Самопожертвование ради Другого (alter) или альтруизм – экзистенциально-глубинное и неустранимое, ибо, согласно Правой Вере, - Бог, по образу и подобию которого создан человек, «Сам Себя приносит Себе в жертву руками Своих сынов». Голгофа – вот наша крестная судьба, прообраз альтруизма. И Другой – даже не наша тень и не наш двойник, а неотъемлемая ипостась нашей самости. Я и Другой – как два неразрывно-сопряженных множителя (координата Я и импульс Другого) в квантово-механическом соотношении
неопределенностей Гейзенберга. И Другой – оборотная сторона меня. Арийско-ведийская мудрость гласит – tat twam asi («то ты еси»). И в «Пятикнижии Моисеевом» («Тора») в книге «Ваикра» предписывается свыше – «Не мсти и не храни злобы на сынов народа твоего, и возлюби ближнего своего, как самого себя: Я – Бог» (Ваикра 19:18; в Ветхом Завете – книга Левит 19:18). Один из величайших мудрецов Мишны, рабби Акива, сказал, что в этой заповеди - вся суть Торы (Сифра Кдошим, 4:12). С его точки зрения, все остальные заповеди
- производные от нее, ее детализация. А Иисус Христос в Нагорной проповеди универсализует и призывает – «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам
награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Евангелие от Матфея 5:43-48).
Русская суть изначально и эсхатологично почти маниакально проникнута устремлением исполнить высший долг самопожертвования ради Другого, ради «друзи своя» - «Сие есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою
за друзей своих» (Евангелие от Иоанна 15:12-13). Русский человек саможертвенен до самозабвения, до юродства самоотказа ради блага других и до безумия утопии. Как в 1926 году уловил этот порыв русской души Михаил Аркадьевич Светлов в стихотворении «Гренада»:
Я хату покинул, Пошел воевать, Чтоб землю в Гренаде Крестьянам отдать. Прощайте, родные, Прощайте, друзья - "Гренада, Гренада, Гренада моя!"
Мы мчались, мечтая Постичь поскорей Грамматику боя - Язык батарей. Восход подымался И падал опять, И лошадь устала Степями скакать. Но "Яблочко"-песню Играл эскадрон Смычками страданий На скрипках времен...
Сейчас Интернет переполнен перифразами «Он хату оставил, Пошел воевать, Чтоб землю в Афгане Крестьянам отдать», «Я хату оставил, Пошел воевать, Чтоб землю в Сухуми Абхазам отдать» и, наконец, «Он хату оставил, пошел воевать. Чтоб земли грузин Осетинам отдать...».
Русский человек, как хором заявляют русские гении, - это всечеловек и почти человекобог и в пределе Богочеловек, исполняющий свою высшую миссию освободить Бытие от оков сущего и построить Царство Божье на Земле согласно пророчествам Апокалипсиса. Русские большевики предстают сверххристианами – «в белом венчике из роз впереди Исус Христос». Как в самосожжении староверов, русский альтруизм дошел до надрыва и самоуничтожения и обернулся самотерроризмом. Впрочем, русский альтруизм советского периода – это
не только колхоз и ГУЛАГ, но и оправдавшие себя формы социальной справедливости и солидарности и межнациональных (межэтнических) и международных отношений. Запад и Восток многое взяли из прорывных достижений русского альтруизма.
Из крайности фанатичного альтруизма впал русский человек в крайность антиальтруизма, и русским народом овладела пандемия шкурничества, культа Золотого Тельца. С грязной водой самоотказных извращений выплеснули и здорового ребенка общинного (общего) дела, и народ рассыпался,
атомизировался и ожлобился. Почти каждый отстранился от Другого-друга, прежде всего в себе, а ведь через Другого – сопряжение со своим народом и с Родиной. И рушилась страна, к которой самые активные её граждане относились не как к своей Другой-дружеской, а как к чужой Другой-чуждой. И некому было защищать Родину и Друга, и положить душу «за други своя». Если ранее Другое обожествлялось, то ныне Другое сатанизируется. Другое – всегда двулико: одна сторона медали есть «орел» Другого-друга, а другая есть «решка»
Другого-чуждого. Ошкуривание русского человека сопряглось с перевертышем медали, и вместо «орла» наверх выпала «решка». И мутация русской души проявилась не только в социальном пофигизме, но и в этнозоологизме. В силу психоаналитической компенсаторной подмены, виновник собственной фрустрации усматривается не в себе, а в Другом-чужом (еврей, кавказец, якут, чукча, пиндос и т.д.). И первый импульс больной русской души – пойти против Иисуса Христа, призывавшего любить ближних и дальних и даже врагов своих, и обвинить
в своих бедах свою доброту к Другому. Мол, я жертвовал собой ради Другого, но где гарантия, что Другой пожертвует собой ради меня. И растерявши душу свою и уже не веря не только коммунистам с их культом альтруизма, ни также не веря Иисусу Христу и самому себе, многие русские люди легко пошли на разрыв социальных, межэтнических и международных связей и, более того, возомнили, что полный отказ от альтруизма оставит им больше благ.
