Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Snob.Ru

  Все выпуски  

Объявлены лауреаты премии фонда <<Либеральная миссия>>



Объявлены лауреаты премии фонда «Либеральная миссия»
2016-05-18 18:37 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов)

Новости

Публицист, главный редактор Carnegie.ru и колумнист «Сноба» Александр Баунов победил в номинации «Аналитика». Его отметили за книгу «Миф тесен», которая вышла в издательстве «Время» в 2015 году.

Член жюри Александр Архангельский сказал, что стоей книгой Баунов напоминает, что россияне живут в большом открытом мире. «Он, с одной стороны, как положено публицисту, откликается на происходящее здесь и сейчас, а с другой — ставит любое событие, происходящее в России, в открытый мировой контекст и избавляет нас от глухого либерального провинциализма, который еще хуже провинциализма консервативного», — сказал Архангельский.

Обозревателя «Росбалта» Сергея Шелина отметили в номинации «Публицистика» за цикл публикаций на сайте Rosbalt.ru. Председатель жюри Денис Драгунский считает, что своими текстами журналист выполняет либеральную миссию. «Это еженедельный разговор о самых важных проблемах политики и экономики, это настоящая еженедельная проповедь. Статьи Сергея глубокие и блестяще написанные», — отметил Драгунский.

Награждение победителей пройдет 25 мая в Театральном Центре на Страстном. Каждый лауреат получит премию в размере 250 тысяч рублей.

Фонд «Либеральная миссия» основал премию в 2016 году. На награду могут претендовать авторы публикаций, которые «способствуют продвижению либеральных ценностей в нашем обществе», говорил организатор премии Александр Гаврилов.

Премия «Либмиссия» пришла на смену премии «Политпросвет», которую «Либеральная миссия» вручала в 2011-2015 годах.



Из тюрьмы Петербурга отпустили женщину с раком последней стадии
2016-05-18 18:14 dear.editor@snob.ru (Виктория Владимирова)

Новости

Представители прокуратуры и областной больницы имени Гааза УФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области просили удовлетворить просьбу женщины. На заседание суда приехал уполномоченный по правам человека в Ленинградской области Сергей Шабанов.

«Теперь Н. сможет выйти на свободу, где ее ждут родственники, и получить качественное лечение в специализированной гражданской больнице», — сказал адвокат Виталий Черкасов. В практике «Зоны права» это второй случай, когда петербургский горсуд отменял постановление Смольнинского районного суда и освобождал больного раком.

В марте Смольнинский райсуд Петербурга отказал осужденной с раком четвертой стадии в освобождении из колонии. После этого ее вернули в тюрьму, где, по ее словам, ей не хватало обезболивающих и ее плохо лечили. Перед судом ее доставили в больницу имени Гааза. По данным правозащитников, с начала апреля в Петербурге умерли трое болеющих раком женщин, которым Смольнинский райсуд отказал в освобождении.

[incut1]



Как удачно выйти замуж (жениться) и остаться в браке. Лекция-консультацияМихаила Лабковского
2016-05-18 17:41

События проекта

Будем исходить из того, что все разговоры, что «настоящие мужики в природе закончились, остались одни пацаны инфантильные» («настоящие женщины перевелись, остались одни дурочки корыстные»), — поклеп и провокация со стороны тех, кто пока не знает, почему им не везет в семейной жизни. Вы можете быть счастливы и иметь семью — совершенно точно. Мужчины и женщины, пригодные к браку, есть и они рядом, просто вы их не видите! А вот почему не видите — и будем разбираться.

Почему гражданский брак браком не считается? Почему в здоровых, не невротических отношениях люди хотят жить вместе? Почему намеки не работают? Как и когда лучше делать предложение и как и когда из отношений лучше выходить? Что выяснять сразу и что делать, если партнер не соответствует ожиданиям? И главное, почему вы до сих пор не завели семью?

Таков примерный круг вопросов. Но, как всегда во время публичных консультаций Михаила Лабковского, большая часть встречи будет посвящена ответам на ваши вопросы и анализу конкретных ситуаций из вашей жизни.

Шоколадный лофт на «Красном Октябре»

Адрес: Берсеневская наб., д. 8, стр. 1

13 июня

Начало в 18.00

Купить билет можно тут.

Участники проекта «Сноб» могут зарегистрироваться, перейдя по ссылке ниже:

Хочу пойти



Бывший командующий НАТО предсказал войну с Россией в 2017 году
2016-05-18 17:31 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов)

Новости

Британский генерал сделал такой прогноз в книге «2017 War with Russia» («2017 год. Война с Россией»), которая вышла в среду, 18 мая. Свой прогноз военный сделал, опираясь на опыт стратегического моделирования будущих конфликтов с участием НАТО. Авторы Guardian в свою очередь отмечают, что такими заявлениями генерал подрывает свою репутацию.

Ричард Ширрефф считает, что события в Крыму в 2014 году разрушили порядок, который сложился в Европе после окончания «холодной войны», и подготовили почку для нового конфликта.

Генерал уверен, что российские власти могут захватить восточные территории Крыма, открыть сухопутный проход к Крыму и занять прибалтийские страны, чтобы помешать НАТО окружить Россию.

Бывший замкомандующего НАТО в Европе прогнозирует, что война может начаться в следующем году, уже в мае 2017 года Россия может вторгнуться в Латвию.

Автор книги пишет, что планам Владимира Путина можно помешать, если западные страны осознают реальную возможность войны и примут срочные меры. Генерал считает, что НАТО уступает России в боеспособности и военной технике, Россия же постоянно совершенствует навыки ведения боевых действий.

Генерал Ричард Ширрефф занимал пост заместителя командующего силами НАТО в Европе с 2011 года по 2014 год.

[incut1]



Астахов сообщил об уменьшении числа самоубийств подростков
2016-05-18 17:19 dear.editor@snob.ru (Виктория Владимирова)

Новости

Помощник Астахова Ренат Абдеев добавил, что данные по суицидам за 2015 год ожидаются в июле. По информации аппарата Астахова, в 2014 году в России случилось 519 самоубийств несовершеннолетних. При этом в 2009 году 985 детей и подростков покончили с собой. Таким образом за шесть лет число суицидов среди детей снизилось на 47,3 процента, подсчитали чиновники.

Больше всего самоубийств случается среди подростков в возрасте от 15 до 17 лет (в среднем 73,6 процента случаев). В 2014 году 73 процента случаев пришлись на детей этого возраста (379 и 519), в 2013 году — 70 процентов (393 из 558), в 2012 — 73 процента (481 из 653), в 2011 — 76 процентов (559 из 728), в 2010 — 75 процентов (586 из 781), в 2009 — также 75 процентов (741 из 985).



Открытие Музея русского импрессионизма
2016-05-18 17:03 dear.editor@snob.ru (Юлия Дудкина)

События проекта

Музей русского импрессионизма — это одновременно и выставочная площадка, и кинотеатр, и учебное пространство с мультимедийными проектами. В постоянную экспозицию вошли работы Валентина Серова, Константина Коровина, Игоря Грабаря, Константина Юона и многих других художников. Чтобы лучше передать их настроение, композитор и руководитель электротеатра «Станиславский» Дмитрий Курляндский специально для музея написал «Музыкальную прогулку» — цикл композиций по мотивам главных работ выставки. На открытии экспозиции вы сможете впервые услышать их.

На первом этаже музея на большом экране можно увидеть инсталляцию американского художника Жан-Кристофа Куэ, где он с помощью новейших технологий буквально «расщепляет» несколько известных картин на мазки — этот проект тоже вошел в постоянную экспозицию. А первой временной выставкой музея станет ретроспектива работ Арнольда Лаховского — художника, признанного мировыми экспертами, но так и не ставшего известным в России.

26 мая

Начало в 19.00

Музей русского импрессионизма, Ленинградский пр., д. 15

Хочу пойти



«Шекспир. Тайна. 400». Интерактивная выставка
2016-05-18 16:58 dear.editor@snob.ru (Анна Карпова)

События проекта

Организаторы выставки «Алиса в Стране чудес» решили отметить годовщину смерти Уильяма Шекспира по-шекспировски. Писатель объяснял свою любовь к театру тем, что в нем возможно все —и в следующую среду гости усадьбы Салтыковых-Чертковых смогут погулять по саду Елизаветы I, переплыть на лодке через Темзу, вдохнуть ароматы 12 шекспировских пьес с помощью необычного инструмента — «Органа запахов», а также пробраться через «Лабиринт Овидия», произведения которого легли в основу многих сюжетов Шекспира.

Основная экспозиция разместится в подземелье особняка — в палатах последнего касимовского царевича времен Ивана Грозного, которые будут впервые открыты для публики. Организаторы предлагают посетителям провести самостоятельное расследование и ответить на «шекспировский вопрос», о котором спорят стратфордианцы и нестратфордианцы: действительно ли Шекспир существовал и именно ли ему принадлежит авторство произведений?

25 мая

Начало в 18.30

Усадьба Салтыковых-Чертковых, ул. Мясницкая, д. 7, стр. 2

Хочу пойти



«Взгляд на тело в XX веке». Дискуссия с Ириной Прохоровой
2016-05-18 16:25 dear.editor@snob.ru (Павел Макеев)

События проекта

В издательстве «Новое литературное обозрение» вышла книга французских, британских и американских антропологов «Истории тела». Мы приглашаем вас поговорить о том, как на протяжении ХХ века человеческое тело претерпевало страдания, одновременно с этим пользуясь небывалым вниманием.

Как XX век изменил восприятие тела по сравнению с предыдущими эпохами? Как на отношение общества к телу повлияли развитие кинематографа, популяризация спорта, открытия в области медицины и технологий? Как и почему тело в XX веке становилось предметом исследования? Это и многое другое обсудят гости и приглашенные эксперты: шеф-редактор книжной серии «Культура повседневности» Лев Оборин и филолог, доцент Высшей школы европейских культур РГГУ Татьяна Дашкова. Модератором выступит главный редактор издательства «Новое литературное обозрение» Ирина Прохорова. Дискуссия организована в рамках проекта «Культура повседневности».

