Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

[svoboda] Экономика: 'нежная' посадка или депрессия? ("Postimees", Эстония)

Здравствуйте, rest.

Разговоры о том, что роль России в нашей экономике незначительна, - чистый блеф
Михаил Бронштейн
Одна из возможностей смягчить грозящий Эстонии экономический кризис - нормализация
экономических и политических отношений с нашим восточным соседом. Михаил Бронштейн
пишет о том, что для оптимистических прогнозов на ближайшее время у нас оснований
нет, более того, очень высока степень вероятности длительного и болезненного
кризиса.
Уинстон Черчилль как-то сказал: 'Искусство политика состоит в том, чтобы предсказать,
что будет завтра, через месяц, через год. А затем объяснить, почему это не сбылось'.
Наши политики еще более искусны. Что будет завтра? Андрус Ансип обещает 'нежную',
т. е. благостную для всех жителей посадку перегретой экономики. А дальше? Предсказывает
он и более отдаленную перспективу: Эстония останется в числе трех стран с самыми
высокими темпами развития экономики и неизбежно попадет в пятерку наиболее богатых
и благополучных государств Европы.
Я не политик. В политике побывал лишь однажды - в составе последнего Верховного
Совета СССР. К счастью, не пришлось объяснять избирателям - почему не сбылось.
Вместе с моим другом и единомышленником академиком Виктором Пальмом мы сделали
все, что было в наших силах, для бескровного восстановления государственной независимости
Эстонии.
Почему не верю в 'нежную' посадку? Я профессиональный экономист и знаю, что законы
экономики объективны и жестки. Попытки заменить рыночную экономику тоталитарным
плановым хозяйством завершились крахом и развалом Советского Союза.
Но и рыночная экономика развивается циклично, а экономический кризис является
необходимым и неизбежным способом упорядочения возникающей ее разбалансированности
на фазе быстрого подъема.
За ростом идет спад
В развитых капиталистических странах научились смягчать экономические кризисы
и их последствия - методами государственного и межгосударственного регулирования
прежде всего в денежно-финансовой сфере.
При не очень сильной разбалансированности экономики удается обеспечить мягкую
посадку (часто ее называют рецессией). Но не исключена и более длительная депрессия
в условиях относительно высокой степени разбалансированности и недостаточно эффективной
экономической политики.
Но вернемся к Эстонии. Можно ли назвать экономическую политику предыдущих правительств
Эстонии неэффективной? Нет. Напротив, денежно-финансовая система, образованная
в Эстонии после восстановления государственной независимости, создавала на постсоветском
пространстве наиболее благоприятные условия для предпринимательства и привлечения
иностранных инвестиций.
Естественной и необходимой была интеграция в евро-атлантические структуры. Но
при этом мы не теряли восточный рынок и успешно использовали свое местоположение
на кратчайшем ганзейском пути в качестве экономического моста между Западом и
Востоком, которое, по оценке независимых экспертов, на одну треть увеличивало
наш ресурсный потенциал.
Мы достаточно мягко преодолели финансовый кризис и экономический спад, охватившие
многие страны, включая Россию, в конце 1990-х годов, а в 2003 и 2004 годах по
уровню инфляции были близки к средним показателям по ЕС (в 2003 году даже ниже)
при значительно более высоких темпах роста ВВП.
Не здесь ли кроется причина столь высокой степени оптимизма нашего премьер-министра
Андруса Ансипа, обещавшего к 2007 году перей-ти на евро с перспективой влиться
в число самых благополучных стран Европы?
Но, как справедливо сказал недавно на пресс-конференции в Таллинне один из творцов
успешной либеральной экономической модели в Эстонии и основатель Реформистской
партии Сийм Каллас, вслед за бурным экономическим ростом неизбежно приходит спад
и надо быть готовым к черным сценариям.
Кстати, напомнил Сийм Каллас, Великая депрессия на рубеже 1920-1930-х годов тоже
началась с кризиса недвижимости в США. Хотя, думаю, в современных условиях, когда
и великая держава США, и маленькая Эстония столкнулись с кредитно-ипотечным кризисом,
до Великой депрессии дело не дойдет. Но и для оптимистических прогнозов на ближайшее
время у нас основа-ний нет, более того, очень высока степень вероятности более
длительного и болезненного кризиса, чем в конце 90-х.
Где же причина перегрева экономики? Бурный экономический рост и высокое потреб-ление
обеспечивали, прежде всего, западные инвестиции. Но они шли преимущественно в
сферу торгово-финансовых услуг при громадном рос-те ипотечного кредитования и
мизерных вложениях в инновационную сферу.
По оценке Банка Эстонии, за последние два-три года из-за явного перебора в кредитных
заимствованиях частных лиц риски попасть в трудное положение выросли в три раза.
Долговое бремя жителей Эстонии достигло 100 млрд. крон. Это больше годового бюджета
страны и значительно (почти в два раза) превышает планируемые поступления из
структурных фондов ЕС на ближайшие семь лет.
Возросшие риски относятся не только к частным лицам, но и к банкам, строительным
фирмам и фирмам недвижимости, а дальше по всей цепочке - к экономике и социальной
сфере Эстонии в целом.
Замечу, что я не только критически отношусь к некоторым обещаниям и действиям
правительства Эстонии, но и сочувствую ему. Очень сложно принимать выверенные
решения в условиях спада экономического роста, перерастающего в депрессию.
Если, например, не повышать заработную плату, то значительная часть рабочей силы,
и прежде всего самые умелые и молодые, уедут из Эстонии на Запад. Но если заработная
плата растет гораздо быстрее, чем производительность труда, как это имеет место
