[TIFLO] Интеграция по-новодвински
Интеграция по-новодвински
История учит нас, что она ничему нас не учит.
Эти слова сатирика отражают отношение
новодвинских чиновников от образования к подведомственным учреждениям.
Лет шесть назад в Новодвинске, как и в областном центре и, можно предположить,
в других российских городах, закрывали детские сады, отдавая здания банкам и
магазинам. Теперь же, когда повсюду активизируется обратный процесс - борьба
за возвращение неожиданно востребованных садиков, новодвинские власти взялись
за "ненужные" муниципальные школы.
Новодвинцы рассказывают, что были уже попытки расформировать средние школы 8
(чтобы разместить в ее здании филиал АГТУ) и 4 (черт его знает, зачем). Они,
к счастью, успехом не увенчались. На защиту родных пенатов поднялись учительские
и родительские коллективы. Но, похоже, у новодвинского отдела образования руки
так и чешутся - хоть что-нибудь да ликвидировать. Теперь вот добрались до коррекционной
школы 5. Официальное название - МОУ "Специальная (коррекционная) школа 5 VIII
вида".
В далекие 70е годы прошлого века за неимением отдельного здания она располагалась
под одной крышей со средней школой 8. Тяжелое было время для учеников коррекционки
и их родителей! В обществе развитого социализма не место было тем, кто по той
или иной причине отклоняется от норм, производит впечатление уродства, позорит
страну... Чтобы уберечь детей от насмешек и нападок "нормальных" сверстников,
родителям приходилось ежедневно провожать и встречать своих школяров. Обедать
в школьную столовую (общую для двух школ) ребят водили педагоги во время уроков
- чтобы не столкнуться с "нормальными". Затем пятую школу перевели, наконец,
в убогую деревяшку на улице Ворошилова, а шесть лет назад - в освободившееся
кирпичное здание школы-интерната. Теперь, выходит, гонят и отсюда. На этот раз
в никуда.
Один из двух официальных предлогов закрытия пятой - слишком дорого она обходится
городской казне. На каждого из 80 учеников пятой тратится в год по 75 тысяч бюджетных
рублей - подсчитали чиновники. А вот если закрыть школу, в этом здании можно
разместить, например, более "дешевый" отдел соцзащиты. А еще его можно продать...
Педагоги недоумевают, откуда взялась столь "золотая" молодежь: по их подсчетам,
город тратит на одного учащегося не более 16 тысяч. А в здании - да размести
там хоть Папу римского, расходы на коммуналку меньше не станут. Да и где вы видели,
чтобы содержание образовательного учреждения обходилось без затрат? Кстати, согласно
нацпроекту, с 2007 года все коррекционные школы планируется финансировать из
федерального бюджета. Так что и пятая коррекционная не станет обременять новодвинский
бюджет. И чиновники просто не имеют права этого не знать!
Второй же официальный предлог крайне благородный: интеграция детей-инвалидов
в обычные школы, в общество нормальных сверстников. Не подумайте, что новодвинские
чиновники бросились интегрировать "коррекционных" учеников как-то с кондачка.
Нет, они съездили в Самару лицезреть передовой опыт. Убедились: дети с физическими
недостатками вполне прижились в обычных школах. А мы чем хуже? Мы тоже хотим
воспитывать гуманность и толерантность у учащихся массовых школ.
- В том-то и дело, что в нашей школе учатся дети не с физическими недостатками,
а с умственной отсталостью! - переживает учитель русского языка Ольга Шуклина.
- Среди них есть и инвалиды, и ребята со сложным дефектом. Им нужны особые программы,
методики, наглядные пособия. Нужна углубленная трудовая подготовка. В какой школе
смогут обеспечить для одного только девятого класса 12 уроков труда в неделю?
А педагоги в массовых школах не имеют специального дефектологического образования
и не владеют методиками, они вообще не знают, как подойти к таким детям. Ведь
надо не только дать знания, важно уметь принять ребенка таким, какой он есть.
Наши ребята уже прошли массовые школы, где получили только клеймо дебилов и дураков.
Здесь, в коррекционной школе, где к каждому ребенку особый подход, они вновь
почувствовали себя полноценными людьми, у них только-только крылышки появились...
У нас дети вовсе не изолированы от общества, мы водим их в кружки и на экскурсии,
наши выпускники продолжают обучение в ПТУ и вечерней школе - вместе с выпускниками
массовых школ!
Ольга Васильевна беспокоится не зря. В мае администрация Новодвинска начала подготовительную
работу по ликвидации школы. Не было ни официальных бумаг, ни уведомлений. Более
того, на встрече с педагогами мэр сказал, что школу не закроют. Но накануне учителям
было объявлено, что классы расформируют - в каждую массовую школу по одному.
Вместе с классными руководителями, каждый из которых и будет вести у своих подопечных...
все предметы! Говорят, что новое место работы предложили и директору пятой школы
Надежде Байковой. Тоже в одной из школ? "Что вы, - намекают учителя. - Берите
повыше!"
- Да, была напряженная ситуация, - согласилась в короткой телефонной беседе с
нашим корреспондентом Надежда Федоровна. - Но теперь все спокойно, школу закрывать
не будут, учебный год начнется в прежнем режиме.
Но педагоги уже не верят ни своему директору, ни новодвинским чиновникам. Обращались
они в областной департамент образования, где получили лишь моральную поддержку
- школа-то муниципальная, все решает местная власть (зачем тогда вообще нужен
областной департамент?). Вопрос о судьбе пятой школы обещали включить в повестку
дня июньской сессии Новодвинского городского Совета. Не включили. Отложили до
осени?
- Нам по секрету сказали, что если за лето мэрия соберет заявления о согласии
на перевод ребенка в массовую школу хотя бы у половины родителей наших учеников,
то школу смогут закрыть и без согласия депутатов, - говорит Ольга Шуклина. -
А семьи далеко не все благополучные. Представьте, что придет чиновница и станет
убеждать: ваш ребенок может теперь учиться в НОРМАЛЬНОЙ школе, вместе с НОРМАЛЬНЫМИ
детьми - ну кто из родителей устоит? А дети уже заявили, что в "нормальную" школу
просто не пойдут - хватит, уже "интегрировались"...
В конце мая педагоги написали коллективное письмо депутату Госдумы Владимиру
Крупчаку, попросив вмешаться и помочь сохранить коррекционную школу. Поддержали
педагогов и новодвинские общественные организации "Ветераны Северного Края",
Комитет солдатских матерей, "Союз локальных войн и воинов запаса". "Официальные"
представители тут же обвинили общественников в дешевом популизме. А Крупчак вмешался
немедленно. Он обратился напрямую к министру образования и науки Андрею Фурсенко:
".. Перевод детей в другие школы приведет к тому, что эти дети перестанут посещать
школу, будут предоставлены сами себе, а ряду родителей придется бросить работу
и сидеть дома, занимаясь учебной программой с ребенком". Теперь, надо полагать,
обвинят в популизме и Крупчака, и нашу газету. И потихоньку продолжат модную
"интеграцию".
Правда Севера
29 июня 2006 (117)
Людмила АСЮТЧЕНКО.
Оригинальный адрес документа: http://www.arhpress.ru/ps/2006/6/29/10.shtml
Выпуск листа на новом месте: 2059