврале посол сказал, что КНДР не может доверять расследованию властей Малайзии и обвинил страну в «сговоре с внешними силами», в том числе с Южной Кореей, с которой КНДР давно конфликтует. Министр иностранных дел Малайзии Анифа Хаджи Аман потребовал извинений со стороны Кана Чхоля, но их не последовало. В конце февраля стало известно, что малайзийские полицейские заподозрили в причастности к убийству Ким Чен Нама одного из сотрудников посольства КНДР в Куала-Лумпуре. По словам Халида Абу Бакара, подозреваемый — второй секретарь посольства Северной Кореи в Малайзии. Полиция также разыскивает работника авиакомпании Air Koryo и еще одного человека — гражданина КНДР Ри Чи Ю. В морге, где находится тело Ким Чен Нама, поставили охрану, поскольку ранее неизвестные пытались вломиться в помещение. Ранее Малайзия отказалась отдавать тело властям Северной Кореи, потребовав образец ДНК семьи Кимов. Ким Чен Нама убили 13 февраля в аэропорту Куала-Лумпура. Следствие считает, что на него напали две женщины: одна из них накинула на его лицо платок, пропитанный ядом. После этого он умер. После проведения экспертизы на коже Ким Чен Нама нашли следы нервно-паралитического вещества VX, которое запрещено международной конвенцией о химическом оружии. Южная Корея и США обвиняют в убийстве родственника лидера КНДР спецслужбы Северной Кореи. Человек с ножом. Глаза на баннерах и другие работы художника Кирилла Кто 2017-03-07 08:57 dear.editor@snob.ru (Екатерина Положенцева)
Кирилл Лебедев, более известный как Кирилл Кто, родился в 1984 году и к 30 годам стал одним из активных участников современной российской арт-сцены. В разное время он входил в состав арт-групп «Зачем?», No Future Forever, Tag Forever (T4R). Сегодня его работы хорошо знакомы даже тем, кто не знает имени человека, который за ними стоит, — ироничные высказывания, вопросы к социуму, написанные крупными печатными буквами (часто каждая буква написана разным цветом), можно повстречать на разных улицах Москвы. Работы Кирилла хранятся в Третьяковской галерее, Музее уличного искусства в Санкт-Петербурге, в ММОМА, а также во многих частных коллекциях. В 2012 году он вошел в топ-50 самых влиятельных людей в российском искусстве по версии журнала «Артхроника». Мы встретились с Кириллом на проходной Электрозавода, куда он недавно переехал в новую студию. Эпического вида Электрозавод, на котором когда-то были собраны те самые кремлевские звезды, сегодня отдан в аренду типографиям, производствам тортов, музыкантам и художникам. Последних, кстати, местное руководство не очень жалует, ведь это не типография с графиком от 9 до 18. У этих жизнь после 18 только начинается, а еще они любят гостей и веселье. По этим причинам в конце прошлого года Электрозавод со скандалом покинула одноименная галерея. В общем, либо пеки пирожки, либо сиди тихо. Мы идем с Кириллом по обшарпанным коридорам, в углы которых лучше не заглядывать. При этом в страшных коридорах пахнет как в раю — свежеиспеченными булочками. Кирилл замечает, что старожилы есть их не советуют — небезопасно. Спустя пару длинных проходов и несколько лестничных пролетов мы попадаем в его мастерскую. Квадратное пространство с огромным окном и свежей деревянной постройкой, которое делит помещение на два этажа. На первом — полки с работами, краской, а на втором уже лежит матрас, где в будущем можно будет ночевать или «пускать нуждающихся друзей на ночлежку», как говорит сам Кирилл. В комнате вдоль окна тянется большая столешница, а над ней ячейки с аккуратно разложенными фломастерами. Вижу фломастеры и вспоминаю, как одна моя знакомая, обладательница нескольких работ Кирилла, переживает, что работы, сделанные фломастером, со временем начинают выцветать. — Те, которыми я работаю, не выцветают. Некоторым работам уже по 10 лет, и с ними все в порядке. А еще можно размещать их с эффектом «паранджа» (это когда работу прикрывают калькой, чтобы на нее не попадал прямой солнечный свет. — Прим. автора). К вопросу об исчезающих работах, Кирилл вспоминает переход к Винзаводу. Не многие знают, что этот цветной переход на пути от Курского вокзала к Винзаводу тоже дело рук Кирилла.
