Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота

Формула-1. Новости

Начальники и подчиненные

Перевод выполнен Еленой Ревзиной


      Недавно команда Jordan объявила о том, что 29-летний австралиец Сэм Майкл (Sam Michael) станет их новым главным конструктором. Он заменит на этом посту Майка Гаскойна, и ожидается, что это произойдет гораздо раньше, чем это было объявлено в недавних пресс-релизах команды.

      Контракт Гаскойна подписан до середины 2001 года, однако он, скорее всего, покинет команду уже в конце этого сезона. В Jordan вряд ли захотят, чтобы он был посвящен в планы команды на будущее. Гаскойн отправится на отдых, променяв яркую жизнь Формулы-1 на сельские просторы и уединенность. Хотя, наверное, копание грядок - занятие все-таки не совсем для него.

      Потеря Гаскойна, несомненно, станет ударом для команды, но вместе с тем такое решение Эдди Джордана не стало ни для кого неожиданностью. Команда не смогла соизмерить сумму чека Майка с той финансовой поддержкой, которую оказывают ей промышленники, да и на заводе Jordan в Энстоуне (Enstone) таких возможностей пока нет.

      Разница в том, что Jordan намного более эффективно использует то, что имеет, по сравнению с Benetton. Практически неизбежным было принятие решения о том, что команда подыщет себе молодого конструктора, потому что держать в команде уже ставшего знаменитым Гаскойна влетает Эдди Джордану в копеечку. Начальная зарплата для профессионалов такого уровня - $400,000, и в Jordan решили, что эти деньги могут быть с большим успехом потрачены на что-то еще.

      В боксах многие полагают, что Джордан со своими помощниками просто сошли с ума, решив избавиться от Гаскойна. Но также существует и другое мнение. Так, возможно, Формуле-1 нужна новая философия менеджмента, если исходить из того, что главным конструкторам не обязательно быть на самом деле конструкторами.

      Они должны быть техническими менеджерами. Технические директора - это те же самые технические менеджеры, которые заведуют составлением бюджета команды и графика работы. Профессия консультанта по менеджменту еще только-только начинает появляться в Формуле-1. Еще десять лет назад таких людей никто не воспринимал всерьез. Командам тогда не нужны были люди, которые говорили, как и что надо делать. Тогда были нужны люди, которые могли делать то, что надо, нужны были исполнители.

      Сейчас все изменилось. Выпуск гоночных болидов уже нельзя контролировать небольшой группой людей. Стало развиваться все большее разделение труда. Давно уже прошли те дни, когда один талантливый инженер мог сам создать болид Формулы- 1.

      В настоящее время лучшие технические директора Формулы-1 в основной своей массе ужасные менеджеры. Они никогда не стремились к тому, чтобы овладеть этими такими необходимыми сейчас навыками, так как постоянно занимались лишь сведением всех усилий команды воедино. Техническим директорам не нравится то, что сейчас в Формуле нужны узкие профессионалы. Они чувствуют, что теряют контроль над ситуацией. Опасность такого разделения труда кроется в том, что команды могут в итоге отказаться от услуг тех, кто находится как бы посередине, кто знает, что происходит во всех сферах и кто призван решать, все ли в порядке с аэродинамикой болида или механикой, при этом самолично решая, кто лучше разбирается в технических вопросах - они или механики.

      Все это привело к тому, что на первый план вышла сила личности, однако это отнюдь не означает, что команда под таким руководством будет создавать гарантированно хорошие болиды. Сегодня в обязанности технического директора входит планирование и наблюдение за выполнением работ. Да! Еще он обязательно должен вдохновлять персонал на трудовые подвиги! Кроме того, без взвешенного подхода ему не обойтись. Заприте трех гениальных конструкторов в одной комнате, и они быстро соорудят скоростной болид. Проблема только в том, что этот болид будет постоянно ломаться, так как в процессе разработки все трое будут больше думать о том, насколько они гениальны, а не о том, как создать надежный, конкурентный болид.

      Многие конструкторы, пришедшие в Формулу-1 в конце 1980-х годов, все еще принимают активное участие в жизни чемпионата, и делают это довольно успешно. Причина этого кроется в том, что они ратуют за универсальный подход к делу и воспринимают все только в совокупности. Именно это стало сейчас необходимостью в Формуле-1. Гаскойн, представитель именно новой волны конструкторов, стал одним из таких универсалов, и именно поэтому произошел его взлет.

      У Jordan изначально был достаточно невысокий потенциал, но Гаскойн помог команде обрести себя. В Формуле-1 осталось уже совсем немного отличных технических менеджеров, и многие из них уже не первой молодости. Многие команды начинают задумываться, что же будет дальше. Поручить конструкторскую работу целой группе людей - это не выход: обязательно нужен кто-то, кто будет лидером группы, и кто будет нести ответственность за допущенные промахи.

      А если такого человека не будет, никто из команды не сможет учиться на собственных ошибках. Кто им тогда скажет, что они вообще где-то ошиблись? Если в Формуле-1 будет не хватать таких людей с глубоким видением проблемы и острым умом, придется поискать их вне Формулы. Любой команде для процветания обязательно нужны такие конструкторы, которые понимают и знают, что делать, и, что самое главное, знают, чего делать не надо. В этом отношении у Jordan есть секретное оружие. Это Тревор Фостер.

      Он постоянно находится в тени Эдди Джордана и, судя по всему, очень этому рад. Джордан общается с прессой, Фостер молча делает свою работу. Фостер пока еще не достиг уровня Харви Постлитвейта (Harvey Postlethwaite), который практически полностью владел командой Tyrrell. Команда лишь юридически ему не принадлежала, но постепенно Харви и этот вопрос решил в свою пользу.

      Такие люди, как Фостер, скорее всего, уже в самом ближайшем будущем окажутся незаменимыми. Соответственно, их труд будет оцениваться на должном высоком уровне. Все больше и больше команд Формулы-1 покупаются большими компаниями, и их владельцы и технические директора вынуждены отойти на второй план. Им только и остается, что потягивать Gin Slings и обсуждать не имеющие особого значения проблемы.

      Те же, кто понимает, как работает гоночная команда, скоро будут цениться на вес золота. Многие из них пока не имеют никакого отношения к Формуле-1. Поскольку начинают стираться различия между хорошими техниками и менеджерами, возникает ситуация, когда технические директора команды и главные конструкторы не должны обязательно знать, как нужно конструировать болиды.

      Будет хватать того, что они будут раздавать приказания. Попросите армейского командира взорвать мост, и он обязательно устроит из этого полный бардак. Лучше будет, если он отдаст такой приказ своему подчиненному. В Формуле-1 сейчас очень нужны люди, которые смогут повести за собой других.

      Постлитвейт в последние годы уже не был техническим директором в буквальном смысле этого слова. Он стал главой команды. Ходят слухи о том, что Росс Браун вскоре последует его примеру. Так что, возможно, те, кто говорят, что Сэм Майкл - всего лишь инженер по программному обеспечению, который за всю свою жизнь ничего не "создал", сильно ошибаются. Если он сумеет организовать других, его ждет великое будущее.


Formula-1 Russian Project, http://www.f-1.ru/
   

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное