Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Хасидус по-русски

  Все выпуски  

Фабрика по производству хаоса.


Фабрика по производству хаоса.
2009-12-02 15:35

Обычно встреча Яакова и Эйсава рассматривается как конфликт двух различных восприятий мира. Эйсав утверждает, что этот мир создан только для получения удовольствий по максимуму. Яаков утверждает, что этот мир в гораздо большей степени инструмент для достижения цели, а не сама цели. Естественно, что такие разные взгляды приводят к тому, что Эйсав и Яаков расходятся в разные стороны, как физически так и духовно.

Но есть и другой, в каком-то смысле более важный аспект встречи Яакова и Эйсава. Несмотря на то, что Яаков воспринимается нами как стоящий на более высоком уровне, чем Эйсав, важно учитывать то, что корни их душ происходят из разных миров, и корень души Эйсава выше корня души Яакова. Корень души Яакова происходит из мира Тикун (упорядоченного мира исправления), а корень души Эйсава - из мира Тоху (значительно более интенсивного мира хаоса.)

Свет мира Тоху (мира хаоса) гораздо сильнее света мира Тикун (мира исправления). Из-за интенсивности света в мире Тоху, сосуды в которые попадает этот свет не выдерживают и разбиваются, порождая перекошенные личности вроде Эйсава. Но при всех своих перекосах Эйсав предшествует Яакову, и то что он рождается первым отражает очерёдность мироздания.

Бааль аТания объясняя "И послал Яаков ангелов перед собой к Эйсаву..." (Берешит 32:4) говорит что "перед собой" подчёркивает второстепенность Яакова перед Эйсавом, и то что мир Тоху находится выше мира Тикун. Яаков хотел получить доступ к свету мира Тоху, так как считал что Эйсав уже трансформировал свою неудержимую страсть к нижнему в такую же неудержимую страсть к высокому.

Когда Яаков говорит Эйсаву "И я приобрёл быка и осла..." (Берешит 32:6), то он имеет ввиду намёк на приход машиаха. Бык - это машиах бен Йосеф (символ Йосефа это бык), а осёл - это конечно же тот осёл, на котором приезжает машиах - Машиах бен Давид. Другими словами Яаков говорит Эйсаву - я закончил свою работу, мир готов к приходу машиаха, дело за малым. Для того чтобы запустить все это в действие нужен очень сильный свет - свет мира хаоса.

После того, как вернувшиеся ангелы объяснят Яакову, что те изменения которых он ожидал в брате ещё не произошли, и он не сможет получить свет Тоху от Эйсава, Яакова принимается за создание своего собственного источника света Тоху. Первое что он делает - это разделение своего лагеря на две части, так как два - это число, которое характеризует мир хаоса, (в то время как мир исправления характеризуется числом три).

Число два подразумевает полярность: правое и левое, вверх и низ, и так далее. Сфирот мира Тоху существуют отдельно друг от друга, в то время как в мире Тикун каждая сфира содержит в себе все остальные сфирот. В мире Тоху нет места для сложных структур - всё слишком интенсивно. В мире хаоса Хесед - это настоящий бескомпромиссный Хесед, без примеси Гвуры. Каждое качество проявлено максимально, и нет никаких плавных переходов и полутонов. Присутствует либо правое, либо левое; или достоинство, или недостаток - нет ничего посередине или одновременно. Это и есть мир Хаоса - мир числа 2.

В мире Тикун - мире исправления - правое и левое порождают третье качество, так называемую среднюю линию. В этом состоянии даже в ситуации строгого суда есть место для проявления мягкости. Этот мир гораздо богаче цветами и оттенками. Но из за системы сдерживающих и уравновешивающих сил, свет этого мира гораздо слабее. Таков мир исправления - мир числа 3.

Интересно отметить, что одна из наиболее ярких иллюстраций этих понятий в повседневной жизни - это работа человеческого сознания. Сознание находящееся на уровне мира Хаоса находится в суженном состоянии, и просто не в состоянии воспринимать больше чем один объект в каждый момент времени. Такое суженное сознание просто не может вместить в себя две противоположных идеи. Расширенное сознание способно воспринять противоположности и понимать сложные вещи.