30 мая

Сбор гостей в 18.30

Шоколадный лофт на «Красном Октябре», Берсеневская наб., д. 8, стр. 1

Купить билет можно тут.

Участники проекта «Сноб» могут зарегистрироваться, перейдя по ссылке ниже:

Хочу пойти



Культурную ценность сожженной двери ФСБ объяснили арестами 1930 годов
2016-05-18 16:17 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов)

Новости

Во время первого заседания по делу Павленского государственный обвинитель также сообщил, что своими действиями художник-акционист причинил двери ущерб в размере 481 464 рублей.

Судебный процесс над Павленским начался в Мещанском суде Москвы. Суд рассматривает дело о вандализме, которое возбудили после акции «Угроза». Во время акции 9 ноября 2015 года Павленский поджег дверь здания ФСБ, а после добровольно сдался полиции.

[incut2]

Сразу после задержания Павленский требовал, чтобы дело переквалифицировали на статью «Терроризм», однако следователи отказались. Во время заседания 18 мая художник также попросил, чтобы суд изменил статью обвинения. В знак протеста он отказался соблюдать правила (в частности, вставать со скамьи) и объявил «регламент молчания».

Судья минут 10 пыталась побудить Павленского "встать перед судом"

Не вышло. pic.twitter.com/tmttGK3qle

— Мария Алехина (@MashaAlekhina) 18 мая 2016 г.

Петр Павленский получил широкую известность после акции на Красной площади 10 ноября 2013 года, во время которойприбилсвою мошонку к брусчатке. В мае 2013 года онобмоталсяколючей проволокой возле здания петербургского парламента, а летом 2012-го —зашил ротвозле Казанского собора в Петербурге, протестуя против преследования Pussy Riot. В октябре 2014 года онотрезалсебе мочку уха в институте психиатрии имени Сербского в Москве.

[incut1]



«Узника Болотной» Панфилова отправили на психиатрическую экспертизу
2016-05-18 16:09 dear.editor@snob.ru (Виктория Владимирова)

Новости

Утром Панфилова отвезли в больницу на экспертизу. Экспертизу проводят один день, рассказал Панченко. Ранее адвокат попросил суд отпустить Панфилова из-под ареста под подписку о невыезде или личное поручительство.

Защита считает, что состояние здоровья Панфилова не позволяет ему находиться в изоляторе. На заседании суда по мере пресечения адвокаты настаивали, чтобы оно проходило в закрытом режиме, поскольку они хотели подробно рассмотреть психические особенности Панфилова, который страдает генетическим заболеванием и стоит на учебе в психоневрологическом диспансере. Суд отказал адвокатам из-за того, что медицинские документы Панфилова находятся в Астрахани.

Панфилова обвиняют по части 2 статьи 212 Уголовного кодекса (участие в массовых беспорядках) и по части 1 статьи 318 УК (применение насилия в отношении представителя власти). 30-летний Панфилов признался, что был 6 мая 2012 года на Болотной площади, но сказал, что не участвовал в беспорядках и не бил полицейского. Всего фигурантами «Болотного дела» являются более 30 человек. Следствие по делу продлено до 6 сентября.

[incut1]



Фаина Захарова:Присоединяйтесь к нашей весенней акции!
2016-05-18 15:52 dear.editor@snob.ru (Фаина Захарова)

Дорогие друзья!

Благотворительный фонд «Линия жизни» дает старт весенней акции «Чья-то жизнь —уже не мелочь!»

Наверняка у вас дома есть копилка с мелочью, в которую так удобно скидывать монеты из кармана и кошелька. Но что делать с этой мелочью потом? Просто сдайте ее содержимое в пункты приема фонда «Линия жизни» на помощь тяжелобольным детям!

Самая любимая и масштабная городская благотворительная акция «Чья-то жизнь —уже не мелочь!» пройдет этой весной уже в 14-й раз. Акция «Чья-то жизнь —уже не мелочь!» проходит два раза в год – в октябре и в мае в разных городах России. За предыдущие годы нам всем вместе удалось собрать15 миллионов 520 тысяч 93 рубля 28 копеекодной только мелочью, и на эти деньги были прооперированы72 тяжелобольных ребенка! И всё это благодаря каждому конкретному участнику, каждой принесённой монете.

Вэтот раз мыбудем собирать мелочь напомощь девочке изподмосковного Ногинска. Присоединяйтесь ипомогите вместе снами Ксении Барановой, 1999 года рождения. Удевушки деформация позвоночника, идиопатический сколиоз IVстепени. Стоимость лечения— 1150 483,44руб.

Принять участие в акции смогут жители Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Волгограда и Сочи.

ВМоскве пункты приема мелочи будут открыты 21, 22 и 28, 29мая.

Многие из нас считают, что мелочь – это не деньги, ведь на нее нельзя купить что-то стоящее. Однако если сложить всю мелочь в одну копилку, то получится огромная сумма, которая действительно может спасти чью-то жизнь.

Сделать доброе дело очень просто. Иногда достаточно мелочи. Присоединяйтесь!

Адреса и время работы пунктов приёма мелочи наwww.life-line.ru.



Минфин предрек новый обвал цен на нефть из-за Китая
2016-05-18 15:37 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов)

Новости

«Серьезные проблемы в китайской экономике могут привести к повторению обвала цен на нефть, что мы уже видели в начале года», — сказал замминистра на форуме Credit Suisse. Орешкин считает, что при формировании экономической политики нужно учитывать риски рецессии в Китае: «От них нельзя отмахиваться».

Замглавы Минфина при этом считает, что Россия меньше других пострадает от ухудшения экономической ситуации в Китае. «Последние пару лет мы проходили серьезные корректировки, которые нам, думаю, помогут в случае, если будет еще одна волна глобальных экономических проблем», — сказал Орешкин.

ВВП Китая по итогам первого квартала 2016 года вырос в годовом исчислении на 6,7 процента до 2,44 триллиона долларов, что стало худшим результатом за семь лет. В последний раз такое было в первом квартале 2009 года, когда прирост ВВП составил 6,2 процента.

Нефть эталонной марки Brent 18 мая торгуется на бирже в Лондоне в районе 49 долларов за баррель. В январе 2016 года цены колебались между 30 и 40 долларами, на минимуме опускаясь до 28 долларов.



Пожаловавшегося на Кадырова чеченца попытались похитить из мечети в Дагестане
2016-05-18 14:15 dear.editor@snob.ru (Виктория Владимирова)

Новости

Джалалдинов встретился с председателем Народного собрания Дагестана Хизри Шихсаидовым. Через него он пытался договорить с руководством Чечни о прекращении жалоб в обмен на освобождение задержанных силовиками жителей Кенхи. Шихсаидов передал предложение депутату Госдумы от Чечни Адаму Делимханову, но получил отказ. В ответ депутат потребовал доставить Джалалдинова в Грозный.

После этого Джалалдинова и попытались похитить из мечети. Похищению помешали прихожане мечети. По мнению Джалалдинова, похитить его приказал бывший глава Пенсионного фонда Дагестана Сагид Муртазалиев. В 2015 году против Муртазалиева было возбуждено уголовное дело о финансировании терроризма и организации убийств. Он был объявлен в международный розыск и заочно арестован. Сейчас Муртазалиев находится за границей.

Джалалдинов, по данным газеты, находится в безопасном месте и больше не связывается с руководством обеих республик. Тем временем журналисты не могут приехать в Кенхи, чтобы узнать, что стало с жителями села: силовики оцепили Кенхи и требуют получения разрешения на въезд в министерстве печати Чечни.

Ранее в мае дом Джалалдинова в Кенхи сожгли, а его семью вывезли на границу с Дагестаном. Пресс-секретарь главы Чечни Альви Каримов опроверг информацию о поджоге дома, заявив, что каменный дом сжечь невозможно. Сам Кадыров сказал, что дом сжег лично Джалалдинов для дискредитации республиканских властей.

В апреле Джалалдинов записал видеообращение к Владимиру Путину о поборах, которые организовали чеченские чиновники. Он пожаловался на разруху в селе и на необходимость платить большие взятки чиновникам за возможность получить пособие.

[incut1]



Полиция начала обыски по делу о хищении 70 миллионов рублей на «Зенит-Арене»
2016-05-18 13:54 dear.editor@snob.ru (Виктория Владимирова)

Новости

Полицейские начали обыски по 10 петербургским адресам. Одновременно в Москве начались обыски еще в пяти местах. В частности, полицейские пришли в здание комитета по строительству, в квартиру директора департамента проектирования и строительства стадиона госучреждения «Фонд капитального строительства» Алексея Ватутина и на сам стадион.

Поводом стало дело, возбужденное в марте главным следственным управлением МВД, о контракте между городским комитетом по строительству с неназванной московской компанией. По контракту, фирма должна была обеспечить художественную подсветку стадиона за 350 миллионов рублей. Контракт был заключен в начале 2015 года.

По мнению следователей, компания получила предоплату примерно в половину стоимости контракта, но поставила заказчику осветительное оборудование на 30 миллионов рублей. В документах на поставку при этом была указана сумма более чем в 100 миллионов рублей.

[incut1]



Андрей Курпатов: Общественная ризома. Беседа с Александром Дьяковым
2016-05-18 13:49 dear.editor@snob.ru (Андрей Курпатов )

«Уничтожь меня!», «Открой мир заново!», «Сделай меня! Дырочка» — новый, сверхпопулярный тренд в книгоиздательском бизнесе. Креативные, с позволения сказать, блокноты, книги и антиежедневники. Пользователю предлагается раскрасить, разорвать, продырявить и даже не знаю что еще сделать с этими, прошу прощения, книгами.

