Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2006-07-10

[TIFLO] Программа малых грантов для Северо-Запада России

Программа малых грантов для Северо-Запада России

Международное российско-норвежское партнерство, инициаторами которого являются
Фонд "Новая Евразия", Министерство иностранных дел Норвегии и Секретариат
Баренцева региона, было создано с целью стимулирования развития гражданского
общества и частного предпринимательства в Северо-западном регионе России.
Фонд "Новая Евразия" осуществляет управление Программой малых грантов для Северо-запада
России, но решение о финансировании принимается совместно тремя
сторонами.

Информация о партнерах Программы

Фонд "Нова Евразия"(ФНЕ) - российская некоммерческая организация, целью деятельности
которой является содействие улучшению качества жизни российских граждан
через программы, содействующие эффективному социально-экономическому развитию(на
федеральном и региональном уровнях), основанные на принципах консолидации
усилий и ресурсов государства, общественности и бизнеса, и использовании передового
российского и международного опыта и инновационных технологий. ФНЕ
начал свою работу 1 октября 2004 года. ФНЕ реализует свои программы путем присуждения
малых грантов, а также осуществляет управление операциональными проектами
в следующих тематических направлениях: общественно-государственное управление,
социальная политика и предпринимательство, образование и молодежь, развитие
региональных печатных СМИ и международная деятельность.

Министерство иностранных дел Норвегии поддерживает переход к демократии и развитию
рыночной экономики в Центральной и Восточной Европе. Посредством своих
программ сотрудничества с Центральной и Восточной Европой Министерство иностранных
дел поддерживает проекты по осуществлению сотрудничества в Северо-Западном
регионе России, уделяя особое внимание региону Баренцева моря. Приоритетными
направлениями этой работы являются: строительство демократии, развитие здравоохранения
и социального обеспечения, защита окружающей среды, образование и научно-исследовательские
работы, а также развитие инфраструктуры и бизнеса.

Секретариат Баренцева региона-донорская организация, созданная в 1993 году, чья
программная деятельность преимущественно финансируются за счет средств,
предоставляемых правительствами Финляндии, Швеции и Норвегии. Головной офис Баренцева
Секретариата находится в г. Киркенес, Норвегия. Проекты, финансируемые
Баренцевым Секретариатом, направлены на решение проблем, связанных с развитием
здравоохранения, культуры, промышленности, торговли, экологии, а также коренных
народов Севера в финских провинциях Улу и Лапландия, норвежских провинциях Нордланд,
Тромсё и Финнмарк, шведских провинциях Норрботтен и Вестерботтен,
и российских Мурманской и Архангельской областях, республиках Коми и Карелия,
и Ненецком автономном округе. В дополнение к этому, Баренцев Секретариат
поощряет и поддерживает любые инициативы, направленные на развитие приграничного
сотрудничества между перечисленными выше провинциями.

Цель Программы

Основная цель Программы заключается в поддержке развития гражданского общества
и частного предпринимательства на Северо-западе России. В рамках Программы
поддерживаются инновационные проекты некоммерческих организаций, образовательных
учреждений, а также организаций других типов, деятельность которых направлена
на развитие человеческих ресурсов, повышение доступности и эффективности использования
финансовых средств и улучшения нормативно-законодательной базы.

В рамках программы поддерживаются проекты в следующих 4 областях:

* развитие малого бизнеса, включая программы микрофинансирования;
* развитие некоммерческого сектора;
* поддержка местных административных реформ;
* развитие региональных средств массовой информации;

Проекты, направленные на развитие межграничного сотрудничества, также являются
приоритетными в рамках Программы.

География реализации Программы

Деятельность по проекту должна проходить в целевых регионах:

* Мурманской области,
* Архангельской областях,
* Ненецком автономном округе,
* Республике Карелия,
* Республике Коми.

На рассмотрение также принимаются проекты из Ленинградской и Псковской областей,
если их реализация предполагается в целевых регионах.

Порядок рассмотрения заявок

Рассмотрение заявок будет проходить в два этапа.

На первом этапе будут приниматься, и оцениваться проектные предложения (см. "Требования
к заявкам"). Оценка проектных предложений будет осуществляться экспертным
советом по следующим критериям:

Критерии

I. Оценка проектного предложения

1. Соответствие проектного предложения целям и задачам программы.
2. Реалистичность ожидаемых результатов.
3. Обоснованность предлагаемого бюджета.
4. Эффективность выбранного подхода к трансляции результатов.

II. Опыт организации - заявителя и квалификационная оценка участников

5. Опыт работы организации - заявителя и участников проекта в реализации подобных
проектов.
6. Квалификация участников проекта (педагогическая, консультационная, научная,
административная).

На втором этапе организациям, которые будут отобраны на первом этапе, будет предложено
подготовить полный пакет заявочных документов. Требования к полному
пакету документов будут высланы победителям первого этапа дополнительно.

По итогам второго этапа будет принято решение о выделении средств на финансирование
отобранных проектов.

Каждая организация, может подать на конкурс несколько проектных идей.

Сроки рассмотрения проектных предложений и реализации проектов в рамках программы

Для разработки проекта заявитель, используя настоящие рекомендации, готовит проектное
предложение и бюджет.

Прием заявок будет осуществляться по электронной почте: northwe***@n*****.ru.

Оценка и отбор проектных предложений, претендующих на финансирование в рамках
проекта будет осуществляться Экспертным советом проекта по мере поступления
проектных предложений. Основываясь на рекомендациях Экспертного совета будет
приниматься решение о запросе полной информации о проекте.

Предполагается, что процедура выдачи грантов будет завершена 30 сентября 2006
года.

В процессе рассмотрения заявителям могут быть заданы дополнительные вопросы.

Подробная информация о конкурсе и программе:
http://www.neweurasia.ru/rus/news/20060705.html

[Источник информации - Фонд "Новая Евразия":
http://www.neweurasia.ru/]

Координатор Программы - Лилия Александровна Марцинович:
mailto:lmartsinovi***@n*****.ru,
контактный телефон - (495) 970-15-67
Инициативы, мнения, аналитика на сайте Союза общественных объединений инвалидов
www.sousnko.ru
и на сайте Архангельского регионального отделения "Всероссийского общества глухих"
www.arovog.deafnet.ru

Выпуск листа на новом месте: 2114

   2006-07-10 17:58:59 (#570404)

[TIFLO] Re: Интеграция по-новодвински

Здравствуйте, Ирина Николаевна.
Да я ничуть не обиделся, не знаю даже, откуда взяли, нисколько не обиделся,
просто представил себе ситуацию, как она мне видится, особенно в плане
родителей.

с уважением
Алексей
Самара
slep@s*****.ru

Выпуск листа на новом месте: 2113

   "alexey" 2006-07-10 11:38:51 (#570222)

[TIFLO] РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ И СТРУКТУРА ИНВАЛИДНОСТИ в ВОС

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ И СТАТИСТИКА ИНВАЛИДНОСТИ. РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ И СТРУКТУРА

ИНВАЛИДНОСТИ ВО ВСЕРОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ СЛЕПЫХ В 1995 - 2004 гг.

Автор: В. А. Момот, В. М. Рыжков

В. А. МОМОТ, В. М. РЫЖКОВ, 2006

УДК 617.7 - 036.86:312.6(470) "1995 - 2004"

Всероссийский центр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению,

Геленджик, Аппарат управления Всероссийского общества слепых, Москва

Заболевания органа зрения являются одной из актуальных медико-социальных

проблем. Несмотря на прогресс, достигнутый в области офтальмологии,

заболевания органа зрения являются одной из главных причин инвалидизации

населения. Значительное ухудшение экологической обстановки в нашей стране,

повышение количества травматических повреждений, негативные последствия

техногенного прогресса - лишь немногие факторы, оказывающие влияние на

увеличение числа лиц с нарушениями зрения. Между тем возвращение к труду,

общественной деятельности, улучшение качества жизни и своевременность

реабилитации инвалидов по зрению являются важной социальной задачей не

только государства, но и общественных организаций инвалидов, одной из

которых является Всероссийское общество слепых (ВОС). Главная миссия ВОС
-

с помощью государственных структур осуществлять социальную интеграцию

незрячих людей и стремиться обеспечивать им равные с другими гражданами

возможности в системе социальных связей и отношений. Основной путь

достижения этой цели - комплексная реабилитация инвалидов, позволяющая

помочь достигнуть оптимального физического, интеллектуального,

психологического и социального уровня их деятельности.

ВОС имеет развитую структуру организаций, предприятий, реабилитационных

центров и учреждений, которые на протяжении 80 лет выполняют по существу

государственную функцию профессиональной адаптации, обучения и

реабилитации инвалидов по зрению, их занятости и трудоустройства. В состав

ВОС входят 74 региональные организации (РО ВОС), объединяющие 849 местных

организаций, в которых состоит на учете 218 370 инвалидов по зрению -

членов ВОС.

Некоторое уменьшение числа членов ВОС на фоне выраженной тенденции к росту

инвалидов по зрению в РФ связано с тем, что в последние годы в члены этой

общественной организации принимаются лица достигшие 18 лет, а не 14, как

было ранее.

Большинство организаций инициируют и активно участвуют в разработке и

принятии законодательных актов, обеспечивающих гарантии социальной защиты

инвалидов. Важнейшей составляющей в деятельности ВОС по медицинскому

обеспечению и социальной защите инвалидов по зрению является их

комплексная реабилитация, которая проводится в региональных организациях,

учреждениях и хозяйственных обществах.

Одним из важных моментов на пути к реализации реабилитационных программ

является изучение численности инвалидов вследствие патологии органа зрения

в субъектах РФ, структуры инвалидности с учетом возрастных категорий,

профессионального статуса, условий проживания.

Полученные результаты позволят более дифференцированно подходить к

организации психопрофилактической работы, медико-психологической

реабилитации инвалидов по зрению с учетом их представленности в различных

регионах России.

Настоящее исследование основано на изучении материалов, обобщении и

систематизации данных, касающихся распространенности инвалидности, ее

структуры в ВОС в период с 1995 по 2004 г.

Сравнительный анализ показателей инвалидности вследствие заболеваний

органа зрения позволяет изучить ее динамику за последние 10 лет (с 1995
по

2004 г.).

В 1995 г. на учете в ВОС состояло 277 608 человек, в 1996 г. - 281 760,
в

1997 г. - 278 863, в 1998 г. -278 736, в 1999 г. - 274 341, в 2000 г. -

272 801, в 2001 г. - 265 298, в 2002 г. - 247 944, в 2003 г. -223 932

человека и в 2004 г. - 218 370 человек.

Проведенный анализ численности инвалидов по зрению - членов ВОС позволил

провести ранжирование всех субъектов Российской Федерации (по федеральным

округам) по уровню инвалидности вследствие болезней глаза. Большинство

инвалидов по зрению проживают в Центральном федеральном округе - 63 499

человек (29% от общего

Таблица 1

Распределение инвалидов по зрению - членов ВОС по группам инвалидности

Группа инвалидности членов ВОСМужчиныЖенщиныВсего

абс.%абс.%абс.%

Инвалиды I группы4783722,05579625,510363347,5

Инвалиды II группы4451220,45969627,310420847,7

Инвалиды III группы и зрячие члены ВОС4,6932,158362,7105294,8

Всего...9704244,512132855,5218370100

стр. 38

Таблица 2

Распределение инвалидов по зрению - членов ВОС по возрастным категориям

(без инвалидов III группы и зрячих членов ВОС)

Возрастная категорияМужчиныЖенщиныВсего

абс.%абс.%абс.%

От 18 до 30 лет66053,257332,7123385,9

От 31 года до 60 лет мужчины, до 55 лет

женщины3287915,83014114,56302030,3

Старше 60 лет мужчины, старше 55 лет

женщины5286525,57961838,313248363,8

Всего...9234944,511549255,5207841100

числа), далее в порядке убывания численности - в Приволжском округе - 47

898 (21,9%) человек, Южном округе - 39 468 (18,1%), Сибирском округе -
23

530 (10,8%), Северо-Западном округе - 21 569 (9,9%), Уральском округе -
15

074 (6,9%) и Дальневосточном округе - 7332 (3,4%) человека.

Существенное значение для медико-психологической реабилитации инвалидов
по

зрению имеют степень выраженности дефекта, возможности его компенсации,

степень ограничений жизнедеятельности. Так, например, среди членов ВОС

инвалиды I группы составляют 47,5% от общего числа, инвалиды II группы
-

47,7%, инвалиды III группы и зрячие члены ВОС - 4,8%. Подавляющее

большинство (95,2%) составляют инвалиды I и II группы. Мужчин (всех трех

групп инвалидности) - 44,5%, женщин - 55,5% (табл. 1).

Изучение возрастных особенностей инвалидов по зрению, преобладание тех
или

иных возрастных категорий в структуре инвалидности позволяют

дифференцированно подходить к выбору реабилитационных мероприятий,

принимая во внимание не только тяжесть заболевания, но и особенности его

течения в зависимости от возраста.