Для того чтобы получить возможность двигаться дальше уже без помощи Эйсава, Яакову пришлось разделить свой лагерь на двое - создав область полярного, примитивного восприятия, тем самым отражая бескомпромиссную реальность мира Хаоса. Такой подход позволил соединить то, что по определению не соединяется, что и положило начало новому этапу развития, в котором можно обойтись и без Эйсава.

Забытая эсхатология
2009-12-02 15:35
Авот 2:15-16
Раби Тарфон говорил: «День короток, а работы много и работники ленивы, но вознаграждение велико и Хозяин торопит». Он часто повторял: «Не тебе предстоит завершить работу, но ты не аристократ (бен-хорин), чтобы быть от нее свободным. Если ты посвятил изучению Торы много [времени и сил], то дадут тебе щедрое вознаграждение; твой Хозяин, верный Своему обещанию, оплатит тебе труды твои. Но знай, что праведники будут вознаграждены в грядущем мире».
Традиционное понимание этих двух мишнайот - они целиком говорят о задаче изучения Торы (Рамбам, Бартенура).
Однако если "не тебе предстоит завершить работу", значит, имеется в виду общая огромная работа всего человечества, в которой все участвуют от которой никто не может считать себя свободным. Но если вторая мишна говорит об общей работе по исправлению мира, возможно, и первая - о ней же? Тогда "работники ленивы" - это все люди, не торопящиеся исправлять мир, в котором действительно есть что исправлять. А что в таком случае означает "день короток"? Мне кажется, "до конца света остаётся мало времени, вот-вот будут подведены итоги, что удастся сделать - то и удастся". Известно, что в те времена ожидали конца света если не со дня на день, то с года на год.

В таком случае эта мишна должна рассматриваться в контексте эсхатологии мишнаитского времени.

Кто кого, или притча о губернаторе
2009-12-02 15:35
Тут даве супруга моя замечательная ([info]chana_yana ежели кто не в курсе) урок слушала. Говорит, про шломбаис. Я ей верю. И раввинша рабанит, урок дававшая, поделилась такой вот притчей.

Что ехал однажды губернатор штата Техас на машине. С женою своею. (Поясню для неамериканцев: здесь губернаторы ездят на машинах сами часто. Без водителя. Нравится им, наверное...) И проезжали они через некий городок, где губернатор решил как-раз заправиться. И пока заправлялись они, обратил он внимание, что жена евоная засмотрелась на мужика, их заправлявшего и задумалась о чем-то. Губернатор, оно ведь не сапожник. Губернатор - он мужик умный. Вспомнил, что жена родом как раз из этого городка, сложил одно к одному, а другое к другому. Заняло у него это как раз закончить заправляться и из городка выехать.

- Скажи, - грит, - жена моя дорогая, именины сердца моего. Ты ведь родом из этого городка?
- Да, дорогой.
- И был у тебя здесь ухажер во время оно?
- Это уж как водится.
- А не на него ли ты случаем на заправке засмотрелась?
- На него, болезного...
- А позволь мне, жена моя замечательная, угадать, о чем ты думала, на него глядючи. Думала ты, верно, что если б замуж за него вышла, была бы сейчас женою заправщика?
- Нет, муж мой мудрый, не о том. А думала я, что если б замуж за него вышла бы, был бы он сейчас губернатором штата Техас.

Такая вот притча. И жене моей она очень понравилась (еще бы!). А мне - нет. Вот вроде все в порядке, а что-то свербит и напрягает... И не могу понять, что...

А вам как? Понра? Или тож напрягает?

Лист Талмуда для начинающих. Тема: куда подняться и зачем? Плюс «пара замечаний″.
2009-12-02 16:35
Чтобы блог не простаивал (а в этом мире все должно работать, ибо "день короток, работы много, а Хозяин подгоняет"), предлагаю вам пост из цикла "Даф-йоми", Ежедневный лист Талмуда. Вернее, снова вывешиваю здесь одну из своих заметок на талмудическую тему, которым вот уже семь с половиной лет, - ну, так ведь Талмуд не устаревает, не правда ли?)
Итак, трактат "Кидушин", лист 69.