Предполагается, что таким образом у «читателей» развивается дивергентное (читай: креативное) мышление. Думаю, что, если читателю от роду года три, это работает (но на книгах почему-то указана совершенно другая возрастная группа). Так что, когда издатель обратился ко мне с предложением сделать подобный блокнот «под брендом “Доктор Курпатов”», я недвусмысленно покрутил пальцем у виска.

Разумеется, все это чистейшей воды ерунда и глупость. Никаким образом подобные «книги» развить мышление не могут. Более того, они сами по себе симптомы цифрового слабоумия и информационной псевдодебильности.

Вообще говоря, это парадоксальная вещь — то, что мы с собой делаем. Когда лучшие умы человечества ломают голову над тем, как заставить искусственный интеллект строить иерархические структуры, мы — люди-человеки — все больше погружаемся в пучину дезорганизованности, информационного хаоса и паралогики, считая — с какого-то совершенно загадочного перепугу, — что это все сделает нас умнее. Каким образом, по какому такому механизму?! Непонятно категорически. Тогда как интеллектуальный самострел — налицо.

Впрочем, это не просто «модный тренд», философия об этом уже подумала. Речь идет, прежде всего, о выдающихся французских философах Жиле Делёзе и Феликсе Гваттари, которые создали концепт «ризомы». И поскольку я не знаю того, кто бы лучше в этом разбирался, нежели профессор СПбГУ Александр Владимирович Дьяков, к нему я с этим вопросом и обратился…

Андрей Курпатов:

Александр Владимирович, если верить Делёзу и Гваттари, мы все сейчас оказались в какой-то ризомальной реальности. И мне это кажется явлением трагическим: наше общество и само наше мышление теряют структуру, дробятся, расползаются. Некая загадочная сеть действительно возникает, но связи в ней создают только белый шум.

Вы написали замечательные интеллектуальные биографии Жиля Делёза и Феликса Гваттари («Жиль Делёз. Философия различия» и «Феликс Гваттари, философ трансверсальности»), но давайте попробуем поговорить о «ризоме», словно бы мы не знаем профессионального философского жаргона. Что это? Каковы основные компоненты этого концепта?

Александр Дьяков:

По-русски «ризома» буквально значит «корневище», и разобраться с этим концептом проще всего, следуя ботанической метафоре. Есть растения со стержневой корневой системой (центральный корень, от которого отходят боковые побеги), а есть такие, корень которых не имеет центрального ствола, а ветвится во всех направлениях. Дачники хорошо знакомы с такими растениями: однажды посадишь и уже никогда от них не избавишься; сколько ни выкорчевывай, они будут неожиданно прорастать то в одном углу, то в другом.

Делёз и Гваттари использовали метафору «ризомы», чтобы обозначить особый тип общественных отношений, ускользающий от диктата идеологий. Если «стержневая» система отношений всегда тяготеет к той или иной форме диктатуры и тоталитаризма, то «ризоматическая», по их мысли, тоталитаризма не допускает. Затем эта метафора была распространена на другие сферы человеческой деятельности. Например, в визуальных искусствах ризоматическими стали называть произведения, не имеющие четкого сюжета, лишенные строго выраженных форм и т. п.

Говоря о делёзогваттарианском концепте, следует помнить о том, что это продукт определенной эпохи, когда казалось, что спонтанный активизм, роение мнений и послеобеденные студенческие демонстрации под присмотром вежливых полицейских могут радикально изменить мир.

Андрей Курпатов:

Ну, как мы теперь знаем, это не очень работает. Прежний культурный протест — вместе с «шестидесятниками», участниками мая 68-го и «детьми цветов» — схлынул, а ризома осталась. Чем нам это грозит сегодня?

Александр Дьяков:

Сегодня, на мой взгляд, понятие ризомы деполитизировалось и сохраняет свое значение как теоретический концепт, применимый для описания того, что происходит в обществе потребления.

Прямолинейные стратегии сбыта продукции стали неэффективны, извлечение прибавочной стоимости стало столь запутанным, что порой прибыль достигается за счет убытка и т. п. В сознании интеллектуалов, пытающихся понять, как функционирует капиталистическое общество, больше нет четких бинарных схем вроде «капиталист/рабочий». Казалось бы, полный хаос, но этот хаос каким-то образом работает, в нем есть своя нелинейная логика, ее-то и можно зафиксировать как ризоматическую.

В сфере культуры, разумеется, всё то же самое: ценности не исчезли, но изменили режим функционирования, прежде разнородные пласты культуры вошли в соприкосновение в самых неожиданных местах, всё смешалось со всем. Социальная сфера, культура сегодня остро нуждаются в каком-то аналоге теории хаоса, с которой работают физики. Концепция «ризомы» и есть опыт такого аналога.

Андрей Курпатов:

Александр Владимирович, позволю себе что-то вроде мысленного эксперимента. Допустим наше общество (культура, социальные отношения, экономика и т. д.) представляло собой раньше некую иерархическую, стержневую систему, и по каким-то причинам этот стержень вдруг исчез. Делёз и Гваттари так прямо и говорят — «мир потерял свой стержень».

Но что позволяет нам думать, будто бы на место прежней, иерархической системы пришла какая-то новая — ризомальная? Не является ли это иллюзией восприятия? Может быть, мы просто привыкли, что наш мир жестко структурирован, и поэтому, даже когда структура рассыпалась, нам продолжает казаться, что какая-то система во всем этом безобразии все-таки есть? Но что если происходящее сейчас — это никакая не ризома, а множество нарождающихся мелких стержней-недомерков, которые и хотели бы стать гегемонами, но не могут из-за общего хаоса и жесткой конкуренции с другими претендентами на эту роль?

Сейчас стало модно придерживаться той точки зрения, что, мол, да, мир изменился, нет прежнего «верха» и «низа», но это даже хорошо: раньше был деспотизм, а сейчас наступит демократическая ризома равноправия — виртуализация всего и вся, цифровая свобода и т. д. Но что если общество в принципе не может быть ризомальным? Что если ризома — просто фикция? Что если на самом деле все продолжает лететь в тартарары, а мы лишь утешаем себя небылицами о «светлом будущем» сетевых отношений?

Александр Дьяков:

Я с вами совершенно согласен. Да и не может быть никакого «светлого будущего» за подобного рода отношениями. Ризома — это скорее утопия, нежели диагноз современности. Делёз и Гваттари описывали политическую практику (в том смысле, что всякая практика — политическая) 70-х годов и надеялись на то, что возможен тип общества, отличный от того, что строится на бинарных оппозициях (свои/чужие, хорошие/плохие, Запад/Восток и т. п.). Но, как мы уже говорили, не случилось. Да, мир утратил стержень, но стал не ризоматическим, а миром консенсуса. Это означает, что все со всеми согласны, все похожи на всех, а в общем горизонте все одинаковы. Всё человечество накрыла одномерность, о которой писал еще Маркузе.

Общество и впрямь не может быть ризоматическим, если исчезают линии власти/сопротивления (а это всегда стержневая система), то перестает существовать само общество. В каком-то смысле то, что перед нами сегодня, — это постобщество. Общество в состоянии утраты моральных ценностей, способных его как-то структурировать. А ризома, как я уже сказал, субститут теории этого постобщества.

Кстати, в 1980-е годы у Гваттари появляется термин «диссенсус», который указывает на сохранение особости и особенности каждым индивидом. В сущности, это социологическая версия понятия «различие», которое Делёз развивал в своей онтологии. Это значит: нам незачем делать вид, что все мы одинаковы, от этого никто не выиграет, а проиграют все. Вместо этого каждый может остаться при своем, не пытаясь подстроиться под некий идеал, а главное, не пытаясь подстроить под него других. Не стоит проецировать свои ожидания на человека, непохожего на тебя, а потом удивляться тому, что ведет он себя «неправильно». Лучше признать, насколько все мы, люди, различны.

Андрей Курпатов:

Александр Владимирович, не скрою, что «диссенсус» пугает меня еще больше ризомы… Да, вне иерархии общество существовать не может, и я тут с вами совершенно согласен. Для тех, кто нас сейчас читает, приведу неоспоримый, как мне представляется, аргумент: социальное научение не работает без авторитетных фигур, а вся наша культура есть результат этого самого социального научения (интересующимся могу посоветовать Конрада Лоренца и Альберта Бандуру). То есть иерархия обществу нужна, и если у нас еще не все улетело в тартарары, то только потому, что инерции прежних авторитетов пока хватает. Но это ненадолго, а впереди и впрямь маячит информационная псевдодебильность.

Да, «общество потребления» ризоматично — это своего рода грибница распространения брендов и товаров. Но это грибница транснациональных корпораций, а не общества, и ничего для сохранения нашего общества эти корпорации делать не будут. То есть никакого общества по принципу распределенной сети, той самой ризомы, судя по всему, сформировать нельзя. Но если добавить к этому еще и «диссенсус» (это всем нам хорошо известное «ИМХО»), то все это и вовсе как-то печально выглядит.

Свобода слова, свобода совести — это прекрасно. Не прекрасно, когда идиот и профессор (если он, конечно, не идиот, что, к сожалению, случается) уравнены в неиерархическом, псевдоризомальном обществе этим самым «диссенсусом». За идиотом, как мне представляется, может быть оставлена любая степень «особости и особенности» (если это и правда кого-то заботит), но кто определит ее границы, если нет иерархии и кругом сущий «диссенсус»? Кто обезопасит нас от идиотов (а они часто бывают с инициативой), если их мнение будет столь же значимо, как и мнение людей, которые пока еще способны к более-менее осмысленной интеллектуальной деятельности? Может быть, в постделёзогваттерианской философии что-то есть в этом смысле обнадеживающее?

