Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Крупным планом" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Скурлатов В.И. Философско-политический дневник
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Пророк наш и печальник, Александр Панарин Вспоминаю университетскую церковь Святой Татианы на Моховой, отпевание Александра Сергеевича Панарина, которого считаю поучительным для себя образцом мыслителя (http://panlog.com:8881/cgi-bin/dd-view.cgi?date=2003-09-29#1). И читаю в весьма интересном новом нижегородском журнале «Воскрешающая Русь» (2004, № 1) последнее интервью с ним, записанное Анной Максимовой из Москвы. Это интервью меня очень взволновало, приведу его с комментариями. Врезка – «…уповать на Господа уповай, но и своих рук не опускай. Помощь от Господа приходит на наши усилия, и соединяясь с ними делает их мощными. Не будь этих усилий, не на что низойти помощи Божией, она и не низойдет» (Святой Феофан Затворник). Еще недавно, начинается статья «Будущее России: быть или не быть … цивилизации» (стр. 38-41), на Земле жил человек, который мечтал об удивительном деле - сделать Москву средоточием интеллектуальных сил славянства. Он считал, что славянскому духу по силам отвести цивилизацию от пропасти, образовавшейся между "новыми бедными" и "новыми богатыми". К великому нашему горю, Александра Сергеевича Панарина, философа, политолога, любимого преподавателя и наставника нескольких поколений студентов и аспирантов философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, Института философии Российской академии наук (РАН) и Государственной Академии Славянской Культуры (ГАСК), не стало. Но по-прежнему звучит его голос о великой миссии России: "Наша русская идея, требующая реабилитировать слабого и вернуть ему человеческое достоинство - это всемирно-историческая идея. И ей нет альтернативы, если человечество не хочет погибнуть. Русская миссия будет востребована. С такой перспективой надо жить". Диктофон сохранил для нас эти последние слова великого ученого. Именно так он говорил со своими коллегами в ГАСК во время дискуссии "Политическое положение России: взгляд в будущее". Впоследствии эта речь стала одноименной брошюрой. «Сегодня, - говорил он, - бывшая Российская Империя, бывший Советский Союз, нынешняя Россия одинока. Вернее, глобально одинока. Как никогда прежде. Остановив 12 лет назад движение к коммунистическим вершинам, страна поменяла ориентиры на демократические. Пока из такой политико-экономической рекогносцировки общество никаких дивидендов не получило. Наоборот, наше государство по-прежнему не принимают в семью европейских народов, на дипломатическом уровне ощущается дух явной агрессии. Что же касается внутрироссийского положения, то нашими извечными оппонентами ведется вполне целенаправленная "работа " - уже не с коммунизмом или тоталитаризмом, а с русской душой. Сегодня излишен вопрос "кто виноват?". Главный - "что делать?" - требует незамедлительного решения». "...По приглашению Валентина Распутина, - вспоминает Александр Панарин в интервью, - я был в Иркутске на Днях русской культуры. Участникам встреч, в том числе и Распутину, подсовывали простую идею. Ее суть в том, что вы, писатели-деревенщики, выразили замечательное этнографическое своеобразие России. Я, конечно, не мог промолчать, не высказать своего мнения. Я сказал, что Валентин Распутин вовсе не представлял этнографическую Россию, да и сама русская идея отнюдь не является идеей этнографической. И напрасно нас, русских, считают нацией, которая тем и славна, что носит сарафаны, кушаки, пьет чай из самоваров. Русская идея есть вселенская, всемирно-историческая, мессианская идея. Больше всего наши оппоненты боятся, чтобы с нашей идеей не были связаны ни надежды всего человечества, ни поиск альтернатив. Вот почему нас усиленно приглашают в гетто этнографии, показав, что русский самобытный тип - это безнадежно устаревшее, отставшее от современности, нечто, способное нести в себе разве что прекрасное этнографическое разнообразие. Задача в том и заключается, чтобы подать