Под лозунгом «хватит кормить нахлебников», под которыми подразумевались
как «свои» вооруженные силы и государственные структуры, так и доверившиеся России многие народы и страны, русские люди почти до основания разрушили своё общество и своё государство. Мол, широка страна наша родная, надо бы сузить, тогда оставшимся больше достанется. Забыли, что быть – значит иметь, а меньше иметь – значит меньше быть. Как сказано в Священном Писании – «Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Евангелие от Матфея 25:29). Это какими же надо было глупцами
стать, чтобы отрубить себе член, когда на нем вскочил шанкр, вместо того, чтобы лечить сифилис. А ведь отрубили, и до сих пор дурь в душах не прошла, зайдите на любой Интернет-форум, сколько злобы там против Советского Союза и «чурок», которых приходилось-де «кормить». Но, отрубив треть территории страны и половину населения, жить лучше не стали. Дожили до социального геноцида, растерялись, а сил собраться в народ и тем более в нацию нет, и деградируем и вымираем и избираем в правители над собой шкурников и
предателей по своему образу и подобию. «Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот» (Евангелие от Марка 3:24-25). И несмотря на лютый антиальтруизм, который царит ныне в больном русском обществе и в растерявшихся и даже мутирующих русских людях, стою на арийско-ведической заповеди tat twam asi («то ты еси») и на истине христианства – «Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем
сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим»: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Евангелие от Матфея 22:36-40). Таковы первоустои Правой Веры.
Однако же есть резон и в нынешнем антиальтруизме, порожденным извращениями фанатичного или утопического альтруизма. Факт, многие нынешние русские люди глубоко травмированы «евреями», «прибалтами», «кавказцами», «чурками»
и прочими Другими, которые обернулись и не «другами» вовсе, а «чужими», и мучили и гнали русских. Конечно, врач-психоналитик и любой виктимолог легко найдет первопричину травмы в самой жертве, ибо если человек теряет уверенность в достойном предназначении самого себя и своего народа, то он позиционируется как жертва, и хищник всегда найдется – и тут же найдется демагог из «своих», который ради своих шкурных целей разожжет «русский этнозоологизм» и выдаст его за «русский национализм». В то же время ясно, что
на открытом просторе Евразии нам, русским, придется и впредь жить бок о бок с Другими – как жили тысячи лет ранее. Как найти «золотую середину»? Ведь мера должна быть во всем, в том числе и при исполнении альтруистической заповеди.
Не будем изобретать велосипед, а обратимся к мыслям великих отечественных классиков. Конечно, общепризнанным всемирным классиком изучения альтруизма является Питирим Александрович Сорокин (1889-1968; смотри многие мои заметки о нём). Конкуренция и альтруизм – два экзистенциально-бытийных
устоя человеческой мотивации. Ясно, что гипертрофирование или абсолютизация или дисбаланс обеих приводит к разнообразным социальным и психологическим патологиям. А устойчивость как «разумному эгоизму», так и «разумному альтруизму» придает принцип взаимовыгодной кооперации, который осмыслен такими нашими великими обществоведами, как Петр Кропоткин, как учителя и друзья Питирима Сорокина – Максим Ковалевский, Евгений Де Роберти, Александр Чаянов, Николай Кондратьев и другие. Сошлюсь и на французского классика-социолога
Марселя Мосса (Marcel Vauss), на его работу о сути жертвоприношения (Essai sur la nature et la fonction du sacrifice /with Henri Hubert/, 1898) и особенно на его великий труд о сути дара (Essai sur le don, 1924; с текстами Марселя Мосса на русском языке можно ознакомиться в издании – Мосс М. Общества, обмен, личность: Труды по социальной антропологии / Перевод с французского, послесловие и комментарии А. Б. Гофмана. – Москва: Наука; Главная редакция восточной литературы, 1996).