Александр Дьяков:

Согласен. Действительно, основная черта нашей современности — это право ни в грош не ставить сколь угодно достойных людей (причем de facto право это распространяется именно на «идиотов», тогда как люди достойные лишены права им отвечать). И слово «идиот» в данном случае совершенно утратило свою этимологию, так что смысл его переменился на противоположный. Греки называли idiotai человека неконформного, не выписывающегося в общество; тот же смысл использует в своем одноименном романе Достоевский. Мы же сегодня видим, как в роли этих греческих idiotai оказываются порядочные люди, это именно они находятся в положении маргиналов.

В сущности, ничего нового в этом нет. Фридрих Ницше в XIX веке уже описал эту ситуацию, говоря о «последних людях» с их фальшивыми ценностями, в которые они и сами не верят. Их сила в том, что их много. Вернее, их может быть и мало, но они сплачиваются и умеют представить дело так, будто их целые полчища. И хотя люди они духовно слабые, они способны задушить любого сильного духом — просто потому, что могут посвятить свою жизнь козням, больше ведь они ничего не умеют.

Что же касается современной западной философии, то ничего обнадеживающего мы в ней не найдем. Есть, конечно, авторы, полагающие, что у Запада все хорошо, только философами их никак не назовешь; в основном это идеологические работники, отрабатывающие определенный заказ. Честные же мыслители, такие как любимый мною Жан Бодрийяр, настроены весьма скептически.

Возможно, это покажется непоследовательным, но сам я верю в то, что «последние люди» не составляют большинства ни у нас, ни на Западе — это лишь видимость их триумфа. Дело в том, что западная культура дезориентирована: она видит перед собой проблемы, которые проблемами вовсе не являются, и соответственно ставит ложные вопросы. Это хорошо заметно в продуктах массовой культуры, где непрестанно пережевывается какая-то бессмыслица, тогда как вопросы жизни и смерти никого не интересуют.

Но в конце концов людям придется столкнуться с реальностью, и тогда выдуманные проблемы будут забыты, и даже массовая культура будет не такой стерильной, ведь культура, да и самая наша жизнь реактивны, они реагируют на окружающее, а не замкнуты на себя. Мне кажется, западная цивилизация сейчас находится в самой низшей точки той синусоиды, по которой идет культурное развитие, и можно надеяться на новый подъем. Впрочем, пророчество — дело неблагодарное, и как бы низко ни пала культура, всегда можно пасть еще ниже.



Съемки триллера по «Тетрису» начнутся в 2017 году
2016-05-18 13:17 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов)

Новости

Научно-фантастический триллер по «Тетрису» будут снимать в Китае с участием местных актеров. Кто станет режиссером фильма, пока неизвестно. Проект оценивают в 80 миллионов долларов.

Фильм по «Тетрису» станет первым проектом компании Threshold Global Studios, которую основали китайский медиамагнат Бруно Ву и американский продюсер Ларри Касанофф. Впервые Касанофф заговорил о съемках фильма по игре в 2014 году.

Компания Ларри Касаноффа Threshold Entertainment известна по экранизации другой культовой игры Mortal Kombat в 1995 году. Эта лента принесла создателям 70 миллионов долларов. Сиквел Mortal Combat: Annihilation заработал в прокате 35 миллионов долларов. В последние годы компания создавала мультфильмы вместе с Marvel, Lego и Star Wars.

«Тетрис» в 1984 году создал советский программист Алексей Пажитнов, который написал игру на компьютере «Электроника-60». Спустя пару лет западные программисты выпустили «Тетрис» для компьютеров Apple II и Commodore 64. В следующие годы появилось несколько коммерческих версий игры. В 1989 году появился «Тетрис» для консолей Game Boy японской компании Nintendo.



СКР отказался наказывать игравших в «Покажи, где солнце» подростков
2016-05-18 12:17 dear.editor@snob.ru (Виктория Владимирова)

Новости

Фотография учеников 8 класса была сделана 14 апреля на территории одной из школ района. Ее опубликовали в интернете 19 апреля. Автор публикации заявил, что подростки «вскидывают руки в нацистском приветствии», поскольку «таким образом восьмиклассники решили поздравить Адольфа Гитлера с днем рождения».

Россияне в школе Ростова-на-Дону
восьмиклассники решили поздравить Адольфа Гитлера с днём рождения pic.twitter.com/zZXaWjDES4

— Юрий (@howwwb) 24 апреля 2016 г.

Однако следователи усомнились в том, что школьники именно «зиговали». Сфотографированные подростки объяснили им, что они играли в «Покажи, где солнце». Смысл игры заключается в том, что любой человек из компании должен крикнуть «покажи, где солнце», а остальные быстро показать, где оно. Проигравшим считается последний среагировавший на команду. Следователи поверили, что у школьников не было умысла возбуждать ненависть или вражду, унижать человеческое достоинство или пропагандировать нацистскую символику. Следствие отказалось возбуждать дело по части 1 статьи 282 Уголовного кодекса.

Участвовавшие в игре школьники имеют положительные характеристики, не состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, воспитываются в благополучных семьях и участвуют в мероприятиях на исторические темы. Тем не менее, руководство школы вместе с психологом побеседовало с каждым учеником.

[incut1]



Сталин, геи и Олимпиада. Что волнует планету
2016-05-18 12:13

Новости

Сталин дня

КПРФ решила использовать в предвыборной агитации образ Иосифа Сталина. «Образ Сталина сможет привлечь к партии дополнительные голоса за пределами нашего ядерного электората», — заявил секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов. «Ядерного электората»!

[incut1]

Угроза дня. Россию оставят без Олимпиады

Президент Международного олимпийского комитета Томас Бах считает, что российских спортсменов могут не допустить до Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро. Россию отстранят, «если будут найдены доказательства существования организованной и всеобъемлющей системы допинга, затрагивающей другие виды спорта». Пока что от международных соревнований отстранили только российских легкоатлетов.

[incut3]

Мексика дня

Президент Мексики Энрике Пенья Ньето провел встречу с представителями ЛГБТ-сообщества, после которой предложил легализовать в стране однополые браки. Президент предложил закрепить в Конституции и гражданском кодексе право людей вступать в гомосексуальные союзы.

Гей дня

Сенат США единогласно поддержал кандидатуру Эрика Фэннинга на пост министра армии. Бывший замглавы ВВС, открыто называющий себя гомосексуалом, возглавит подразделение, которое координирует работу сухопутных сил США.

Трамп дня

Единственный кандидат в президенты США от республиканцев, миллиардер Дональд Трамп рассчитывает, что в случае победы на выборах у него сложатся хорошие отношения с Россией. «Я думаю, что у меня будут хорошие отношения с Россией, но, возможно, будет не так. А то, что Путин говорил обо мне хорошие вещи, не означает, что это поможет ему на переговорах. Да в конечном счете никак не поможет», — сказал Трамп в интервью Reuters. Он также пообещал поговорить с лидером КНДР Ким Чен Ыном, поскольку для него «это не проблема».

[incut2]

Подарок дня

Жителей Мурманска смогут получить подарки, если придут на праймериз «Единой России» 22 мая. Им вручат памятные значки «Мурманску — сто», которые создали по случаю 100-летия города. Почему мурманские единороссы так поскупились, пока неизвестно.

Видео дня

В США в штате Мэн упал метеорит, вес которого может достигать одного килограмма. Падение метеорита на видео записали полицейские Портленда, которые ловили лихачей. Прислушайтесь к возгласу «Oh my God!» одного из полицейских.



Молодой и очень амбициозный. Как устроен арт-рынок в Дубае
2016-05-18 12:00

Путешествия

Фото: Лена Авдеева
Фото: Лена Авдеева

Ольга Свиблова, директорМАММ:

Власти разных стран по-разному занимаются развитием и продвижением своей страны. Дубай несколько лет назад сделал ставку на то, чтобы стать центром современного искусства на Ближнем Востоке, а значит — там ждут аудиторию умную, тонкую и самое главное — богатую. Именно поэтому этот эмират производит такое грандиозное впечатление: прекрасные архитектурные сооружения, в которых прохладно и приятно, чудесная атмосфера мультикультурализма, отличные арт-кварталы, хорошие магазины, привлекательный инвестиционный климат — рай да и только.

Тем не менее, про такие новые арт-рынки надо знать несколько вещей, чтобы было проще ориентироваться.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Первое и основное — здесь ставку будут делать на современное искусство, потому что оно, как большая газета, отражает процессы, происходящие в разных обществах, а еще потому, что современное искусство также позволяет демонстрировать технологическое преимущество.

Второе — здесь вы сможете увидеть самые знаковые имена, однако, в отличие от Арт-Пари или Арт-Базеля, это будет салонная версия contemporary art. Что это значит? Новая элита обычно входит в мир современного искусства через его салонную версию — то есть коллекционер или галерист покупает искусство исходя из примерно такого соображения: «Как это будет смотреться у меня на стене?». И в этом нет ничего плохого — это абсолютно нормальное отношение к произведению искусства. Просто нужно понимать, что для того, чтобы произведение попало на Арт-Базель, нужны годы мастерства и признания, и место на ярмарке не купить ни за какие деньги. С молодыми ярмарками в этом смысле намного проще.