Собственные исследования позволили распределить инвалидов по зрению -

членов ВОС по возрастным категориям следующим образом (принимались во

внимание только инвалиды I и II группы инвалидности в количестве 207 841

человек) (табл. 2):

1-я возрастная категория (от 18 до 30 лет) - 12 338 человек - 5,9% от

общего числа, из них 6605 мужчин, 5733 женщины

2-я возрастная категория (от 31 года до 60 лет мужчины, до 55 лет женщины)

- 63 020 (30,3%) человек, из них 32 879 мужчин, 30 141 женщина

3-я возрастная категория (старше 60 лет мужчины, старше 55 лет женщины)
-

132 483 (63,8%) человека, из них 52 865 мужчин, 79 618 женщин.

В 1-й и 2-й возрастных категориях отмечается преобладание инвалидов по

зрению - мужчин в среднем на 7 и 4,5% соответственно. В 3-й возрастной

группе отмечается увеличение числа женщин - инвалидов по зрению в среднем

на 20%.

Среди возрастных категорий инвалидов по зрению - членов ВОС большинство

составляют лица нетрудоспособного возраста старше 60 (55) лет - 63,8% от

общего числа, инвалиды трудоспособного возраста составляют 36,2%. В то
же

время изучение профессионального статуса инвалидов по зрению в период с

1995 по 2004 г. позволяет отметить тенденцию к снижению числа работающих

инвалидов по зрению - членов ВОС.

Так, например, в 1995 г. работающих инвалидов по зрению насчитывалось

19,9% от общего числа, в 1996 г. - 18,3%, в 1997 г. - 17,8%, в период с

1998 по 2000 г. отмечается относительная стабильность - 16,6%, в 2001 г.

число работающих инвалидов составляло 15,5%, в 2002 г. - 14,8%, в 2003
г.

- 14% и в 2004 г. - 12,9% от общего числа инвалидов по зрению (табл. 3).

Таким образом, количество работающих инвалидов по зрению в период с 1995

по 2004 г. сократилось на 7%. Эти данные свидетельствуют о том, что с

возрастом число инвалидов с нарушениями зрения увеличивается, но удельный

вес лиц трудоспособного возраста уменьшается, основную массу составляют

лица пенсионного возраста. Тем не менее удельный вес инвалидов по зрению

трудоспособного возраста остается достаточно высоким. Это требует

проведения дополнительных мероприятий по профессиональной,

социально-трудовой, медико-психологической реабилитации для обеспечения

инвалидам возможностей участия в трудовой деятельности и создания

необходимых условий для их успешной интеграции в систему общественных

отношений.

В настоящее время в системе ВОС работает 16 241 инвалид по зрению (из них

14 917 инвалидов работают на предприятиях ВОС), на государственных

предприятиях работают 7425 человек, в структурах сельского хозяйства -

1459 человек, на других (в том числе коммерческих) предприятиях - 2954

человека.

Отмечается увеличение числа инвалидов по зрению, обучающихся в высших и

средних учебных заведениях Российской Федерации. Так, в 1995 г. количество

студентов из числа незрячих составляло 286 человек, в 1996 г. - 389, в

1997 г. - 443, в 1998 г. - 545, в 1999 г. - 610, в 2000 г. - 694, в 2001

г. - 768, в 2002 г. - 830, в 2003 г. - 879,

Таблица 3

Особенности профессионального статуса инвалидов по зрению - членов ВОС
в

1995 - 2004 гг.

ГодыВсегоРаботающие% (от общего числа)

19952498584980519,9

19962443274473218,3

19972330014142817,8

19982281313780416,6

19992289713806316,6

20002263673755816,6

20012293933561315,5

2002226033333574,8

20032239323133414,0

20042183702807912,9

стр. 39

в 2004 г. - 905 инвалидов по зрению, что составляет 0,3% от общего числа

инвалидов по зрению - членов ВОС. Число обучающихся инвалидов по зрению
по

сравнению с таковым в 1995 г. увеличилось в 3,2 раза.

