Хаккинен возвращается на трассу
Де ля Роза: надежность лучше мощности
16.50
Джордан представит не воспетых героев
Трулли добился заметного прогресса
16.30
Новый болид Sauber в Испании
BAR: дела все лучше
16.20
Jaguar: первые тесты нового болида
16.10
Героями тестов Валенсии стали Верстаппен и дождь
Первый день Benetton в Валенсии
16.00
У Ирвайна новый гоночный инженер
Год назад
04.40
Результаты тестов в Хересе, 15 января
04.00
Деннис: Поллок заплатил свой "вступительный взнос"
03.50
Результаты тестов в Валенсии, 15 января
03.40
Амбиции Баттона
Jaguar держит курс на Валенсию
03.30
Шумахер и Баттон о трэкшн-контрол
03.20
Первые испытания нового болида Prost
Баттон получил достойного преемника
01.00
Тодт дает оценку пилотам Ferrari
Ferrari проведет тесты в Хересе
00.50
Экклстоуна не беспокоит, кто владеет акциями SLEC
00.40
Ральф Шумахер об отношениях в команде
Обширные тесты BAR в Хересе
00.00
Экклстоун планирует провести Гран-При Бейрута
Williams: начало тестов 27 января
15 января 2001
23.00
Технический директор BAR о трэкнш-контрол
Култхард доволен сделкой
19.00
Трулли уверен в успехе в 2001 году
Баттон советует Райкконену
18.40
Vodac угрожает судебным разбирательством против Jaguar
18.30
Баттон: перспективы чемпионата
Монтойя изучает гоночные трассы посредством компьютерных игр
16.30
Воодушевление в Madonna di Campiglio
Мэннинг доволен контрактом тест-пилота
12.00
Предстоящая "шинная война" Остлера не беспокоит
Год назад
Bridgestone сделала Шумахера чемпионом?
Перевод выполнен Елизаветой Ковачевой
У компании Bridgestone - идеальная репутация. Она всегда абсолютно справедлива
и в равной степени готова помочь всем командам Формулы-1. Она также приняла на
себя огромную ответственность обеспечения Формулы-1 покрышками, заменив нелепо
ушедшую из спорта компанию Goodyear, и сумела завоевать одобрение начальства
Формулы-1, купив большинство рекламных щитов трасс Гран-При. В общем,
Bridgestone - просто образцовый член Формулы-1. Компания даже сумела
наладить отношения с прессой.
Но, несмотря на все ее добродетели, есть один факт, позволяющий усомниться в
непогрешимости Bridgestone. Это связано с Гран-При Японии 2000 года, которое
стало решающим для определения чемпиона сезона.
Можно было заметить, что в начале ушедшего сезона Ferrari и McLaren были
практически эквивалентны по конкурентоспособности.
Причем, на некоторых гонках McLaren могли дольше продержаться на треке по
сравнению с Ferrari, используя те же покрышки. И это означало безусловное
преимущество "серебристых стрел".
В других случаях Михаэлю Шумахеру приходилось выбрать немного более жесткую
резину по сравнению с McLaren, так как мягкий тип резины уже не подходил к
болиду Ferrari. Это опять же означало, что Шумахеру было сложнее справиться
с McLaren.
В Японии Bridgestone сделала очень странный ход.
Обычно компания привозит два разных типа резины на каждую гонку, даже если они
очень похожи между собой по поведению на треке. Это предоставляет командам
возможность выбора.
Но на этот раз в Японии никакой альтернативы не было.
Bridgestone объяснила это тем, что разработанный компанией более мягкий тип
резины еще не готов, и всем командам придется довольствоваться одним и тем же
типом резины средней жесткости. Эти покрышки были совсем новыми и более
стойкими к износу по сравнению с предыдущими.
Казалось более чем странным, что у Bridgestone Motorsport могли возникнуть
проблемы такого уровня после 4 лет работы в этой отрасли.
