Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] ДЕЛАЕМ КНИГУ СВОИМИ РУКАМИ

"Школьный вестник # 7, 2006год.

ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ И УЧИТЕЛЯ

Александра Витковская

ДЕЛАЕМ КНИГУ СВОИМИ РУКАМИ

Замечательная фраза <Книга - источник знаний> стала уже хрестоматийной. С первых
месяцев жизни ребёнку читают сказки, потешки, стихи, показывают иллюстрации,
рассматривают их вместе с малышом и просят назвать то или иное животное или сказочный
персонаж. Это занятие доставляет огромное удовольствие и ребёнку, и взрослым,
малыш снова и снова возвращается к услышанному и увиденному, просит прочитать
ему понравившийся отрывок ещё и ещё.

<Это не относится к нашему ребёнку, - скажете вы, - он плохо видит и не обращает
внимания на картинки, которые мы ему показываем. Подождём, когда он подрастёт,
и тогда купим ему особые книжки, с рельефно-точечным шрифтом и рельефными иллюстрациями>.
Но не нужно ждать, нужно просто самим сделать такие книжки, которые были бы полезны
и доступны любому ребёнку с любой остротой зрения.

Сначала немного истории. Попытки использовать рельефные изображения букв для
обучения слепых известны с древних времён. В конце XVIII века, когда были организованы
специальные учебные заведения для слепых и их образование стало носить целенаправленный
характер, началась систематическая разработка рельефных наглядных пособий, их
стали применять в процессе обучения слепых. Первые рельефные пособия по школьным
дисциплинам учителя изготовляли вручную из плотной бумаги или картона.

Постепенно технологии изготовления рельефных наглядных пособий совершенствовались.
Так, в настоящее время ИПТК <Логос> ежегодно подготавливает и выпускает рельефно-графические
пособия по 15 - 20 дидактическим темам. Как показал опыт работы, такие книги
требуют от ребёнка достаточного уровня развития осязания и предметных представлений,
что несколько ограничивает круг их применения. В 80-х годах ХХ века в Финляндии,
Швеции и других западноевропейских странах стали появляться специальные книжки
для незрячих малышей. В конце 90-х годов Санкт-Петербургской государственной
библиотекой для слепых при поддержке Института <Открытое Общество фонда Сороса>
была реализована идея о создании иного вида наглядных пособий - тактильных предметно-иллюстративных
книг, адаптированных для детей дошкольного и младшего школьного возраста с глубоким
нарушением зрения.

Эти книги предназначены для индивидуальной работы с ребёнком в возрасте от 3
до 9 лет. Они разные по тематике и представляют собой набор из 5 - 7 плотных
листов, обшитых тканью, на которых имеются иллюстрации, выполненные в виде аппликации
и барельефных изображений. В таком пособии можно передать цвет, форму, поверхность
объектов и предметов. К каждой книге прилагается крупнопечатный текст произведения,
положенного в основу предлагаемых иллюстраций.

Для уточнения требований, которым должны соответствовать такие книги, нами было
проведено специальное исследование. На основе полученных данных мы разработали
некоторые рекомендации, которые могут помочь вам самостоятельно сделать книгу
для своего малыша.

С чего же начать? Конечно же, с выбора сюжета книги. Он будет зависеть от возраста
вашего ребёнка, его интересов и запаса представлений. Если книга окажется слишком
сложной, то малыш откажется с ней знакомиться и в дальнейшем не захочет повторить
попытку. Нужно учесть желание ребёнка самостоятельно узнавать предмет или объект,
вашу собственную готовность при необходимости в затруднительных случаях разъяснять
незнакомые признаки объектов, возвращаясь к прочитанному столько раз, сколько
понадобится вашему малышу.

Тактильные предметно-иллюстративные книги условно делятся на три группы в зависимости
от возраста ребёнка и уровня его умений воспринимать рельефные пособия.

К первой группе относятся книги, сюжет которых напрямую связан с жизнью ребёнка.
На странице представлен только один предмет или его рельефное аппликационное
изображение. Как правило, предмет (ложка, вилка, лоскут ткани и т.п.) прикрепляется
или пришивается к листу так, чтобы ребёнок мог узнать его и тщательно осмотреть.
На страницах лучше размещать предметы, хорошо знакомые малышу, чтобы вызвать
его интерес. Можно выбрать тему, связанную с его питанием, умыванием, одеванием.
Такие книги помогают расширять представления детей о реальной жизни и помогают
им лучше дифференцировать предметы.

