Страх клиента или его нежелание?
![](http://mediasubs.ru/author/avatar/22653784.png)
Здравствуйте, Дмитрий.
Попробую немного порассуждать на темы затронутые вами.
Театр начинается с вешалки, а консультация психолога начинается с создания
мифа.
Миф - это и реклама о вас, как о психологе и так называемое сарафанное радио
и сложность попадания к вам на консультацию и ваше поведение и стоимость
консультации.
Про профессионализм пока не говорю.
Приведу пример.
В поликлинике есть два врача терапевта. К одному можно легко записаться, а к
другому очередь на несколько дней вперёд.
Ну и к какому врачу вы будете стараться попасть?
Миф - это первый шакг к созданию мотивации у клиента.
Мне кажется, что вам изначально надо было создать вашей клиентке
некоторые сложности, чтоб она уже начала предпринимать хоть какие-то
действия для решения своих проблем.
Если проблема не требует мгновенного решения, то можно было бы выбрать
удобные для вас дни и часы консультации, а если её это не устраивает,
то досвидания.
Необходимо было сразу поставить такие условия, что консультация будет
только по скайпу, если не согласна, то досвидания.
Очень важный момент - это стоимость консультации. Вы её называете,
если клиентку это не устраивает, то досвидания.
Ещё Фрейд писал, что чем дороже сеанс, тем он эффективнее.
Полностью согласен с этим утверждением, так как что легко даётся, то
не ценится.
Необходимо в общении создавать такую атмосферу, чтоб клиентка ждала
ваших сеансов и боялась их потерять.
Ну, думаю, что всё это вы и так знаете, поэтому перехожу к вашим
вопросам и выводам.
цитата.
1. Клиент увидел в консультациях/встречах психолога только возможность
кому- то выговориться. Сработал синдром "соседа по купе";
Конец цитаты.
Возможно это и так, но не бывает дыма без огня.
Она, скорей всего, в начале разговора прощупывала вас, на сколько вы,
как психолог, сможете решить её проблемы.
Такое прощупывание шло не на уровне вашего профессионализма, а на
уровне эмпатии: сможете ли вы её понять, прочуствовать, стать тем
гуру, кто сможет решить её проблемы.
Предполагаю, что её выводы были не в вашу пользу.
Цитата.
2. Клиент переоценил возможности психолога, предположив, что последний
предложит "волшебную пилюлю", которую клиент так и не получил;
Конец цитаты.
Да они все ждут этой волшебной пилюли, просто эти ожидания надо
трансформировать в осознание проблемы, чтоб не вы ей сказали, а она
сама поняла что надо делать.
Цитата.
3. Клиентка, осознав, что идти к намеченным ею же целям надо будет
собственными ногами, а не ехать на шее у психолога, испугалась
ответствен ости за те решения, которые ей придется принять и
исполнять;
Конец цитаты.
Может и испугалась, но как я уже писал, её к осознанию проблемы и
способу решения надо подводить медлено, решение должно созреть у неё в
голове само, а не по вашей рекомендации.
А может ей просто было лень что-то делать.
Если консультация была платная, то, скорей всего, первый вариант, а
если бесплатная, то второй.
Цитата.
4. Клиентка либо изначально не собиралась ничего кардинально менять во
внутри семейных отношениях и в себе самой, либо испугалась, что надо
реально "покинуть зону комфорта";
Конец цитаты.
А может у неё просто нет друзей, нет мужчины и ваша консультация - это
способ пообщаться с мужчиной да ещё и с психологом.
Цитата.
5. Ну, и причина, которую я рассматриваю, как одну из основных. Это
"философия инвалида", которая сидит уже в подкорке клиентки, т. е. "я
немощен, ни на что не способен, сам ничего не могу. Все окружающие
обязаны меня носить на руках и кормить с ложечки".
Конец цитаты.
Часто я слышу такие мнения, что инвалид - это человек с другой
психологией.
Абсолютно с этим не согласен.
Психология у нас у всех одинаковая, человеческая, а вот воспитание
разное.
Цитата.
1. В правильном ли ключе я анализирую поведение, реакции клиентки?
Конец цитаты.
Про поведение и реакции клиентки я уже написал, хотя может быть и
что-то другое, мало информации для правильного вывода.
Цитата.
2. Можно ли реально разбить эту заразу "философию инвалида", или это
уже сидит в подкорке наших незрячих инвалидов, да и не только незрячих
инвалидов, или это все уже на уровне так сказать, рефлексов, генетики?
Конец цитаты.
Думаю, что это проблена не психолога, а педагогов и реабилитологов.
Цитата.
3. А может я ставлю слишком жесткие требования, слишком высокие планки
перед клиентами/клиенткой, людьми с ограниченными возможностями
здоровья?
Конец цитаты.
Трудно из вашего письма понять какие планки вы ставите и на сколько
ваши требования жёстки.
В заключении хотел бы ещё сказать, что, к сожалению, у нас нет ещё
культуры обращения со своими проблемами к психологам, да и у
психологов зачастую можно наблюдать желание такого экспресрешения
проблем.
Клиенты ждут волшебной таблетки, а психологи ищут эту самую волшебную
таблетку, кидаясь, то в гештальт терапию, то в нлп, то в ещё сотни
различных методик.
К сожалению проблемы быстро не решаются и чем сложнее проблема, тем
дольше с ней надо работать.
Если вы сломали руку, то никакая методика не сможет срастить кость за
один день, нужно время.
Так и в психологии, если проблема созревала месяцы, а чаще годы, то
вряд ли с помощью любой методики её можно решить за пару сеансов.