Titul

(Read more ...)

Сообщество людей, практикующих ортодоксальный Иудаизм 2009-12-02 12:21:59
2009-12-02 19:35
Господа! А где в сети есть רמביים הלכות מלכים с огласовками(!)

P.S. и на русском было-бы не плохо, но огласованный текст важнее. Если у кого есть лично и проблемма переслать,
то мне хотя-бы פרק י
Всем спасибо

Раздел Ваишлах
2009-12-02 19:35
Недельный раздел Торы "Ваишлах".
Для начинающих -
здесь. Заодно - история про раби Ицхака Зеева Соловейчика (Брискер-ров).
Для начинающих-плюс -
здесь. Заодно там же - некая личная история (как раз в стиле ЖЖ).
Для "продвинутых" -
здесь. Кстати, она из цикла "Трудные места в Торе". Название - "Резня в Шхеме". И еще кстати: там, на сайте Толдот.ру, можно отныне оставлять свои комменты. Вы будете одними из первых!

Евреи и Иерусалим
2009-12-02 19:35
Из бесед Любавичского Ребе

Художник Ривка Беларёва

click to comment
Эти слова сказаны Ребе на хасидском фарбренгене весной 1980-го года, когда весь мир был взволнован вторжением советских войск в Афганистан. Сейчас они звучат более чем актуально...
В трактате «Брахот» и других книгах Талмуда говорится о битве огромных армий, именуемых Гог и Магог. Их противостояние, как можно предполагать, несет большую угрозу и беспокойство для евреев. Но Раши, комментируя один из таких отрывков, пишет, что есть угроза еще более страшная:

проникновение «тарбут ра» - враждебной нам культуры извращенных обычаев в еврейский дом. Он приводит доказательство: во втором псалме Давида задается вопрос: «Зачем волнуются народы?» Однако наш повелитель не выражает по этому поводу никаких личных эмоций.

А в третьем псалме, который Давид написал во время бегства от собственного сына Авшалома, восставшего против него, сказано: «Тяжело мне очень…»
Парадоксально: в предыдущем псалме говорится о движении несметного войска, о том, что цари и вельможи «держат совет против Всевышнего и помазанника Его» и, тем не менее, Давид не переживает это так, как раскол в семье...

Более того, он бросает врагам евреев с насмешкой: «Восседающий на небесах усмехается; Г-сподь смеется над ними...» Давид совершенно спокоен, он уверен в том, что враги сгинут, а еврейство утвердится навек. Творец обращается к повелителю евреев: «Проси у Меня, и Я отдам тебе уделы народов, будет владение твое до краев земли...»

На чем строится уверенность Давида? У него нет большой армии и мощных ресурсов, но зато ему дано увидеть и почувствовать Волю Творца. Поэтому его перо выводит такие строки: «Выступают племена понапрасну...»

То есть: воинственные замыслы, кровожадные речи и даже обмен ударами не приведет ни к чему. Это надо помнить сейчас, когда происходит конфликт в Афганистане и другие события... Хотя народы волнуются, а их лидеры строят гигантские планы, но обернется это упомянутым в псалме словом «рейк», пустотою...

Да, значительная часть этих планов направлены против евреев. Но, поскольку еврейский народ неразрывно связан с Творцом, то исполняется обещание: «И вот не дремлет и не спит Страж Израиля...»

Иерусалим сбережет евреев
В книге пророка Ехезкеля, где сказано о войне Гога и Магога, упоминается Иерусалим. Неужели он окажется в руках врага? Ни в коем случае! Войны будут бушевать за пределами Святой Земли. А Иерусалим сбережет евреев, где бы они ни находились. Ведь это город, где страх перед небом раскрывается с наибольшей полнотою. Цельность в мыслях рождает цельность бытия. Поэтому Иерусалим и Святая Земля будут стоять непоколебимо.

Народы мира? О них Давид говорит в своем псалме: «Восседающий на небесах усмехается, Г-сподь смеется над ними...»

Так же должны вести себя и евреи. Надо относиться к заговорам и конфликтам народов мира с презрением и насмешкой, не принимать их всерьез, не верить, что за ними стоит хоть какая-то толика мудрости и правды.