у нас, дорожает продукция и снижается конкурентоспособность эстонских товаров
на внешних рынках. Отсюда снижение объемов экспорта и бегство капитала из страны.
Новые косвенные налоги
Или, например, налоговая политика. Как обеспечить покрытие растущих расходов
и даже бюджетный профицит в условиях экономического спада и при этом не нарушить
обещание снизить подоходный налог? Остается единственная возможность - введение
новых косвенных налогов: акцизов на ряд товаров и услуг, включая резкое повышение
(с 5 до 18%) налога с оборота на тепло.
Результат: видимость роста бюджета и его расходной час-ти при нарастающей инфляции,
съедающей доходы и сбережения большей части населения. Для решения столь сложных
экономических и социальных проблем от властной элиты требуется высочайший профессионализм
и чувство меры.
В утешение жителям Эстонии приводятся прогнозы, по которым и в ближайшие годы
сохранятся темпы роста ВВП выше среднеевропейского уровня. В правительстве прог-нозируют
рост экономики в стране на уровне 8,1% в этом году, 7,3% - в 2008 году и 6,8%
- в 2009 году. Более скромный прогноз дает крупнейший в Скандинавии датский инвестиционный
банк Danske Markets - 4,5% в 2008 году. Хотя и это выше среднеевропейского.
Но если средний уровень инфляции в 13 странах еврозоны составит в 2007 году чуть
более 2%, то в Эстонии с сентября 2006 года по сентябрь 2007 года жизнь подорожала
на 7,2%. В будущем же году при среднем росте доходов населения на 10-15% расходы
в результате роста акцизов и инфляции увеличатся для среднего жителя на 20-25%.
Как справедливо замечает влиятельный член Рийгикогу от Союза Отечества и Res
Publika Tаави Вескимяги: 'Очевидно, что нет никакого толка от роста экономики,
если деньги будут стремительно обесцениваться'. (Postimees, 06.09.07.)
Но есть ли у правительства возможность смягчить надвигающийся кризис? В экономическом
цикле рано или поздно фаза депрессии сменяется реальным (а не видимым) экономическим
ростом. Импульс создается массовым обновлением технологии и организации на основе
инноваций, повышающих конкурентоспособность предприятий и страны на внутреннем
и внешнем рынке.
Именно поэтому я не верю в слишком затяжной характер начавшегося кредитно-ипотечного
кризиса в США. Доля этой великой державы в мировой торговле наукоемкой продукцией
составляет 36%, а в стране существует эффективный государственный механизм финансовой
поддержки частного бизнеса в рисковых инновационных проектах.
Эстония в этом направлении делает только первые шаги. До последнего времени в
эстонском экспорте наукоемкая продукция составляла менее 1%. Но будем надеяться,
что принятые правительством программы государственной поддержки инноваций и повышения
конкурентоспособности эстонской продукции принесут свои плоды не в очень отдаленном
будущем.
Значимый балансир
Другая возможность смягчить экономический кризис - нормализация экономических
и политических отношений с нашим восточным соседом.
Разговоры о том, что роль России в нашей экономике незначительна, - чистый блеф.
Транзит российских грузов был до последнего времени самой динамичной сферой в
реальной экономике Эстонии. Грузооборот эстонских портов увеличился с 13 млн.
т в начале 1990-х почти до 40 млн. т в 2006 году. При этом в наших портах с помощью
иностранных инвесторов были созданы самые современные терминалы на Балтике.
Но транзит - это не только грузы, но и их дополнительная переработка с добавленной
стоимостью, это развитие логистики, увеличение финансовых потоков и т.д.
Если же учесть и прямой товарооборот с Россией - экспорт эстонских товаров на
восточные рынки и импорт относительно дешевого российского сырья (долгие годы
мы, например, получали российский газ по ценам значительно ниже мировых), а также
связанный с использованием российских транспортных путей товарооборот Эстонии
с Китаем, Казахстаном и т.д., то восточный рынок услуг и товаров положительно
влиял на 25-30% создаваемого в Эстонии ВВП. Достаточно значимый балансир нашей
экономики, особенно в условиях начавшегося перегрева в кредитно-ипотечной сфере.
Необходим диалог
Почему же сейчас отношения с Россией столь плохи? 'Бронзовая ночь' уже в прош-лом.
В настоящее время главная причина - враждебная риторика и взаимные обвинения
некоторых политиков с обеих сторон. Да, у России есть проблемы. А у нас их нет?
Что делать? Помню, в начале 1991 года на конференции в Таллинне известный антикоммунист
Збигнев Бжезинский призывал к компромиссам. При этом он подчеркнул разницу восточного
и западного менталитетов: для восточного менталитета компромисс - потеря лица,
для западного - высшее искусство политика.
Чтобы найти взаимоприемлемый компромисс, необходим диалог между политиками и
экспертами. Но политические игры вокруг проекта исследований по возможному маршруту
NordStream закончились отказом эстонского правительства.
Результат всего происходящего - оборот наших портов и железной дороги резко упал.
И это не предел. Принятие решения о резком повышении тарифов за перевозимые по
Eesti Raudtee грузы приведет к тому, что российские, и не только российские,
грузы пойдут в обход Эстонии, прежде всего - через Латвию, Литву и Финляндию,
что, кстати, и происходит. Не превратится ли наша страна в европейский тупик?
И все же я надеюсь на ра-зумных государственных деятелей, которые есть и в Эстонии,
и в России. В заключение опять же сошлюсь на Уинстона Черчилля. Он утверждал,
что государственный деятель заботится не о краткосрочных политических выигрышах,
а о долгосрочных стратегических интересах своей страны.
Михаил Бронштейн - академик АН Эстонии
http://inosmi.ru/stories/07/02/01/3503/237173.html

Ответить   Алексей Sun, 14 Oct 2007 01:34:05 +0400 (#697658)