[TIFLO] Гудонис. Продолжение

АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
В. ГУдонис
Основы и перспективы
социальной адаптации лиц
с нарушенным зрением
Москва - Воронеж 1999
Одной из причин, негативно влияющей на процесс интеграции, является низкий уровень
подготовки по ориенти-ровке в пространстве выпускников специальных школ для незрячих.
Овладение способами ориентировки в свободном пространстве - ведущее условие воспитания
навыков пове-дения самостоятельной личности у слепых с детства и у ос-лепших.
Это главный путь и способ преодоления изоляции,
условие реализации потенциальных возможностей, на что указывается в многочисленных
исследованиях [В. Гудонис (32), Л.И.Солнцева (72), Р.Н.Шемякин (84), В.А.Феоктистова
(77) и др.]. Проведенные нами исследования указывают на крайне низкий уровень
пространственных представлений у незрячих учащихся. Результаты свидетельствуют
о том, что большинство испытуемых усваивают маршруты в знакомом пространстве
на основе механической памяти, вместе с тем ни один из обследованных нами (43)
тотально слепых школьников самостоятельно не владел ни одним из маршрутов в городе.
Было установлено, что из этого числа 14,3% незрячих переоценивают свои навыки
ориентировки в пространстве. При этом оценка слепыми своих навыков ориентировки
в пространстве зависит от времени нарушения зрения: так сле-порожденные и ослепшие
до трех лет склонны переоценивать свои навыки ориентировки в пространстве чаще,
нежели лица, ослепшие в более поздний период. Переоценка своих возможностей как
бы блокирует мотивацию к совершенствованию навыков ориентировки в пространстве
у незрячих.
Выпуск листа на новом месте: 2117