Собственные результаты, полученные в ходе изучения заболеваемости

инвалидов по зрению и особенностей их психологического статуса,

показывают, что работающие инвалиды менее подвержены психосоматическим
и

соматическим заболеваниям, но в то же время удельный вес психологических

нарушений и психогенной патологии невротического уровня у них значительно

выше, чем у неработающих инвалидов (68% всех невротических расстройств

выявлено у работающих инвалидов). В целом количество психических

расстройств невротического уровня у инвалидов по зрению составляет в

среднем 12 - 15% от общего числа заболеваний. Психологические нарушения

встречаются гораздо чаще. Их распространенность у работающих инвалидов
по

зрению составляет 78% от общего числа. На наш взгляд, это вызвано

дополнительной психической травматизацией в виде проблем, связанных с

выполнением профессиональной деятельности (конфликты с начальством,

сотрудниками, субъективное чувство ненужности выполняемой работы,

отсутствие морального удовлетворения и т. д.). Кроме того, работающие

инвалиды чаще испытывают проблемы психологического характера,

обусловленные наличием фрустрирующих событий (невозможность достижения

поставленных целей), ситуаций, связанных с ощущением собственной

неполноценности и завышенными требованиями со стороны окружающих.

Очевидно, что неработающие инвалиды исключены в какой-то степени из круга

социального общения, что, несомненно, ведет к нарушениям межличностных

отношений. Поэтому у неработающих инвалидов по зрению на первое место

выступили такие психотравмирующие факторы, как плохие взаимоотношения с

окружающими людьми (конфликты с соседями, друзьями) и проблемы социального

характера (тяжелое материальное положение, плохие жилищно-бытовые условия,

нарушение привычной бытовой обстановки в квартире либо другом знакомом

месте: открытые двери, выдвинутые стулья и пр.).

Результаты изучения места и условий проживания инвалидов по зрению -

членов ВОС показали, что в сельской местности проживают 58 198 (26,7% от

их общего числа) человек, в городских условиях - 160 172 (73,3%) человека.

Полученные нами результаты изучения психологического состояния инвалидов

по зрению позволяют сделать вывод о необходимости проведения

психопрофилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на

улучшение социальной адаптации и повышение качества жизни инвалидов,

проживающих в городских условиях. Результаты исследований показали, что

инвалиды, проживающие в крупных краевых, областных и республиканских

центрах, в большей степени подвержены неблагоприятным воздействиям

психотравмирующих факторов, среди которых на первое место выступают

проблемы вынужденного ограничения мобильности и трудности передвижения
и

ориентации в городских условиях (проблемы такого плана выявлены у 80%

инвалидов по зрению). В то время как у инвалидов, проживающих в сельской

местности, перечисленные выше неблагоприятные факторы встречаются в 12%

случаев.

Анализ полученных в ходе исследования данных показывает необходимость

проведения среди инвалидов по зрению мероприятий социальной, медицинской,

психологической, профессиональной реабилитации с целью наиболее полной

адаптации к постоянно меняющимся условиям жизни.

В структуре ВОС в настоящее время насчитывается 434 кабинета социальной

реабилитации инвалидов по зрению (по сравнению с 1995 г. их количество

увеличилось в среднем на 28%), 33 базы отдыха, 167 кабинетов здоровья,

1329 кружков по элементарной реабилитации, 8 реабилитационных центров,
из

них 3 на базе санаториев ВОС. Этап санаторно-курортного лечения относится

к числу основных этапов медико-социальной реабилитации незрячих, поскольку

обеспечивает эффективное, а главное качественное восстановление

физического здоровья инвалида, его психологического статуса. На протяжении

последних 5 лет (2000 - 2004 гг.) в санаториях ВОС прошли курс лечения
и

реабилитации 23 175 инвалидов по зрению, что составляет в среднем 10,3%.
В

исследованиях, проведенных в санатории ВОС, отмечены высокие показатели

нуждаемости инвалидов по зрению в комплексной медико-психологической

реабилитации. Исходя из тех естественных ограничений, которые накладывает

слепота, собственных компенсаторных возможностей незрячих, внедряются

новые методы и способы диагностики психологического статуса инвалида,

намечаются наиболее адекватные пути коррекции и реабилитации.

Таким образом, анализ распространенности и структуры инвалидности в ВОС

выявил следующие закономерности:

Большинство инвалидов по зрению - членов ВОС (29%) проживают в

Центральном федеральном округе.

Количество инвалидов по зрению I и II группы сохраняется примерно на

одном уровне (47,5 и 47,7% соответственно).

В структуре инвалидности ВОС преобладают лица пенсионного возраста, их

удельный вес выше, чем инвалидов трудоспособного возраста (63,8 и 36,2%

соответственно).

Количество работающих инвалидов по зрению в период с 1995 по 2005 г.

сократилось на 7% и составляет в настоящее время 12,9% от общего числа

инвалидов ВОС.

Число инвалидов, обучающихся в высших и средних учебных заведениях РФ,

увеличилось по сравнению с 1995 г. в 3,2 раза.

Подавляющее большинство среди инвалидов по зрению (73,3%) составляют

лица, проживающие в городских условиях.

Полученные данные подчеркивают актуальность настоящего исследования,

благодаря которому созданы новые возможности для проведения

медико-психологической реабилитации инвалидов по зрению - членов ВОС с

учетом их возрастных особенностей, степени выраженности дефекта, условий

проживания и потребностей в реабилитации.

Поступила 24.08.05

стр. 40

постоянный адрес статьи :

http://www.ebiblioteka.ru/sources/article.jsp?id=9412270

Mediko-sotsial'naia ekspertiza i reabilitatsiia

2006-03-31

Выпуск листа на новом месте: 2112

   2006-07-10 10:54:56 (#570203)

[TIFLO] ОТКУДА ПРИХОДЯТ ТЕМЫ

С.М. Прохоров
(Коломна)

ОТКУДА ПРИХОДЯТ ТЕМЫ?

Тогда, в пятнадцать лет, я понятия не имел, кто такой Василий Яковлевич Ерошенко.
И еще менее представлял, что летом 1969 года окажусь на его родине. И уж менее
всего, что буду говорить с его сестрами.

А может все по порядку?.. Осенью 1968г. меня принимали в комсомол. Из горкома
и я, и мои одноклассницы пошли не домой, а в Дом пионеров. К Андрею Павловичу
Радищеву - отпрыску знаменитого рода и легендарному коломенскому учителю. Только
что он выступал в нашей школе с рассказом о Пушкине и походах по пушкинским местам.
И началась юность, осененная высокой литературой и великой музыкой, ибо Андрей
Павлович был еще и пианистом. За ту зиму и весну я побывал в чеховском Мелихове,
перетаскивал книги в легендарной Ленинке, разговаривал с директором Государственного
литературного музея Александром Дмитриевичем Тимротом: Впрочем, много всего там
еще было.

А главное для меня заключалось в том, что АПР прочитал нам статью из альманаха
<Прометей> о слепом крестьянине из деревни Обуховка Белгородской области, который
стал писателем, автором книг на эсперанто и японском языке. С той поры я уже
знал, что мне надо будет исследовать жизнь и творчество Василия Яковлевича Ерошенко.
А так как герой моего будущего исследования писал на эсперанто и японском - придется
изучить эти языки.

С эсперанто проблем не было. Эсперантисты Коломны были хорошо известны в СССР.
Моими непосредственными учителями стали студент иняза Коломенского педагогического
института Михаил Рыбаков (ныне профессор Университета им. Шолохова в Москве)
и инженер Ефим Зайдман (ныне активный украинский эсперантист, организатор фестиваля
<Бархатный сезон> в Ялте). А вот поступить в Институт восточных языков при МГУ
было невозможно. Вообще невозможно. Школьников туда брали в порядке исключения.
Необходим был стаж армейской службы. И я, достаточно уверенно <откатав программу>
всех вступительных экзаменов, отправился служить.

Мне повезло во многом: я служил в части, на которую начальники, кажется, махнули
рукой. А это значит, что во время дежурства на радиоцентре можно было спокойно
раскладывать перед приемником не только бланки радиограмм, диктофон и журнал
дежурств, но и книжки. И конспектировать - всю ночь напролет, прерываясь на короткие
минуты, пока морзянка пропевала сообщения для нас. Естественно, что я читал,
прежде всего, книги по истории Японии и сочинения японских классиков. Но не забывал
русскую литературу, которую надо было сдавать на вступительных экзаменах.

Случилось так, что путь в Институт Стран Азии и Африки (так назывался ИВЯ после
моего возвращения домой) был для меня перекрыт. Я не обиделся, ибо сам выбрал
свою судьбу. Не делая очередной попытки, пошел в Коломенский педагогический институт,
на филологический факультет, который и закончил. Теперь я думал только об учительстве
и вспоминал В.Я. Ерошенко как талантливого педагога, все реже и реже вчитываясь
в слова его произведений, все чаще и чаще работая над историей русской литературы.
Сравнительное изучение славянского фольклора, древнерусская литература, топонимика,
старославянский язык, история языка, поэзия Блока, возникновение русского исторического
романа, собственное поэтическое творчество, переводы с английского и болгарского,
журналистика, краеведение, а потом и научные исследования захватили и увлекли.
Думалось, что возврата к той школьной грёзе уже никогда не будет.

