Уже опубликовано несколько эссе из цикла "Трудные места Торы" (см. здесь, тут и там), но все было недосуг отредактировать старое мое вступление в тему. А ведь оно было написано еще в "Эш Атора" – как пособие для студентов. Думаю, здесь оно не будет лишним.
Когда Яаков почувствовал, что ему предстоит покинуть этот мир, он попросил, чтобы Йосеф, бывший вторым человеком в стране, не хоронил его в Египте. Обещание было получено, но Яаков также захотел, чтобы сын принес клятву.
Зачем? Ведь Йосеф хорошо представлял, какие трудности могут возникнуть: фараон и его слуги скорее всего потребуют, чтобы тело праведника лежало в земле Египта, принося благословение этой стране, или даже захотят сделать его могилу обьектом поклонения. Но если сын обещал исполнить просьбу отца, значит, он был уверен, что сумеет обойти все преграды.
Ответ таков: Яаков опасался не внешних преград, а внутренних сомнений. Как видно из дальнейшего, свои останки Йосеф велел похоронить в Египте, правда, сделав их недоступными для идолопоклонников. Он попросил забрать их только вместе с началом Исхода. Праведный Йосеф надеялся, что его могила праведника, хранящая след его заслуг и добрых дел, поможет сыновьям Израиля перенести муки египетского рабства. Возможно, из тех же соображений, он мог захоронить, хотя бы временно, прах отца в Египте…
Но Яаков, отец наш, знал правило: тот, кто связан, не может сам открыть дверь темницы. Чтобы потомки смогли покинуть землю рабства, его могила должна была находиться "на свободе", а не в стране фараонов.
Поэтому он захотел услышать клятву сына – в знак того, что даже внутренний голос не помешает исполнить данное слово.
Доказательство номер раз
2009-12-28 23:45
Мидраш сообщает, что, поскольку братья по-началу не поверили, что перед ними Йосеф, тот, чтобы рассеять их сомнения, показал им свое обрезание. Кроме того, что на первый взгляд это несколько нескромно, насколько обрезание в то время могло вообще служить доказательством? Мало ли кто тогда был обрезан - потомки Ишмаэля, потомки людей, обработанных Авраамом, может быть еще кто-то. Наверняка можно было придумать какое-то более реальное доказательство - например, сказать что-то, что знают только он и братья. Почему же тогда столь необычный способ?
Утилизация «арбат а-миним».
2009-12-28 23:45
Скажите, а как поделикатней избавится от "арбат а-миним", оставшихся с Суккота? Я правильно понимаю, что их нельзя просто так взять и выбросить? А что тогда? Спасибо!
На ту же тему
2009-12-29 01:35
В продолжение споров об отношении к нееврейским праздникам, поздравлениям и т.п. Кроме всех деталей закона, на мой взгляд, важно осознание общего вопроса - что мы хотим от России в этом контексте? Понятно, что не еврейская забота это решать. Именно, что не надо евреям этого решать. Но представление об этом важно для формирования отношения ко многим частным вопросам. Отношение к христианству, как известно, нетривиально. С одной стороны, для нееврея шаг от атеистеческого взгяда на мир к вере может только приветствоваться. Хотя идеологически христианство не является чистым монотеизмом, но оно провозглашает веру в Единого Творца. С другой стороны, для еврея, даже не воспринимающего себя как верующего человека, увлечение христианством является поражением, по одной простой причине. Ведь невозможно принять доктрину христианства, не отрицая собственного еврейства. На этих двух принципах можно определить отношение к государственной религиозности. Если религиозная структура государства не агрессивна, и не представляет опасности для евреев, то ей можно пожелать успеха в ее влиянии на государство. Россия как православная страна намного симпатичней, чем то, к чему могут привести ее попытки влиться любой ценой в семью европейских народов. Реставрация социалистических структур нереальна и возможна лишь на сравнительно краткие периоды. Главное - этот путь не даст реализации того творческого потенциала, которым Россия богата. Поэтому - поздравлять не буду (поскольку сам не праздную и праздновать не могу), но рад за них.