— Это случилось в 2012 году. Была идея, что эта работа должна быть бесконечной, поэтому был план каждую неделю закрашивать новые рисунки и надписи, «залатывать» переход, будто бы это большое лоскутное одеяло. Но я поссорился с Софьей (Софья Троценко, директор Винзавода. — Прим. автора) и съехал с мастерской на Винзаводе. Плюс управа РЖД не выполнила свое обещание — сделать там нормальный свет и поставить урны. Точнее, урны-то поставили, но чистить их никто не хотел. Поэтому в итоге их просто убрали. Теперь, каждый раз, когда я прохожу мимо, у меня возникает неприятное чувство — неудивительно, учитывая, в каком он сейчас состоянии. Но когда мы это делали, было весело. Мы останавливали прохожих и отказывались пропускать, пока они не закрасят кусок стены. «По глазам вижу, что художник. Давай», – говорили мы им. СКак ты начал вырезать глаза? В какой-то момент баннеров стало так много, будто бы это разновидность современной плесени. Практически все баннеры визуально уродливые и совершенно не вписаны в окружающее пространство. Мы с ребятами изначально хотели делать из них какие-то поделки. Начали шить сумки, но продавались они плохо. Удовольствие от того, что ты очищаешь город, срезая баннеры, было сильным, и тогда я начал натягивать их на холсты. А потом понял, что можно вырезать не весь баннер, а какую-то его часть, и начал вырезать глаза и рты — способы коммуникации. В первый раз в Киеве я вырезал плашку с глазами. Потом я понял, что эти баннеры от нас что-то прячут, особенно если они не рекламные, а фальш-фасады, такие законспирированные ситуации по вандальному реконструированию зданий. И так, вырезая глаза, ты сквозь них показываешь прохожим, что там на самом деле происходит. Плюс само движение руки. У меня был тег (тут Кирилл идет к столешнице, берет фломастер и рисует что-то, напоминающее рыбу), и это движение осталось.
СПохоже на ихтис. Она и есть, только видоизмененная. СТы видишь в городе не свои глаза? Ни разу. Я как-то видел странный баннер: весь четырехэтажный дом был покрыт баннером, который весь был прорезан четырехугольниками. И это точно сделали не активисты, а, скорее всего, рабочие, чтобы дом вентилировался. СА тексты ты сам придумываешь? Очень редко бывают подслушанные фразы, хотя началось все именно с них. В 2008 или 2009 году мы записывали, что люди говорят в метро, и наклеивали спич-баблы на стекла вагона. И садящиеся пассажиры превращались в ораторов. Сейчас у меня многие тексты не столько комментирующего свойства, сколько оправдывающегося. Например, вот текст на холсте: «Это интересно, потому что нечто подобное встречается на улице». Или, наоборот, текст на уличной стене: «Это интересно только потому, что это здесь». Часто еще бывают «тексты-перефразы». Есть известная фраза: «Мы в ответе за тех, кого приручили», а у меня — «У нас постоянно вопросы к тем, кто нас приручил» или «У тех, кто нас приручил, остаются вопросы к нам». Есть «Любовь зла, полюби козла», а у меня — «Любовь добра, полюби бобра». СС недавних пор ты начал активно работать на холстах. Да, и до сих пор у меня остается ощущение, что холст — это что-то такое нарочитое, буржуазное и формальное. И где-то с 2010 по 2015 год я их не делал. Потом я познакомился с Эльвирой Тарноградской и Надей Степановой из галереи «Треугольник», и они очень захотели выставлять именно холсты. Раньше я вырезал фрагменты баннерной сетки в городе и натягивал их на холст — такой вандальный реди-мейд. Но к этому публика оказалась не готова — купили только несколько работ, например, ММСИ. Люди хотят что-то более традиционное. СКстати, я вот думаю, что можно вырезать твои глаза с баннерной сетки, оформлять и вешать у себя дома. На самом деле это тоже делают уличные художники. Был один случай, но не с баннерной сеткой, а с заколоченным окном. У меня была серия работ, где я маркировал ниши. Ниша как рама, внутри которой появлялся текст — «не твоя», «занятая», «чужая», «временно занята», «скоро освободится» и так далее. И в одной нише был не бетон, а вставленная фанера. И Андрей Кузькин эту нишу скрутил. У него был аукцион «найденных вещей», которые он у кого-то стащил или где-то нашел. И Андрей продал эту работу за 20 тысяч. Потом позвонил и сказал, что не знал, что это моя работа, и предложил поделиться гонораром. Еще был смешной случай. У меня есть приятель-архитектор. Как-то мы с ним обсуждали, что можно мои или чьи-то работы использовать для оформления интерьеров. Он показал фотографию баннера, закрашенного прямоугольными формами. Сказал, что он ему очень понравился. В следующий раз я проходил мимо этого баннера и срезал его. И когда у приятеля случился день рождения, я ему принес его на огромном подрамнике 2х3 метра.
