Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Информационный Канал Subscribe.Ru

Насколько иссяк напор субъектности в России?

Смотрел по первому телеканалу юбилейный концерт «Машины времени» Андрея Макаревича,
посвященный 35-летию группы. Итак, 1969-ый год! Поколение назад умер Сталин,
вкусили мы свобод в «оттепель», разыгрался аппетит. Ух, сколько сил было, и будущее
казалось ослепительным. Страшно раздражали ограничения на выезд за рубеж – ярость
застилала глаза. Общественность каждодневно накачивалась против режима. Владимир
Высоцкий и Андрей Макаревич, не говоря о других кумирах, заряжали нас мечтой
и надеждой. Они олицетворяли наш порыв к субъектности.

Вообще стремление к субъектности (= свобода, = равнобожие) – ведущее во всей
истории человечества. Могут быть отступления и извращения, но судьбу не перебить.
Режим всячески противился, однако, глядя из будущего, он был обречен. За ним
была физическая сила, но не было силы духовной. Его мог бы спасти «новый поворот»
к постиндустриальной модернизации, но слишком хорошо, казалось верхам, шли дела
внутри страны и на международной арене, а мы, активный авангард, представлялись
ничтожной кучкой. У китайцев нашелся Дэн Сяопин, у нас что-то новенькое хотел
делать Косыгин и якобы даже Андропов, а всё кончилось застоем и мерзким культом
Брежнева, похожим на нынешний культ Путина.

Вопрос – может ли нынешнее поколение оттеснить новый застой и новый гебизм, или
напор российской субъектности уже иссяк и прорваться в постиндустриализм выпадет
новым поколениям, если страна сохранится? 

Я вглядывался в многотысячную массу, собравшуюся на Красной площади несмотря
на дождливую погоду, и видел много молодых восторженных людей, а не только своих
ровестников-шестидесятников. Андрей Макаревич и сам весьма субъектен, и его творчество
философично-субъектно. И песни его знают люди, живут ими. Значит, не просто мода
на звезду, а нечто более глубокое привело молодых россиян в центр Москвы этим
воскресным вечером. 

Тяга к субъектности сильнее тяги в прошлое или тяги к «стабильности». Ясно, что
словечко «стабильность» - программа и лозунг нынешней компрадорско-полицейской
сомосы. Никакого жизненного просвета для людей такая программа не несет, тупик.
Но стабильность выгодна для правящей шкурной клики, для её обслуги, для чинов
и прочих непродуктивных групп. При столкновении с «критической массой» субъектных
– такой режим пасует, разваливается. Правда, режим играет в «патриотизм» и даже
в «национализм», как полтора века небезуспешно делала латиноамериканская сомоса,
и ретроградные силы наподобие руководства той же Русской Православной Церкви
охотно подыгрывают, а также всевозможные созданные на деньги режима «народные»
партии, - однако грош цена всем этим «силам». В прошлых революциях – 1905, 1917,
1991 – их как ветром сдувало, когда субъектные или стремящиеся к субъектности
граждане выходили на улицу. Конечно, будущее – за субъектными русскими, если
только, повторяю, русские как народ до этого будущего доживут.

Несомненный успех прошедшего концерта свидетельствует о сохранении и даже о некотором
омоложении субъектного импульса на Руси. Посмотрим, как дальше пойдут дела. Разочарование
от последствий «демократической революции» 1989-1991 годов чудовищное, общество
рассыпано, пассионарность улетучилась, либерально-мондиалистская отрава продолжает
действовать деморализующе, - и все же искорка Божья продолжает мерцать в душах
россиян, всплески возможны. И надо их готовить.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное