Здравствуйте уважаемые участники рассылки!
Здравствуйте Ирина!
Для определения интересов ребенка нужны квалифицированные педагоги,
которые были бы подготовлены к тому, что и их школе или классе будет
учиться ребенок с особыми потребностями.
В этом отношении быдет интересен опыт зарубезных стран, где подходы
также разнятся.
Следующий материал именно на эту тему.
--
Часть главы 5 монографии В. Г. Удониса.
--
Глава У. Организационные и образовательные модели интеграции в общество лиц с
нарушенным зрением
В странах мирового сообщества интеграция детей с особыми нуждами в общеобразовательные
школы понимается единообразно. Это процесс, создающий оптимальные условия для
общения детей с проблемами в развитии со здоровыми детьми. При очевидной простоте
определения понятия сам процесс интеграции является весьма сложным. Необходимо
менять законы, политику просвещения, организационные структуры, учебные программы,
подготовку учителей, изыскать финансовую поддержку. Этот процесс должен охватить
тесное сотрудничество учителей с родителями, ассоциациями, медиками, социальными
учреждениями.
В 1987 г. интеграция детей с особыми нуждами стала официальной политикой просвещения
стран Европейского сообщества. Само собой разумеется, каждая страна находится
на различных стадиях данного процесса и отличается не только своеобразием организации
обучения, его программ или только ей присущей системой подготовки учителей, но,
самое главное, отличаются сами определения этих детей.
В настоящее время под влиянием борьбы за права человека и гражданина особенно
усилился нажим в пользу интеграции детей с особыми нуждами. Об этом свидетельствуют
и выводы научных исследований. В публикациях читаем, что дети с проблемами в
развитии могут достичь более высокий уровень приобретения знаний в учреждениях
интегрированного обучения. Самая важная задача - создание в учебных заведениях
климата взаимопонимания здоровых детей и детей с особыми нуждами. Для этого необходимы
взаимные уступки. Ученые определили три вида процесса такого приспособления:
ассимиляция т- при стремлении, чтобы дети с особыми
нуждами все учили вместе с классом;
130
аккомодация - признается идентитет ребенка, а большинство должно приспособиться
к нему. Например, интеграция слабослышащих детей в Швеции;
адаптация - обе стороны приспосабливаются одна к другой. В Италии, например,
целью интеграции является именно адаптация.
Все-таки необходимо подчеркнуть, что хотя дети с особыми нуждами физически могут
участвовать на уроках, придти в класс, лаборатории, спортивный зал, но при подготовке
учебных программ возникает много разных проблем. Для некоторых из этих детей
программы нужно адаптировать с учетом их интеллектуальных возможностей, а для
их внедрения необходима квалифицированная помощь специальных служб.
В настоящее время во многих странах проводятся эксперименты по проектам интеграции.
Например, в Греции эксперименты интеграции глухих и слепых детей дали положительные
результаты. В Италии и Испании всерьез думают над тем, какую роль должны выполнять
теперь специальные школы.
Гамма специального обучения в странах Западной Европы весьма широка: от полной
интеграции до помещения в специальный пансионат. Например, очень разнообразный
спектр в Великобритании:
а) специальная помощь ребенку в нормальном классе;
б) учеба в нормальном классе с оказанием индивидуальной помощи в специальном
учреждении;
в) разделение учебного времени между классом выравнивания и нормальным классом;
г) обучение в классе выравнивания;
д) обучение в специальной школе.
Среди школ, стремящихся к интеграции детей с недугами в общеобразовательные школы,
особенно выделяются школы Италии. В этой стране уже почти исчезли и специальные
школы и классы выравнивания. Между тем в общеобразовательных школах других стран
(Франции, Греции) классов выравнивания очень много. Эти классы во Франции так
и называются интегрированными классами. В Бельгии, Голландии и Германии доминирует
система специальных школ. Она весьма дифференцирована. В Голландии, например,
есть 15 типов таких школ.
Пути направления детей с особыми нуждами учиться по тому или иному варианту специального
обучения.
Он используется в офтальмологии.
131
5*
Если ребенку необходимо предоставить дополнительную помощь в общеобразовательном
классе, официальное решение не нужно. Однако, если в общеобразовательном классе
нужно приобрести специальное оборудование для ребенка с недугом, во многих странах
обязательно надо иметь решения разных специалистов.
Чтобы поместить ребенка в специальную школу, в Бельгии, Франции, Германии, Ирландии,
Голландии, Испании и Великобритании необходимо решение специальной комиссии.
В Голландии такая комиссия действует в самой школе, а в других странах она находится
в компетенции региональных властей.
В тех странах, где акцентируется политика интеграции детей с особыми нуждами,
учителю общеобразовательного класса, в котором есть такой ребенок, чаще всего
помогает специальный педагог. Он оказывает помощь ребенку в учебе по обычной
или специально подготовленной программе. Такое сотрудничество учителей является
важнейшим фактором успешного интеграционного процесса. В Бельгии, Германии, Ирландии,
Голландии, Испании и Великобритании один специальный педагог работает во многих
школах.
Трудно обобщить опыт разных стран в области интеграции только потому, что сама
терминология, характеризующая недуг ребенка, кардинально разнится. В некоторых
странах выделяется несколько категорий одного и того же недуга. Например, статистические
данные об "аутистах" в своих отчетах представляют лишь Дания и Испания. Дети
с таким же недугом есть и в других странах, но там используется другая терминология,
например," с особыми трудностями в учебе". Во Франции выделяются две категории
физического недуга: "нарушения моторики" и "физический недуг". В других странах
не существует разницы между "слепой" и "частично видящий", между "глухой" и "слабослышащий".
В Ирландии выделяется категория "путешественников".
Две крайние точки зрения отмечаются и по отношению к программам обучения детей
с особыми нуждами. Специалисты одних стран убеждены, что все дети имеют право
и обязаны обучаться по единообразной учебной программе, в других странах - детям
с особыми нуждами после начальной школы предлагается совершенно иная учебная
программа, которая, между прочим, предопределяет в будущем ограниченные возможности
трудоустроиться тому, кто обучался по ней. В других странах ведутся поиски промежуточного
варианта. Во многих странах для того, чтобы стать специальным педагогом, прежде
необхо-
132
димо получить базовое педагогическое образование. В Испании, например, подготовка
специального педагога после университетского образования длится 1-3 года. В некоторых
странах существует и базовая подготовка специального педагога. В Ирландии и Голландии
требуется, чтобы педагог, желающий приобрести специальное педагогическое образование,
работал в специаль-
133
ном учебном заведении. Данное требование в последнее время может быть аннулировано,
так как при развитии интеграционного процесса учителя общеобразовательных школ
также имеют право приобрести образование специального педагога. Во Франции учитель
не может получить образование специального педагога, если не проработал в массовой
школе 3 лет, а в Греции - 5 лет. В некоторых странах для подготовки специального
педагога организуются курсы. Во Франции курсы организуются по 6 категориям детей
с особыми нуждами: 1) с нарушениями слуха, 2) с нарушениями зрения, 3) с физическими
недугами, 4) с проблемами психологического характера, 5) с трудностями в учебе
учащихся начальной школы, 6) проблемы подростков. Удостоверение, выданное после
завершения курсов, предоставляет право работать в одном их указанных участков
специального воспитания.
В Германии подготовка специального педагога организуется также после университетского
образования и длится 8 семестров. Она объемлет и 2-годичную педагогическую практику,
а также госэкзамен. Специализация проходит по одной из 9 категорий специального
воспитания.
В Великобритании система подготовки специальных педагогов разнообразна. Подготовка
длится 1, 2 и больше лет. Теоретическая подготовка тесно связана с практикой.
Важное место занимает обучение с помощью телевизии. В других странах, например,
в Бельгии, диплом специального педагога не требуется и совершенно отсутствует
система их подготовки. Система повышения квалификации учителей предусматривает
специальные курсы. В тех странах, где процесс интеграции развивается ускоренно,
преобладает базовое специально-педагогическое образование. Будущие учителя знакомятся
с применением учебных программ к разнообразным потребностям детей с отклонениями
в развитии. В других странах также предпочитается базовая подготовка специальных
педагогов.
С уважением,
Владислав Демьянов
vgd@m*****.kz
Выпуск листа на новом месте: 2136