А «конфликт с Авшаломом», разлад между отцом и детьми? Вот здесь нужно действительно не жалеть душевных сил, стараясь воспитать из своих сыновей настоящих евреев, евреев Торы. И страдать, и мучиться, и, несмотря ни на что, пытаться снова.

Со стороны может показаться, что родительским мучениям нет конца. Нет, конец есть. Сказано, что когда Мошиах раскроется, он «повернет сердца отцов к сыновьям» и затем «сердца сыновей к отцам». И они вместе отправятся встречать Мошиаха - дети впереди, а родители, направляя их, следом. И Б-жественное веселье будет над их головами, отныне и навсегда.

Лист Талмуда для начинающих. Тема: куда подняться и зачем? Плюс «пара замечаний″.
2009-12-02 19:35
Чтобы блог не простаивал (а в этом мире все должно работать, ибо "день короток, работы много, а Хозяин подгоняет"), предлагаю вам пост из цикла "Даф-йоми", Ежедневный лист Талмуда. Короче говоря, снова вывешиваю здесь одну из своих заметок на талмудическую тему, которым вот уже семь с половиной лет, - ну, так ведь Талмуд не устаревает, не правда ли?)
Итак, трактат "Кидушин", лист 69.

Titul

(Read more ...)

Фабрика по производству хаоса.
2009-12-02 19:35

Обычно встреча Яакова и Эйсава рассматривается как конфликт двух различных восприятий мира. Эйсав утверждает, что этот мир создан только для получения удовольствий по максимуму. Яаков утверждает, что этот мир в гораздо большей степени инструмент для достижения цели, а не сама цель. Естественно, что такие разные взгляды приводят к тому, что Эйсав и Яаков расходятся в разные стороны, как физически так и духовно.

Но есть и другой, в каком-то смысле более важный аспект встречи Яакова и Эйсава. Несмотря на то, что Яаков воспринимается нами как стоящий на более высоком уровне, чем Эйсав, важно учитывать то, что корни их душ происходят из разных миров, и корень души Эйсава выше корня души Яакова. Корень души Яакова происходит из мира Тикун (упорядоченного мира исправления), а корень души Эйсава - из мира Тоху (значительно более интенсивного мира хаоса.)

Свет мира Тоху (мира хаоса) гораздо сильнее света мира Тикун (мира исправления). Из-за интенсивности света в мире Тоху, сосуды в которые попадает этот свет не выдерживают и разбиваются, порождая перекошенные личности вроде Эйсава. Но при всех своих перекосах Эйсав предшествует Яакову, и то что он рождается первым отражает очерёдность процесса создания миров.

Бааль аТания объясняя "И послал Яаков ангелов перед собой к Эйсаву..." (Берешит 32:4) говорит что "перед собой" подчёркивает второстепенность Яакова перед Эйсавом, и то что мир Тоху находится выше мира Тикун. Яаков хотел получить доступ к свету мира Тоху, так как считал что Эйсав уже трансформировал свою неудержимую страсть к нижнему в такую же неудержимую страсть к высокому.

Когда Яаков говорит Эйсаву "И я приобрёл быка и осла..." (Берешит 32:6), то он имеет ввиду намёк на приход машиаха. Бык - это машиах бен Йосеф (символ Йосефа это бык), а осёл - это конечно же тот осёл, на котором приезжает машиах - Машиах бен Давид. Другими словами Яаков говорит Эйсаву - я закончил свою работу, мир готов к приходу машиаха, дело за малым. Для того чтобы запустить все это в действие нужен очень сильный свет - свет мира хаоса.

После того, как вернувшиеся ангелы объяснят Яакову, что те изменения которых он ожидал в брате ещё не произошли, и он не сможет получить свет Тоху от Эйсава, Яаков принимается за создание своего собственного источника света Тоху. Первое что он делает - это разделение своего лагеря на две части, так как два - это число, которое характеризует мир хаоса, (в то время как мир исправления характеризуется числом три).

