Писатель и мыслитель Леонид Максимович Леонов (1899-1994) рассказывал мне про свои детские переживания в 1905 году, когда царская Россия потерпела поражение от новой Японии. Он плакал от обиды, и в нём на всю жизнь осталась мечта о сильной родной стране, способной постоять за себя. Представляю, что он испытал, когда в конце жизни стал свидетелем краха своей тысячелетней Родины. А на меня огромное впечатление произвел маленький фактик из времён русско-японской войны – солдатам в окопах под
Мукденом отправляли не эшелоны со снарядами и пушками, а вагоны с крестиками. Вот логика полуфеодалов – поднять боевой дух через надстроечную триаду «православие, самодержавие, народность», а не через базисную модернизацию государства. И сейчас эта неофеодальная логика снова расцвела – только что видел по НТВ сюжет из аэропорта оренбургского города Орск. Летает ежедневно в Москву старенький самолет с советских пор, он один, зато в здании аэровокзала – два храма, православный и мусульманский, и священнослужители
благословляют авиапассажиров и свечки не тушат до тех пор, пока лайнер не приземлится в Москве благополучно. С умилением телевизионщики крупным планом показывают попа и свершающих намаз – «Какая благодать!». А летчики жалуются – нам в храм некогда заходить, туда-обратно надо летать, да следить за самолетом, чтобы что-нибудь не отвалилось.
В то же время есть и прогресс – например, компьютеризация и автомобилизация. И ещё – изобилие мобильных телефонов. Но эти знаки модернизации – импортированы, а импорт
стал возможен благодаря чейнджу «нефть и лес – за жвачку и мобилу». Нынешняя РФ – не производящий Сингапур, а потребляющий Манаус. И не государство снабжает нас компами, а частные фирмы, и на моих глазах делали себе состояние мои знакомые, оседлав жилу компьютеризации. Вот так и живем в чудном завихрении неофеодализма и реакции на фоне постиндустриализма и продолжающегося триумфа китайцев и тех же японцев. И можем жить ещё долго, пока десубъектизаторов не сменят модернизаторы.