Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2006-07-01

[TIFLO] Интеграция по-новодвински

Интеграция по-новодвински

История учит нас, что она ничему нас не учит.

Эти слова сатирика отражают отношение

новодвинских чиновников от образования к подведомственным учреждениям.

Лет шесть назад в Новодвинске, как и в областном центре и, можно предположить,
в других российских городах, закрывали детские сады, отдавая здания банкам и
магазинам. Теперь же, когда повсюду активизируется обратный процесс - борьба
за возвращение неожиданно востребованных садиков, новодвинские власти взялись
за "ненужные" муниципальные школы.

Новодвинцы рассказывают, что были уже попытки расформировать средние школы 8
(чтобы разместить в ее здании филиал АГТУ) и 4 (черт его знает, зачем). Они,
к счастью, успехом не увенчались. На защиту родных пенатов поднялись учительские
и родительские коллективы. Но, похоже, у новодвинского отдела образования руки
так и чешутся - хоть что-нибудь да ликвидировать. Теперь вот добрались до коррекционной
школы 5. Официальное название - МОУ "Специальная (коррекционная) школа 5 VIII
вида".

В далекие 70е годы прошлого века за неимением отдельного здания она располагалась
под одной крышей со средней школой 8. Тяжелое было время для учеников коррекционки
и их родителей! В обществе развитого социализма не место было тем, кто по той
или иной причине отклоняется от норм, производит впечатление уродства, позорит
страну... Чтобы уберечь детей от насмешек и нападок "нормальных" сверстников,
родителям приходилось ежедневно провожать и встречать своих школяров. Обедать
в школьную столовую (общую для двух школ) ребят водили педагоги во время уроков
- чтобы не столкнуться с "нормальными". Затем пятую школу перевели, наконец,
в убогую деревяшку на улице Ворошилова, а шесть лет назад - в освободившееся
кирпичное здание школы-интерната. Теперь, выходит, гонят и отсюда. На этот раз
в никуда.

Один из двух официальных предлогов закрытия пятой - слишком дорого она обходится
городской казне. На каждого из 80 учеников пятой тратится в год по 75 тысяч бюджетных
рублей - подсчитали чиновники. А вот если закрыть школу, в этом здании можно
разместить, например, более "дешевый" отдел соцзащиты. А еще его можно продать...
Педагоги недоумевают, откуда взялась столь "золотая" молодежь: по их подсчетам,
город тратит на одного учащегося не более 16 тысяч. А в здании - да размести
там хоть Папу римского, расходы на коммуналку меньше не станут. Да и где вы видели,
чтобы содержание образовательного учреждения обходилось без затрат? Кстати, согласно
нацпроекту, с 2007 года все коррекционные школы планируется финансировать из
федерального бюджета. Так что и пятая коррекционная не станет обременять новодвинский
бюджет. И чиновники просто не имеют права этого не знать!

Второй же официальный предлог крайне благородный: интеграция детей-инвалидов
в обычные школы, в общество нормальных сверстников. Не подумайте, что новодвинские
чиновники бросились интегрировать "коррекционных" учеников как-то с кондачка.
Нет, они съездили в Самару лицезреть передовой опыт. Убедились: дети с физическими
недостатками вполне прижились в обычных школах. А мы чем хуже? Мы тоже хотим
воспитывать гуманность и толерантность у учащихся массовых школ.

- В том-то и дело, что в нашей школе учатся дети не с физическими недостатками,
а с умственной отсталостью! - переживает учитель русского языка Ольга Шуклина.
- Среди них есть и инвалиды, и ребята со сложным дефектом. Им нужны особые программы,
методики, наглядные пособия. Нужна углубленная трудовая подготовка. В какой школе
смогут обеспечить для одного только девятого класса 12 уроков труда в неделю?
А педагоги в массовых школах не имеют специального дефектологического образования
и не владеют методиками, они вообще не знают, как подойти к таким детям. Ведь
надо не только дать знания, важно уметь принять ребенка таким, какой он есть.
Наши ребята уже прошли массовые школы, где получили только клеймо дебилов и дураков.
Здесь, в коррекционной школе, где к каждому ребенку особый подход, они вновь
почувствовали себя полноценными людьми, у них только-только крылышки появились...
У нас дети вовсе не изолированы от общества, мы водим их в кружки и на экскурсии,
наши выпускники продолжают обучение в ПТУ и вечерней школе - вместе с выпускниками
массовых школ!

Ольга Васильевна беспокоится не зря. В мае администрация Новодвинска начала подготовительную
работу по ликвидации школы. Не было ни официальных бумаг, ни уведомлений. Более
того, на встрече с педагогами мэр сказал, что школу не закроют. Но накануне учителям
было объявлено, что классы расформируют - в каждую массовую школу по одному.
Вместе с классными руководителями, каждый из которых и будет вести у своих подопечных...
все предметы! Говорят, что новое место работы предложили и директору пятой школы
Надежде Байковой. Тоже в одной из школ? "Что вы, - намекают учителя. - Берите
повыше!"

- Да, была напряженная ситуация, - согласилась в короткой телефонной беседе с
нашим корреспондентом Надежда Федоровна. - Но теперь все спокойно, школу закрывать
не будут, учебный год начнется в прежнем режиме.

Но педагоги уже не верят ни своему директору, ни новодвинским чиновникам. Обращались
они в областной департамент образования, где получили лишь моральную поддержку
- школа-то муниципальная, все решает местная власть (зачем тогда вообще нужен
областной департамент?). Вопрос о судьбе пятой школы обещали включить в повестку
дня июньской сессии Новодвинского городского Совета. Не включили. Отложили до
осени?

- Нам по секрету сказали, что если за лето мэрия соберет заявления о согласии
на перевод ребенка в массовую школу хотя бы у половины родителей наших учеников,
то школу смогут закрыть и без согласия депутатов, - говорит Ольга Шуклина. -
А семьи далеко не все благополучные. Представьте, что придет чиновница и станет
убеждать: ваш ребенок может теперь учиться в НОРМАЛЬНОЙ школе, вместе с НОРМАЛЬНЫМИ
детьми - ну кто из родителей устоит? А дети уже заявили, что в "нормальную" школу
просто не пойдут - хватит, уже "интегрировались"...

В конце мая педагоги написали коллективное письмо депутату Госдумы Владимиру
Крупчаку, попросив вмешаться и помочь сохранить коррекционную школу. Поддержали
педагогов и новодвинские общественные организации "Ветераны Северного Края",
Комитет солдатских матерей, "Союз локальных войн и воинов запаса". "Официальные"
представители тут же обвинили общественников в дешевом популизме. А Крупчак вмешался
немедленно. Он обратился напрямую к министру образования и науки Андрею Фурсенко:
".. Перевод детей в другие школы приведет к тому, что эти дети перестанут посещать
школу, будут предоставлены сами себе, а ряду родителей придется бросить работу
и сидеть дома, занимаясь учебной программой с ребенком". Теперь, надо полагать,
обвинят в популизме и Крупчака, и нашу газету. И потихоньку продолжат модную
"интеграцию".

Правда Севера
29 июня 2006 (117)
Людмила АСЮТЧЕНКО.

Оригинальный адрес документа: http://www.arhpress.ru/ps/2006/6/29/10.shtml

Выпуск листа на новом месте: 2059

   2006-07-01 23:39:05 (#567526)

[TIFLO] Приглашаю вас принять участие в дискуссии

Уважаемые участники рассылки! Публикую в этом сообщении письмо Николая Мякшина.
в СЛЕДУЮЩЕМ СООБЩЕНИИ МНОЮ БУДЕТ ОПУБЛИКОВАНА УПОМЯНУТАЯ Николаем СТАТЬЯ.
с УВАЖЕНИЕМ
Ирина зарубина
Уважаемые коллеги!

