[svoboda] О Чингисхане в кино"

В сентябре практически одновременно вышли в прокат два фильма
про одного героя.
Японский -- <<Чингисхан: всадник Апокалипсиса>> и российский
<<Монгол>>. Первый прошел
как-то незаметно, а у нашего отечественного было все как
полагается: пышная премьера,
рекламные ролики по телевизору, обширные интервью с создателями.
Мы, конечно, патриоты, но интересно поговорить именно об этих
двух картинах,
потому что созданы они практически одновременно, в их основе
один источник --
<<Сокровенное сказание монголов>>. Общим является и то, что денег
на их производство
потрачено много, а главные роли исполняют японские актеры. В
рекламных анонсах
создатели обоих фильмов обещают раскрыть страшную тайну --
Чингисхан был не только
кровожадным завоевателем, но и любящим мужем, у него было
трудное детство и в
его потомках ходит каждый двадцатый человек на Земле... Впрочем,
фильмы получились
очень разные.
Чингисхан: христианин и самурай.
Добрый злодей? Нам это близко!
Начнем с того, что представления об исторических героях и
злодеях в сознании
современного россиянина основательно размыты. Что касается
Чингисхана, то его
реабилитацию начал еще наш <<евразийский князь>> Трубецкой в
начале ХХ века, традицию
подхватил известный историк Лев Гумилев. О грозном полководце
издано много книг,
поставлены спектакли на сценах практически всех театров,
которые находятся на
территории бывшей Великой Степи (Бурятия, Якутия, Тува,
Хакасия, Казахстан).
Почему-то создатели фильмов в своих интервью упорно обходят
вопрос о том, что
в Монголии в 2006 году широко отмечалось 800-летие государства,
основателем которого
был Чингисхан. И там давно уже вместо музея Ленина -- музей
отца монгольской
нации. Ежегодно международные экспедиции рапортуют о том, что
они нашли могилу
Чингисхана. И это обязательно становится мировой сенсацией,
которая потом, правда,
не подтверждается. Поэтому говорить о том, что кинематографисты
открыли нам что-то
новое, несколько странно. Ведь кино -- это произведение
искусства, вольный взгляд
художников. Вот по этому взгляду и будем судить их.
<<Монгол>>
Чингисхан - христианин.
В кратком пересказе сюжет выглядит так: Чингисхан с детства
постоянно страдает
от происков врагов и попадает в плен. То есть всю жизнь по
тюрьмам и по ссылкам.
Тем временем его любимая жена Борте рожает мальчика от меркита,
а затем, чтобы
спасти мужа из плена, расплачивается своим телом и рожает еще и
девочку от какого-то
купца. Чингисхан относится к ней как Христос к Марии Магдалине,
которой прощаются
грехи за то, что она <<много возлюбила>>. Детям говорит, что он
-- их отец. Девочка,
правда, удивляется -- а где прежний? Но брат ей отвечает, что и
этот хороший
человек. Чингисхан друга-предателя Джамуху прощает и отпускает
с миром, как истинный
христианин, подставляя врагу другую щеку.
Сердце разрывается от жалости к мужчине, который любит жену, но
никак не может
овладеть ею и стать отцом своих детей. Ну и как-то не верится,
что такой мягкий
сострадающий человек со своим войском вырезал сотни тысяч людей
от Китая до Каспия
и сравнял с землей их поселения. Хотя батальные сцены сняты с
размахом и завораживают
своей красотой, как и пейзажи.
Режиссер фильма Сергей Бодров-старший (он же вместе с Арифом
Алиевым и автор
сценария) утверждает, что его вдохновляли идеи Льва Гумилева.
Мы тоже его книжки
читали, но все-таки <<муза>> у Бодрова-старшего, кажется, была
другая. Как говорится
в аннотации, <<Автора меньше интересует деятельность взрослого
Чингисхана -- завоевателя,
который покорил больше земель, чем Александр Македонский, и
заставил содрогнуться
полмира, нежели путь, приведший юношу Темуджина к славе. А
привело его к славе,
по Бодрову-старшему, скорее разумное администрирование, чем
жестокое кровопролитие>>.
(Это самое администрирование в фильме озвучено так: за каждое
бегство с поля
битвы воинам грозила смерть, причем в такой пропорции, что за
одного убивали
десятерых, за десятерых -- сотню, а за сотню -- тысячу. Про
иноплеменников и
говорить нечего. Там <<администрирование>> было еще более
<<разумным>>). Дальше в
аннотации говорится, что фильм снимался на монгольском языке.
Для демонстрации
в России он будет дублирован. (В чем смысл заставлять японских
актеров говорить
по-монгольски, мне совершенно непонятно. Во времена Чингисхана
вообще-то говорили
не на современном монгольском языке, его тогда просто не было.
