продолжение книги о страхах
![](http://mediasubs.ru/author/avatar/13411815.png)
Всем доброго и приятного времени суток!
Судя по статистике, наши ряды пополняются новыми читателями. Хочется, чтобы
в листе были не только пассивные читатели, но и пишущие люди.
Психология - одно из немногочисленных направлений, в котором могут успешно
работать незрячие специалисты.
При этом возникают у каждого из нас какие-то вопросы, моменты,
требующиеобсуждения, анализа или дискуссионного спора.
А, быть может, кто-то поделиться собственным положительным опытом в
каком-либо направлении.
Пишите, делитесь.
А пока писем не наблюдаю, продолжу публиковать главы из книги ``Средство от
страха'' Андрея Курпатова.
Глава 2. Формула страха.
Страхи, к сожалению, почти неотъемлемая часть нашей жизни. Они пронизывают
ее снизу доверху и от края до края. Я привел примеры, и, наверное, некоторые
из них похожи на забавные психотерапевтические байки. Но все описанные
случаи подлинные, а потому ничего смешного в них нет. И потом, кто из нас не
испытывал чего-то подобного? Пусть лишь эпизодами, пусть и не в столь яркой,
патологической форме? Пусть и без части тех <<глупостей>>, на которые иногда
решались мои пациенты. Но что в них, в этих нюансах? Если страх есть, то он
есть -- и это проблема. Кроме того, кто даст гарантию, что завтра он не
превратится из малюсенького в огромный?
Надеюсь, я справился с поставленной задачей -- проиллюстрировать,
продемонстрировать и обратить внимание, но нам уже пора двигаться дальше.
Какова формула страха? Как он возникает? Почему внешне наши страхи кажутся
такими разными, даже индивидуальными, а на поверку суть их абсолютно
одинакова? Из огромного спектра потенциальных угроз мы выбрали какие-то
определенные, сфокусировались на них и заставили всю свою жизнь вертеться
вокруг. Все это, по меньшей мере, странно, ведь если разобраться, наши
страхи умозрительны и случайны -- кто-то зафиксировался на одном, кто-то на
другом.
Если ты чего боишься, то знай, что причина твоего страха не вне тебя, а в
тебе. -- Л. Н. Толстой
Формула страха всегда одна и та же, и механизмы у страха одинаковые. В
соответствии с этими механизмами они возникают, фиксируются нашей памятью,
воспроизводятся и разрастаются, захватывая все новые и новые области жизни.
И чтобы избавиться от своего страха, недостаточно одного только желания, да
и простых инструкций тоже ждать не приходится -- слишком сложная это машина,
наша головушка! Мы должны понимать, как возникает наш страх, что он из себя
представляет, если смотреть на него не как на розовый куст, а на психическое
явление. И тогда у нас есть все шансы. Так что переходим к самому важному,
может быть, вопросу -- пониманию сути наших фобических приступов.
От страха к страху.
Прежде всего, давайте научимся отличать естественный страх от
невротического. Страх -- это биологическая эмоция, доставшаяся нам от
животных. Животные боятся, и мы боимся. Но вот только животные не
тревожатся, а мы тревожимся, и это отличие весьма существенно. Для
возникновения страха необходим какой-то внешний источник угрозы, какой-то
зримый враг. Даже неизвестность не способна напугать животное; встретившись
с некой <<новостью>>, животное напряжется, сосредоточится, но это не будет
страхом, а только подготовкой к нему, своеобразным предварительным этапом
перед тем, как по-настоящему испугаться. А вот для возникновения тревоги
никаких зримых врагов не нужно, достаточно подумать, представить, вообразить
-- и, пожалуйста, тревожьтесь сколько влезет!
Мы можем испытывать тревогу, находясь в полной, насколько это вообще
возможно, безопасности, когда нам объективно, фактически ничто не угрожает и
угрожать не может. Животное же, если ему ничего не угрожает, ни напряжения,
ни страха, ни тревоги не испытывает. Оно, на свое счастье, не может думать:
<<А что если я выйду на улицу и там у меня случится сердечный приступ? Кто
придет мне на помощь?!>>. А мы можем -- напряжемся, испугаемся и будем
тревожиться.
Итак, первое существенное отличие естественного страха от невротического, от
чувства тревоги -- это наличие или отсутствие реальной, т. е. зримой,
угрозы. Нормальный страх -- это реакция на фактически существующие
неблагоприятные внешние обстоятельства, а невротический страх и чувство
тревоги -- это беспокойство, вызванное предположением о возможном
неблагоприятном исходе.
Но, впрочем, это не единственное отличие. Второй критерий легче пояснить на
примере, чем объяснять.
Не думаю, что нашелся хотя бы один человек, который попал в рай со страху.
-- Томас Браун
Представьте себе, что вы поперхнулись, как говорится, не в то горло попало.
Что вы в этот момент испытываете? Возникает ощущение, что вам ни вдохнуть,
ни выдохнуть, ни раздышаться. При этом все, чем вы заняты в этот момент --
так это попытками решить эту возникшую у вас проблему. Вы пытаетесь
откашляться, отдышаться, ищете, кто бы постучал вам по спине или провел
какое иное мероприятие, выражаясь научным языком, по <<извлечению инородного
тела из верхних дыхательных путей>>.