Число два подразумевает полярность: правое и левое, вверх и низ, и так далее. Сфирот мира Тоху существуют отдельно друг от друга, в то время как в мире Тикун каждая сфира содержит в себе все остальные сфирот. В мире Тоху нет места для сложных структур - всё слишком интенсивно. В мире хаоса Хесед - это настоящий бескомпромиссный Хесед, без примеси Гвуры. Каждое качество проявлено максимально, и нет никаких плавных переходов и полутонов. Присутствует либо правое, либо левое; или достоинство, или недостаток - нет ничего посередине или одновременно. Это и есть мир Хаоса - мир числа 2.

В мире Тикун - мире исправления - правое и левое порождают третье качество, так называемую среднюю линию. В этом состоянии даже в ситуации строгого суда есть место для проявления мягкости. Этот мир гораздо богаче цветами и оттенками. Но из за системы сдерживающих и уравновешивающих сил, свет этого мира гораздо слабее. Таков мир исправления - мир числа 3.

Интересно отметить, что одна из наиболее ярких иллюстраций этих понятий в повседневной жизни - это работа человеческого сознания. Сознание находящееся на уровне мира Хаоса находится в суженном состоянии, и просто не в состоянии воспринимать больше чем один объект в каждый момент времени. Такое суженное сознание просто не может вместить в себя две противоположных идеи. Расширенное сознание способно воспринять противоположности и понимать сложные вещи.

Для того чтобы получить возможность двигаться дальше уже без помощи Эйсава, Яакову пришлось разделить свой лагерь на двое - создав область полярного, примитивного восприятия, тем самым отражая бескомпромиссную реальность мира Хаоса. Такой подход позволил соединить то, что по определению не соединяется, что и положило начало новому этапу развития, в котором можно обойтись и без Эйсава.

mp3 Ваишлах “Гид Анаше” р.Н. Аристер
2009-12-03 02:35
Download audio file (Vayishlach_gid_hanasheh.mp3) аудиоурок mp3 “Ваишлах “Гид Анаше” 5769 р.Н. Аристер 23 mb

Сообщество людей, практикующих ортодоксальный Иудаизм 2009-12-02 15:19:07
2009-12-03 02:35
А как вводить в Ворде огласованный текст? Откуда огласовки?
Спасибо.

Фабрика по производству хаоса.
2009-12-03 02:35

Обычно встреча Яакова и Эйсава рассматривается как конфликт двух различных восприятий мира. Эйсав утверждает, что этот мир создан только для получения удовольствий по максимуму. Яаков утверждает, что этот мир в гораздо большей степени инструмент для достижения цели, а не сама цель. Естественно, что такие разные взгляды приводят к тому, что Эйсав и Яаков расходятся в разные стороны, как физически так и духовно.

Но есть и другой, в каком-то смысле более важный аспект встречи Яакова и Эйсава. Несмотря на то, что Яаков воспринимается нами как стоящий на более высоком уровне, чем Эйсав, важно учитывать то, что корни их душ происходят из разных миров, и корень души Эйсава выше корня души Яакова. Корень души Яакова происходит из мира Тикун (упорядоченного мира исправления), а корень души Эйсава - из мира Тоху (значительно более интенсивного мира хаоса.)

Свет мира Тоху (мира хаоса) гораздо сильнее света мира Тикун (мира исправления). Из-за интенсивности света в мире Тоху, сосуды в которые попадает этот свет не выдерживают и разбиваются, порождая перекошенные личности вроде Эйсава. Но при всех своих перекосах Эйсав предшествует Яакову, и то что он рождается первым отражает очерёдность процесса создания миров.

Бааль аТания объясняя "И послал Яаков ангелов перед собой к Эйсаву..." (Берешит 32:4) говорит что "перед собой" подчёркивает второстепенность Яакова перед Эйсавом, и то что мир Тоху находится выше мира Тикун. Яаков хотел получить доступ к свету мира Тоху, так как считал что Эйсав уже трансформировал свою неудержимую страсть к нижнему в такую же неудержимую страсть к высокому.

