Спиноза выдвинул и продумал концепцию субстанции causa sui (субстанция как причина самой себя), а Гегель возвысился до идеи «субстанция есть субъект». Маркс в первом из одиннадцати «Тезисов о Фейербахе» выдвинул программу дальнейшего осмысления – «Главный недостаток всего предшествующего материализма - включая и фейербаховский - заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не
как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъектно. Отсюда и произошло, что деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеализм, конечно, не знает действительной, чувственной деятельности как таковой» /Der Hauptmangel alles bisherigen Materialismus (den Feuerbachschen mit eingerechnet) ist, daß der Gegenstand, die Wirklichkeit, Sinnlichkeit nur unter der Form des Objekts oder der Anschauung gefaßt wird; nicht aber
als sinnlich menschliche Tätigkeit, Praxis; nicht subjektiv. Daher die tätige Seite abstrakt im Gegensatz zu dem Materialismus von dem Idealismus – der natürlich die wirkliche, sinnliche Tätigkeit als solche nicht kennt – entwickelt Feuerbach will sinnliche – von den Gedankenobjekten wirklich unterschiedne Objekte: aber er faßt die menschliche Tätigkeit selbst nicht als gegenständliche Tätigkeit/.
Человеческая практика, если проанализировать
её с позиций интенциональности и человеческого Dasein, как это сделали Брентано, Гуссерль и Хайдеггер, предстает не просто феноменологической, а онтологической. Эту богатейшую жилу разработали хайдеггеромарксисты Франкфуртской школы и Сартр, однако прорывными все же оказались постижения французских структуралистов и семиотиков, во многом находившихся под воздействием Хайдеггера. Мне думается, программу Маркса существенно продвинул Альтюссер. Человеческо-субъектная сторона самодвижущейся субстанции предстала
у него надсубъектной самодвижущейся структурой. На этом основании Альтюссер провозгласил марксизм принципиальным антигуманизмом, а «крота истории» вообще десубъектизировал и свел к «мертвой воде» запрограммированности. Но этот выход на запрограммированность – важный промежуточный этап осмысления субстанции. Далее надо было возвыситься до «живой воды» самодвижения или Перводвигателя, и здесь переворот совершили идеи Ролана Барта, которые оплодотворили грамматологию и
differance Жака Деррида и учение о знаке и симулякре Жана Бодрийяра.
Общим знаменателем постижений Барта, Деррида и Бодрийяра, а также отечественных методологов во главе с Георгием Петровичем Щедровицким, является концепция саморазвертывающейся (самобутстрепирующейся) Программы бытия сущего, которую создает и запускает и «оживляет» Богочеловечество будущего, сплотившееся вокруг алтаря научно-технического Постава (Gestell), и которую разными способами считывают пророки и мудрецы и ученые
прошлого и настоящего, в свою очередь являющиеся её подпрограммами. Богочеловечество или Сплот Правоверных – это Субъект как Творец. В Торе, Библии и Коране это множество творящих Программу (Бог-Слово) и реализующих эту Программу сплотников называется Элохим (Аллах) – буквально «множество высших сил». «В Начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово Было Бог» (Иоанн 1:1). Эта Программа-Слово конкретизирует субстанцию causa sui Спинозы и Абсолютный Дух Гегеля и самодвижущуюся
материю Маркса-Ленина. Её создают люди, и Она творит сущее и в конце концов тех же людей. И так свершается вечный Круг Времени.
Отсюда естественно объясняется не только «антропный принцип», но и Intelligent Design как самодвижение указанной Марксом "действительной, чувственной деятельности", и конкретизируется одиннадцатый из Марксовых "Тезисов о Фейербахе" ("Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его"). И
как в Средине «создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие 2:7), так и в Конце вдунет правоверный человек-философ - чрез Богосаможертвоприношение - Дух Святый в созданную им Программу, и свершится низвержение бытия сущего в водную бездну Ничто и воскресение-воссотворение переформатированного-обновленного жесткого диска сущего, сопряженного со Словом-Программой Начала. Ибо Дух Святой сопрягает Конец с Началом – от Отца чрез
Сына.