Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Шариатизация Чечни

 

По РЕН-ТВ в передаче «Репортерские истории» смотрел сегодня о Чечне. О внедрении там обрядов, которые вроде бы призваны предотвратить распущенность и преступность. Решение простенькое – девушка не должна обнажать пупок и обязана носить платок. Чем не пример для православных? Однако умиляться рано. Многим кажется самым простым насаждать нравственность полицейскими и палаческими методами. Когда-то в довольно гротесковом опусе «Устав нрава» (1965) я промоделировал нечто подобное – не внедрить ли старые обычаи, пороть и вообще дрессировать людишек. Разве проймешь их словом, если они нарушили запрет Бога и свершили грехопадение, и пришлось Ему гнать Прародителей из рая.

Критерий – обретение субъектности. Обряд и запрет – десубъектизируют. Одно дело – принять нравственную ценность всей душой, а другое дело – из-под палки. Естественно, родители и общество учат малыша на досубъектном уровне, что такое хорошо и что такое плохо, а также языку, культуре, правилам поведения в обществе. Главная цель воспитания с правоверной точки зрения – помочь стать самостоятельным, инициативным, творческим. Для этого необходима социализация, усвоение внешних норм. Но эти нормы сковывают самостоятельность. Вся педагогика субъектного Нового Времени решает проблему оптимального сочетания социализации и субъектизации. Насильно загонять людей в обряд – плевать против ветра. Ибо внешняя необходимость не укоренится в душе, если её не осознать внутренне-свободно. В обряде важен не внешний момент (креститься, носить платок, и т.д.), а его исходная моральная интенция. Если внутренне осознать и принять первоисток-смысл обряда, то внешняя его атрибутика станет излишней. Напротив, навязываемый обряд или обязательный урок Закона Божьего (ОПК) неизбежно оттолкнут от обрядоверия и пропагандируемой заповеди.

Ясно – чтобы не как дрессированная скотина, а как свободный человек принять нормы нравственности, надо сначала стать свободным, то есть экономически-самодостаточным и потому политически-субъектным хозяином самого себя. Значит, если не надстроечно, а базисно помогать человеку обрести субъектность, надо дать ему возможность завести своё дело. Тогда он – не подневольное быдло, а человек, имеющий свой жизненный интерес и свою жизненную перспективу. И тогда он убеждается, что исходная интенция того или иного обряда резонирует с его экзистенциальной потребностью, и он внутренне готов понять и принять этот обряд и, ещё важнее, следовать заключенному в нём правоверию.

Поэтому, как доказала педагогика Нового Времени, недостаточно надстроечно учить правильному поведению, а надо включать и базисные факторы воспитания, совместную общественно-полезную деятельность. Обряд отходит на второй план, а на первый выходит развитие самостоятельности, субъектизация. Поскольку же субъектный человек жаждет обрести смысл и цель жизни, он осознанно обращается к Богу, возвращаясь к обряду.

А может быть, перспективнее не просто учить субъектному правоверию и тем самым преодолевать досубъектное обрядоверие, а вовлекать изначально во вселенское соборное общее дело, сопряженное с возвышением субъектности человека, с надеждой на спасение его души? И вообще не лучше ли с детства учить не той или иной версии обрядоверия, а Правой Вере, которая как раз разъясняет смысл обрядов, их историческое происхождение и бытовые плюсы? Но в Чечне такого нет. Там милиция следит, чтобы девушки надевали платок, а сам президент Рамзан Кадыров советует своим министрам взять ещё парочку жен. Впрочем, шариатизация Чечни вполне вписывается в неофеодализацию России и даже идет впереди. Духовенство в смычке с властью победно стреножит души людей.

Кулаком внедрять добро? Говорят, это эффективно. Но есть два минуса. Первый – кто будет решать, что добро (носить платок), а что зло (не носить платок). Предположим, знают муллы и попы, доверим судить им? Но они такие же люди, как и мы, и вчера для них эталоном святости стал убитый царь, а завтра станет торжествующий тиран. Увы, людям, в том числе священноначалию, - свойственно ошибаться, даже если прикрывать ошибку коллективным одобрямс на соборе или ином синклите. Так что царь, поп или герой как гаранты обряда – отпадают. А второй минус – если таковым гарантом будем считать Бога, то кому ведомо, ради чего Он сотворил человека и дал ему Закон и в чем цель и смысл существования человечества в мире? Очевидно, без ответа на этот высший вопрос нельзя сделать добро внутренней потребностью и даже высшим долгом.


В избранное