Ко второй группе относятся книги с определённым простым сюжетом, в первую очередь
сказочным (<Колобок>, <Репка>, <Курочка - ряба> и т.п.). На каждой странице этих
книг предлагается два или три изображения.

Как показали наблюдения, эти книги нравятся чаще всего детям дошкольного возраста,
имеющим определённый запас представлений и владеющим некоторыми навыками восприятия
рельефных изображений. В качестве примера приведём описание книжки по сказке
<Колобок>, выполненной О. Юферевой.

На обложке название книги выложено шнуром оранжевого цвета. Пришит карман овальной
формы, в который вложен <Колобок> (шарик, обтянутый трикотажем жёлтого цвета).
С другой стороны листа находится отдельная книга с текстом в двух вариантах (текст
по сказочному сюжету и текст для каждого листа отдельно). Последующие листы представлены
в виде сюжетов, связанных друг с другом и выполненных в виде тканевых аппликационных
иллюстраций к тексту. На всех листах в верхней части изображено небо, а в нижней
- дорожка. Возле дорожки растут деревья и трава. На первой странице - изображение
деревянной избушки с окном, ставни которого могут открываться и закрываться.
На второй - силуэт зайца, на третьей - волка, на четвёртой - медведя, на пятой
- лисы. Предусмотрен игровой момент, в ходе которого с Колобком можно выполнять
различные действия - взять в руки, положить на подоконник, прокатить по дорожке,
посадить лисе на нос. Для развития мелкой моторики закрытую книгу можно завязать
при помощи шнура.

Будьте готовы к тому, чтобы рассматривать книгу вместе с малышом, обращая внимание
не только на сюжет произведения, но и на каждый персонаж, предлагая ребёнку найти
его, описать, выразить к нему своё отношение. К сожалению, при самостоятельном
просмотре дети часто акцентируют своё внимание не столько на сюжете, сколько
на рассматривании понравившихся поверхностей.

Книги третьей группы позволяют использовать наглядность как иллюстрацию к рассказу
либо как источник знания. На страницах изображён целостный законченный сюжет,
связанный с жизнью определённого персонажа. Это могут быть изображения определённой
тематики (<Наш сад>, <Прогулка в зоопарк>, <Скоро в школу> и т.п.). Примером
может служить книжка по стихотворению А. Барто <Про Машу>, выполненная О. Юферевой.

На обложке название книги выложено шнуром. Пришит карман, в котором находится
кукла Маша. Страницы оформлены в виде целостного, законченного сюжета, который
связан с жизнью Маши. Например, первый сюжет - <Маша просыпается>. Изображена
кровать, стоящая на ковре, рядом стоит столик с лампой. Постельные принадлежности
- одеяло и подушка - съёмные. При изображении второго сюжета - <Завтрак Маши>
- используются силуэты стола и стула, стоящие на ковре. На столе тарелка. Для
иллюстрирования третьего сюжета - <Прогулка Маши> - используются силуэтные изображения
тропинки, дерева, растений, цветов. Летают бабочки, на дереве сидит птица. В
верхней части листа - небо и солнышко. Четвёртый сюжет - <На улице идёт дождь>
- отражён с помощью дорожки, покрытой лужами. Из туч льётся дождь. Дерево наклонилось
от ветра. Заключительный сюжет - <Маша собирается спать>. На странице опять комната
Маши, кровать с постельными принадлежностями, на столе стоят настольные часы,
стрелки которых двигаются, и это дает возможность устанавливать любое время на
часах. Для удобства крупнопечатный текст расположен с левой стороны каждого сюжета.
Закрытая книга застёгивается петлёй на пуговицу.

Как показали наблюдения, дети с большим интересом рассматривают такие книги,
возвращаются к ним несколько раз и придумывают свои собственные сюжеты по имеющимся
картинкам.