Так ведь и не было бы. Если б не А.П. Радищев, который время от времени напоминал
о ней. То словом, то книжкой. То возвращенным конспектом, из тех, что я оставил,
уходя на армейскую службу. Сейчас передо мной лежат старые письма в воинскую
часть Ирины Михайловой - моей тогдашней подруги и тоже ученицы Андрея Павловича
(светлая память им обоим!), где она, поддерживая меня, рассказывает о новых походах
и встречах. Опять просыпается то щемящее чувство ненасытного мальчишеского любопытства,
что опалило меня. Давно ли? Не знаю, чем измерить этот путь, длиной почти в сорок
лет:

<Все, - думал я. - Тема закрыта. Я - уже старший научный сотрудник Литературного
музея Сергея Есенина, автор ряда научных работ>: Но как часто, приходя в архивы,
я открывал картотеку на имени <Ерошенко Василий Яковлевич>. И - ничего. Архивы,
всегда столь щедрые ко мне, хранили молчание. Это было странно и несправедливо.
Потому что не мог такой человек сгинуть совсем бесследно. Потому что не могло
не быть продолжения у юношеской мечты.

А может, выдумки всё это - про слепого талантливого писателя? Может и был такой
человек, да не написал он ничего интересного? Что-то подправили редакторы, что-то
переводчики, вот и получился <классик японской литературы> (кстати, совершенно
неверное определение: никто и никогда так его в Японии не называл). Заметно стало
и другое: о Ерошенко писали одни журналисты. Талантливые. С громкими именами.
Но не брались за него литературоведы-японисты или русисты. Это настораживало.
И подпитывало сомнения.

Продолжение и в самом деле пришло, как ему и должно быть, совершенно неожиданно.
Несколько лет назад в Интернете мне попалась статья украинской исследовательницы
Юлии Патлань (ныне она старший научный сотрудник Украинского центра народной
культуры <Музей Ивана Гончара> в Киеве). Прочитав её, я увидел то, что хотел
когда-то давно написать сам. Хотел, да не смог. Я отправил Юлии письмо. С того
дня вот уже несколько лет мы работаем вместе. Для моих домашних эти вечера у
экрана монитора - некая блажь или <маньячество>. Но не будь их - не было бы ни
нашего сайта, ни дискуссионного листа, ни докладов на научных конференциях. Не
было бы того, что мы с Юлией называем научным ерошенковедением. Важно то, что
мы постарались прочесть этого писателя в контексте его эпохи - <серебряного века>.
Это тем более насущно, что и сам он постоянно читал лекции о писателях-современниках
и о главных темах современной ему русской литературы. А вернувшись в Москву,
пришёл в легендарное литературное объединение <Никитинские субботники>, где был
принят с искренним сочувствием. Оказалось, что у Ерошенко есть общие друзья с
Сергеем Есениным и Константином Бальмонтом. Значит, круг интересов писателя гораздо
шире, чем представлялось раньше. А реальная его биография намного интереснее
самых навороченных журналистских вымыслов.

Ни у Юлии, ни у меня, конечно, не было желания опровергнуть всё, написанное предшественниками
и создать концепцию <от противного>, концепцию-опровержение. Наоборот, она стала
вырастать сама по мере того, как мы узнавали все новые и новые факты.

Вот тогда-то и стало видно, что автобиографические произведения Ерошенко - лишь
маска, под которой он удачно скрывал вымышленный сюжет. Что все изданные в СССР
тексты настолько искажены цензурой, что и переводами могут считаться лишь условно.
А значит, нужно все перевести вновь, в полной мере отразив авторскую волю и удивительный
ритмический рисунок каждого произведения. Ведь слепой человек не видит перед
собою текста. Он только слышит его. Отсюда своеобразная сказовая манера Ерошенко,
постоянные повторы фраз, которые редакторы, считая огрехами, старались убрать
при посмертной публикации и, особенно, при переводах: Восстановленные по прижизненным
публикациям, произведения Ерошенко зазвучали свежо и трепетно. Стало ясно, что
Ерошенко не курьёзная фигура в нашей литературе, а серьёзный, трагический писатель-символист.