Третье — это развивающийся рынок, очень интересный. Он среди прочего формирует моду и открывает новые имена — преимущественно ярких местных художников. И этот сегмент молодого искусства привлекает ценителей больше, чем что бы то ни было еще. Покупатели едут за молодыми арабскими художниками — пока они не очень дорогие, пока они раскручиваются, пока нащупывают свой путь. Если вам интересно, как это устроено, поезжайте в район Аль-Куз (Al Quoz, илиAlserkal Avenue), который чем-то напоминает наш «Винзавод». Это бывшие промышленные склады, переоборудованные под галереи современного искусства, их там очень много, и можно не только полюбоваться новым, но и купить понравившееся.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Еще помните, что в Дубае запросто можно встретить работы очень серьезных художников не только на улицах, но и внутри зданий. Так, в холле резидений Armani в Бурдж Халафа установлена фантастическая инсталляция Жаумы Пленса — «Голос мира». Ряд арт-галерей расположены в Дубайском международном финансовом центре (в Gate Village) — например, Cuadro Gallery и Ayyam, где представлены картины как местных, так и международных художников. Интересно также посетить XVA Gallery, расположенную в здании традиционной постройки с ветряными башнями в историческом районе Аль Фахиди. Здесь представлены картины и инсталляции региональных художников, среди которых Симин Фархат и Халим Аль Карим.


Марина Печерская, владелица и основательPechersky Gallery:

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Я лично считаю, что Арт-Дубай — это уникальный проводник в арабский мир. Наша галерея ездит на ярмарку уже несколько лет. За три года у нас появился свой круг покупателей, которые не просто приходят, но следят за карьерой наших авторов. Из наших художников местным коллекционерам особенно полюбились Аслан Гайсумов, Данила Ткаченко и американская художница Рейчел Ли Ховнэниан, работа которой в этом году (неоновые буквы BTWITIAILWY — By the way I think I am in love with you) стала самым популярным произведением всей ярмарки вInstagram.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Во всем на ярмарке чувствуется воодушевление и неподдельный интерес к искусству. Отчасти это связано с тем, что ярмарка современного искусства — явление новое для арабского мира, и подход к организации мероприятия пока не стал механистическим: здесь горячо принимают галереи, стараются создать максимально благоприятные и комфортные условия для работы и общения. В такой атмосфере новые контакты и правильные знакомства завязываются сами собой.


Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Алексей Афанасьев, руководитель отдела внутренних коммуникацийAlserkal Avenue:

Арт-рынок Дубая очень молодой. Он вырос стремительными темпами за последние десятилетия, равно как и эмират в целом. Одним из центральных событий является, безусловно, ярмарка Арт-Дубай, которая проходит под патронажем Правителя Дубая Шейха Мохаммеда Бин Рашида Аль Мактума. Им же несколько лет назад была учреждена премия, отмечающая меценатов, поддерживающих современное искусство в регионе.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Чем отличается Арт-Дубай от подобных европейских событий? Главным образом, составом участников — это единственная ярмарка международного класса, специализирующая на искусстве Ближнего Востока, Северной Африки и Южной Азии. Сама ярмарка проходит в конференц-холлах пятизвездочного отельного комплекса с прекрасной инфраструктурой, и коллекционеру здесь значительно комфортнее нежели,например, в Базеле.

Дубай — это место встречи Востока и Запада. Организаторы делают ставку на качество, сохраняя размер ярмарки сравнительно небольшим, в пределах 80 галерей. Большое внимание уделяется некоммерческим инициативам, таким как Global Art Forum. В отдельном холле представлено региональное искусство. Параллельно в районе Downtown рядом с башней Burj Khalifa той же командой проводится ярмарка коллекционного дизайна Design Days Dubai. Из местных художников можно отметить такие имена, как Адель Абдессемед, Латифа Эшакх, Джоанна Хаждитомас и Халил Джордж.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Если вы не успели на ярмарку или приехали в другие даты, не стоит переживать. Идите в арт-квартал Alserkal Avenue в индустриальной зоне Al Quoz. Здесь бок о бок соседствуют около 30 галерей современного искусства и креативных пространств. В числе лучших — The Third Line, Grey Noise и Green Art Gallery.



В Крыму отменили режим ЧС из-за дефицита электроэнергии
2016-05-18 11:32 dear.editor@snob.ru (Виктория Владимирова)

Новости

11 мая Аксенов говорил, что режим ЧС отменят после тестирования четвертой нитки энергомоста из Краснодарского края. Он пообещал, что жилые дома и предприятия больше не будут отключать от электроснабжения. По его мнению, проблем с электричеством не будет и в курортный сезон.

Главный прокурор Крыма Наталья Поклонская оценила ущерб от блэкаута на полуострове в миллиарды рублей. Аксенов затруднился назвать точную сумму, которую потеряла республика.

Вторая очередь (четвертая нитка) энергомоста из Краснодарского края заработала 11 мая. Она позволила увеличить общий переток из единой энергосистемы России до 800 МВт при потребности Крыма около 1350 МВт. Остальное обеспечивает собственная генерация.

Крым остался без электричества 22 ноября, когда были подорваны ЛЭП на Украине. На полуострове ввели режим ЧС и начали применять графики аварийных отключений электричества. Ситуация улучшилась после запуска первой нитки энергомоста 2 декабря. Ввод второй нитки 15 декабря увеличил подаваемую мощность до 400 МВт. Заявлялось, что после введения четвертой нитки Крым станет полностью независимым от украинского электричества.

[incut1]



Орхан Джемаль: Кто заказал погром на Хованском кладбище
2016-05-18 11:23 dear.editor@snob.ru (Орхан Джемаль)

Колонки

Хованская кладбищенская история поначалу даже показалась мне симпатичной. В изложении разных газет и сайтов это выглядело как стычка этнических банд, со стрельбой и трупами. От этого веяло вольным духом 90-х, когда сообщения о схватке каких-нибудь «лозанских» с какими-нибудь «солнцевскими» на какой-нибудь Таганке были рядовым делом. Вроде бы и теперь все было как тогда: автоматные очереди, горящие машины, случайные жертвы и полицейские, приехавшие к шапочному разбору. Своеобразный привет из времен романтиков и авантюристов, головокружительных карьер и миллионных состояний, сколоченных за две недели, времен моей молодости.

Тогда разборки на кладбищах устраивали друг с другом ветераны афганской войны, деля отжатое у государства право беспошлинного ввоза в страну табака и алкоголя.

Но чем больше читал всевозможные гипотезы о том, что же это было, тем больше разочаровывался. Версии тоже были из 90-х, и сразу становилось понятно, что такого не может быть, просто потому, что быть не может.

Что это, например, за предположение: банда с Северного Кавказа навязывала директору Хованского кладбища Юрию Чабуеву «крышу». Кладбище — это кусок ГУП «Ритуал», госпредприятия. С тем же успехом можно было предложить крышу какому-нибудь ЖЭКу. Директор сразу же, как говорили в 90-е, «мусорнулся» бы, а банда тотчас же закончила славный боевой путь встречей с ОМОНОм, а не с наспех отмобилизованными таджиками-могильщиками. К тому же про Чабуева сразу написали, что он член Общественного совета при Следственном комитете Александра Бастрыкина. А про таких ребят понятно: у них уже есть «крыша», которая закроет тему с любыми заезжими гастролерами. В общем, нет никаких сомнений в том, как развивались бы события, случись лихим чабанам с кавказских гор предложить кладбищу «решение проблем и общее покровительство».

Еще более дурацкая идея — списать все на рейдерский наезд из-за контракта на обслуживание кладбищенской территории. Нет, такой наезд вполне мог случиться, и «кавказская банда» в подобном сценарии вполне уместна, но при чем тут кладбищенские гробокопатели, давшие отпор горцам? Что за дело пролетариату до бизнес-разборок? Им-то какая разница, у кого там тендер? Их дело — копать.

Самую диковинную, как мне показалось, версию выдвинул сотрудник московской мэрии, руководитель Департамента торговли и услуг Алексей Немерюк, отвечающий в том числе и за кладбищенский бизнес. С точки зрения чиновника, погром был попыткой очистить кладбище от нелегальных гастарбайтеров. Банда кавказцев в его рассказе превращалась в ЧОП, приглашенный директором кладбища, а само кладбище — в дикое поле, глухомань, где таились поселки нелегалов. Фамилия Немерюка показалось мне знакомой. Погуглив, я обнаружил, что чиновник не раз мелькал в прессе в связи с другим погромом — бирюлевской овощебазы. В той истории все было более-менее ясно: погром венчал собой глобальный передел московского рынка торговли фруктами, овощами и зеленью. В общем, человек знает толк в погромах, несмотря на кажущуюся сказочность его сюжета.

В конце концов я плюнул на газетные гипотезы и отправился искать таджиков-инсайдеров. И что бы вы думали? Их рассказ открывал мне реальность банальную и даже типичную. Без малейших аллюзий на прекрасные «лихие» 90-е.

Внутренняя кладбищенская кухня известна в основном по повести Сергея Коледина «Смиренное кладбище», которая была написана лет тридцать пять назад. С тех пор мало что изменилось — работу могильщика скорбящие родственники и тогда, и сейчас оплачивают кэшем, иначе всякое может быть: могила окажется мелковатой, гроб сорвется с веревок, упадет и расколется. Любое непотребство может случиться, если не платить могильщикам. Кто-то, может, и возразит: когда такое было, теперь все не так. Но похороны не тот случай, когда хочется проверять, что случится, если не сунуть кладбищенским несколько мятых купюр.

Несколько месяцев назад Хованское кладбище обрело нового директора — того самого Чабуева. Человек с биографией — не только член Общественного совета при Следственном комитете, но и в прошлом из команды химкинского мэра Владимира Стрельченко (с 2006 по 2009 год заместитель директора по экономическим вопросам Муниципального специализированного предприятия «Ритуал» г.о. Химки, с 2009 по 2013 год — его директор. — Прим. ред.). Если кто забыл, это в эпоху Стрельченко банда хулиганов превратила в овощ журналиста Михаила Бекетова, и нельзя даже сказать, что журналист хоть и стал инвалидом, но все же выжил после побоев, поскольку он просто не сразу умер. Бекетов и его коллеги, напомню, давали понять, что во всем случившемся была заинтересована администрация: мэру не нравилось, что в местной газетенке его поносит какой-то щелкопер. Скандал был большой. Мэра, разумеется, суровая фемида вниманием обошла, но кое-кого из его окружения посадили.