С точки зрения «разумного
альтруизма», обоснованного в работах Марселя Мосса и Питирима Сорокина, экзистенциально-порочны такие расхожие понятия, как «дружба народов» или «безвозмездная помощь». Боже упаси жертвовать собой ради жертвы! Только взаимность, более или менее эквивалентный обмен – вот стабильная основа межпоколенных, межличностных, половых, межсемейных, межклановых, межэтнических и международных отношений. Обман и обмен – разные вещи, как блуд и любовь, кривда и правда. Нельзя одно подменять другим. Обман – подсовываешь Другое-чуждое
в обмен на Другое-дружественное, «орел» подменивается «решкой», а обмен – Другое-своё меняется на Другое-нужное, один «орел» на другой. Жертва же собой или своим родным – ради высшего Другого в самом себе. Жертва ради жертвы – это имитация, обрядоверие. Ибо обман – не только неэквивалентный обмен, но и безвозмездность. Пусть мазохист кому-то оказывает безвозмездную помощь и навязывается со своей любовью и дружбой, хорошим это не кончится, а спровоцирует ответную агрессию. Недаром говорят, что ни одно доброе
дело не остается безнаказанным. Да, любовь-дружба неустранимо саможертвенна, но не как мазохизм, а как интерсубъектность, как резонанс дающего дар и принимающего его.
Меня критикуют, с одной стороны, за якобы «имперскость», а с другой стороны, за якобы «толерантность». Если весь мир считать своим продолжением, как предписывается завет tat twam asi, то он – Другой-друг и потому является зоной моей ответственности. Почему я должен уступать его Другому-чужому, поворачиваться к нему задом, изолироваться?
При таком отношении к другому я потеряю и то, что имею. Экспансия – закон сущего, и если хочешь иметь своё место под Солнцем, то надо отвоевывать его у других конкурентов. Это – не ненавистная для сломленных и ошкурившихся «имперскость», а воля к быть. Нет такой воли к экспансии и глобализму – придется уходить со сцены. Нерадивому-ленивому русскому шкурнику не хочется нести бремя хранителя-распорядителя Heartland (Евразии) – будешь беженцем и изгоем. Сказано по данному поводу – «а негодного раба выбросьте во
тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Евангелие от Матфея 25:30). И по поводу «толерантности» - если берешь на себя ответственность за Heartland и за весь мир, то не заискивай перед малыми мира сего, перед детьми в семье и бедными в мире, а их своим примером и своим знанием и своим благожелательством, завещанным учителями человечества, веди к Богу и богатству, не развращая подачками и не унижая самоотказом.
Практически это означает, что естественной формой международной кооперации в рамках
естественных границ Heartland, примерно совпадающими с границами древнеарийской (курганной) общности, скифской культуры, тюркских каганатов, государства Чингисхана, Российской Империи, Советского Союза, - является союз стран-территорий по типу ЕС (Европейского Союза), к чему позавчера, кстати, в интервью Евроньюс призывал Далай-лама XIV. Предположим, в итоге российско-грузинской войны в состав этого Союза вошла Грузия. Многие нынешние русские люди против – грузины же нас ненавидят, и зачем нам брать их снова
на содержание. Но эта логика – совершенно глупая, ущербная. Ни о каких дотациях или безвозмездных поставок-вливаний из РФ для Грузии не должно быть и речи! Только на взаимовыгодной (возмездной) основе, через взаимовыгодное кооперирование. В Грузии есть немало активов, привлекательных для русского капитала, а в России имеется немало ресурсов, привлекательных для грузин. А любовь-дружба – дело житейское, сейчас подрались в кровь, а через час выпили и помирились и зауважали друг друга и стали вести вместе бизнес
на благо каждого из нас и наших народов. Пример – та же многоэтническая и многоконфессиональная Малайзия, в которой когда-то царили распри и дотации, а сегодня люди заняты выгодным общим делом и мирно процветают.
Многие русские ныне страдают комплексом неполноценности, поскольку привыкли проигрывать «чуркам» в конкурентной борьбе, и поэтому предлагают отгородиться от южан – тогда, мол, заживем в своё удовольствие. Успели забыть про развал СССР! Ведь тогда тоже уповали на «освобождение» России от «южного
подбрюшья» и на избавление от дотаций для южных республик и заодно на чуть ли не полный отказ от содержания вооруженных сил и чиновничества – вот тогда-де и наступит рай, и русский человек будет кувыркаться как сыр в масле. Провозгласили «суверенитет РСФСР», избрали Ельцина! И получили то, что получили. И всяческие «русские националисты» сейчас используют те же аргументы против экспансии русского капитала и против русского освоения Heartland. Собственная шкурность, а не надуманное чужое иждивенчество нас погубила
тогда и губит сейчас. Нешкурный же – это значит уверенный в себе русский человек, нацеленный на экспансию прежде всего в уже давно освоенном предками ареале своих жизненных интересов и далее во всём неудержимо-глобализирующемся мире.
Забудем про мазохистские выверты наподобие «дружбы народов» и «безвозмездной помощи», будем прагматичными «разумными эгоистами» и одновременно, как и любые успешные современные люди и народы, прагматичными «разумными альтруистами». Эгоизм и альтруизм – две ноги, две
половинки. А для реализации альтруистической ипостаси жизни необходима взаимовыгодная кооперация, как и завещал Иисус Христос и как учат Питирим Сорокин и Марсель Мосс.