русскую идею под этим углом зрения, исключив при этом ее мессианский потенциал. Россия всегда выступала на стороне слабых против сильных. Наша миссия в мире в том и заключается, чтобы не поддаваться диктату силы. Российское государство только тогда имело сильную внутреннюю политику, когда оно опиралось на слабых в борьбе против сильных мира сего. Точно также обстояло дело и на международной арене. Наша внешняя политика была сильной, когда поддерживала освободительное движение против колонизаторов всех мастей. Именно этого смертельно боялись и до сих пор боятся наши оппоненты. Поэтому и говорят они про русскую этнографию, но ни в коем случае - не про русскую мессианскую идею. Почему Россия оказалась в таком одиночестве? Потому что наши правящие круги, все те же демократы, избрали заведомо тупиковый путь. Почему решили сменить саму идентичность России - страны, которая во все века была выразительницей протеста всех слабых, нищих духом, обижаемых, угнетенных, эксплуатируемых, оскорбленных?!. По мнению политической элиты, сегодняшняя Россия – это страна для богатых, и выражает она победоносную идею тех, кто сильнее...". Анна Максимова, продолжая мысль Александра Панарина, обращается к читателю – «Можем ли мы поверить, что отныне наша страна только для богатых (кстати, именно эту идею активно продвигают некоторые депутаты Госдумы)? А может, все-таки мы в общей своей массе - страна по-прежнему деревенская, приметы которой - телогрейку и резиновые сапоги - хотели подчеркнуть современные певцы российской деревни? Думаю, ответы не заставят читателя особо мудровать, поэтому в этой связи подумай, читатель, еще над такими вопросами. Почему богатые, живущие в России, ее не любят? А захотят ли они со своими миллионами остаться в России "деревенской" или, однажды прельстившись западным комфортом, уедут, когда вариант развития событий будет наихудший, т.е. без денег и прочего богатства?». В своих ответах по этому поводу Александр Сергеевич Панарин часто употреблял частицу "не": "Россию полюбить им, богатым, видимо, так и не суждено. Все мы знаем, что результаты приватизации нелегитимны, что наш народ не давал права раздаривать государственную собственность за бесценок нескольким десяткам фамилий. Поэтому богатые и чувствуют себя столь неуютно в ЭТОЙ стране. Они всегда ее будут бояться и никогда не назовут ее СВОЕЙ. Точно так же она останется чужой, изгойской, маргинальной страной для стана богатых всего мира..." Далее А. С. Панарин рассуждал об отношении к России в стане бедных, попадая и в этом случае в "десятку". Он говорил о правящей элите, как о группе лиц, по сути, спровоцировавших негативное отношение к России. Как же так получилось, что Родина наша стала союзницей богатых в борьбе с бедными? "Современную ситуацию можно охарактеризовать как мировую гражданскую войну, суть которой в реванше богатых. И здесь важно подчеркнуть, речь идет именно о гражданской планетарной войне, сталкивающей новых богатых с новыми бедными. Предыдущая, левая фаза мирового исторического цикла, или эпоха отвоевания бедными у богатых своих социальных прав, началась в Европе в 1848 г. и закончилась на рубеже 70-80-х годов двадцатого столетия, когда по Европе прокатилась неоконсервативная волна, и состоялся реванш богатых над бедными. Победители повели себя как расисты, с презрением относящиеся к бедным. К сожалению, официальная Россия, не будучи сама богатой страной, почему-то решила поддержать чуждый ей реванш. В результате наша страна оказалась в одиночестве, потеряв всех своих прежних союзников на постсоветском пространстве, а также в Азии, Африке, Латинской Америке, в арабском мире. Правда, многие из них наделены какой-то великодушной интуицией. Они чувствуют, что перед ними не настоящая Россия, что за официальным фасадом пробивается к свету какая-то другая, исконная, которую знали союзницей слабых в борьбе против сильного и коварного врага. Итак, головокружительные поражения России связаны с поведением политэлиты, которая объяснила выход России из СССР весьма просто: "внутренняя Азия