Став директором, Чабуев, говорят мои собеседники, решил начать борьбу с могильщиками. Ему показалось, что есть какая-то несправедливость в том, чтобы им доставались все те мятые тысячи от скорбящих родственников. Директор счел, что надо делиться. Могильщики же смотрели на ситуацию иначе, считая эти деньги чем-то вроде чаевых, которые дают официанту за образцовое обслуживание. Где ж это видано, чтоб хозяин ресторана требовал долю чаевых. Так внутри кладбища назрел конфликт.

А вот дальше — стечение обстоятельств. Обычно такие вопросы решают совсем иначе. Можно, например, избавиться от гастарбайтерского коллектива, организовав рейд миграционной службы. Случись такое, нам бы рассказывали не про бойню, а про то, как доблестная милиция выявила на кладбище не только нелегалов, но и тонну экстремистской литературы и даже небольшую ячейку «Аль-Каиды». А директор кладбища не только избавился бы от жадных таджиков, не желавших делиться черным налом, но и сэкономил бы на их белой зарплате: ее некому стало бы платить, всех бы уже депортировали.

Все испортил президент, не вовремя затеявший слияние ФМС и МВД. Миграционщикам было не до Хованского кладбища, и директор нашел им замену, которая, по его замыслу, должна была объяснить гробокопателям, кто в доме хозяин. Ну как тогда в Химках — Бекетову.

Ну а что было дальше, все и так знают.

В общем, надо признать, что версия Немерюка оказалась ближе всех к истине, хоть акценты он расставил не совсем уж правдиво. Все же чиновники в погромах разбираются лучше других.



Полицейские США сняли на видео падение метеорита
2016-05-18 10:57 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов)

Новости

«Вы никогда не знаете, что вы увидите на дежурстве», — заявили полицейские. Видео на регистратор снял сержант Феррис, который ловил лихачей, стоя возле центральной пожарной станции. На видео можно услышать фразу «Oh my God!» («Боже мой»), которую произносит офицер Хултс. «Видимо, он был поражен», — прокомментировали возглас полицейские.

Метеорит упал в штате Мэн в 00:50 по местному времени (в 10:50 по Москве). Падение небесного тела наблюдали в нескольких американских штатах, например, в Вермонте, Нью-Гемпшире, Нью-Йорке, Пенсильвании, а также в Канаде. На сайте американского метеоритного общества сообщается, что метеорит видели не менее 700 человек.



«Единая Россия» может снять с выборов Хинштейна и одного миллионера
2016-05-18 10:35 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов)

Новости

К предварительному отбору кандидатов в депутаты Госдумы могут не допустить 38 человек, которые не участвовали в дебатах, и еще 23 человека, которые участвовали в них лишь один раз. Дебаты будут идти до 20 мая, так что многие успеют выполнить положенную норму до праймериз, намеченных на 22 мая, рассказал неназванный единоросс.

Еще несколько человек отстранят по другим причинам. Руководство партии получило «негативные сигналы» по четырем людям: это миллионер-промышленник Михаил Слипенчук, бывший губернатор Челябинской области Михаил Юревич, а также депутаты Александр Хинштейн и Елена Николаева.

Анонимный источник издания в «Единой России» утверждает, что судьба упомянутых людей решена не до конца, но в партии рассматривают вариант их отстранения. Их не допустят, если руководство решит, что они дискредитируют партию.

Депутата Михаила Слипенчука, который работает в Госдуме с 2011 года, могут отстранить из-за офшоров. СМИ писали, что второй самый богатый парламентарий России 2015 года владеет офшором на Британских Виргинских островах. Сам депутат это опровергает.

Михаила Юревича могут не допустить из-за доследственной проверки: бывшего губернатора подозревают в избиении человека.

У Александра Хинштейна сложились непростые отношения с властями Нижегородской и Самарской областей — в прошлом он выдвигался в Госдуму от этих регионов. В 2016 году депутат критиковал мэра Самары Олега Фурсова, который отметил день рождения под видом детского утренника.

Елену Николаеву могут не пустить на выборы из-за скандала вокруг компании «Золотые кренделя», которой якобы владеет парламентарий. В 2012 году ее обвинили в совмещении работы депутата с ведением бизнеса. Николаева это опровергла.

На внутрипартийных праймериз «Единой России» выберут кандидатов, которые станут представлять партию на выборах в Госдуму в сентябре 2016 года.

[incut1]



Драку на Хованском кладбище объяснили испорченной могилой
2016-05-18 09:58 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов)

Новости

Новую версию драки на Хованском кладбище высказали ппредставители задержанных, которых подозревают в убийстве, хулиганстве и незаконном обороте оружия. По их словам, граждане Таджикистана, которые нелегально работали на погосте, некачественно выполнили работы по благоустройству одной из могил. После этого родственник похороненного человека отказался платить за работу, а на следующий день нашел могилу «в еще более плачевном состоянии».

Мужчина, личность которого не раскрывается, решил разобраться с таджиками и вызвал на помощь друзей-самбистов. Однако тем не удалось договориться с представителями таджикской диаспоры, которая обслуживает кладбище, после чего конфликт перерос в открытое противостояние.

Решающая встреча произошла в минувшую субботу, 14 мая. Несколько десятков вооруженных борцов приехали на Хованское кладбище, чтобы выбить оттуда таджиков или заставить их платить «дань». По информации издания, ежедневно таджики зарабатывают по 4 миллиона рублей за счет изготовления памятников и решеток, а также продажи цветов и прочего.

Однако представители таджикской диаспоры подготовились к встрече и созвали несколько сотен земляков, которые вооружились палками, арматурой и лопатами. Борцы открыли огонь и попытались скрыться, но их задержали полицейские.

[incut1]

Похожую версию высказывает бывший директор территориального отделения ритуального обслуживания номер 3 Юрий Чабуев, который управлял 30 московскими кладбищами, в том числе Хованским. Однако следователи считают, что Чабуев выступил организатором массовой драки. Ему предъявили обвинения в убийстве, большинство арестованных фигурантов дела обвиняют в хулиганстве.

Дело о массовой драке расследуют по трем статьям Уголовного кодекса: 105-й (убийство двух и более лиц, совершенное группой лиц по предварительному сговору), 222-й (незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов) и 213-й (хулиганство, совершенное группой лиц).



В Россию запретили ввозить сильнодействующие лекарства без рецепта
2016-05-18 09:34 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов)

Новости

Чтобы ввести в Россию сильнодействующие или ядовитые вещества, необходимо предоставить заверенные копии документов или выписки из них, которые подтверждают назначение препарата.

В документах должна быть информация о наименовании препарата и количестве назначенного лекарства. Если документы составлены на иностранном языке, к ним нужно приложить нотариально заверенный перевод.

Это требование распространяется на все лекарства, которые входят в правительственные списки сильнодействующих веществ и ядовитых веществ. Исключение сделано для лекарств с ядами (например, пчелиного или змеиного), которые разрешено отпускать в России без рецепта.

Законопроект разработали в министерстве здравоохранения России. В пояснительной записке к документу сказано, что нововведение позволит урегулировать порядок перемещения сильнодействующих лекарств через границу России со странами Таможенного союза.

[incut1]



Мариам Новикова: Городские прогулки в Швейцарии. Между Монтрё и Лозанной
2016-05-18 08:40 dear.editor@snob.ru (Мариам Новикова)

Путешествия

Фото предоставлено Офисом по туризму региона Женевского озера
Фото предоставлено Офисом по туризму региона Женевского озера

Столица франкоязычного кантона Во Лозанна расположена на террасных холмах, уступами спускающихся к Женевскому озеру. Редкий человек устоит перед великолепием Швейцарской Ривьеры, как часто называют этот регион за его удивительные по красоте пейзажи и мягкий климат. Озеро, известное также под названием Леман, по древнему кельтскому слову, означающему «Большая вода», — самое крупное из альпийских и второе по величине озеро Европы после Балатона. Изогнутое в форме полумесяца, оно протянулось на семьдесят пять километров в длину между горными массивами Юры и Альп, защищающими его от северных ветров, благодаря чему на местных набережных красуются пальмы и цветут гранатовые деревья, а в районе Лаво между Лозанной и Монтрё, где микроклимат близок к субтропическому, по крутым берегам вьются теплолюбивые виноградники, внесенные ЮНЕСКО в список мирового наследия.

Лозанна — «самый маленький из больших городов Швейцарии», однако единственный в стране, имеющий метро. Перепады высот в разных районах города велики, поэтому от набережной Уши, где в средние века был крупный одноименный порт, к железнодорожному вокзалу поезда метро идут круто вверх и больше напоминают фуникулер.

Фото предоставлено Офисом по туризму региона Женевского озера
Фото предоставлено Офисом по туризму региона Женевского озера

Набережная Уши — любимое место променада местных жителей и приезжих. Отсюда отплывают прогулочные кораблики, здесь покачиваются на причале яхты и плавают семейства лебедей, неподалеку стоит отель «Шато Уши», перестроенный в неоготическом стиле из средневекового замка в конце XIX века (сохранившаяся башня старого замка датируется 1177 годом). В этом отеле бывал Хемингуэй, работавший журналистом на проводившихся здесь в 20-е годы политических конференциях. На первом этаже отеля находится роскошный ресторан средиземноморской кухни, внесенный в основные гастрономические путеводители. Этим летом на набережной Уши второй год подряд будут также работать недорогие сезонные кафе с открытыми террасами, где кроме еды посетителям предложат уроки йоги, танцев и прочие так называемые «активити».