СТвои работы на улице и на холстах как-то перекликаются? Стараюсь почти на каждом холсте как-то оправдаться за то, что эта работа сделана не на улице. В некоторых работах это откровенно говорится: «В связи с тем, что это работа находится не на улице, а здесь, улица оказалась обделенной на одно это». Или «Работа, которая могла бы появиться на улице, но, в силу ужесточившегося баффа (от англ. buff — полировать. В граффити-сленге означает удаление граффити со стен. — Прим. автора), в силу холодов, она теперь здесь». Ну что-то такое. Если в 2012–13 году пропорция интерьерных работ и уличных была пять на улице, одна в интерьере, то сейчас четыре в интерьере, а одна на улице. Конечно, работа на холстах коммерчески выгодна, но с такой пропорцией не очень гоже называться уличным художником. СКак часто ты делаешь что-то на улице? Зимой раз в месяц, а летом раз в неделю. Вообще, ситуация с работой на улице сегодня печальная. Мой любимый формат всегда был гаражи. Такие обычные гаражи, не серия, а отдельно стоящие. Когда Сергей Собянин стал бороться с точечной самовольной застройкой, то вместе с киосками снесли и все гаражи. А гараж удобен был тем, что он находился в собственности не у города, и администрация за него ответственность не несла. На нем работы могли просуществовать и год, и больше. А все остальное, что делается на улице, существует максимум три дня. И азарт, и энтузиазм теряется. Есть процесс, есть приключение, пока ты это создаешь, но потом это исчезает. СТы обычно один на улице или у тебя есть команда? Тут тоже ситуация изменилась. В 2011–12 году меня очень раздражал nickname style writing. И я их всячески высмеивал, пародировал, комментировал или просто закрашивал. Когда закрашиваешь, то твое пребывание оправдано, ты делаешь не свою работу, а работу маляра, берешь на себя функцию коммунальной службы. И тогда я перекрашивал, а потом писал свое сверху днем при всех. Это была риторическая разминка для меня: как перевербовать агрессивно настроенных прохожих на свою сторону. Сейчас я все делаю в темное время суток, потому что уже не хочется такой активной коммуникации, при которой чаще всего начинаются конфликты. Рисую либо один, либо в компании одного-двух человек. Рисую ночью и вроде как прячусь, хотя лица не скрываю. Если кто-то спрашивает, я говорю, что да, это моя работа.
СБыли случаи, когда тебя задерживали? Были смешные случаи. Был активный период в 2011–13 годах, когда мы закрашивали чуть ли не каждый день. И меня уже знали в отделении Басманного района. Меня привозили, и местные сотрудники говорили: «А, ну его знаем, отпустите, он сумасшедший… Он тут все перекрашивает». Один раз даже доплачивали за меня штраф. Нас забрали с приятелем, у нас было рублей 350, а штраф был 500, и милиционер добавил за нас свои деньги. СКак ты относишься к тому, что цены на твои работы растут? Слушай, ну они очень странно растут. Растут на те работы, которые уже купил Овчаренко (Владимир Овчаренко, галерист, основатель и директор галереи «Риджина», а также идейный вдохновитель аукционов Vladey. — Прим. автора) и перепродает их. Я больше переживаю, что я не могу придумать какой-то новый формат, чтобы делать больше работ на улице. Все очень быстро закрашивают, а хочется, чтобы они жили подольше. Отдельное спасибо хочется сказать Сабине Чагиной (Сабина Чагина — куратор, соорганизатор биеннале уличного искусства «Артмоссфера». — Прим. автора), благодаря которой в прошлом году мои приятели Дима Аске, Леша Лука и еще несколько художников стали работать только санкционированно. Я не осуждаю Сабину или ее подопечных — у меня самого много не уличных работ. Но благодаря фестивальному и галерейному запросам исчезает сам дух уличного искусства — своеволие, когда ты приходишь и делаешь что-то без всякого спроса. Есть такой формат wall of fame — один выделенный городом участок фасада, на котором ты можешь рисовать, потому что коммунальные службы, да и зрители-прохожие на него «забили». На этих участках рисуют все, работы сменяются очень часто — летом чуть ли не каждый день. Но я отношусь к этому как к резервации и не хочу там рисовать. Тем более мои работы содержат тексты, и мне нужно