Значит, <<для придания
атмосферы>> нам просто <<припудрили>> мозги).
Съемки картины проводились почему-то не в родной для Чингисхана
Читинской области
на реке Онон, а в северном Китае, Казахстане и лишь частично в
Монголии.
Режиссер поясняет: "Мы почти не снимали в Монголии потому, что
сложились сложные
отношения с частью монгольской общественности, для которых
Чингисхан до сих пор
-- бог, отец, властитель судеб>>. Монголов можно за это только
уважать. У них,
действительно есть отец нации. Но нам этого не понять...
Деньги пошли на пользу качеству.
<<Монгол>> - самый дорогой фильм в истории отечественного кино
(бюджет его составил
$20 млн). Что из этого следует? Прежде всего то, что
техническое качество картины
безупречно и для нашего кино беспрецедентно.
Монтировать фильм пригласили того самого Зэка Стэнберга,
который получил "Оскара"
за "Матрицу". Монтаж фильма велся в Лос-Анджелесе.
Операторами-постановщиками фильма стали Сергей Трофимов,
снявший <<Дневной дозор>>
и <<Ночной дозор>>, и голландец Рогир Стофферс, снимавший <<Перо
Маркиза де Сада>>
и оскароносный <<Характер>>.
Главную роль в <<Монголе>> играет мировая звезда -- японский актер
Таданобу Асано,
снимавшийся в таких известных фильмах, как <<Табу>> Нагисы Осимы
и <<Затоичи>> Такеши
Китано.
Роль Джамухи -- друга Темуджина -- сыграл звезда китайского
кино Сун Хон Лей,
снимавшийся в известном фильме Цуя Харка <<Семь мечей>>.
Звук делали французы, которые работали с Люком Бессоном.
Главным художником картины выступает знаменитый художник Даши
Намдаков, чьи работы
представлены в самых престижных мировых галереях и музеях, а
скульптуры есть
в частных коллекциях российского президента и лидеров
иностранных государств.
(С гордостью замечу, что учился он у нашего красноярского
скульптора Ю. Ишханова).
Съемки фильма начались в сентябре 2005 года и закончились в
ноябре 2006 года.
Сергей Сельянов, директор кинокомпании СТВ, -- один из самых
успешных российских
продюсеров (его работы -- <<Брат>>, <<Брат-2>>, <<Бумер>>,
<<Кукушка>>, <<Особенности
национальной рыбалки>>, <<Блокпост>>, <<Груз-200>>, <<Олигарх>>) --
подтвердил свою
высокую квалификацию, успев продать <<Монгола>> в европейский
прокат еще до начала
съемок. В США показ картины начнется в феврале 2008 года.
Американским дистрибьютором
<<Монгола>> выступила компания <<Picturehouse Entertainment>>,
созданная на волне
огромного прокатного успеха в США <<Страстей Христовых>>.
Естественно, большие деньги, нужно хотя бы окупить. Фильм, в
создании которого
приняли участии также Казахстан и Германия, увидят зрители
более чем 25 стран
мира. Но... результаты проката в России пока не оправдали надежд.
По сообщению
РИА, <<Два российских фильма, <<Монгол>> и <<12>>, от которых
ожидали значительных
сборов, смогли собрать вместе столько же, сколько вышедший
одновременно с ними
голливудский блокбастер <<Обитель зла-3>>.
Но, в общем, 2,7 млн у.е. за первый уик-энд, собранный
<<Монголом>>, -- не такой
уж плохой результат. Окупится. Просто кино помешали предстоящие
выборы. Политические
партии забрали все места под социальную рекламу. Хотя рекламный
бюджет <<Монгола>>
совсем не маленький -- 2 млн долларов.
"Чингисхан -- всадник Апокалипсиса".
Чингисхан - самурай.
Слоганы обеих картин похожи, как близнецы: <<От его имени
содрогнется мир>> ("Монгол")
и <<И мир рухнул к его ногам>> (<<Чингисхан -- всадник
Апокалипсиса>>). При чем тут
Апокалипсис, ума не приложу. Наверное, японские пиарщики
придумали этот слоган,
чтобы испугать христиан. Сами-то японцы давно знают, что на
самом деле Чингисхан
-- реинкарнация знаменитого самурая. Поэтому кровных потомков у
себя на родине
не ищут. Они знают, что реинкарнация -- вещь более серьезная, и
просто ждут,
когда самурай Чингисхан возродится снова к жизни и истребит
половину Евразии.
Закономерно, что у японцев несколько иной подход к биографии
знаменитого полководца.
Своего "Чингисхана" японский режиссер Синичиро Саваи снял по
роману японского
писателя Такэхиро Накадзумо <<На край земли и моря>>. И бюджет
фильма превосходит
<<Монгола>> в полтора раза ($ 30 миллионов). Это видно даже по
количеству красивых
цветных одежд на женщинах и воинах.