Первые упоминания о поселении на месте нынешней Лозанны относятся ко временам Юлия Цезаря: в этих краях будущий диктатор Рима во времена своей молодости успешно воевал с гельветами. Позже это был епископский город, находившийся под властью разных европейских государств. В XVI веке Лозанна была завоевана Берном и вошла в Швейцарский союз. Сегодня здесь размещены штаб-квартиры Международного олимпийского комитета и разнообразных международных спортивных федераций, Спортивный арбитражный суд, благодаря чему город часто именуют «Олимпийской столицей». Кроме того, в Лозанне находится Верховный суд Швейцарии, университет и знаменитая Политехническая школа Лозанны (École Polytechnique Fédérale de Lausanne), одно из лучших научно-исследовательских и образовательных учреждений в Швейцарии. Украшает город один из крупнейших памятников готической архитектуры в Европе — Кафедральный собор Нотр-Дам, самый красивый и значительный собор Швейцарии, построенный на месте, где в начале нашей эры стоял языческий храм, посвященный Тирсу — жезлу бога виноградарства Диониса. Строительство собора, посвященного Деве Марии, началось в X–XI веках и длилось более ста лет, пока в 1275 году собор не был освящен в присутствии папы римского Григория X и короля Рудольфа фон Габсбурга. Позже он был перестроен в готическом стиле, а во времена Реформации оказался лишен большей части статуй и картин, как и многие другие швейцарские храмы.

Фото предоставлено Офисом по туризму региона Женевского озера
Фото предоставлено Офисом по туризму региона Женевского озера

В соборе сохранился витраж «роза» XIII века, на котором изображены стихии, реки Рая, времена года, двенадцать месяцев и знаки Зодиака. Прочие витражи относятся к XIX и XX векам. Серединой XIII века датируются также резные деревянные хоры, удивительным образом избежавшие пожара на протяжении всех пронесшихся над собором веков. Если попасть внутрь во время службы, можно услышать, как мощно звучит в высоком зале орган из 7 тысяч труб — самый большой в стране. А с южной башни собора, куда ведет многоступенчатая винтовая лестница, открывается незабываемый вид на город, озеро и горы. Еще один храм Лозанны, стоящий внимания, — готическая церковь Св. Франциска, построенная в XIII веке как церковь при мужском монастыре, ныне разрушенном. Это действующая реформаторская церковь, расположенная на площади Сан-Франсуа.

Несмотря на свою древность, Лозанна — город молодежный, студенческий, гордящийся вечеринками и вольным нравом. Убедиться в этом можно, прогулявшись по современному кварталу Флон с десятками магазинчиков, арт-галерей, ночных клубов, баров и пабов. Обратите внимание на Legends Sports Bar, крыша которого превращена в сад с панорамным видом на город. Прогулку можно провести в компании местного жителя, любящего родной город и готового поделиться этой любовью с путешественниками: договориться о встрече позволяет сервис Lausanne Greeters.

Неподалеку от квартала Флон работает единственный в своем роде музей Collection de l’Art Brut, что значит «сырое», «грубое» искусство: в экспозиции представлены работы душевнобольных и заключенных. А тем, кто предпочитает искусство, отражающее реальность, стоит побывать в музее фотографии Musée de l'Elysée. Нельзя побывать в Лозанне и не зайти в Олимпийский музей, расположенный недалеко от набережной в прекрасном современном парке. В этом году с 10 февраля по 25 сентября музей представляет экспозицию, посвященную Рио-де-Жанейро, в честь города, принимающего этим летом 31-ю Олимпиаду. Если же есть желание изучить лозаннские культурные памятники и музейные коллекции планомерно и всерьез, то стоит воспользоваться специальной экскурсией «Город и искусство», подготовленной местным офисом по туризму.

От Лозанны в сторону Монтрё на тридцать с лишним километров тянется самый красивый отрезок Швейцарской Ривьеры — Лаво, Lavaux. Стоит поезду выйти из Лозанны и понестись по высокому склону над озером, деревушками и виноградниками, как пассажиры утыкаются в окна с правой стороны и начинают щелкать фотокамерами. В солнечную погоду все здесь сияет — сверкающее голубое небо отражается в гладкой воде озера, словно в огромном зеркале, а снежные вершины на французской стороне кажутся парящими в воздухе. Через полчаса поезд прибывает в Монтрё — курортную столицу региона.

Фото предоставлено Офисом по туризму региона Женевского озера
Фото предоставлено Офисом по туризму региона Женевского озера
Фото предоставлено Офисом по туризму региона Женевского озера
Фото предоставлено Офисом по туризму региона Женевского озера

Помимо субтропического микроклимата и потрясающего вида на окружающие озеро горы, перед которым не смогли в свое время устоять такие разные люди, как Байрон, Толстой, Набоков и Чаплин, Монтрё знаменит своей музыкальной историей. Прежде всего музыкальным фестивалем Montreux Jazz Festival (1–16.07.2016), который в этом году отметит 50-летний юбилей. Это главное мероприятие лета, на которое ежегодно съезжаются сотни тысяч слушателей и самые именитые музыканты со всего мира. С 1979 года по 1993 в здании местного казино находилась студия звукозаписи Mountain Studios, принадлежавшая группе Queen. В студии работали и другие артисты — например, там были записаны несколько альбомов Rolling Stones. Одна из классических песен рок-группы Deep Purple — Smoke on the water также связана с Монтрё: она написана в 1971 году под живым впечатлением от пожара в здании казино, случившегося во время выступления в нем Фрэнка Заппы. Сегодня отремонтированное казино — одна из многих площадок летнего музыкального фестиваля. Ближайшей осенью солисту Queen Фредди Меркьюри исполнилось бы 70 лет. В память о певце фонд его имени предлагает 1 октября 2016 года провести несколько часов на тематической экскурсии, где гидом выступит бывший личный помощник Меркьюри Питер Фристоун (Peter Freestone). В час дня он встретит гостей в баре отеля Eden Palace au Lac, проведет их на бывшую студию звукозаписи в казино, покажет дом, где жил Меркьюри, и составит компанию во время прогулки на частном корабле вдоль берегов Женевского озера. Желающие смогут задать Питеру Фристоуну вопросы о работе с группой Queen. Бронировать экскурсию нужно заранее на сайте фонда, так как количество мест ограничено.

В этом году в местечке Веве недалеко от Монтрё открылся музей «Мир Чаплина». К музею относится особняк Manoir de Ban, в котором великий комик и режиссер жил со своей семьей последние 25 лет, окружающий его парк и ресторан с кинотеатром и магазином сувениров. А на въезде в Веве распахнул свои двери гостям новый четырехзвездочный отель Modern Times, название, дизайн и весь дух которого связаны с чаплинской кинематографией. Любителям кино отель предлагает специальный пакет за CHF 305 «Я люблю Чарли Чаплина», в который входит ночь в номере на двоих, билеты и трансфер в лимузине из отеля в музей и обратно; а также две точно таких же шляпы-котелка, в каких щеголял на экране герой Чаплина, на долгую память о визите.

Фото предоставлено Офисом по туризму региона Женевского озера
Фото предоставлено Офисом по туризму региона Женевского озера
Фото предоставлено Офисом по туризму региона Женевского озера

Другое специальное предложение разработано офисом по туризму Монтрё совместно с музеем Чаплина и шоколадной мастерской Läderach chocolaterie. Оно включает в себя подарочный билет в музей «Мир Чаплина», бесплатный мастер-класс по приготовлению шоколада с коробкой шоколада в подарок и карту Montreux Riviera Card, дающую кроме возможности бесплатного проезда в общественном транспорте право на многочисленные скидки. Предложение действует летом 2016 года для гостей любого из отелей Ривьеры.

В трех километрах от Монтрё в другую сторону, ближе к Вильневу, у воды стоит средневековый замок Шильон, воспетый Байроном в поэме «Шильонский узник». Эту поэму он, по преданию, написал за ночь в лозаннском отеле Angleterre & Residence Hotel, где остановился по пути из замка. Узником был Франсуа Бонивар, женевский аббат, историк и политик, которого держали здесь в подвале с 1530 по 1536 год. Железные кольца по-прежнему свисают с одной из колонн в подземелье. Тут же видна закрытая стеклом подпись Байрона, вырезанная поэтом на колонне: Byron. К слову сказать, в девятнадцатом веке, видимо, считалось хорошим тоном оставлять в исторических местах свои подписи. Вальтер Скотт, например, вырезал свое имя алмазом на окне в родовом доме Шекспира в английском Стратфорд-апон-Эйвоне, и это стекло до сих пор там сохранилось.

В офисе по туризму у вокзала в Монтрё можно взять карту местных горных троп, одна из которых помечена как «любимая прогулка Эрнеста Хемингуэя». Интересна поездка на «Винном поезде» (Train des Vignes), который из Веве привозит в деревушку Chexbres-Puidoux, где можно посетить винные погреба, после чего по живописной дороге среди виноградников подняться на Мон-Пелерин (Mont Pelerin, 810 м). Путешественники описывают открывающиеся виды как «фантастические» и «незабываемые».

С понедельника по субботу на виноградниках Лаво по предварительной записи будут проводить винодельческие семинары. Участникам расскажут о тонкостях работы виноградарей и проведут практическое занятие по применению полученных знаний, после чего сомелье проведет дегустацию местных вин. Семинар завершится обедом из трех блюд в ресторации Auberge de Rivaz, после чего участникам вручат сертификаты о пройденном обучении и корзину с тремя бутылками вина с виноградника Christophe Chappuis на память. Забронировать семинар стоимостью CHF 250 можно на сайте виноделов.

Путешествовать по региону Женевского озера дешевле и проще всего с проездными билетами Swiss Travel Pass. Помимо возможности сколько угодно пользоваться поездами, такие проездные также предоставляют право проезда на рейсовых корабликах, городском транспорте, всевозможные скидки, а также бесплатный проход в 470 музеев по всей Швейцарии.