место. Есть еще одно место, где работы живут от полугода до года, — заборы вдоль ж/д путей. Но мои работы там попросту не считываются. Поэтому я сейчас в поиске, что еще можно делать на улице, чтобы работы существовали дольше и были не менее выразительные, чем глаза. Глаза висят долго, хотя их в некоторых местах и латают. СКстати, выглядит очень странно. Зачем они это делают? Ну как зачем. У нас непрозрачное государство. Непрозрачный уклад и способ существования людей. Люди друг от друга отгораживаются. Посмотри, какие заборы в Европе. У нас же заборы по три метра. СТы в Москве родился? В Зеленограде. СА в Зеленограде есть твои работы? Есть, и они там дольше висят, чем в Москве. На одной написано вверху «ПОДЫ», а внизу «ШАТЬ» и «ХАТЬ». Зритель может выбрать. Она до сих пор висит, хотя делал я ее еще в мае. Вторая абстрактная работа, там нет текста, но есть на него намек — закрашенные в прямоугольники слова. Комар и Меламид делали работы с манифестом, когда на красном фоне были просто белые квадратики. Также довольно долго висела работа, своего рода диалог с художником Тимофеем Радей. У него есть работа с высказыванием «Я бы обнял тебя, но я всего лишь текст», а у меня была «Обнимаю. Всего лишь текст». Он сетует, что не может обнять. А я вспомнил, что часто фразы в разговоре заканчивают словом «обнимаю». Но ведь это невозможно!
СМногие художники жалуются на нехватку мест на улице, где можно что-то сделать. Почему нельзя поехать в регионы, где вообще ничего нет, и не сделать работы там? Ну смотри, немного колониальная политика. И отчасти я в ней участвую — косвенно или прямо. Когда ты приезжаешь в городок, где нет ничего, получается, что ты привозишь то, что ты уже наработал, и демонстрируешь это несведущим. СТо есть это неправильно? Не уверен, что это правильно. Правильно, если человек приезжает в город, проводит там месяц или несколько недель и делает работу, которая родилась у него уже в этом городе, а не приезжает с домашней заготовкой. Когда ты привозишь заготовки с собой, это не совсем корректно по отношению к самой среде. А что касается того, что вся Москва уже исхожена, то это не так. У меня рутинизировался ежедневный маршрут. И мне все приелось. Но это не значит, что мест нет, это значит, что у тебя оптика замылена. Вот еще один важный аспект в защиту того, что работы надо делать там, где ты обитаешь. Потому что, с одной стороны, ты отдаешь работу на растерзание городу, а с другой, лично в моем случае, ты каждый день можешь за ней ухаживать. Ее испортили — ты подкрасил, что-то додумал — дописал. Это твой сад, твои растения, и ты за ними ухаживаешь. Мы бросили мост на Винзаводе, и мне за него до сих пор стыдно. Но я не знаю, о чем мы думали, когда решили, что сможем докрашивать его каждую неделю. СКакие планы на ближайшее время? Грандиозных планов нет, потому что я не делаю мегапроекты. Сейчас ко мне обратился музей современного искусства «Гараж», и я динамлю их уже две недели, потому что я ненавижу делать эскизы. А сделать большую стенку без эскиза в наших реалиях уже невозможно. У них будет Триеннале (Триеннале российского современного искусства. — Прим. автора), и они попросили что-нибудь сделать. Сначала я хотел расставить по парку скульптуры, отсылающие к простой советской действительности — несколько отдельно стоящих вафельных заборов. Но оказалось, что это очень дорого и не очень понятно. Поэтому решили закрасить фасад. У меня это особого восторга не вызывает, и я до сих пор не могу доехать, сфотографировать стену и сделать эскиз. Я как-то делал большую работу на фасаде в Петербурге и тоже долго тянул с эскизом. Была выставка, посвященная вопросам миграции, и я сделал работу на 25 языках со словом «непонятное». Ближе к концу беседы я спросила Кирилла, могу ли я пофотографировать. «Конечно, — сказал он, — но только не меня». Быть может, посчитал, что он сегодня не в форме или намеренно отказал непрофессиональному фотографу. Пока я ходила по мастерской, Кирилл докуривал примерно пятую сигарету и продолжал рассказывать о том, к чему он явно неравнодушен — о словах, о фразах и их положении в контексте современного уличного искусства.С |
В избранное | ||