Первая: 1 глава. 11 В те дни вышли из Израиля сыны беззаконные и убеждали многих, говоря: пойдем и заключим союз с народами, окружающими нас, ибо с тех пор, как мы отделились от них, постигли нас многие бедствия.12 И добрым показалось это слово в глазах их.13 Некоторые из народа изъявили желание и отправились к царю; и он дал им право исполнять установления языческие.14 Они построили в Иерусалиме училище по обычаю языческому 15 и установили у себя необрезание, и отступили от святаго завета, и соединились с язычниками, и продались, чтобы делать зло.
Вторая: 4 глава. 7 Но когда умер Селевк и получил царство Антиох, по прозванию Епифан, тогда домогался священноначалия Иасон, брат Онии,8 обещав царю при свидании триста шестьдесят талантов серебра и с некоторых доходов восемьдесят талантов.9 Сверх того, обещал и еще подписать сто пятьдесят талантов, если предоставлено ему будет властью его устроить училище для телесного упражнения юношей и писать Иерусалимлян Антиохиянами.10 Когда царь дал согласие и он получил власть, тотчас начал склонять одноплеменников своих к Еллинским нравам.11 Он отверг человеколюбиво предоставленные Иудеям царские льготы по ходатайству Иоанна, отца Евполемова, который предпринимал посольство к Римлянам о дружбе и союзе; нарушая законные учреждения, он вводил противные закону обычаи.12 Намеренно под самою крепостью построил он училище для телесного упражнения юношей и, привлекши лучших из юношей, подводил их под срамную покрышку.13 Так явилась склонность к Еллинизму и сближение с иноплеменничеством вследствие непомерного нечестия Иасона, этого безбожника, а не первосвященника,14 так что священники перестали быть ревностными к служению жертвеннику и, презирая храм и не радя о жертвах, спешили принимать участие в противных закону играх палестры по призыву бросаемого диска.15 Ни во что ставили они отечественный почет; только Еллинские почести признавали наилучшими.16 За это постигло их тяжкое посещение, и те самые, которым они соревновали в образе жизни и хотели во всем уподобиться, стали их врагами и мучителями;17 ибо нечестиво поступать против Божественных законов невозможно ненаказанно, как показывает наступающее за тем время. 6 глава. 1 Спустя немного времени царь послал одного старца, Афинянина, принуждать Иудеев отступить от законов отеческих и не жить по законам Божиим,2 а также осквернить храм Иерусалимский и наименовать его храмом Зевса Олимпийского, а храм в Гаризине, так как обитатели того места пришельцы,- храмом Зевса Странноприимного.3 Тяжело и невыносимо было для народа наступившее бедствие.
Итак, по Первой - беззаконные евреи сознательно предались злу, по Второй - всему виной один нехороший человек, первосвященник Ясон, совративший евреев, и афинский старец, введший нечестивые законы.
В чём разница? Первая книга - палестинская, для евреев земли Израиля, написана на иврите. Вторая - для евреев Александрии, написана по-гречески. Александрийским евреям нет смысла рассказывать о том, как палестинские безбожники соединились с греками и устроили гимнасий: они сами с греками живут уже многие десятилетия. Не будем же мы говорить нашей аудитории: "все беды из-за таких, как вы!", ведь других в Александрии просто нет. Что мы должны сказать? Что евреи хорошие, а плохой - корыстолюбивый первосвященник и афинский старец. А для палестинских главная проблема - местные эллинисты, их мы и обвиним.
Роль евреев:
Первая: 1 глава. 43. И многие из Израиля приняли идолослужение его и принесли жертвы идолам, и осквернили субботу.
Вторая: 6 глава. 3 Тяжело и невыносимо было для народа наступившее бедствие... 6 Нельзя было ни хранить субботы, ни соблюдать отеческих праздников, ни даже называться Иудеем.7 С тяжким принуждением водили их каждый месяц в день рождения царя на идольские жертвы, а на празднике Диониса принуждали Иудеев в плющевых венках идти в торжественном ходе в честь Диониса.8 Такое повеление вышло и соседним Еллинским городам, по наущению Птоломея, чтобы они так же действовали против Иудеев и заставляли их приносить идольские жертвы,9 а не соглашавшихся переходить к Еллинским обычаям убивали. Тогда-то можно было видеть настоящее бедствие.