Фото предоставлено Офисом по туризму региона Женевского озера
Фото предоставлено Офисом по туризму региона Женевского озера

И еще семь вещей, которые стоит сделать в регионе Женевского озера:

  1. Проехать в «Шоколадном поезде» от Монтрё до местечка Грюйер, родины одноименного сыра, и далее в Брок, где расположена знаменитая фабрика швейцарского молочного шоколада.

  2. Из Веве подняться на поезде с зубчатыми колесами по крутому горному подъему на Плеяды — живописную вершину, откуда начинаются множество пешеходных маршрутов и где под открытым небом устроена экспозиция, посвященная космосу, которая наверняка будет интересна детям школьного возраста.

  3. Побывать на «бесшумной дискотеке» в одном из клубов квартала Флон в Лозанне — такие дискотеки проводятся под музыку, которая звучит у танцующих в наушниках. Правда, недавно власти города их запретили из-за того, что посетители клубов слишком громко подпевали звучащей в ушах музыке, однако устроители надеются, что к лету добьются отмены запрета. Если же он останется в силе, потанцуйте на обычной дискотеке — вся разница в том, что они заканчиваются на несколько часов раньше!

  4. Перепробовать всевозможные блюда на передвижных стендах, послушать выступления уличных артистов и полюбоваться впечатляющим фейерверком в последний день Лозаннского фестиваля (Fête de Lausanne), который проходит по всему городу на протяжении всего июня, или как следует повеселиться на Фестивале города (Festival de la Cité) в июле.

  5. Посетить уникальный музей «Алиментариум» в Веве, посвященный пище и питанию. Здание музея само является памятником истории: здесь в 1921 году находились офисы компаний Nestlé и Anglo-Swiss Condensed Milk Company. Музей знакомит посетителей с кулинарными предпочтениями швейцарцев и жителей других стран и помогает понять исторические, научные, культурные и эстетические основы того, что и как едят люди. В музее проходят мастер-классы, выставки, дегустации блюд высокой кухни и семинары по кулинарии. В июне этого года музей откроется заново после реконструкции, превратившей бывшую штаб-квартиру Nestlé в инновационное игровое и познавательное пространство для детей и взрослых — Nest («Гнездо»), где можно будет совершить мультимедийное путешествие в историю бренда, заработавшего особенное место в швейцарской культуре.

  6. Побывать на «Атлетиссиме» — ежегодном соревновании легкоатлетов, проходящем в июле на лозаннском стадионе Stade Olympique de la Pontaise. «Атлетиссима» является одним из этапов «Бриллиантовой лиги» — ежегодной серии коммерческих соревнований по легкой атлетике, организованных Международной ассоциацией легкоатлетических федераций.

  7. Подняться из Монтрё на поезде на зубчатом колесе в парк сурков на плато Роше-де-Нэ и со смотровой площадки внимательно изучить различные породы этих зверьков. Вспомнить, как в музыкальной школе учили песню «Сурок» Бетховена, не имея ни малейшего представления, как сурки выглядят. Закрыть гештальт.

Следите за событиями настранице Офиса по туризму региона Женевского озера в фейсбуке.

Читайте также:

Городские прогулки в Швейцарии. Цюрих

Городские прогулки в Швейцарии. Лугано



Ксения Собчак: Дети как оружие
2016-05-18 08:35 dear.editor@snob.ru (Ксения Собчак)

Колонки

Понимаю, что тема «Собчак и дети» раскрыта давно и полностью — отчасти благодаря моим собственным неосторожным высказываниям, отчасти стараниями публики, не упускающей возможности поймать меня на слове. Можно было бы мне теперь и промолчать. Но молчать я, как назло, не могу: хочу поделиться чувствами, и, может быть, чувства эти совпадут с чьими-нибудь еще, а значит, я не единственная Баба-яга в нашем большом городе.

Каждый второй пост в моей ленте «Фейсбука» — про благотворительность, про сбор средств на операцию больному ребенку, про необходимость помочь больнице или детскому дому. Все теперь помогают детям. Когда это началось?

Вспоминаю, как выглядел мой фейсбук зимой 2011–2012 года: атмосфера всеобщего единения, вот сейчас возьмемся — и все вокруг поменяем и исправим. Я специально посмотрела свои посты и записи друзей за тот период. Сколько гражданской позиции, сколько желания перевернуть будущее страны и мира, пожертвовать своими интересами, сделать что-то хорошее против всего плохого.

А потом стало понятно, что ничего не получилось, эта грандиозная битва проиграна. И тогда у поколения тридцатилетних, которые чего-то достигли и хотят этим поделиться с миром, произошло что-то вроде сублимации. Не можем спасти весь мир — займемся слезинкой ребенка. Раз уж Достоевский сказал, что весь мир не стоит этой слезинки — ею и надо заниматься, а мир все равно не исправить.

Конечно, лучше сделать хоть что-то, чем не делать ничего. Но есть для меня в этом элемент пораженчества, как в историях литературных героев, разочаровавшихся в своих светлых идеалах и посвятивших себя выращиванию гортензий в собственном саду. Спасение детей, с одной стороны, гавань тихая и вполне безопасная, с другой — морально безупречная. За спасение детей ниоткуда не уволят и никуда не закроют. Можно даже вслух повозмущатьсялюдоедским законом о НКО: фашистский закон, конечно, никто не отменит, но, может быть, ради детишек сделают пару исключений. При этом вы, несомненно, за добро и против зла. Ведь известно, что мировому злу только и надо, чтобы страдали беззащитные дети, и когда ты утираешь детские слезы, зло наверняка скрежещет зубами и содрогается в бессильной ярости. Вы — борец. На прямой линии с президентом вы встаете и бесстрашно задаете вопрос: «Где аппараты для искусственной вентиляции легких?» И все СМИ с восхищением вас цитируют.

А дальше ничего не происходит. Обещания никто и не думает выполнять. Каждый, кто всерьез занимается благотворительностью, очень быстро понимает, что главный враг благотворительности — это выстроенная государственная система бюрократии; все то, с чем не справились в 2012-м. И следующий совершенно логичный шаг все эти прекрасные, благородные люди так и не делают. Новые правила игры требуют здесь и остановиться. Почему?

Потому что эти беззащитные дети — обоюдоострое оружие. Никто вас, с больным младенцем на руках, не потащит в автозак; но и вы, взяв на руки ребенка, не станете им рисковать. Этими маленькими заложниками власть теперь будет вас шантажировать.

Люди, размещающие сегодня бесконечные посты о помощи детям, — те же самые, что выходили на Болотную. Одна поляна, один электорат, та же гражданская энергия, отнятая у одной цели и направленная на другую. Как бы по-дурацки это ни звучало, но навязчивая проповедь благотворительности — это как Митволь, который спойлит голоса Чириковой в Химкинском лесу. Целевой аудитории надо делать выбор: брать ли ответственность за больного ребенка или за будущее страны. Никакую другую аудиторию ни то, ни другое просто не беспокоит.

А вот и вторая мысль, которая меня тревожит.

Для меня благотворительность — вещь сугубо личная. Мне вообще неудобно говорить об этом вслух, но иногда я пытаюсь привлечь моих знакомых к какому-то доброму делу и узнаю, что теперь у каждого, даже у звезды третьесортного телесериала, есть свой маленький благотворительный фонд. Разговор с ними строится так: «Нет-нет, мы готовы помочь, но давай договоримся: какой процент денег пройдет через мой фонд?» Нередко это превращается в сложную математическую задачу: как привлечь побольше публичных фигур и при этом распределить поток средств так, чтобы никто не был обижен?

Даже волонтеры нередко берут обязательства работать только с одним фондом. Обращаешься к человеку: «Помоги найти проверенных людей, которым действительно нужны средства на операцию или лечение», — а в ответ слышишь: «Не могу тебе помочь, потому что работаю эксклюзивно для такого-то фонда». И если человек хочет потратить свои деньги на больного ребенка, он должен их тратить непременно через этот фонд, а напрямую — ни в коем случае. Прекрасная идея начинает медленно, но верно превращаться в огромный бизнес, причем не всегда прозрачный.

В организациях типа «Подари жизнь» мне очень нравится абсолютно понятная система, когда люди делают важную работу, собирают деньги и получают за это зарплату из части собранных средств. Но в других фондах — не будем их называть — волонтеры нередко утверждают, что делают всю работу бесплатно. Такая степень погружения требует огромного времени. Как же эти люди зарабатывают на жизнь? Странная история, на мой взгляд.

Есть такой закон, в том числе и психологический: если все время бить в одну точку, там образуется мозоль и чувствительность притупляется. Я не понимаю огромного потока публикаций и перепостов в интернете, так и сяк склоняющих тему больных детей. Больные дети вываливаются в ленту вместе со способом похудеть на 14 кг за два дня, рекламой гранатной эмульсии и тренажером от простатита. Этот глобальный спам захламляет не только пространство «Фейсбука», но и пространство души. Ты просто перестаешь это чувствовать и в это верить. Коммерциализируются очень искренние человеческие эмоции сострадания к своим ближним.

Могу сравнить это с ощущением от «Бессмертного полка» — думаю, не только я это испытывала. Это светлый и чистый праздник, это крутая акция, и в прошлый раз я плакала, глядя на эти плакаты. Но в этом году мы уже видим разнарядки для бюджетников, поголовный охват георгиевскими ленточками, детей в военной форме. И уже не хочется ни плакать, ни улыбаться.

Примерно так же получилось и с благотворительностью: сам предмет эмоций тебе очень дорог, но бездушие и фальшь отбивают всю охоту в этом участвовать. Каждый для себя, каждый со своим репостом, со своим маленьким фондиком, невозможно договориться, кто на каких правах участвует в любом благотворительном аукционе. Никого не хочу подозревать в нечестности: я верю, что все эти люди искренне хотели бороться с мировым злом, как когда-то хотели воевать на стороне света, выходя на Болотную. Только вот мировое зло, кажется, опять обвело всех вокруг пальца.



В избранное