Уже опубликовано несколько эссе из цикла "Трудные места Торы" (см. здесь, тут и там), но все было недосуг отредактировать старое мое вступление в тему. А ведь оно было написано еще в "Эш Атора" – как пособие для студентов. Думаю, здесь оно не будет лишним.
Когда Яаков почувствовал, что ему предстоит покинуть этот мир, он попросил, чтобы Йосеф, бывший вторым человеком в стране, не хоронил его в Египте. Обещание было получено, но Яаков также захотел, чтобы сын принес клятву.
Зачем? Ведь Йосеф хорошо представлял, какие трудности могут возникнуть: фараон и его слуги скорее всего потребуют, чтобы тело праведника лежало в земле Египта, принося благословение этой стране, или даже захотят сделать его могилу обьектом поклонения. Но если сын обещал исполнить просьбу отца, значит, он был уверен, что сумеет обойти все преграды.
Ответ таков: Яаков опасался не внешних преград, а внутренних сомнений. Как видно из дальнейшего, свои останки Йосеф велел похоронить в Египте, правда, сделав их недоступными для идолопоклонников. Он попросил забрать их только вместе с началом Исхода. Праведный Йосеф надеялся, что его могила праведника, хранящая след его заслуг и добрых дел, поможет сыновьям Израиля перенести муки египетского рабства. Возможно, из тех же соображений, он мог захоронить, хотя бы временно, прах отца в Египте…
Но Яаков, отец наш, знал правило: тот, кто связан, не может сам открыть дверь темницы. Чтобы потомки смогли покинуть землю рабства, его могила должна была находиться "на свободе", а не в стране фараонов.
Поэтому он захотел услышать клятву сына – в знак того, что даже внутренний голос не помешает исполнить данное слово.
Доказательство номер раз
2009-12-28 23:45
Мидраш сообщает, что, поскольку братья по-началу не поверили, что перед ними Йосеф, тот, чтобы рассеять их сомнения, показал им свое обрезание. Кроме того, что на первый взгляд это несколько нескромно, насколько обрезание в то время могло вообще служить доказательством? Мало ли кто тогда был обрезан - потомки Ишмаэля, потомки людей, обработанных Авраамом, может быть еще кто-то. Наверняка можно было придумать какое-то более реальное доказательство - например, сказать что-то, что знают только он и братья. Почему же тогда столь необычный способ?
Утилизация «арбат а-миним».
2009-12-28 23:45
Скажите, а как поделикатней избавится от "арбат а-миним", оставшихся с Суккота? Я правильно понимаю, что их нельзя просто так взять и выбросить? А что тогда? Спасибо!
На ту же тему
2009-12-29 01:35
В продолжение споров об отношении к нееврейским праздникам, поздравлениям и т.п. Кроме всех деталей закона, на мой взгляд, важно осознание общего вопроса - что мы хотим от России в этом контексте? Понятно, что не еврейская забота это решать. Именно, что не надо евреям этого решать. Но представление об этом важно для формирования отношения ко многим частным вопросам. Отношение к христианству, как известно, нетривиально. С одной стороны, для нееврея шаг от атеистеческого взгяда на мир к вере может только приветствоваться. Хотя идеологически христианство не является чистым монотеизмом, но оно провозглашает веру в Единого Творца. С другой стороны, для еврея, даже не воспринимающего себя как верующего человека, увлечение христианством является поражением, по одной простой причине. Ведь невозможно принять доктрину христианства, не отрицая собственного еврейства. На этих двух принципах можно определить отношение к государственной религиозности. Если религиозная структура государства не агрессивна, и не представляет опасности для евреев, то ей можно пожелать успеха в ее влиянии на государство. Россия как православная страна намного симпатичней, чем то, к чему могут привести ее попытки влиться любой ценой в семью европейских народов. Реставрация социалистических структур нереальна и возможна лишь на сравнительно краткие периоды. Главное - этот путь не даст реализации того творческого потенциала, которым Россия богата. Поэтому - поздравлять не буду (поскольку сам не праздную и праздновать не могу), но рад за них.