В палестинской книге евреи покоряются указам, в александрийской - идут на смерть за заповеди. Недаром именно во Второй книге приведены истории об Элазаре, отказавшемся даже сделать вид, что ест свинину, и о матери семерых сыновей, которых изжарили опять-таки за свинину.
Состояние храма перед очищением
Первая: 1 глава. 38 Жители же Иерусалима разбежались ради них, и он сделался жилищем чужих и стал чужим для своего рода, и дети его оставили его.39 Святилище его запустело, как пустыня, праздники его обратились в плач, субботы его - в поношение, честь его - в уничижение. 4 глава. 37. И собралось все ополчение, и взошли на гору Сион.38 И увидели, что святилище опустошено, жертвенник осквернен, ворота сожжены, и в притворах, как в лесу или на какой-либо горе, поросли растения, и хранилища разрушены.
Вторая: 6 глава. 4 Храм наполнился любодейством и бесчинием от язычников, которые, обращаясь с блудницами, смешивались с женщинами в самых священных притворах и вносили внутрь вещи недозволенные.5 И жертвенник наполнился непотребными, запрещенными законом вещами.
В палестинской книге храм зарос травой и оставлен на два года, в александрийской - превращён в храм Зевса и функционирует в таком качестве. Почему? Если мы расскажем александрийскому еврею, что Иерусалимский храм уже два года не работает, реакция будет - ну и что? Он ведь всё равно туда не ездит, у него храм Хоньо в Гелиополисе есть. Если не храм Хоньо - то Большая александрийская синагога, где стоял служка с платочком. Что ему до прекращения служения? А если мы ему расскажем о идольском служении в Храме - это да, это его возмутит. А если мы, наоборот, сообщим палестинскому, что в Храме два года приносились жертвы Зевсу, он может подумать... что Бог навсегда оставил Свой храм, ведь как иначе Он мог это допустить? При том, что был первосвященник из рода Аѓарона, и он-то это всё и затеял! Возможно, Второй Храм изначально был неправильным? То-то в нём Шхины не было, и чудес, и пророчества... Поэтому мы лучше расскажем ему о запустении: это меньшая теологическая проблема.
А где же истина? Что за смешной вопрос, в самом деле.
Первая: 1 глава. 11 В те дни вышли из Израиля сыны беззаконные и убеждали многих, говоря: пойдем и заключим союз с народами, окружающими нас, ибо с тех пор, как мы отделились от них, постигли нас многие бедствия.12 И добрым показалось это слово в глазах их.13 Некоторые из народа изъявили желание и отправились к царю; и он дал им право исполнять установления языческие.14 Они построили в Иерусалиме училище по обычаю языческому 15 и установили у себя необрезание, и отступили от святаго завета, и соединились с язычниками, и продались, чтобы делать зло.
Вторая: 4 глава. 7 Но когда умер Селевк и получил царство Антиох, по прозванию Епифан, тогда домогался священноначалия Иасон, брат Онии,8 обещав царю при свидании триста шестьдесят талантов серебра и с некоторых доходов восемьдесят талантов.9 Сверх того, обещал и еще подписать сто пятьдесят талантов, если предоставлено ему будет властью его устроить училище для телесного упражнения юношей и писать Иерусалимлян Антиохиянами.10 Когда царь дал согласие и он получил власть, тотчас начал склонять одноплеменников своих к Еллинским нравам.11 Он отверг человеколюбиво предоставленные Иудеям царские льготы по ходатайству Иоанна, отца Евполемова, который предпринимал посольство к Римлянам о дружбе и союзе; нарушая законные учреждения, он вводил противные закону обычаи.12 Намеренно под самою крепостью построил он училище для телесного упражнения юношей и, привлекши лучших из юношей, подводил их под срамную покрышку.13 Так явилась склонность к Еллинизму и сближение с иноплеменничеством вследствие непомерного нечестия Иасона, этого безбожника, а не первосвященника,14 так что священники перестали быть ревностными к служению жертвеннику и, презирая храм и не радя о жертвах, спешили принимать участие в противных закону играх палестры по призыву бросаемого диска.15 Ни во что ставили они отечественный почет; только Еллинские почести признавали наилучшими.16 За это постигло их тяжкое посещение, и те самые, которым они соревновали в образе жизни и хотели во всем уподобиться, стали их врагами и мучителями;17 ибо нечестиво поступать против Божественных законов невозможно ненаказанно, как показывает наступающее за тем время. 6 глава. 1 Спустя немного времени царь послал одного старца, Афинянина, принуждать Иудеев отступить от законов отеческих и не жить по законам Божиим,2 а также осквернить храм Иерусалимский и наименовать его храмом Зевса Олимпийского, а храм в Гаризине, так как обитатели того места пришельцы,- храмом Зевса Странноприимного.3 Тяжело и невыносимо было для народа наступившее бедствие.
