Во вторник 18 марта 2008 года поехал к 9.00 в Президент-отель на восьмое устраиваемое каждый год протестантами мероприятие – «Национальная Утренняя Молитва». Приходят на эту молитву и последующий завтрак политики, дипломаты, бизнесмены. В принципе, много важных и нужных людей. Но поскольку пока я не вхожу в команду, внутри которой можно было бы «переварить» новые связи и возможности (нет «стартовой массы» из хотя бы трех-четырех орговиков), то не хотел идти и терять время зря, но любопытство
взяло вверх. Политики первого ряда не пришли, и от Администрации Президента РФ выступил Сергей Алексеевич Мельников из Управления по внутренней политике (я с ним общался мельком, когда он сидел в ГД РФ в кабинете 1039 старого корпуса помощником Николая Ивановича Рыжкова, и он произвел благоприятное впечатление), от Совета Федерации РФ выступил заместитель спикера Александр Порфирьевич Торшин, от Государственной Думы РФ – заместитель председателя Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций
Сергей Александрович Марков, от Правительства Москвы - председатель Комитета по связям с религиозными организациями города Москвы Николай Валерьевич Меркулов, от Московской Городской Думы должна была выступать Татьяна Арториджевна Портнова (она сидела неподалеку от меня, но выступления перемежались музыкальными номерами, мероприятие затягивалось, а она торопилась и вынуждена была уйти, а вылезть вперед других выступавших нельзя, не по чину, все торопятся). Все выступили неплохо, если учитывать не только обязательные
официальные слова, но и личностный «гарнир».
Так, Александр Торшин даже покаялся. Мол, в подобном протестантском мероприятии надо плотнее участвовать Федеральному Собранию РФ и быть одним из организаторов. Вот в США приглашения на ежегодную Национальную Утреннюю Молитву рассылают спикеры Конгресса и Сената, а у нас
в РФ организацией занимается всего-навсего некий фонд. Я бы напомнил все же, что в США руководство Конгресса и Сената – это истовые протестанты, и они по вере обязаны быть здесь впереди, а у нас все же доминирует другая конфессия – Русская Православная Церковь.
Почти четверть собравшихся, если не треть – послы и руководящие работники посольств в основном из европейских стран и Северной Америки.
От Общественной палаты выступали Леонид Михайлович Рошаль, Николай Карлович Сванидзе и председатель
Российского объединенного Союза христиан веры евангельской пастор Сергей Васильевич Ряховский, которому как раз 18 марта исполнилось 52 года, и его все тепло поздравили. Тон задал Леонид Рошаль, очень верно и сильно расставивший акценты. Кстати, и на чествовании академика-педиатра моего очень близкого знакомого и единомышленника Вячеслава Александровича Таболина он тоже выступил блестяще.
Скажу прямо – Леонид Рошаль выступал как правоверный. И он расставил, в частности, точки над i по поводу шахидства.
«Я видел глаза шахидов-террористов, я заглянул в них», - сказал он. Есть разная саможертвенность, и террористы демонстрируют лжесамоотдачу. Они – слуги не Аллаха милосердного, а Иблиса (Сатаны). Поэтому им дорога не в рай, как они часто искренне сами полагают и как им внушают орговики террора, а в ад. Баланс добра и зла очень деликатен, и различать божье и сатанинское надо не просто на уровне замысла-умысла, а в сопряжении с высшей миссией человека в его служении Богу.
Главный же пафос очень содержательного
выступления Леонида Рошаля – необходимость осознания единства и единственности Бога во всех конфессиях и потому необходимость в конечном счете явления одной религии, объединяющей все частные. Причем для прихода к Богу не обязательно ходить в ту или иную церковь, свершать те или иные обряды, а надо церковь созидать в своем собственном сердце. Не бывает плохих религий, а есть люди, которые из тех или иных шкурных или лукавых соображений используют религию в плохих целях. Религии – не для того, чтобы каяться, а
чтобы жить со смыслом служения. Не замаливать грехи, а жить не греша, осознанно избегая греха. И продолжать род человеческий, как и заповедал-благословил Господь Бог – «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Бытие 1:28).
И Леонид Михайлович Рошаль попросил поднять руку тех, кто имеет одного ребенка. Почти ползала подняли. А у кого 2 ребенка? Подняли четверть зала. А у кого 3? Подняли десяток человек? У кого 4? Несколько. У кого 5? Поднял руку я и думал, что на этом счет кончится.
Но оказалось, что пасторы-протестанты, как и я, соблюдают заповедь Божью и добросовестно трудятся на ниве демографии.
