После парламентских и президентских выборов образовался некий политический вакуум. План Путина с его партией власти выносим за скобки как тупиковую данность, но и среди остальных не вижу просвета. Российские левые ориентируются на идеи и методы былого индустриализма, российские демократы запутались в трех соснах надстройки, российские националисты скатились в этнозоологизм или ретроградство. Как двадцать лет назад лишь наш Российский Народный Фронт руководствовался идеей-программой базисной
низовой субъектизации-«столыпинизации», не воспринятой прошкуренным советским обществом, так и сегодня только единицы призывают к реальной постиндустриальной модернизации.
Ясно, что та политическая организация, в которой я бы участвовал, должна уважать наше историческое прошлое, включая не только российско-имперский, но также советско-коммунистический период, и должна на первый план ставить высвобождение низовой субъектности. Прорыв низовой субъектности, то есть форсированное взращивание «критической
массы» экономически-самодостаточных и потому политически-субъектных низовых хозяев-собственников, - это базисный мотор нации, национального государства и самоуправляемого общества граждан. Отсюда простые истины – демократия не для нищих, папуас не нация, вор не буржуа. Обществоведы прошлого говорили о решении задач буржуазно-демократической революции как необходимом условии высвобождения созидательных сил народа, но сегодня уместнее говорить о субъектно-гражданском преображении как предпосылке прорыва в постиндустриализм
и в достойную жизнь.
Перед глазами – успехи не только западных, но уже и ряда восточных обществ. А что касается идеологии и глубинной экзистенциальной мотивации политики и социальной практики, то надо превзойти традиционные «измы» (либерализм, национализм, анархизм и коммунизм) и частные конфессии и руководствоваться таким высшим идеалом, который предстал бы как «общий знаменатель» человеческих чаяний и тем самым отвечал бы духу постиндустриальной глобализации. Другими словами, для решения российских
проблем надо руководствоваться не сугубо российско-локальным, а прорывно-глобальным планом, что сразу отсекает доморощенность и ограниченность и предоставляет простор экспансии.
Сугубо-базисная Программа постиндустриальной модернизации России «Путь из тупика» представляется на сей момент остро насущной и вполне достаточной. Для взыскующих высших смыслов чрезвычайно плодотворным представляется освоение откровений отечественных литературы, искусства, философии и богословия, а на Западе уже возникла и развивается новая постиндустриальная культура, которую Карл Ясперс предвидел в грядущей рационально-критической «философской вере» (можно назвать
её Правой Верой), а систематически-философски обосновывали Мартин Хайдеггер и его продолжатели (среди них, например, недавно ушедшие великие французские мыслители Жак Деррида и Жан Бодрийяр). В каждой конфессии ныне можно указать богословов и священнослужителей, которые сквозь доминирующие обрядоверия и суеверия возвращаются к исходному правоверному ядру и смыслу своих Священных Писаний. Можно напомнить также художественные прозрения, которые конкретизируют новый эсхатологический горизонт, среди них кинотрилогию
«Матрица». Интернет, геномика, нанотехнология создают новую среду обитания всего человечества вообще и населения нашей страны в частности и навязывают новый образ жизни и новую политику.
Совершенно очевидно, что в такой перспективе невозможно разливать старое вино в новые меха или новое вино в старые меха. Бессмысленно тратить время на перетасовку прежней обанкротившейся политической колоды и участвовать в очередных коалициях и «объединениях». Нужны стартовые пять-семь орговиков, сплоченных новыми
ценностями и нацеленных на глобальный прорыв. Всё остальное – пустое, обреченное и недостойное.