Итак, по Первой - беззаконные евреи сознательно предались злу, по Второй - всему виной один нехороший человек, первосвященник Ясон, совративший евреев, и афинский старец, введший нечестивые законы.
В чём разница? Первая книга - палестинская, для евреев земли Израиля, написана на иврите. Вторая - для евреев Александрии, написана по-гречески. Александрийским евреям нет смысла рассказывать о том, как палестинские безбожники соединились с греками и устроили гимнасий: они сами с греками живут уже многие десятилетия. Не будем же мы говорить нашей аудитории: "все беды из-за таких, как вы!", ведь других в Александрии просто нет. Что мы должны сказать? Что евреи хорошие, а плохой - корыстолюбивый первосвященник и афинский старец. А для палестинских главная проблема - местные эллинисты, их мы и обвиним.
Роль евреев:
Первая: 1 глава. 43. И многие из Израиля приняли идолослужение его и принесли жертвы идолам, и осквернили субботу.
Вторая: 6 глава. 3 Тяжело и невыносимо было для народа наступившее бедствие... 6 Нельзя было ни хранить субботы, ни соблюдать отеческих праздников, ни даже называться Иудеем.7 С тяжким принуждением водили их каждый месяц в день рождения царя на идольские жертвы, а на празднике Диониса принуждали Иудеев в плющевых венках идти в торжественном ходе в честь Диониса.8 Такое повеление вышло и соседним Еллинским городам, по наущению Птоломея, чтобы они так же действовали против Иудеев и заставляли их приносить идольские жертвы,9 а не соглашавшихся переходить к Еллинским обычаям убивали. Тогда-то можно было видеть настоящее бедствие.
В палестинской книге евреи покоряются указам, в александрийской - идут на смерть за заповеди. Недаром именно во Второй книге приведены истории об Элазаре, отказавшемся даже сделать вид, что ест свинину, и о матери семерых сыновей, которых изжарили опять-таки за свинину.
Состояние храма перед очищением
Первая: 1 глава. 38 Жители же Иерусалима разбежались ради них, и он сделался жилищем чужих и стал чужим для своего рода, и дети его оставили его.39 Святилище его запустело, как пустыня, праздники его обратились в плач, субботы его - в поношение, честь его - в уничижение. 4 глава. 37. И собралось все ополчение, и взошли на гору Сион.38 И увидели, что святилище опустошено, жертвенник осквернен, ворота сожжены, и в притворах, как в лесу или на какой-либо горе, поросли растения, и хранилища разрушены.
Вторая: 6 глава. 4 Храм наполнился любодейством и бесчинием от язычников, которые, обращаясь с блудницами, смешивались с женщинами в самых священных притворах и вносили внутрь вещи недозволенные.5 И жертвенник наполнился непотребными, запрещенными законом вещами.
В палестинской книге храм зарос травой и оставлен на два года, в александрийской - превращён в храм Зевса и функционирует в таком качестве. Почему? Если мы расскажем александрийскому еврею, что Иерусалимский храм уже два года не работает, реакция будет - ну и что? Он ведь всё равно туда не ездит, у него храм Хоньо в Гелиополисе есть. Если не храм Хоньо - то Большая александрийская синагога, где стоял служка с платочком. Что ему до прекращения служения? А если мы ему расскажем о идольском служении в Храме - это да, это его возмутит. А если мы, наоборот, сообщим палестинскому, что в Храме два года приносились жертвы Зевсу, он может подумать... что Бог навсегда оставил Свой храм, ведь как иначе Он мог это допустить? При том, что был первосвященник из рода Аѓарона, и он-то это всё и затеял! Возможно, Второй Храм изначально был неправильным? То-то в нём Шхины не было, и чудес, и пророчества... Поэтому мы лучше расскажем ему о запустении: это меньшая теологическая проблема.
А где же истина? Что за смешной вопрос, в самом деле.