Мало кому нравится гроза, хотя для кого-то она представляется очистительной и потому необходимой. Поэты восклицают – «Есть упоение в бою И бездны мрачной на краю, И в разъяренном океане, Средь грозных волн и бурной тьмы». Но то – поэты, люди экзальтированные, экстазирующие, пассионарные. А простой человек при грозе и буре вспоминает китайскую присказку – «Не дай Бог жить в эпоху перемен». Когда я говорю о периодах пассионарного перегрева в истории,
то часто встречаю проклятия. Мол, хватит с нас этих неспокойных пассионариев, дайте нам пожить комфортно. Но я вслед за своим учителем Львом Николаевичем Гумилевым лишь фиксирую неизбежный факт грозы и порыва в человеческих жизнях и человеческих обществах, как и в других динамичных проявлениях сущего. Ну не избавиться от революций, это неизбежный момент развития!
Интересно зафиксировать некоторые побочные проявления пассионарного перегрева. На нашей памяти – по меньшей мере три перевозбужденных
популяции: русская и еврейская несколько десятилетий назад и вайнахская в последние годы. Вспышка пассионарности сопровождается вспышкой терроризма. Столетие назад русские шахиды гоняли царя и его семью, взрывали-убивали Столыпина и друг друга. Еврейские пассионарии участвовали в Русской Революции и в то же время убивали друг друга – русский студент-сионист Хаим Зелиг Лубан стрелял в Париже 20 декабря 1903 года в лидера западных сионистов Макса Нордау, молодой еврейский пассионарий Игаль Амир убил в Тель-Авиве
4 ноября 1995 года израильского премьера Ицхака Рабина, и т.д. Русские большевики беспощадно расправлялись со своими не менее пассионарными «белыми» конкурентами, а взяв власть, принялись «чистить» друг друга. Вайнахи тоже не только устраняют чужих соперников, но и постоянно разбираются сами с собой, и сейчас как раз наблюдаем «горячую фазу» выяснения отношений между «кадыровцами» и «ямадаевцами».
Если вспомнить Тору (Пятикнижие Моисея),
то массовый террор против ошкурившися и павших ниц перед Золотым Тельцом древних евреев развязали еврейские пассионарии во главе с Моисеем и устроили «холокост», рубили всех подряд в еврейском стане – читайте и перечитывайте Главу 32 библейской книги Исход. Так что «Большой Террор» или «Большая Чистка» или «Ужас-1937» Иосифа Сталина мало чем отличается от кровавой бани геноцида-холокоста, устроенной согрешившим соплеменникам древнееврейским Моисеем. И евреи, кстати, не проклинают Моисея, а считают его святым и богоизбранным «отцом
и учителем народа».
Вывод – пассионарный перегрев и массовый террор и всякий «страх и ужас» и «гроза и буря» вполне естественны, и «бич Божий», как ни причитай, иногда необходим людям.
Еще один момент, присущий пассионарному перегреву – демографический подскок. Как ни истребляют пассионарии друг друга и окружающих, но обычно популяцию охватывает такой élan vital («жизненный порыв»), что поголовьё растет половодьем,
и численность народа увеличивается. В пассионарный период Русской Революции с 1897 по 1939 годы численность русских людей увеличилась в 1,5 раза (в 1897 году в Российской Империи насчитывалось 125 640 021 жителя, в 1939 году в Советском Союзе - 168,5 миллиона; сегодня в мире – около 137 миллионов русских). У вайнахов в их пассионарные годы тоже наблюдается демографический взрыв – «Статистика свидетельствует о возрастании численности чеченцев в России за межпереписной период /1989-2002 годы/
в 1,5 раза. Количество ингушей за тот же временной отрезок возросло и вовсе в 1,9 раз» (http://www.rustrana.ru/article.php?nid=26671).
Соответственно депассионаризация сопряжена с депопуляцией – и на наших глазах после шкурного Русского Самопредательства-1991 наблюдаем «русский крест», неуклонное снижение численности русской популяции.
Опыты на крысах показали, что популяция растет в суровой борьбе за выживание. Напротив, когда крысам создавали «потребительский рай», они переставали добросовестно усердствовать
в спаривании и теряли иерархичность сообщества и начинали практиковать беспорядочность сексуальность отношений и быстро деградировали и вымирали. Человеческие популяции не так уж далеко ушли от животных и тоже быстро развращаются потребительским соблазном и потому шкурничеством. И бескомпромиссная и доходящая до «Большого Террора» борьба пассионарного Моисея с поклонившимися потребительскому Золотому Тельцу евреями можно объяснить как механизм самозащиты популяции от вырождения. Пассионарность или
«очистительная гроза» реализует «санитарию леса», ибо природа мудрее наших попыток мародерски на халяву сорвать радости жизни, не затратив труда, пота и крови на их обретение и взращивание.