гирей висела на ногах России, поэтому от Азии надо было избавиться прежде, чем поднимать вопрос о вступление в богатую демократическую Европу. С годами элита сделала вывод, что и русское национальное большинство обладает неким "недемократическим менталитетом". Решение простое - пусть Европейский дом принимает не всю Россию, а только благополучное ЭТОЙ страны, уже состоявшееся как собственники. Остальным - место в стане маргиналов, изгоев в мировой политике и в собственной стране. Им отказано в социальной поддержке, в гражданских правах...". Кстати, у самой предательско-шкурной элиты перспектива никудышная. Даже если когда-нибудь она засобирается на Запад, то необходимо учитывать один немаловажный нюанс - там судьба вкладчиков целиком и полностью зависит от банков. Именно банки распоряжаются сведениями о надежности вкладчиков. Интересная получается взаимосвязь - русские миллиарды оседают за границей, у них есть номинальные хозяева, однако ж, кто на самом деле управляет деньгами, их движением? Александр Сергеевич считал, что "в будущем у этих людей минимальны шансы остаться как гражданами своей страны, так и владельцами «прихватизированных» богатств. Дело в том, что элита позволила себя обмануть, поддавшись провокации заокеанских советчиков - дескать, вы, демократы, живете в недемократической стране и на вашу собственность, которая никогда не станет легитимной в ЭТОЙ стране, всегда будет посягать большинство. Поэтому держите-ка свои капиталы в наших банках, а мы станем гарантами их неприкосновенности. О деликатной стороне этого вопроса "наши денежки в их банках" элита не подумала. И тут не заставили себя долго ждать и манипуляционные меры в отношении российской элиты, которая оказалась легко управляемой в вопросах американской геополитики, глобализации и прочего. Действительно, если конфиденциальная информация всплывет, то кто сможет остановить журналистов или депутатов, которые захотят узнать происхождение вложенных в заграничные банки капиталов? Ведь речь может пойти и об аресте этих вкладов. «Именно к таким, вполне прогнозируемым итогам, враги России и пришли - в стране у власти элита, не идентифицирующая себя с этой страной". По ходу появляются еще вопросы. Относят ли себя к россиянам политмиллионеры или они уже примеривают одежки "граждан мира"? А кто в конце концов окажется подлинными хозяевами "прихватизированных" российских (т.е. народных) денег? Вопросам несть числа. Увы, говорится в интервью, рассматривая российскую верхушку с разных сторон, становится горько. СМИ нас убеждают в сильной власти - будь то обнародование криминальных фактов из жизни "семьи" или проведение "косметических" акций возмездия к оборотням в погонах. К чему все эти игры с чистками в "звездных" структурах? Ну конечно же к выборам, А ведь однажды вдруг действительно возникло ощущение генеральной уборки, хотя при близком рассмотрении факт о несокрушимости основ сложившейся системы не вызывал сомнений. Вместо крепкой метлы использовали прутик от старого веника, вроде бы кто-то как-то где-то промел, а толку - ноль. А между тем порядок нам, ой, как нужен - и в политико-экономической, и армейской, и в духовной сферах. А вместо этого приходят болтуны, меньше всего заботящиеся о благосостоянии страны. Да, нынешняя либерально-бюрокраческая власть обращается с нами точно так, как лохотронщики в метро, обрабатывающие прохожих радужными обещаниями! А.С.Панарин об этом говорил: "За красочными перспективами развития нынешней либеральной фазы (дескать, всех нас скоро ожидает всеобщее благоденствие, потому что все обязательно станут собственниками), все явственнее проступают утопия, а за ней - черты грядущей катастрофы. Нынешнее гражданское общество сегодня - это война всех против всех, война разнонациональных агрессивных индивидуалистов друг против друга". В нашей многонациональной стране гражданская война подобна напалму, который возгорается сам по себе. И тысячу раз прав Панарин, говоря "любая война замешана на расизме". Сегодня посмотришь по сторонам и вдруг наткнешься на рыло этого самого