Итак, вы выбрали вид книги. Постараемся вам помочь реализовать задуманное. Для
изготовления тактильной предметно-иллюстративной книги вам понадобятся: ткань
для фона, разнообразные по фактуре лоскутки тканей для изготовления силуэтных
изображений персонажей книги, разноцветные нитки, листы картона. В процессе работы
постарайтесь учесть следующее.

Сначала определите количество сюжетов, что отразится на количестве страниц. Как
правило, книга состоит из 5 - 6 листов. Такое количество не даёт перегрузку в
информации и оптимально для обследования детьми. Каждый сюжет может занимать
разворот или одну страницу.

Затем подберите основную ткань для фона. Для того, чтобы при восприятии книги
зрение ребёнка не перегружалось, не рекомендуется использование ярких фонов,
таких, как красный, фиолетовый, жёлтый. Ребёнку комфортнее будет работать со
спокойными тонами - белым, синим, серым, зелёным. Каждый сюжет может быть изображён
на своём фоне, главное, чтобы фон контрастировал с силуэтными изображениями предметов
и объектов. Количество ткани будет зависеть от числа страниц и их величины. Размер
одной страницы - формат А-4 (21 - 30 см). Такой размер удобен для обследования
всей поверхности листа, и на нём можно свободно разместить необходимые изображения
предметов.

Иллюстрации необходимо выполнять в виде аппликационных и барельефных рисунков
на льняном холсте, можно использовать и объёмные предметы. Изображение в виде
аппликации даёт возможность осязательно воспринять не только контур, но и поверхность
изображённого предмета, а объёмные предметы дают наиболее полную информацию о
самом предмете. Заранее подберите силуэты предметов и объектов, которые вы будете
пришивать на странице, и изготовьте их выкройки. Для оказания ребёнку помощи
в создании ассоциативной связи реального предмета с его изображением в иллюстрациях
лучше использовать материалы, по осязательным свойствам сходные с поверхностями
натуральных предметов. Для аппликации следует выбрать изображения, отражающие
характерные признаки каждого объекта, чтобы дети в результате тактильного обследования
могли получить информацию, уточняющую представления о предмете. Следует избегать
сложных ракурсов в изображении объектов, поскольку это затрудняет восприятие.
В изображениях нужно подчёркивать вспомогательные элементы объектов, позволяющие
облегчить процесс их опознания.

При изготовлении тактильных книг, с целью привлечения к ним внимания ребёнка,
необходимо чаще использовать наиболее привлекательные по осязанию поверхности
(если они соответствуют поверхности выбранных объектов). По нашим наблюдениям,
такими материалами являются мех, фланель, вельвет, полиэтиленовая плёнка, воск.
Наиболее неприятные материалы из используемых при изготовлении книг - наждачная
бумага и спички.

Рельефное изображение должно иметь размер, доступный восприятию руки ребёнка,
иначе ему трудно будет получить целостный образ. При изготовлении тактильных
книг необходимо учесть особенность восприятия таких изображений и строго соблюдать
форму и пропорции натурального объекта, т.к. сливающиеся, нечётко выраженные
рельефные изображения могут ввести детей в заблуждение.

Все рельефные иллюстрации должны быть цветными в соответствии с натуральной окраской
изображаемых объектов для получения детьми, имеющими остаточное зрение, дополнительной
информации.

Для многократного использования книги крепление к листу изображаемых объектов
должно быть очень прочным. После изготовления каждой страницы их сшивают попарно
и в каждый лист вкладывают картон с целью исключения деформации книги, для увеличения
её прочности и удобства обследования.

Название книги можно оформить буквами, изготовленными из объёмного шнура или
сделанными в виде аппликации.

Теперь у вас в руках имеется замечательная книга, но как лучше её применить?

В основе использования этих книг лежит положение о том, что подготовка к восприятию
рисунков - процесс постепенный. Вначале происходит обследование реального предмета,
при котором выделяются основные части и особенности его формы. Дети, обладающие
цветоразличением, определяют цвет предмета. Дальнейшее обучение требует учёта
особенностей осязательного восприятия, которое при слепоте является ведущим.
Осязающая рука обследует предмет со всех сторон, и малышу бывает трудно понять
плоскостное изображение, в котором представлена только одна сторона предмета.
Поэтому детей необходимо готовить к осознанному восприятию плоскостных изображений.
Лишь после этого можно предъявить ребёнку предмет, выполненный в аппликации.

