Надстроечные объяснения случившегося выношу за скобки, потому что любой базисный конфликт порождает множество надстроечных ипостасей, и проще всего выхватить одну или несколько из них и возвести в абсолют и впасть в односторонность и ошибку. Нет, зреть надо в корень, в некий изъян проводимой модернизации КНР. Ведь ни в США с их «аффирмативной программой действий», ни в многоэтнически-многоконфессиональных Малайзии и Сингапуре не возникали сепаратизмы и этнозоологизмы. И в Советском Союзе
тоже были тишь да гладь, божья благодать – в 1950-1960-ые годы обошел пешком Кавказ и Среднюю Азию и удивлялся полному межэтническому спокойствию и полному уважению ко мне, простому русскому пареньку, в самых глухих аулах и кишлаках.
В то же время баски на Пиринейском полуострове – отъявленные сепаратисты, несмотря на экономические успехи Испании. Или курды в более-менее благополучной Турции. Или этнические французы в канадском Квебеке. Или ирландцы-католики в Ольстере.
Почему четыре этнические
общины мирно живут в Швейцарии, а нидерландскоязычные фламандцы в Бельгии бодаются с франкофонными валлонцами. Как видим, вариантов много, и есть ли общий базисный знаменатель межобщинного мира?
Ключ к миру – симбиоз этнокультурно-конфессиональных элит, инкорпорация низовых субъектников всех этносов и конфессий в единую экономическую и политическую систему. Политика – вообще искусство возможного, а национальная политика – особенно. Если прочитать классические книги лидеров, добившихся успеха в этой
политике – Ли Куан Ю в Сингапуре (Сингапурская история: из третьего мира в первый) и Махатхира бин Мохамада в соседней Малайзии (Путь вперед), то убедимся, что они вели постоянный мониторинг низовых субъектников из отстающих общин и обеспечивали им социальный лифт и использовали их для гашения общинного недовольства и профилактики такового.
Три фактора достижения межэтнического единства и блокирования сепаратизма приходят в голову, когда пытаюсь обобщить различные исторические ситуации. Первый фактор
– сплачивающая-мобилизующая национальная идея. Второй – сильная центральная власть (но ни в коем случае не шкурный авторитаризм). Третий – опережающий социальный лифт для низовых субъектников разных общин, особенно отстающих.
Модернизационный проект вполне канализирует низовую пассионарность и мобилизует и сплачивает низовую субъектность, а если его нет, то низовая пассионарность обращается на расшатывание устоев. Отсутствие сильной центральной власти провоцирует окраины на сепаратизм, поскольку
для периферийной элиты заманчиво видеть себя во главе своего государства (парламентская республика часто способствует «разводу» общин). Наконец, если низовая этноконфессиональная субъектность не находит выхода наверх, то конфликт её с центральной элитой и с элитами своей и других общин естественен.
В КНР есть модернизационный проект и есть сильная центральная власть, но явно упущен момент инкорпорации тибетской низовой субъектности. Модернизация в такой огромной стране, как КНР, заведомо неравномерна.
Известно, какой контраст имеется в этом плане между приморскими и внутренними провинциями Китая, и Тибет остается одной из самых отсталых провинций, хотя китайское руководство уделяет значительное внимание подготовке модернизационной инфраструктуры там. Так, в период 11-й пятилетки (2006-2010) в Тибетском автономном районе (ТАР) реконструированы автотрассы Сычуань - Тибет и Юньнань - Тибет, почти завершено строительство железной дороги Цинхай – Тибет и началось строительство железнодорожных магистралей Лхаса
- Линьчжи, Лхаса – Шигацзе и проводятся подготовительные работы по прокладке железнодорожной магистрали Юньнань – Тибет. Успешно строится автодорожная магистраль Лхаса – Ятунг - Калькутта (Индия) и уже создана сеть автодорог протяженностью более 50 тыс км, которые соединяет все уезды и свыше 80 процентов волостей района. Уже действуют два аэропорта, в том числе в округе Нгари, и почти готов ещё один в городе Линьчжи. Из административного центра ТАР Лхассы открыты внутренние авиалинии с шестью городами, включая
Пекин, Чэнду, Чунцин, Сиань, и внешняя с Катманду (Непал). Протяженность линий оптико-волоконной связи в ТАР превзошла 20 тыс км. Прокладывается газопровод Голмуд - Лхасса и нефтепроводы Лхасса - Шигацзе, Лхасса – Линьчжи - Чанду, и к 2010 году общая мощность энергоблоков достигнет 12 млн кВт.
Как видим, подготовка к включению Тибета в модернизационный рывок проводится вполне разумно, однако наверняка уделялось недостаточное внимание мониторингу-лифтованию тибетской низовой субъектности и наверняка
допускались административно-полицейские переусердствования в отношении ее, как ранее наблюдалось при разгроме религиозно-духовного движения Фалуньгун (Фалунь Дафа, практика Колеса Закона), основанного в 1992 году отставным военным Ли Хунчжи.
Читал путевые заметки наших путешественников, туристов и вольностранников о Тибете, и у меня осталось впечатление, что тибетцы живут бедно в окружении модернизационных надежд и соблазнов, а китайские власти уделяют очень мало внимания их мобилизации и подготовке
местных кадров для предстоящего модернизационного рывка. Это странно, потому что у руководства КНР дошли же руки до буддистского монастыря Шаолинь в центральнокитайской провинции Хэнань, и они приспособили монахов к модернизации на пользу страны и превратили этот центр кунфу и чань-буддизма в мировой туристический центр. Кто мешал поработать с тибетскими буддистскими монастырями и превратить их в такие же очаги модернизации и выгоднейшего международного туризма, как и Шаолинь. И тем самым открыть могучий социальный
лифт для тибетской низовой субъектности.
Возможно, нынешнее китайское руководство окажется достаточно прагматичным, чтобы пусть с опозданием, но приступить к субъектизации Тибета. Если оно не сможет взять под свою опеку и использовать в своих интересах тибетскую низовую субъектность, то тогда надолго будет иметь проблемы с Тибетом. И не надо пренебрегать низовой субъектностью – сколь бы ничтожной она ни казалась! И на огрызке можно поскользнуться. И не только в Тибете, но и в России.