Контракт Шумахера с Ferrari: продолжение следует?
Бернольди в Minardi?
00.05
Ferrari не запретят проводить тесты в Италии
Жан Тодт: "Буду удовлетворён повторением прошедшего сезона"
00.00
Тодт начинает переговоры с Ferrari
Дженсон Баттон: "Я буду агрессивнее"
12 января 2001
16.00
Шумахер о возможных изменениях в техническом регламенте
Ferrari представит новую команду 29 января
15.50
Комментарии Jaguar по поводу "шинной войны"
13.20
Прогнозы Шумахера на 2001 год
Год назад
04.15
Названа дата представления Ferrari 2001 года
02.00
Реакция Шумахера на слова Херберта
Arrows: испытания перед тестами в Валенсии
00.00
Жене дволен переходом в Williams
Култхард не спешит с прогнозами
Мюррей Уокер о сезоне прошлом и будущем.
Часть II
Перевод выполнен Константином Седовым
Jaguar - несомненно крупнейшее разочарование сезона. Что было не так... На мой
взгляд, так это переход от очень тесной команды под управлением очень опытного
Джекки Стюарта к грандиозной корпорации. Управление передали Нилу
Ресслеру, он приятнейший в общении парень и доказал свои способности, подняв
империю Ford на вершину во всем мире. Но он не слишком знаком с Формулой-1.
Формула-1 - жутко сложный бизнес. Банальная логика утверждает, что успешные
команды управляются опытными, жесткими, твердыми людьми. Не великодушными
диктаторами, а диктаторскими диктаторами. Рон Деннис, Эдди Джордан,
Фрэнк Вильямс - все они очень сильные люди, многие годы работающие в этом
бизнесе, знакомы с его историей, и к тому же умелые политики.
Не хочу, чтобы подумали, будто я критикую Нила Ресслера, ведь это не так.
Jaguar, я думаю, был бы еще глубже без него, но это слишком много - бросить
его в омут в таком особом бизнесе, как Формула-1, и ожидать от него
успехов. Зная то, что произошло, легко увидеть, что гоночные возможности
Jaguar завязли в маркетинговых амбициях. Люди из маркетингового отдела бежали
быстрее, чем ноги гоночной команды физически позволяли. Сейчас это легко
говорить - мне не нужно принимать решения, и дело было год назад. Я думаю,
Jaguar нужно будет много времени, чтобы добиться толку. Они сейчас всё делают
правильно. У них есть Нил Ресслер в качестве руководителя, и он
будет принимать правильные решения о том, каково их место в империи Ford. У
них есть Бобби Рэйхал, который имеет большой гоночный опыт, является хорошим
администратором, и умеет обращаться с людьми. Но ему пришлось
перейти из ChampCar в Формулу-1, а это не будет легким переходом. Я уверен,
что он сделает это, и я уверен, что он именно тот, кто нужен, но это потребует
времени.
Успех Jaguar придет года через три, на мой взгляд. Я верю, что они здесь
надолго, и я верю, что они всё делают правильно. Я уверен, что это сработает,
поскольку Як Нассер (Jac Nasser), главный человек в Ford, убежден в
возможности этого. Но не в 2001. Нужны не только администраторы, политики и
двигатель, нужно получить еще и правильных пилотов. Эдди Ирвайн показал, что
в правильной обстановке он может проделать отличную работу. Он
победил в четырех гонках в прошлом сезоне, и две из них в отсутствие Михаэля
Шумахера, так что он отличный гонщик. Он не суперзвезда уровня Шумахера или
Хаккинена, но определенно на уровне Култхарда-Баррикелло. Лучано
Бурти, для меня, хоть он и отличный парень, не может быть поставлен в один ряд
с Дженсоном Баттоном. Я надеюсь, что я не прав, поскольку у него не было шанса
проявить себя. Ему пришлось буквально впрыгнуть в машину, в день гонки в
Австрии, и он проделал отличную работу, так что я возможно несколько
несправедлив. Он может оказаться прирожденным гонщиком, но пока я оставляю
сомнения.
Ирвайн и Панис были бы более удачной комбинацией для целей Jaguar, чем Ирвайн
и Бурти. Хотя это может быть не так. Бурти чертовски хороший тест-пилот, но ему
нужно время, чтобы набрать скорость в гонках, и он с Ирвайном может оказаться
хорошей, если не идеальной, парой. Когда Бурти получит уже некоторый опыт гонок
Формулы-1, он может оказаться фантастическим.
Когда я впервые услышал о том, что в Sauber хотят взять Кими Райконена, я решил,
что им нужно срочно сделать сканирование мозга. Но нужно ли было проверять
мозги Фрэнку Вильямсу, когда он рискнул с Дженсоном Баттоном? Я не хочу
показаться грубым, но если бы в Sauber был Михаэль Шумахер, они бы всё равно не
выигрывали гонок. Кими Райконен может оказаться такой же удачной ставкой, как и
Дженсон Баттон для Williams. Кто знает? Всё, что можно сказать, Петер Sauber -
крайне храбрый человек, чтобы назначить такого неопытного парня гонщиком в
Формулу-1.
Но во времена турбо люди переходили прямо из Формулы-3 со 120 лошадиными силами
на машины с 1200 лошадиными силами, и им это удавалось. Так что может быть мы
просто слишком привыкли к переходам из Формулы-Ford в Формулу-3, потом
Формулу-3000 и Формулу-1. Может быть, у нас не хватает смелости взглядов, чтобы
оценить, что можно брать кого-то, говорить ему - садись и езжай - и он поедет.