Съемочную группу Синичиро Саваи в Монголию пустили, но на
главные роли все равно
пришлось звать японцев. Такаси Соримачи стал Чингисханом, Юсуке
Хираяма -- Джамухой,
а Рей Кикукава -- Борте. Любовницу хана Кулан сыграла актриса
по имени Ара из
Южной Кореи. Откуда взялась эта женщина-самурай -- непонятно. В
<<Сокровенном
сказании>> о ней ни слова. Наверное, это просто эхо модных ныне
китайских блокбастеров,
где женщины лихо дерутся ногами, руками и саблями. Интересно,
что на диске с
фильмом почему-то изображена Кулан, а не Чингисхан. Ну, может,
режиссеру просто
девушка понравилась. Бывает...
Сергей Бодров по-европейски ценит привязанность Темуджина к
любимой жене Борте.
Для Синичиро Саваи куда более важными кажутся проблемы рода и
крови. Поэтому
в первом эпизоде фильма Есугей силой забирает жену у меркита.
Через 18 лет мстительные
меркиты крадут жену у Темуджина. Тот отбил ее обратно, но уже
никогда не был
уверен в том, что родившийся у нее сын Джучи -- от него. От
убийства новорожденного
Чингисхана отговаривает мать: она намекает ему, что он тоже не
сын своего отца
Есугея... Кстати, в отличие от российского фильма, японцы отдают
дань уважения
матери. Все-таки на Востоке хранительница рода важнее одной из
жен. У Бодрова
мать почти незаметна.
Итак, сюжет прост: молодой муж развязал войну, выиграл, отбил
Борте, потом враги
напали снова, он проиграл, потом опять выиграл. И так побеждал
до тех пор, пока
в Монголии не осталось всего два правителя: он и Джамуха.
Последнего пришлось
убить. По личной просьбе друга Темуджин душит его собственными
руками. Что, кстати,
недалеко от истины по версии того же <<Сказания>>. А то, что в
раннем детстве будущий
правитель убил своего родного брата -- абсолютно совпадает с
официальной биографией
Чингисхана. Об этом россияне промолчали.
Фильм мог бы закончится курултаем, на котором Темуджина
избирают великим ханом.
После того как он в красивых белых одеяниях кричит с
воздвигнутого посреди степей
трона <<ура>>, а массовка, для которой набрали 30 тысяч монголов,
старательно размахивает
за ним руками, кажется, можно было бы и титры пустить. Но
режиссер недрогнувшей
рукой направляет великого хана на север страны продолжать
выяснять отношения
с Джучи. Чингисхан застает его на смертном одре и, рыдая,
объявляет своим настоящим
сыном. Зачем нужна была эта мелодраматическая сцена в
историческом боевике --
непонятно. Известно, что Джучи пережил отца и стал его главным
наследником. А
бурный поток слез из глаз Повелителя Вселенной и выглядит в
общем-то странно.
На этом и фильму конец. Потом звучит красивый клип из лучших
кадров под красивую
японскую песню и пояснение, что в дальнейшем Чингисхан покорит
полмира.
Натурные съемки монгольских степей очень впечатляют. Непонятно
только, почему
они вечнозеленые. Напоминаю, что дело было в Читинской области
и на севере Монголии.
А там лето не такое уж долгое и в шелковых рубахах много не
находишься.
В родном для японцев духе трансформировался даже реквизит:
монгольскую юрту при
совсем незначительном усилии можно принять за домик с татами,
супругу Чингисхана,
верную Борте и мать Оэлун к концу фильма напомаживают в
постаревших японских
гейш.
Кстати, оба фильма объединяет... отчетливый голливудский акцент.
Эдакий Чингисхан
на экспорт. Мода, знаете ли, на восточных деспотов.
Досье
Режиссер Сергей Бодров-старший
Бодров родился и вырос в СССР, снял здесь свой самый скромный и
лучший фильм
"Непрофессионалы", но счастья не нашел и переселился в США.
Сделал там довольно
много хороших картин, но опять не достиг душевного равновесия.
Теперь увлекся
третьим континентом, связывает с ним надежды и сделал о нем
свой самый темпераментный,
самый постановочный, самый зрелищный фильм.
Его фильмы <<Кавказский пленник>> (режиссер) и <<Восток-Запад>>
(сценарист), номинировалась
на <<Оскар>>. Картина <<Давай сделаем это по-быстрому>> участвовала
в конкурсе Московского
международного кинофестиваля, а <<Медвежий поцелуй>> был
представлен на Венецианском
фестивале.
По его сценариям сняты свыше 30 фильмов. Самые известные --
<<Любимая женщина
механика Гаврилова>>, <<Восток-Запад>>.
Как снимался фильм.
