Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Тибетская оплеуха

 

Серьёзный политический и имиджевый ущерб нанесен Китаю вспышкой волнений в Тибете 14 марта 2008 года. Виноваты в случившемся прежде всего сами китайские власти. Рикошетом события задели и китайского коммунистического лидера Ху Цзиньтао, который в 1988-1992 гг. возглавлял комитет КПК в Тибетском автономном районе. Почему же стала возможной нынешняя конфликтная ситуация?

Ясно, что центральные и местные власти делали упор на всеобщую социализацию и, как в свое время и советские руководители в национальных республиках, работали в основном с верховой тибетской субъектностью, то есть с местными партийными выдвиженцами-руководителями и с прикормленной местной интеллигенцией. И в итоге прозевали или запустили работу с низовой тибетской субъектностью, которая в самый неподходящий момент взорвалась. Из Лхассы рапортовали в Пекин о всеобщем охвате молодежи учебой, о всеобщей диспансеризации населения и о форсированном возведении жилья и о прочих успехах социализации. И действительно создавались новые рабочие места, решались проблемы занятости и роста жизненного уровня. Это всё необходимо, но в ходе модернизации недостаточно. Низовая субъектизация ни в коем случае не должна отставать от всеобщей социализации.

Приведу наглядный пример – почему в трехэтнических Сингапуре или Малайзии нет межэтническх конфликтов или социальных волнений? Впечатляющий ответ – в книгах сингапурского лидера Ли Куан Ю и малайзийского лидера Махатхира бин Мохамада. Конечно, оба освоили богатый опыт ленинской национальной политики, предполагающей форсированную социализацию низов. Ли Куан Ю даже заставил своего старшего сына Ли Сянь Луна, который ныне руководит государством, выучить русский язык, чтобы глубже изучить советские рецепты межэтнического мира, а Махатхир бин Мохамад назвал свой план модернизации сознательно по-ленински – «новая экономическая политика». Однако и Ли Куан Ю, и его ревнивый визави Махатхир бин Мохамад вовремя поняли, что на одной социализации очень далеко не уедешь, а надо, как в это время делали американцы в ходе реализации своей общенациональной «программы аффирмативных действий», форсированно взращивать низовую субъектность прежде всего в самых неблагополучных этнических общинах.

Возьмем школу. Ли Куан Ю добился, чтобы дети из самых бедных семей получали такое же образование, как и дети из богатых семей. Казалось бы, триумф социализации. Но китайские дети учились на хорошо и отлично, а малайские – на двойки, тройки и колы. И у малайской молодежи развивались всяческие нехорошие комплексы.

Наверное, у нас сразу же заголосили бы – разный-де менталитет, и успехи в учебе разные. Китайцев недаром называют «евреями Востока», они сравнительно недавно переселились из провинций Южного Китая на остров Сингапур и на Малайский полуостров и споро и слаженно захватили рынки, а малайцы, мол, такие же лохи и пьянь, как русские в России. И вспомнят истории тысячелетней давности, свидетельствующие о забитости малайцев.

Этнический китаец Ли Куан Ю, созидая единую сингапурскую нацию, так не думал. Он исходил из того, что надо подтянуть активных молодых малайцев к уровню активных молодых китайцев и индийцев-тамилов и помочь им заниматься бизнесом. И он просто созвал самых авторитетных персон малайской этнической общины и сказал им (это описано в его книге «Сингапурская история: из третьего мира в первый») – «Учителя говорят, что китайские школьники по коэффициенту интеллекта IQ превосходят малайских. Необходимо подтянуть ваших детей! Посоветуемся, как это сделать». И сообща придумали – выявить в каждом классе самых способных малайских учеников и обязать учителей именно на них обратить особое внимание и заниматься с ними дополнительно, только бы сравнять их с умненькими китайчатами. Достаточно одному малайскому школьнику в классе стать отличником – и другие малайские детишки стряхнут с себя комплекс неполноценных и будут тянуться. А отличника надо вести до собственного бизнеса или до престижной и высокооплачиваемой работы. И в итоге социализация, сопряженная с субъектизацией, породила в Сингапуре единую нацию и исключила межэтническую рознь и социальные конфликты. И Сингапур ныне претендует на роль «столицы мира» и в принципе может этой цели добиться.

А руководители в Пекине и Лхассе, хотя признают мудрость Ли Куан Ю и стараются следовать его советам, бюрократически извратили рецепт форсированного взращивания низовой тибетской субъектноти или вообще пренебрегли им и жестоко поплатились за это. Возможно, они извлекут уроки. Но лучше не допускать падения хрупкой чаши на пол, чем собирать её заново из рассыпавшихся осколков. Лучше профилактически предотвращать вспышку болезни, чем потом лечить её кровопусканием. Лучше не обольщаться успехами социализации, а выявлять и взращивать наиболее активных и перспективных молодых тибетцев и помогать им завести свой бизнес и добиваться взаимовыгодного симбиоза с субъектными тибетцами и включать их в общенациональный процесс постиндустриальной модернизации.


В избранное