Вокруг нас и нашего сайта образовалась группа единомышленников. Среди них: Сергей
Аникеев - сотрудник филиала Дальневосточного Государственного Университета на
Хоккайдо и прекрасный литературный переводчик с японского, Наталия Бублак - магистр
японистики и политологии (Мюнхен, Германия) - первой защитившая магистерскую
диссертацию о Ерошенко, Ирина Коваленко - зав. отделом Белгородской государственной
спецбиблиотеки для слепых им. Ерошенко, Станислав Концебовский (Германия) - компьютерщик,
когда-то один из первых исследователей жизни Ерошенко. Не могу не назвать наших
добрых друзей - Дэвида Парду (США) - библиографа, помогающего нам своими бесценными
и своевременными справками, Минэ Ёшитака - японского издателя Ерошенко на эсперанто
и, конечно, патриархов отечественного ерошенковедения Александра Самойловича
Харьковского (США), автора статьи в <Прометее>, с которой и началось для меня
знакомство с этим писателем, а также Анатолия Ивановича Масенко (Кисловодск)
и Александра Алексеевича Панкова (Кисловодск).

В 2002г. всем нам удалось провести виртуальную научную конференцию <Василий Ерошенко
и его время>. Материалы её, как и другие статьи о Ерошенко, сейчас доступны читателям
на сайте

www.eroshenko-epoko.narod.ru

Не думаю, что можно спокойно радоваться сделанному. Ведь так много остается еще
раскрыть. Например, нет среди нас лингвистов, которые попытались бы определить,
какой же собственно язык моделирует Ерошенко средствами эсперанто. Нет китаевистов,
которые смогли бы поработать с переводами из Ерошенко, сделанными Лу Синем. Нет
среди нас историков, которые просмотрели бы архивы Владивостока, Анадыря и Читы
в надежде отыскать там документальные свидетельства о пребывании писателя в этих
городах. Да и изучение текстов ерошенковских книг только-только начинает приобретать
научный характер, о чем говорят появляющиеся в научных трудах ссылки на созданный
нами сайт.

И мы были бы рады новым коллегам, которые подключились бы к нашей работе. Это
сложно. И, наверное, для многих совсем не престижно. Но разве гнался за славой
Василий Яковлевич Ерошенко?

Выпуск листа на новом месте: 2111

   2006-07-10 06:58:48 (#570155)

[TIFLO] Re: С Днем рождения

Здравствуйте Ирина. Огромное спасибо за поздравления.
С уважением, Наташа.

Выпуск листа на новом месте: 2110

   "Natalya Ul'yanova" 2006-07-10 06:57:28 (#570153)

[TIFLO] Обучение глухих

07.07.06, Пт, 12:08, Мск

Cnews издание о высоких технологиях
CyberSecurity.ru
Cisco развернул беспроводную сеть в университете для глухих студентов

Компания Cisco Systems развернула беспроводную сеть в Галладетском университете
- единственном в мире вузе для глухих и слабослышащих людей. Внедрение беспроводных
технологий значительно упростило процесс обучения и общения. Доступные коммуникационные
ресурсы помогают университету облегчить жизнь глухих и слабослышащих
людей, проводить специальные исследования и общественные мероприятия.

Сейчас на территории университета площадью около 40 га развернуто 200 точек доступа,
охватывающих 32 здания. Кроме того, в Национальном образовательном
центре имени Лорана Клера создана отдельная беспроводная сеть, что позволяет
применять особые фильтры контента для школьников младшего возраста.

По словам Джона Мичинер (Jon Mitchiner), директора информационно-технологической
службы Галладетского университета, одна из областей, где беспроводные технологии
оказываются особенно полезными для глухих людей, - это VSR (услуги телефонной
связи между глухими и здоровыми людьми). В VSR используется специальный программный
агент, который выступает в качестве своеобразного <переводчика> при разговоре
между здоровым и глухим человеком.

Ранее людям с нарушениями слуха приходилось идти в специальную кабинку для видеосвязи
с человеком, который знает язык жестов. Тот звонил еще одному, здоровому
абоненту и переводил весь разговор. Теперь же, с помощью технологий Cisco, переносных
компьютеров и видеокамер глухие студенты Галладетского университета
смогут свободно общаться с остальными пользователями.

Галладетский университет был основан в Вашингтоне в 1864 году по инициативе Авраама
Линкольна. Сегодня университет является мировым центром гуманитарного
образования и профессионального развития для глухих, слабослышащих, а также здоровых
студентов.

Выпуск листа на новом месте: 2109

   2006-07-10 05:54:31 (#570147)