Так что раз я говорю, что моей первой реакцией было желание проверить мозги
Зауберу, то возможно сканировать мозг нужно именно мне.
Я не знаю, насколько хорош Ник Хайдфельд, поскольку в Prost у него не было
шансов проявить себя. Райконен - неизвестная величина. Даже если он гениален,
это будет его первый год в Формуле-1 и ему нужно учиться. Не вижу
ни малейших причин для Sauber выступить лучше, чем в ближайшем прошлом.
Если говорить о команде Prost, прежде всего хочу признать, что я большой
поклонник Алена Проста. Я был очень возбужден, когда он купил Ligier, и считал,
что он превратит плохо выступающую команду в хорошо выступающую, но
он определенно не сумел этого сделать. Теперь многие полагают, что во многом
это была вина самого Проста, ведь он не проявил себя прирожденным управленцем.
Но теперь положение команды выправляется.
Прежде всего, был или нет двигатель Peugeot хорошим, отношения между Простом и
Peugeot определенно были плохими. Теперь у него есть проверенный продукт в виде
двигателя Ferrari. У него есть Джоан Вильяделпрат, опытный, коварный,
политически сильный, организованный руководитель команды. У него есть Генри
Дюран, аэродинамик McLaren. Так что Prost будет гораздо более конкурентным,
если и не в 2001 году, то точно после него. Надеюсь, что 2001 год пройдет для
них лучше, чем 2000. Изменится настрой, а это может решить исход дела.
Minardi, даже если получит двигатель Supertec, как я надеюсь, уже поздно и я
не думаю, что они будут готовы вовремя. Я не представляю, чтобы они выступили
лучше, чем в прошлом сезоне.
Будет интересно посмотреть на результаты Arrows, поскольку за их новым
поставщиком двигателей, AMT, есть некоторые громкие имена. В машине 2000 года
он уже оказался быстрее двигателя Supertec, так что Arrows может оказаться
сильнее, но они не смогут обойти Williams, не говоря уж о McLaren и Ferrari.
Определенно перетряхнет всю Формулу-1 одно событие - возвращение Michelin,
после 17 лет их отсутствия. Я восхищаюсь и уважаю Michelin, поскольку что бы
они ни делали, они это делают хорошо. Я долго был в шинном бизнесе, и Michelin
всегда был лучшей маркой - они разработали радиальные шины для серийных машин,
и это оказался великолепный продукт. Они были первыми, кто имел достаточно
инициативы, смелости и решимости создать радиальную шину для Формулы-1 - и это
сработало. Теперь все используют радиальные. Goodyear последовал их примеру.
Для меня совершенно не важен факт, что с 1984 года Michelin не участвовал в
Формуле-1, поскольку они до сих пор были плотно вовлечены практически во все
остальные виды автоспорта - особенно мотоспорт.
Я совершенно не сомневаюсь, что у них есть опыт, возможности, деньги, желание
и всё остальное, что нужно для успеха. Единственное моё сомнение в плане их
способности дать хороший бой Bridgestone - это возможность провести
необходимое количество тестов. Занятные особенности нынешней Формулы-1 - что в
ней можно делать, и что нельзя - должно быть, затруднили им разработку
конечного продукта. Но они сделают это, они доберутся.
Есть две команды, которые могут сильно выиграть от смелой ставки на Michelin,
это Williams и Benetton. От улучшения шин можно выиграть гораздо больше, чем от
улучшения чего-либо другого. Аэродинамика ведущих команд так близка, что я не
верю в возможность чьего-то прорыва. Двигатели настолько равны, что никто не
сможет заметно обойти по мощности Mercedes и Ferrari. Хотя сложно представить,
как Michelin сможет обойти Bridgestone в первый же год, это будет
дополнительным фактором неопределенности на 2001 год.
Я собираюсь бегать кругами, стараясь определить, какие шины будут лучше на
каждой из гонок. У нас есть новая игра. У Williams и Benetton больше всего
шансов выиграть или провалиться. Остальные не играют роли. Но лучшие команды
с шинами Bridgestone, McLaren и Ferrari, будет трудно достать, и еще труднее
обойти.
В ожидании прихода Toyota в 2002 году, стоит отметить, что им придется сделать
громадное усилие, чтобы как-то повлиять на этот спорт. Оценим сначала
положительные стороны. Прежде всего, Toyota громадна. Во-вторых, Toyota
из Японии, а японцы ничего не упускают, они стараются всё доделывать, и весьма
компетентны. Я могу только надеяться и предполагать, что Toyota приходит
надолго, поскольку они, как и Jaguar, не могут проиграть. Если Jaguar отступит,
их просто забросают тухлыми яйцами, и то же самое относится к Toyota. Для них
это будет позорным поражением.
Минусы в том, что это полностью новая команда
людей, у которых очень мало опыта в Формуле-1. Я не знаю, кто у них руководит
командой, но кто бы это ни был, у него нет опыта. Я знаю, что у них в
Кёльне огромная организация в 500 или 600 человек, но она настроена на ралли,
а не на Формулу-1. Нужно переориентировать её на Формулу-1, и нужно сделать это
быстро. А единственная организация Формулы-1, работавшая на континентальной
части Европы - это Ferrari. Prost не сумел добиться нормальной работы, Sauber
не сумел, Minardi не сумела. Против них очень многое, и они определенно не
добьются успеха в дебютный год. Но я думаю, в конечном счете они
победят, поскольку японцы всегда приходят надолго - у них есть планы на пять
лет, на десять. Toyota не думает о настоящем, как мы, они думают о конечном
результате. Это потребует времени.