[TIFLO] До каких пор инклюзивное образование останется эксклюзивным

Радио Культура
<До каких пор инклюзивное образование останется эксклюзивным?> - такой вопрос
волнует социологов, юристов и преподавателей. В связи с этим сегодня, 21 июля,
в Москве состоится конференция, участники которой обсудят самые важные темы.
Продолжает Арина Богдан:
<Что такое инклюзивное образование? Для начала следует разобраться со значением
этого слова. Итак, первоначально инклюзив - это местоименные или глагольные
формы в языке, которые указывают на то, что слушающий человек входит в число
участников действия. Примером могут послужить сочетания слов <мы с тобой>
или <мы с Вами>.
Инклюзия вообще означает отсутствие дискриминации по расовым, культурным, половым,
религиозным признакам, а также по индивидуальным возможностям и способностям.
В области образования она подразумевает доступность обучения для всех детей.
То есть, на получение знаний имеет право каждый, ребёнок или подросток с ограниченными
возможностями. Кстати, в мировой школьной практике инклюзия рассматривается исключительно
как обучение детей с инвалидностью в обычных общеобразовательных
школах вместе со сверстниками.
В России дело обстоит иначе. Для школьников с ограниченными возможностями (умственными
или физическими) работают специализированные заведения. Редко можно
встретить в обычной школе девочку или мальчика в инвалидной коляске. Причин тому
несколько. Во-первых, наши учебные заведения не оборудованы пандусами
и другими архитектурными элементами, которые столь необходимы инвалидам. Во-вторых,
детей, требующих особого подхода, часто вообще признают необучаемыми.
И, в-третьих, не все учителя готовы работать в классе, где среди обычных учеников
есть ребята с недостатками. Понять педагогов можно, ведь возникает немало
трудностей: нужна особая программа, а главное атмосфера (не все здоровые дети
толерантны).
Но что же делать родителям, которые хотят, чтобы их ребёнок получил нормальное
образование? Не у каждого есть возможность возить своё чадо через всю Москву
в специализированное учебное заведение. Согласитесь, куда проще было бы записать
его в ближайшую районную школу. Дать окончательный ответ на этот вопрос
не может никто. Но есть надежда, что после встречи лидеров <Большой восьмёрки>
ситуация изменится. Ведь во время саммита большое внимание уделили теме
обучения инвалидов.
В любом случает, введение инклюзивного образования повлечёт за собой огромный
пласт работы по подготовке методической и законодательной базы, преподавательских
кадров и должной инфраструктуры. Но это лишь то малое и необходимое, что может
дать государство девочкам и мальчикам с ограниченными возможностями>.
Все самые острые темы инклюзивного образования в России будут обсуждаться сегодня
на пресс-конференции в Москве.
Выпуск листа на новом месте: 2184