Мика Хаккинен сказал, что это не сыграло никакой роли, но технический директор
McLaren, Эдриан Ньюи, заметил, что эти покрышки "немного жестче, чем им того
хотелось" и сравнил их с жесткими покрышками, привезенными Bridgestone на гонку
в Сузуке в 1998 году. В тот раз, как он сказал, McLaren предпочла более мягкий
тип резины.
В результате, на Гран-При Японии 2000 года Хаккинену не удалось выйти в лидеры,
как это ему удавалось в предыдущих гонках, и после своего второго пит-стопа он
потерял 4,5 секунды на первом же круге, потому что машине не доставало
сцепления. В итоге, победа в гонке, да и чемпионский титул достались Михаэлю
Шумахеру.
Эти переживания уже в прошлом, но по-прежнему остается загадкой: что бы
произошло, если бы McLaren все-таки имела возможность выбрать мягкий тип
резины, который, кстати, был завезен спустя 2 дня в Малайзию.
Очевидно, что эту тему Bridgestone затрагивать не любит.
Компания хочет, чтобы ее репутация нейтрального участника Формулы-1 оставалась
незапятнанной, и было бы совсем несолидно, если бы она официально
симпатизировала какой-то определенной команде. С рационалистской точки зрения,
предпочтение Ferrari - часть маркетинговой стратегии компании Bridgestone. Хотя
в любом случае, в этом году победила бы машина, оборудованная шинами именно
этой компании.
Так какая же из команд была наилучшим выбором с точки зрения Bridgestone?
McLaren и Ferrari находились в равном положении, потому что каждая из этих
команд получает ежегодно 2 миллиона долларов на использование покрышек
Bridgestone. Жаловаться на покрышки было бы глупо: "зелен виноград". Для
Bridgestone было ясно, что и в смысле престижа, и в смысле потенциальной
сенсации Ferrari явно более выгодный выбор.
Если бы McLaren выиграла этот чемпионат, то титул стал бы для нее уже третьим
подряд, и эта новость не могла бы быть отнесена к разряду сенсационных. Зато
заголовки о победе Ferrari потрясли весь мир, ведь итальянская команда ждала
этого более двух десятилетий.
В плане престижа очевидно, что Mercedes-Benz сильно уступает Ferrari.
Так же смущает то, что у Bridgestone нет практически никаких деловых отношений
с Mercedes-Benz. Крупногабаритные машины Mercedes сходят с конвейера в
Штуттгарте на резине от Continental, а малогабаритные обычно оборудованы
покрышками Goodyear или Pirelli. Ferrari, в свою очередь, ежегодно покупает
около 15 тысяч покрышек Bridgestone. Этот рынок не слишком обширен, но он очень
престижен для Bridgestone.
Денежные прибыли здесь невелики, потому что сделать свое имя отождествляемым
с Ferrari - дорогое мероприятие, стоимостью примерно 1,5 миллиона долларов.
Эти деньги нужно затратить только на получение одобрения своей продукции
командой Ferrari.
Но присутствует и определенная отдача от этого инвестирования, потому что
покупатель Ferrari, как правило, обращает внимание и на марку покрышек,
которыми оборудована его машина. Большинство крупнейших автомобильных компаний
настаивают на том, чтобы их клиенты не меняли марку шин, потому что это может,
по их мнению, повлиять на маневренность машины и так далее.
Здесь также задействованы страховые интересы.
Шины фактически не поддаются ремонту, и потому замена покрышек развилась в
своего рода бизнес. Кстати, довольно быстро растущий, учитывая, что каждая
покрышка стоит порядка 300 долларов.
Так что, нравится это Bridgestone или нет, но с точки зрения престижа и в
меньшей степени финансовой прибыли, компания была заинтересована в победе
именно Ferrari. Это неприятно, но и поспорить с этим трудно.
Кстати, за 2 месяца до Сузуки стало известно, что Bridgestone собиралась
поспособствовать победе Ferrari в чемпионате.
Но, наверное, не стоит вкладывать в это слишком большой смысл. Ведь так?