Это может показаться странным, но именно это описанное состояние -- случай
классического, настоящего, естественного страха. Более того, это острейшее
чувство страха -- максимальное, то большее, на что мы вообще способны. У нас
есть фактическая угроза, которая напрямую, абсолютно рефлекторно вызывает
чувство страха, ведь дыхание -- это жизненно важная функция организма. При
этом сам страх не осознается нами как таковой, поскольку все наше сознание,
вся наша психика в этот момент сосредоточена не на каких-то там переживаниях
и душевных терзаниях -- <<будет, не будет>>, а на решении конкретной,
актуальной задачи -- избавления от угрожающей <<вражьей>> силы. И мы слишком
заняты делом, чтобы отвлекаться еще и на какие-то там свои собственные
психологические реакции.
Вполне естественно, что в момент, когда твоей жизни непосредственно угрожает
опасность, ты сосредотачиваешься и тратишь все свои силы на то, чтобы эту
проблему решить. Для этих целей страх нас мобилизует, и мы начинаем
принимать меры. Представьте, если бы у нас в этом случае не было бы страха:
что-то попало нам в глотку, перегородило дыхательные пути, так что дышать
нет никакой возможности, а мы на это индифферентно реагируем: <<А ну его,
попало и бог с ним>>. Ни тебе напряжения, ни тебе мобилизации, ни тебе
поиска средств спасения. Это абсолютно противоречит инстинкту
самосохранения, и страх здесь абсолютно обязательная, необходимая, очень
важная и полезная штука!
Или вот еще один пример (не знаю, был ли у вас такой случай), дети так
иногда играются -- стул друг из-под друга вытягивают. Вот ты встаешь,
например, из-за парты, отвечаешь на вопрос учителя, а твой сотоварищ тем
временем изъял из-под тебя стул. Тут ты начинаешь садиться и в какой-то
момент понимаешь (причем тоже на уровне простых рефлексов), что стула под
тобой нет... Лицо искажается, глаза расширяются, мышцы всего твоего тела
напрягаются, дыхание прерывается и -- бах! Вот ужас, который ты в этот
момент испытываешь, и есть нормальный физиологический страх. А все описанные
реакции -- это попытка мобилизоваться, собраться, напрячься, чтобы
справиться с той трудной жизненной ситуацией, в которой ты внезапно
оказался.
Аналогичным образом мы реагируем и на резкий звук. Почему гудок у автомобиля
делают громким и резким? Для того чтобы пешеходы или водители других
автомобилей в соответствующий момент, при исключительном лимите времени,
резко мобилизовались и могли предпринять какие-то меры. Причем они сделают
это автоматически, рефлекторно, в тот же миг, их этому даже и учить не надо,
ведь громкий и резкий звук -- это для нашей подкорки сигнал угрозы,
опасности. Бегство в этом случае -- акт, как бы сказал И. П. Павлов,
безусловно-рефлекторный, т. е. биологический автоматизм.
Все приведенные примеры -- случаи естественного проявления страха, и
бороться с ним, конечно, не нужно. Напротив, он нам нужен и в каких-то
ситуациях полезен необыкновенно! Иногда мне говорят: <<Вот вы нас учите
избавиться от тревоги, хорошенькое дело! А вот мы пойдем по улице и нам на
голову кирпич будет падать, так что, и тогда нам не бояться?>> И я честно
отвечаю: <<Бояться>>. Если он начал на вас падать, надо предпринимать
определенные действия, так что страх здесь, безусловно, нужен, он усилит
реакцию и подскажет нужное решение. Но если вы не выходите на улицу, потому
что боитесь, как бы вам на голову кирпич не упал, то это уже повод для
обращения к психотерапевту. Такой страх абсолютно не оправдан, и с ним надо
бороться.
Неожиданное случается в жизни чаще, чем ожидаемое. -- Плавт
Когда вы испытываете страх непосредственно при столкновении с угрозой -- это
естественная биологическая реакция. В любой другой ситуации, когда никакой
непосредственной, видимой, слышимой опасности нет, т. е. на вас не несется
автомобиль, вы не падаете с высоты в сто двадцать пять метров, вам не
отрывают голову и вы не объяты пламенем, а просто сидите дома на своем
диване перед телевизором, -- испытывать страх, по крайней мере, странно.
Сейчас я вспоминаю одну свою пациентку, которая не могла смотреть
телепередачи, в которых использовались панорамные съемки с высоты. Она
начинала бояться! Как вы думаете, надо ей было проходить
психотерапевтическое лечение или же этот ее страх был <<нормальным>>? Думаю,
что тут двух мнений быть не может -- подобный страх, безусловно,
невротической природы.
Эта моя пациентка (как и все мы в большом числе случаев) реагировала
чувством страха не на фактическую угрозу, а на собственное представление об
угрозе, на свою фантазию. Такая <<опасность>> находится в нашей голове, а
вовсе не разгуливает по улицам и даже в квартиру зайти не может. Место ее
локализации строго ограничено -- внутри соответствующей черепной коробки, и
только! Мы сами эти страхи изготавливаем и сами их поглощаем. Риска для
жизни -- никакого, но вот и жизнь с таким добром -- никакая...
Но как же мы дошли-то до такой жизни?!
На заметку
Страхи бывают двух видов -- нормальные и невротические. Первые отличаются от
вторых наличием зримой (объективно воспринимаемой) угрозы, которая не
додумывается и не преувеличивается. Кроме того, во время естественного
страха мы практически его не чувствуем, а полностью сосредоточены на
проблеме, которую и пытаемся решить в этот момент. Если же вы думаете о том,
что с вами может произойти (т. е. строите предположение, гипотезу), и
боитесь, при этом хорошо чувствуете, что боитесь, понимаете, что боитесь
(можете это понять), значит, страх, который вас поймал на свой крючок, --
страх невротический, и от него следует избавляться.
---С уважением, Ирина Латкина.