расизма, который сквозит в презрительном взгляде, например, в сторону дворника-инородца. Будут ли в такой войне победители и побежденные? Анализируя ситуацию в мире, Александр Сергеевич вывел формулу расизма, который порождает гражданскую войну, а не демократию, плюрализм и консенсус, как полагают очень наивные люди. "В современном обществе побежденных не рассматривают, как людей - ни сострадания, ни жалости, ни участия. За 12 лет демократии мы как-то незаметно привыкли - есть люди и есть недочеловеки, второй сорт. Прежде всего, такая тенденция четко видна в экономической картине мира, которая все чаще напоминает времена рабства". Действительно, не только на Западе, но и в России, в частности, в Москве, можно наблюдать, как легальные и нелегальные эмигранты задействованы на работах, за которые не возьмется ни белый западный человек, ни москвич, более привыкший к минимальным пособиям на бирже труда, чем к дворницкой метле. Почему власти смотрят сквозь пальцы на незаконную миграцию? Ответ прост - если эмигрант "законный", то он может претендовать на какие-то права, если же "незаконный", то он просто "тварь дрожащая", которую "трясут" не только милиционеры, но и работодатели: потогонная система, где за любой проступок - штраф, а в итоге - ноль. Таким образом, возникает перспектива качественно-нового рабства, следствие которого - угроза колоссального срыва в архаичные глубины истории. Даже без опросов общественного мнения ясно - в России существует бесплатный труд и деградирует наука. Прежде всего потому, что ученые в поисках заработка уезжают на Запад. Судьба же российских научных программ - финансирование по принципу "оплачиваем то, что принесет заранее просчитанные дивиденды". Человечеству надо принимать меры к наведению порядка во всем своем большом хозяйстве, не забывая при этом о главном - о наведении порядка в душе. Альтернативой духовному упадку является, в первую очередь, обращение к мировым религиям, где есть торжество униженных. Тысячу лет Россия хранит в душе главный факт в истории Земли - великий подвиг Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа, который обратился к нищим духом со словами "вы наследуете землю". "А раз старый архетип России по-прежнему жив - мы с бедными, с угнетенным большинством, значит, за старой русской идеей будущее. Без нее мир превратится в новое рабство. Наша Русская Идея - реабилитация слабого и возвращение ему человеческого достоинства - это всемирно-историческая идея. Ей нет альтернативы, если человечество не хочет погибнуть. Русская миссия будет востребована. С этим надо жить", - эти последние слова последнего выступления Александра Сергеевича Панарина лучше всего итожат земной путь состоявшегося ученого, православного, русского человека. «Написав последнюю фразу, - делает отступление Анна Максимова, - вспомнила о законах жанра. Какому - "православному" или "русскому" - отдать предпочтение последнего слова, венчающего главную мысль текста. Честно признаться, не нашлась. Наверное, потому что и "Панарин", и "православный", и "русский" оказались на одной прямой, ведущей к Богу, в Его Небесное Царство, где от России ждут исполнения ее главного предназначения». Александр Панарин многое прочувствовал верно, и его мысли помогают лучше понять эсхатологический смысл нашей святой Русской Революции. Надо только быть выше исторически преходящих и неприглядных конкретностей Революции, как правоверно-верующий человек выше шокирующих деталей убийства Иисуса Христа на Голгофе. И как фильм Мела Гибсона «Страсти Христова», несмотря на откровенно показываемое в нем зло мира сего, укрепляет в Правой Вере, так и поэма Александра Блока «Двенадцать», несмотря на изображенную в ней кровавую стихию, приоткрывает святость Коммунистической Революции. Постигнув Божью миссию России, Александр Сергеевич Панарин указал на стрелу-вектор русской воли и русской истории. И он надеялся, что сработает новая последняя ступень русского Ракетоносителя-Словострела, устремленного в Царствие Небесное.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||