Изображения некоторых предметов может быть сначала непонятны малышу. Например,
изображение травы, выполненное из ниток. В этом случае ребёнку необходимо дать
дополнительные объяснения и с помощью натуральных предметов сформировать у него
ассоциативные пары (тонкие травинки - тонкие нити и т.п.).

При обследовании рельефных изображений дополнительным стимулом становится текст
произведения, в соответствии с которым выполнены иллюстрации. Текст содержит
дополнительную информацию об имеющихся изображениях. Именно в этом случае отмечается
связь словесного образа и некоторых изображённых объектов.

После прочтения фрагмента текста, соответствующего определённой странице, нужно
вместе с ребёнком рассмотреть иллюстрацию. При организации осязательного восприятия
малышу необходимо задавать наводящие вопросы, помочь ему найти нужное изображение
и выделить характерные признаки того объекта, о котором идёт речь. Только в этом
случае восприятие рельефных изображений будет способствовать формированию новых
способов познавательной деятельности.

Детей старшего дошкольного возраста или младших школьников особо привлекают предметы
игрового характера, предназначенные не только для осязательного восприятия, но
и для выполнения предметно-игровых действий при самостоятельном рассматривании
книг. Дети сами могут сочинять рассказы и сказки, придумывать свой собственный
сюжет. Приведём фрагмент наблюдений за поведением девочки восьми лет. Девочка
сама попросила ещё раз посмотреть книгу и прочитать ей текст. Больше всего ей
понравилась кровать, потому что постельные принадлежности были съёмными. Она
стирала, сушила, меняла постельное бельё, сама придумывала ситуации, которых
не было в тексте. Маша у Кати делала зарядку и садилась <на шпагат>. На завтрак
девочка приготовила кукле блинчики. Затем перевернула страницу и положила Машу
загорать под солнышко, а когда стало очень жарко, увела её под крону дерева.
Показала, как Маша любит валяться на травке, сказала, что дождик Маша не любит,
поэтому убежала домой.

Тактильную книгу можно использовать для формирования навыков обследования у дошкольников.
Благодаря заинтересованности дети охотнее упражняются в обследовании изображений,
что способствует развитию мелкой моторики, культуры осязания и повышает различительную
способность.

Продолжительность занятия с книгой должна составлять не более 10 - 15 минут.
Большее количество времени может вызвать снижение интереса и утомить ребёнка,
т.к. изучение иллюстраций требует высокого напряжения мышления и концентрации
внимания. Книги не следует предлагать ему при сильном раздражении, подавленном
состоянии, излишней возбудимости. Качество восприятия рельефных изображений может
зависеть от температуры в помещении (оптимальная - от 16 до 20С) и состояния
кожи подушечек пальцев (повреждённая кожа создаёт неблагоприятные ощущения при
скольжении пальцев, притупляет осязание).

При использовании тактильной книги следует учитывать остаточное зрение ребёнка
и степень его цветоощущения. У детей, обладающих цветоощущением, цвет объектов
является опорой в дифференциации, поэтому необходимо подбирать для объектов цвета,
максимально приближенные к натуральным.

Работа с книгой подразумевает активное и эмоциональное общение малыша и взрослого,
т.к. в противном случае ребёнок отторгает книгу или механически перелистывает
страницы, не останавливаясь на их рассматривании, либо воспринимает сюжет фрагментарно.
Только ваше участие может в полной мере способствовать обогащению словарного
запаса ребёнка и стимуляции деятельности всех сохранных анализаторов.

Книгу для повторного просмотра необходимо оставлять в доступном для малыша месте.
Только многократное обследование аппликационных изображений приводит к полноте,
отчётливости, прочности формирующихся у ребёнка представлений.

Надеемся, что вы не зря потрудились. Книги, изготовленные вами, обязательно помогут
вашему ребёнку узнать много нового, развить навык осязания. А главное, они доставят
вам радость совместного общения и творчества.

Выпуск листа на новом месте: 2204

Ответить   Wed, 26 Jul 2006 21:18:11 +0400 (#575396)