Категорически приветствую, quantum!
Вы писали суббота 6 декабря 2014 год!, 20:17:24:
Именно об этом я и говорил. Когда сделал вывод, что изначально
позволил клиенту расслабиться, идя навстречу ее пожеланию, не отвечать
мне письмено и подробно, а наговаривать звуковые сообщения.
Правда, надо сказать, мне эти звуковые сообщения/письма клиентки
помогли отследить ее состояние, слушая ее голос, интонацию и т. д.
Отследить ее реальную реакцию на ту информацию, которую она
наговаривала. А через письменные сообщения можно скрыть/спрятать свои
действительные реакции, ощущения. И, поди потом, вычитывай между
строк, что хотели сказать, а что сказали для проформы.
В том- то и дело, что на этапе знакомства клиентка была согласна
выполнять все мои требования, придерживаться тех рекомендаций, которые
будут высказаны.
Но, очевидно, из- за моей неопытности, клиентка застряла на этапе
выговаривания, аудирования своей/их проблемы/м.
Вот тут я с вами совершенно согласен, именно таких жестких рамок я и
не ставил изначально. Идя на некоторые послабления, преследовал цель
расслабить клиента, дать ему возможность почувствовать, что я готов
его выслушать, помочь решить его проблему, используя для этого
наиболее удобные, комфортные для клиента способы общения. Создавал,
так сказать, клиентке, комфортную обстановку.
Но, упустил в какой- то момент ситуацию из поля своего зрения и тем
самым, позволил клиенту сначала "влипнуть", а потом решить, что не я
диктую условия, а он, клиент заказывает музыку.
В том- то и дело, что консультации проводились на бесплатной основе.
Как говориться, клиент шел по рекомендации...
Об этом я тоже размышлял. И пришел примерно к тому же выводу, что и
вы.
Скорее всего, нежелание и игнор клиента к моим рекомендациям, которые,
к слову, проговаривались самим клиентом, в результате ее собственных
размышлений и добровольных выводов :-), а уж после этого, более четко
мной формулировались. Есть не что иное, как способ показать мне, что
меня же не воспринимают, как профессионала, способного быстро и
эффективно разрешить проблемы клиента.
Клиент- то сама формулировала и проговаривала свои проблемы и те
способы, которые по ее мнению,
помогут разрешить проблему. Я лишь, формулировал ее же выводы более
внятно и на основе ее выводов и предлагал методики.
Но, в том- то и затыка, что клиент застрял на этапе аудирования своих
проблем, внятного формулирования и осознания запросов. А в какой- то
момент "отскочил" на начальную позицию и все- стоп. Пошел негатив в
мою сторону.
Знаю, что частенько клиенты, столкнувшись в процессе выполнения
рекомендаций с определенного рода трудностями, начинают истерить в
сторону психолога, обвиняя последнего в том, что именно психолог
загнал клиента в эти самые трудности, в том, что психолог не понимает
клиента, особенно, когда психолог и клиент, разнополые...
Чувствую, что для понимания сути проблемы надо мне вернуться чуть к
началу.
Все началось с того, что клиент обратился ко мне с таким запросом:
встречалась с мужчиной, а мужчина, взял, да и женился на другой".
Этот запрос мы с клиенткой благополучно отработали.
Клиентка в результате нашего общения самостоятельно пришла к выводу,
что не стоит тянуть за собой телегу с прошлым, а надо забыть все, что
связанно с этой ситуацией, и двигаться вперед.
Что, по сути, клиентка и сделала, включившись в свою работу с головой,
возобновив сабантуи с друзьями, войдя в привычный для нее ритм жизни.
В общем, в этом случае клиентка хорошо себя замотивировала,
закрепилась на положительных эмоциях.
После того, как клиентка с радостными возгласами сообщила, что у нее
появился вкус к жизни, она сформулировала второй запрос, о котором я
писал ранее. Причем, по словам же клиентки, именно этот запрос надо
было решать первую очередь, а не проблемы с мужчиной. Вот с этим
запросом мы и работали до настоящего времени.
Ну, а итог работы, разбор полетов в листе... :-)
Об этом я тоже думал.
Тогда, опять же, получается, что я во время не разглядел ее нежелание
работать, и как следствие, не принял соответствующих мер дабы при сечь
бунт на корабле...
Как я писал уже выше, консультация была бесплатной.
Мужчины, действительно, у клиентки нет. А с друзьями, тут не все у
клиентки гладко...
Хотя вы совершенно правы в своем выводе.
Я не говорил, что инвалид, это человек с другой психологией. Я говорю,
что в основной своей массе, инвалиды, это люди, которые живут,
исповедуя "психологию инвалида", т. е. психологию иждивенца. И, может
я ошибаюсь, но воспитание здесь не на первом месте. Здесь на первое
место выходят система ценностей, сформулированные и принятые самим
человеком установки, если хотите, собственное мировосприятие и базовые
принципы, так, как они понимаются конкретным человеком.
А разве психолог в процессе консультирования не выступает и в роли
педагога, обучая клиента чему- то, давая ему знания, которые в
конечном счете, помогут клиенту самостоятельно в дальнейшем решать
возникающие проблемы. Но и помогает сформировать клиенту систему
ценностей, взглядов?
Или я ошибаюсь?
Мне очень нравиться выражение A. L. Seneca:
"Жить в нужде, стыдно. Но жить в нужде- нужды нет!"
В заключении. Большое спасибо вам за ваш ответ. Если вы не против,
возьму ваши выводы в свою копилку!
Best regards,
dmitriy mailto:dvgosh***@m*****.ru
skype: dmitriy4144