Готовится программное обеспечение универсальной информационно-поисковой системы Панлог. Важно не только обобщить и упорядочить всю сумму имеющихся знаний, но и осмыслить их, причем не только в лоб, но и косвенно, через подачу информации. Ведь прав Херберт Макклюен - "the medium is the message".
Самое трудное в ПО – Хронология. Принял эту часть работы, теперь надо от тестирования переходить к набивке контента. Задумка грандиозная – всю историю расписать до дня, причем
по континентам, странам, регионам, поселениям, фирмам, конфессиям, людям и т.д. Разумеется, с сопоставлением всех фактов и интерпретаций и с подразумеваемой или даже явно-откровенной оценкой. И с возможностью одновременного вывода на экран двух параллельных хронологий – например, хронология конкретной персоналии на фоне всемирной хронологии или хронологии страны, города, фирмы. Получилось компактно и удобно для навигации. За основу взята подневная календарная роспись НАСА солнечно-лунных событий, которую я уже
использовал при вычислении дня физического рождения Иисуса Христа. Как и в таблицах НАСА, вводится «нулевой год» между концом 1-го года до нашей эры и началом 1-го года нашей эры. Я сам придумал этот «нулевой год» и ещё говорил на эту тему с Николаем Лисовым, который оправдывал празднование 2000-летия рождения Иисуса Христа 7 января 2000 года, когда в Иерусалиме собралось почти все православные первоиерархи. А потом оказалось, что ученые из НАСА ввели «нулевой год» по необходимости. Сейчас придется пересчитать
все даты до 1 года нашей эры, но это занятие крайне увлекательное и сулит много исторических находок и прояснений.
Вчера завершил и сдал техническое задание по Ключевым текстам. Слова Правая Вера и Священные Писания решил убрать с открывающей страницы Панлога. Словосочетание Правая Вера хорошо для уяснении сути того, что подразумевается, но мало кто понимает, что это такое, многие отшатываются, особенно неофиты традиционных конфессий. Когда же говоришь, что Правая Вера вбирает в себя откровения всех
религий и открытия всех наук и приводит их к единому знаменателю Богосаможертвоприношения и что это и есть выражение духа постиндустриальной глобализации, то начинаются всякие недоумения и обвинения в экуменизме. Тщетно доказывать, что Правая Вера выше обрядоверий, ибо Богосаможертвоприношение вбирает в себя и высшее жертвоприношение Ригведы (Мандала Х, Гимн 90 /Пуруша/), и порыв Будды в нирвану, и Голгофу Иисуса Христа, и таинство евхаристии, и джихад ислама, и много чего ещё. И что Правая Вера – это субъектно
-критическая и сугубо-рационалистическая «философская вера» Карла Ясперса. Наверное, лучше в лоб не заставлять людей принимать терминологию «Правая Вера», а подменить более нейтральным словосочетанием «Система Знания».
И словосочетание «Священные Писания» тоже отталкивает досубъектных адептов и восторженных неофитов – ведь каждый из них искренне полагает, что именно тот текст, который для него один-единственный священный, будь это Тора, Библия, Коран, тот или иной буддистский или кришнаитский или
даоистский текст или сайентология Хаббарда, и есть истина в последней инстанции. Потому кнопка Панлога названа скромно «Ключевые тексты», а в каталог оных включено примерно 300 «священных книг», в том числе я в их число включил ряд прорывных философских текстов типа «Критика чистого разума» Канта, «Феноменология духа» Гегеля, «Бытие и время» Хайдеггера.
Итак, получилась следующая структура. Кликаешь кнопку, выскакивает Уровень 1 – каталог из примерно 300 книг-«писаний», разбитый на 20 «гнезд» - Язычество
(здесь за основу взят двенадцатитомник Фрезера «Золотая ветвь» и такие авторы, как Ролан Барт, Клод Леви-Стросс, Мирча Элиаде и др.), Иудаизм, Христианство, Ислам, Древние религии и гнозис, Веды и индуизм, Зороастризм, Митраизм, Бон, Джайнизм, Буддизм, Ламаизм, Китай, Япония, Запад: Античность, Запад: Средневековье (включая «Божественную комедию» Данте), Запад: Возрождение, Запад: Новое Время, Синкретизм (включая Гемиста Плетона из морейской Мистры и «дин-и-илахи» /«Божественная Вера»/, которую создали «великий
могол» император Акбар и его идеолог Абу-аль-Фазиль) и, наконец, Новые религии. Под названием каждой книги – три и более строк Аннотации.
Кликая по названию книги-«писания» - выскакивает Уровень 2, в котором раскрывается содержание по главам-разделам (каждая глава аннотируется) и предусмотрены примерно 30 рубрик, дающих исчерпывающую и постоянно пополняемую информацию о данной книге и истории её создания и изучения и об её переводах и изданиях и о параллелях и оценках её и о причастных к ней персоналиях.
Можно выйти сразу и на полный текст книги в различных переводах, но с минимумом комментариев.
Кликая по названию главы-раздела – выскакивает Уровень 3, в котором раскрывается содержание данной главы по параграфам-подразделам (каждый параграф аннотируется) и тоже приводится вся доступная информация по изучению и толкования главы-раздела.
Кликая по названию параграфа-подраздела – выскакивает Уровень 4 с полным текстом данного параграфа, разбитого по пронумерованным строкам-стихам-аятам и
т.п. Так, при постижении того или иного диалога Платона, имеем на этом уровне принятый издателями кусок текста с выделением отдельных мыслей-суждений, а при исследовании, например, Псалтири – имеем отдельный псалм с пронумерованными строками. И предусмотрено 20 позиций-рубрик, в которых размещена вся информация о данном параграфе.
Кликая по номеру или обозначению выделенной строки-стиха-аята и т.п. – выскакивает последний Уровень 5 с воспроизведением этой строки на языке оригинала и с фоткой палеографии
и с различными переводами на русский и другие языки и с комментариями по каждой версии перевода и написания. Короче – по каждой фразе и каждому слову дается исчерпывающая информация, талмудисты отдыхают.
А замысел прост – через саму подачу (medium) исходных для мировых религий или значимых «измов» священного для них текста, причем на фоне 300 других «ключевых текстов», дать «мессидж» (message) о более охватывающей и более глубокой, чем та или иная локально-частная и увязшая в обрядоверии вера или
чем тот или иной фанатичный узко-партийный «изм», - Системе Знания (= Правая Вера), которая, как Правда, только и должна быть «богом свободного (= субъектного) человека». И тем самым расчистить путь к новой идеологии и новому духовному взлету эпохи наступившего постиндустриализма.