Сергей Васильевич Ряховский похвалился, что у него 6 детей, в том числе 5 сыновей, а начальствующий епископ Российской Церкви христиан веры евангельской Петр Николаевич Окаро нарожал 8 детей, из них 5 дочерей. Сразу в президиуме возник план - во имя единства конфессий переженить дочерей Окары на сыновьях Ряховского. Объявился также протестант, у которого 10 детей. Я почувствовал угрызения
совести – мне-то кто мешал довести численность потомков до двузначности, как сделали мои дедушки по отцу и по матери? Впрочем, время ещё есть, жизнь продолжается.
Сергей Марков продолжил основную правоверную мысль Леонида Рошаля и провозгласил, что мир ныне – на пороге религиозного возрождения. После Золотого Тельца потребительства должна придти новая система ценностей, отвечающая духовным запросам наступившего постиндустриализма. Сравнил нынешний период с состоянием античного мира на пороге V и VI
веков, когда гедонизм исчезал-испарялся перед лицом высших ценностей христианства. В сложнейшей постиндустриальной ситуации с её глобализацией необходим взлёт снова к «большим ценностям», и философско-осмысленные религии должны здесь сыграть существенную роль.
В связи с тем, что 2008-ой год провозглашен Годом семьи, пасторы протестантских конфессий посвятили свои доклады проблемам укрепления брачных уз и воспитания детей:
Столяр Василий Дмитриевич, президент Союза христиан адвентистов седьмого
дня европейской части – «Роль и назначение христианской семьи в современном российском обществе»; Сипко Юрий Кириллович, председатель Российского Союза евангельских христиан-баптистов – «Семья как Богом установленный институт формирования человеческого бытия»; Ряховский Сергей Васильевич, председатель Российского объединенного Союза христиан веры евангельской – «Семейные ценности в период секуляризма и релятивизма»; Окара Пётр Николаевич, Российская Церковь христиан веры евангельской – «Крепкие
семьи – залог успеха Российского государства».
К сожалению, с богословской точки зрения во всех этих докладах при их благообразии начисто отсутствовал эсхатологизм, а это – главное в религии. Религия без эсхатологии – как мужик без яиц. И святость брака невозможно обосновать вне эсхатологического измерения. Поэтому благие пожелания пасторов отдавали начетничеством, увещеванием и обрядоверием. Вот правоверие в состоянии породить правую мораль брака, а обрядоверие – нет. Не к прошлому надо апеллировать,
а завоевывать будущее, в том числе в сфере культурного и Интернет-общения. Пока же превалируют возмущения и стенания по поводу «плохих» ТВ и Интернета, где слишком много секса и убийства – и призывы чуть ли не установить цензуру. Это – тупик. Надо предложить такую духовную продукцию, чтобы она была конкурентоспособной на уровне масс и смогла вытеснять порок не административным запретом, а базисной потребностью в праведной жизни. Пример – те же первые христиане или протестантские общины Нового Времени.
Силбное впечатление произвели музыкальные номера, особенно речитатив и ария «Так говорит Господь» из оратории Генделя «Мессия». Исплнил бас-баритон Николай Топчий. Впечатлили также песня Симеона из оратории Рона и Патриции Оуэнс «Дитя обетованное» и элегия «В минуту жизни трудную» Петра Петровича Булахова на слова стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Молитва».
В заключение все прочли молитву «Отче наш», чтобы Господь Бог избавил нас от лукавого. Затем пошли завтракать.
Постный стол
для православных был сервирован по высшему разряду, с удовольствием распробовал и зелень, и овощи, и фрукты, и грибочки. Непостный стол предоставлял широчайший выбор яств. Спиртного не было, но все хотели общаться, я еле увертывался, поскольку неудобно познакомиться и разговориться, но потом ведь надо развивать знакомство и соответственно налаживать сотрудничество, а люди собрались непростые, и я один не освою ни одного, у меня и так знакомых слишком много, и многие обижаются, что я не звоню, не общаюсь. Я же
не могу разорваться. Было бы нас хотя бы трое – мы бы разделили общий труд по направлениям и распасовывали бы варианты и возможности друг другу и наращивались бы и экспансировали, как делают успешные, но где взять компаньонов? Или слабаки, или неверующие. Все же не утерпел и обменялся парой слов с Сергеем Ряховским, поздравил с днем рождения. Он откликнулся с энтузиазмом и попросил навестить его в Общественной палате РФ. Но навещать надо с конкретными предложениями, а я загружен в одиночку выше крыши, и что-то
брать ещё сверх – просто не по силам. Были бы дельные компаньоны - совсем другой разговор, но где их взять?