Приглашаю вас принять участие в дискуссии.

В газете <Правда Севера> от 29 июня 2006 года опубликована статья Людмилы Асютченко
<Интеграция по-новодвински>.

Статья затрагивает важную и актуальную тему - образование детей, имеющих инвалидность.

Важность и актуальность доступного и качественного образования обусловлена современной
государственной политикой, которая предусматривает пенсионное обеспечение
молодых инвалидов от степени потери трудоспособности.

Правила, которые установило федеральное правительство предусматривают, что практически
все дети -инвалиды, которые переходят во взрослый этап жизни -
обязаны трудиться и им устанавливается соответствующая степень и минимальная
пенсия, которая не обеспечивает им физиологический прожиточный минимум.

Для того, что бы нормально прожить необходимо трудоустройство и за работывание

Чтобы получить работу и трудовую занятость ребенку-инвалиду необходимо получить
качественное общее образование, а затем и профессиональное.

А вот этого на уровне регионов России и в т.ч. в Архангельской области нет.

Где должен учиться ребенок-инвалид?

В специальной (коррекционной ) школе, либо в обычной школе - однозначного ответа
нет.

Главное, на мой взгляд, чтобы был выбор и возможность получить качественное образование.

Если это может сделать обычная общеобразовательная школа, то тогда нужно создать
условия, чтобы ребенок мог учиться в этой школе. Решить вопрос наполняемости
классов (уменьшить), ввести дополнительного педагога-помощника, разработать индивидуальную
программы обучения и т.д.

Мировой опыт образования детей-инвалидов свидетельствует, что наиболее эффективным
является интеграционное образование детей в инклюзивных школах. Это естественно?
так как в принципе не может быть деления детей на <нормальных> и <ненормальных>.
Все дети одинаковы и могут отличаться только особенностями - цветом глаз,
волос, ростом, а может и отсутствием слуха, зрения и т.д.

Можно конечно, как в Норвегии, в один момент убрать из названия школ слова специальная
и коррекционная, но это не значит, что для детей с особенностями
не нужно создавать специальных условий, которые бы выравнивали возможности в
обучение таких детей (техническая доступность школ, методика обучения, дополнительные
педагоги и специалисты и т.д.).

Приведенные в статье аргументы новодвинских чиновников, что обучение детей в
коррекционной школе обходится значительно дороже (75 тыс. рублей в год, вместо
16 тыс. рублей), не могут служить аргументом, а являются подменой понятий.

В любом государстве мира стоимость обучения ребенка-инвалида значительно выше,
чем обучение обычного ребенка.

Особенно важно понимать это сейчас, в период образовательной реформы, когда деньги
будут отпускаться не на конкретную школу, а на ученика. И соответственно
тогда общеобразовательной школе будет выгодно, чтобы в их школе учились и дети-инвалиды,
так как их стоимость обучение будет стоит значительно выше и эти
деньги будет платить государство.

Так же следует отметить, что в соответствии с ФЗ-131, полномочия по обучению
детей-инвалидов являются государственными и соответственно данные расходы не
в коей мере не должны ложиться на муниципальный бюджет города Новодвинска.

И соответственно мэрия Новодвинска должна либо передать школу #5 в ведение областного
департамента образования, либо заключить договор по передачи полномочий
и соответственно передачи денег на содержание школы из областного бюджета на
муниципальный, как это делает мэрия города Архангельска.

С уважением,

Николай Мякшин,

Заслуженный работник социальной защиты населения РФ

Инициативы, мнения, аналитика на сайте Союза общественных объединений инвалидов
www.sousnko.ru
и на сайте Архангельского регионального отделения "Всероссийского общества глухих"
www.arovog.deafnet.ru

Выпуск листа на новом месте: 2058

   2006-07-01 16:41:21 (#567431)