Марк Смит: пятилетний контракт с Benetton
Benetton завершает испытания в Хересе
01.50
Результаты тестов в Хересе, 10 января
01.40
Результаты тестов в Сильверстоуне, 10 января
00.00
Jordan оказывает поддержку Autorace.com
Бадоер: тест-пилот Ferrari - много это или мало?
10 января 2001
18.00
Михаэль Шумахер наблюдает лунное затмение
Герхард Бергер: наш новый двигатель - сокровище
17.40
Гастон Маццакане - пилот Prost
Продуктивный день тестов для BMW Williams F1
16.00
Презентация Jordan on-line
Ferrari наслаждаются зимним отдыхом
15.50
Williams: второй день испытаний в Хересе
Arrows продолжает подготовку к автошоу
13.30
BAR объявляет состав тест-пилотов на сезон
Физикелла показывает второй результат дня в Хересе
03.50
Результаты тестов в Хересе, 9 января
03.25
Небезопасная безопасность
03.10
Частичная победа болельщиков Формулы-1 в Австралии
Умер писатель Андретти
01.30
AT&T - новый спонсор Jaguar
01.20
Монтеземоло поддерживает Рубенса: "Он гораздо лучше Ирвайна"
01.10
Рэйхал: респектабельность в 2001 году
01.00
Новая техническая команда Jaguar
В Ferrari все продолжают тренироваться
00.00
Формула-1 - господство высоких технологий
Физикелла вновь набирает форму
Копирование машин
Перевод выполнен Елизаветой Ковачевой
Главы команд сейчас высказывают свое недовольство в связи с тем, что Ален Прост
планирует в следующем сезоне использовать не только двигатели V10 Ferrari, но
и коробку передач Ferrari и даже заднюю подвеску. Это привело к
нареканиям о том, что болиды Prost слишком уж напоминают Ferrari.
Единственной командой, которая официально прокомментировала это событие, стала
Benetton. Флавио Бриаторе заявил, что не согласен с подобным мнением о схожести
болидов Prost и Ferrari. Циники Формулы-1 утверждают: то, что Флавио отрицает,
на деле и есть - истина.
Возможно, такая позиция Бриаторе и к лучшему, ведь уже стало известно: в
настоящее время в Фаэнце инженеры работают над тем, что соединяют заднюю часть
прошлогоднего болида Benetton с шасси Minardi, оснащая все это
двигателем Supertec.
Это уже не первый случай в истории Формулы-1: если оглянуться в прошлое, то
лучшим примером станет случай ни с кем иным, как с тем же Флавио Бриаторе,
который в 1994 году купил команду Ligier, чтобы завладеть ее двигателями
Renault.
Как только он этого добился, он не нашел ничего лучше, чем выслать одного-двух
конструкторов Benetton в Маньи-Кур, чтобы начать конструирование машины с
двигателем Mugen Honda. Результатом стал болид Ligier JS41, который был
настолько похож на Benetton, что FIA даже выслала своих технических экспертов,
чтобы оценить, насколько близки были в действительности эти две машины.
Соглашение воспрещает двум командам использовать машины одинаковой конструкции,
но в том случае было трудно доказать что-либо, кроме сильного сходства.
Некоторые команды-соперники были сильно недовольны, так как
чувствовали - у Ligier значительный потенциал. И они были правы.
Ligier завершила тот сезон на 5-й позиции в Кубке конструкторов, и JS41
выиграл Гран-При Монако 1996 года, что стало первой победой Ligier за 15 лет.
Кстати, считается, что болид Benetton B195 того времени был скорее болидом не
Benetton, а Reynard. Возможно, вы помните, что в 1990 году Бриаторе нанял
Джона Барнарда в Benetton.
В итоге, бывшая конструкторская группа Benetton перешла в Reynard, где они
начали создавать новый болид. Когда этот проект провалился, они вернулись в
Benetton, которая, в свою очередь, купила болид, который они создали.
Позже шасси этой машины стали основой конструкции шасси для Тихоокеанского
Гран-При, которые появились в 1994 году.
Larrousse 1992 года - другой пример машины, сильно похожей на другую. Она была
сконструирована той же группой специалистов, которые создали в 1991 году Fomet
1 для Fondmetal. На следующий год другая группа инженеров
сконструировала Fondmetal-92, который потом появился в качестве Forti-95.
Никаких мер ни в одном из вышеупомянутых случаев предпринято не было, и то, что
команда может скопировать заднюю часть или монокок другого болида, - никого
не волнует.
Действительно, человек, спонсирующий сооружение болида Формулы-1, обладает
интеллектуальной собственностью на этот проект. Но никто не может помешать
продаже этого проекта другой команде. Это вполне легально.
Известный случай связан с командой Arrows: в 1978 году она была обвинена и
признана виновной в сооружении точной копии Shadow.
Это дело было улажено в британском гражданском суде, но очевидно, что такое не
могло произойти, если только обе команды заранее не одобрили идею идентичности
своих машин.
Такая стратегия очень выгодна крупному автомобилестроителю, который хочет иметь
в распоряжении более чем одну конкурентоспособную команду. Здесь срабатывает
так называемый "эффект масштаба". Конструкторы создают один тип машин сразу для
двух команд, соответственно, тем самым снижая производственные издержки. Если
машины к тому же оказываются успешными, то их привлекательность для спонсоров
возрастает в два раза. Вот почему поставка Ferrari команде Prost не только
двигателей, но и прочих деталей машины, - большой плюс для Маранелло.
К тому же, две конкурентоспособные Prost явно сделают жизнь McLaren, основного
соперника Ferrari, более тяжелой. Та же логика присутствует и в ситуации с
Benetton и Minardi: обе команды будут использовать двигатели Renault и,
возможно, итальянская команда в один прекрасный день станет вторым партнером
Renault, вероятно, используя двигатели Nissan.
Даже если бы FIA утвердила постановление о неправомочности копирования машин
и отменила бы передачу права интеллектуальной собственности, все равно было
бы очень трудно отследить нарушения.
Право собственности можно скрыть, и потому команды могут продолжать оспаривать
схожесть форм и размеров своих болидов.