Рассказывает режиссер Сергей Бодров:
-- Так вот, когда берешься за такое дело, надо вести себя очень
прилично и, конечно,
идти к главному шаману. Он разрешил: <<Многие хотели картину
снимать -- и американцы,
и кто-то еще, ни у кого не вышло, и только вы пришли ко мне --
правильно сделали>>.
Потом обратились к ламе: Монголия же -- буддийская страна. И
ходили в буддийские
места, как положено, с подношениями: барана резали, варили,
лама проводил церемонию.
Все равно было непросто снимать, но если б не пошли, думаю,
было б гораздо хуже.
С девочкой, что Борте уже взрослую играла, была история. У неё
случился серьезный
приступ аппендицита. А мы чёрт-те где -- шесть часов до
ближайшей больницы, плохая
дорога. Мы вызываем шамана, девочка звонит своему ламе в
Улан-Батор, приходит
местный лама, китайский доктор, монгольский доктор. Не знаю,
кто больше внёс
свою лепту, но они сняли приступ.
********
Как выглядел Чингисхан?
Монголы, самостоятельный этнос, жили с I в. н.э. в современном
Забайкалье и северо-восточной
Монголии, севернее реки Курулен, которая ограничивала их от
татар. Согласно свидетельствам
современников, монголы, в отличие от татар, были народом
высокорослым, бородатым,
светловолосым и голубоглазым. Современный облик обрели их
потомки вследствие
смешанных браков с соседними многочисленными низкорослыми,
черноволосыми и черноглазыми
племенами.
На петербургской премьере зрителям предложили провести анализ
ДНК и тут же обнаружили
в зале потомка Чингисхана -- чингизида. Есть версия, что на
земле каждый двухсотый
несет в себе ген восточного деспота.
Кино еще будет!
На подходе еще два фильма о Темуджине: русско-монгольский
двухсерийный "По велению
Чингисхана" и приуроченный к 800-летию основания Монголии
"Чингисхан" Лагваа
Эрденебулгана.
Первоисточник.
Для монголов (вернее, для всех <<степных>> народов) <<Сокровенное
сказание монголов>>
-- все равно как Библия для христиан. В нем описана не только
история родов,
но и различные притчи, предания. Оно и начинается почти как
первые главы <<Ветхого
завета>>, в которых рассказано, кто кого родил и от кого какой
род берет начало:
<<Предком Чингисхана был Борте-Чино, родившийся по изволению
Вышнего Неба. Супругой
его была Гоа-Марал. Явились они, переплыв Тенгис (внутреннее
море). Кочевали
у истоков Онон-реки, на Бурхан-халдуне, а потомком их был
Бата-Чиган...>>
Для непосвященного все эти имена и местности -- темный лес. Но
именно род, семья
важны для самосознания <<степняка>>.
Есть здесь и рассказ о непорочном зачатии. Вот что говорила
прабабушка Чингисхана
своим сыновьям: "Вы, двое сыновей моих, осуждали меня и
говорили между собой:
"Родила, мол, вот этих троих сыновей, а от кого эти дети?"
Подозрения-то ваши
основательны. Но каждую ночь, через дымник юрты, в час, когда
светило внутри
погасло, входит, бывало, ко мне светло-русый человек; он
поглаживает мне чрево,
и свет его проникает мне в чрево. А уходит так: в час, когда
солнце с луной сходится,
процарапываясь, уходит, словно желтый пес. Что ж болтаете
всякий вздор? Ведь
если уразуметь все это, то и выйдет, что эти сыновья отмечены
печатью небесного
происхождения. Когда станут они царями царей, ханами над всеми,
вот тогда только
и уразумеют все это простые люди!"
Интересно, что истории любви Темучжина и Бортэ в "Сказании"
отводится не так
уж много места. Зато очень много рассказано о матери, которой
пришлось без мужа
растить сыновей:
Черемухой да луком вскормленные
Доросли до ханского величия.
Корнем чжаухасуна вспоенные
Праведной матери дети
Стали правосудными и мудрыми.
Порешив выделить уделы для матери, сыновей и младших братьев,
Чингисхан произвел
такое распределение. Он сказал: "Матушка больше всех
потрудилась над созиданием
государства. Джучи -- мой старший наследник, а Отигин -- самый
младший из отцовых
братьев". В виду этого он, выделяя уделы, дал 10000 юрт матери
совместно с Отчигином.
Мать обиделась, но смолчала. Джучи выделил 9000 юрт, Чаадаю
(второй сын от Бортэ)
-- 8000, Огодаю (третий сын от Бортэ) -- 5000, Толую (четвертый
сын от Бортэ)
-- 5000, Хасару -- 4000, Алчидаю -- 2000 и Бельгутаю -- 1500
юрт.
Наталия ОЛЬХОВА