Когда Яаков говорит Эйсаву "И я приобрёл быка и осла..." (Берешит 32:6), то он имеет ввиду намёк на приход машиаха. Бык - это машиах бен Йосеф (символ Йосефа это бык), а осёл - это конечно же тот осёл, на котором приезжает машиах - Машиах бен Давид. Другими словами Яаков говорит Эйсаву - я закончил свою работу, мир готов к приходу машиаха, дело за малым. Для того чтобы запустить все это в действие нужен очень сильный свет - свет мира хаоса.

После того, как вернувшиеся ангелы объяснят Яакову, что те изменения которых он ожидал в брате ещё не произошли, и он не сможет получить свет Тоху от Эйсава, Яаков принимается за создание своего собственного источника света Тоху. Первое что он делает - это разделение своего лагеря на две части, так как два - это число, которое характеризует мир хаоса, (в то время как мир исправления характеризуется числом три).

Число два подразумевает полярность: правое и левое, вверх и низ, и так далее. Сфирот мира Тоху существуют отдельно друг от друга, в то время как в мире Тикун каждая сфира содержит в себе все остальные сфирот. В мире Тоху нет места для сложных структур - всё слишком интенсивно. В мире хаоса Хесед - это настоящий бескомпромиссный Хесед, без примеси Гвуры. Каждое качество проявлено максимально, и нет никаких плавных переходов и полутонов. Присутствует либо правое, либо левое; или достоинство, или недостаток - нет ничего посередине или одновременно. Это и есть мир Хаоса - мир числа 2.

В мире Тикун - мире исправления - правое и левое порождают третье качество, так называемую среднюю линию. В этом состоянии даже в ситуации строгого суда есть место для проявления мягкости. Этот мир гораздо богаче цветами и оттенками. Но из за системы сдерживающих и уравновешивающих сил, свет этого мира гораздо слабее. Таков мир исправления - мир числа 3(Тора Ор, Ваишлах, 48.

Интересно отметить, что одна из наиболее ярких иллюстраций этих понятий в повседневной жизни - это работа человеческого сознания. Сознание находящееся на уровне мира Хаоса находится в суженном состоянии, и просто не в состоянии воспринимать больше чем один объект в каждый момент времени. Такое суженное сознание просто не может вместить в себя две противоположных идеи. Расширенное сознание способно воспринять противоположности и понимать сложные вещи.

Для того чтобы получить возможность двигаться дальше уже без помощи Эйсава, Яакову пришлось разделить свой лагерь на двое - создав область полярного, примитивного восприятия, тем самым отражая бескомпромиссную реальность мира Хаоса. Такой подход позволил соединить то, что по определению не соединяется, что и положило начало новому этапу развития, в котором можно обойтись и без Эйсава.

Новое издание Хумаша с новым русским переводом
2009-12-03 02:35

Нетривиальность
2009-12-03 05:35

(Это всё цитата. Из предисловия к научной статье , пишет Доктор наук, психиатр)

…С тех пор у меня появилась привычка обсуждать с ним все полученные нами данные, не укладывающиеся в рамки стереотипных объяснений, и он всегда находил неординарное решение. Так, например, в ходе работы у нас появились результаты, на первый взгляд противоречившие господствовавшим в то время представлениям о функциональной роли полушарий человеческого мозга. Немного подумав, Вадим заявил, что мозг надо рассматривать как единое целое, которое лучше всего работает именно при взаимодействии обоих полушарий. Кажется, что это очень просто, но почему же мы сами до этого не додумались?

Фабрика по производству хаоса.
2009-12-02 15:35

Обычно встреча Яакова и Эйсава рассматривается как конфликт двух различных восприятий мира. Эйсав утверждает, что этот мир создан только для получения удовольствий по максимуму. Яаков утверждает, что этот мир в гораздо большей степени инструмент для достижения цели, а не сама цели. Естественно, что такие разные взгляды приводят к тому, что Эйсав и Яаков расходятся в разные стороны, как физически так и духовно.

Но есть и другой, в каком-то смысле более важный аспект встречи Яакова и Эйсава. Несмотря на то, что Яаков воспринимается нами как стоящий на более высоком уровне, чем Эйсав, важно учитывать то, что корни их душ происходят из разных миров, и корень души Эйсава выше корня души Яакова. Корень души Яакова происходит из мира Тикун (упорядоченного мира исправления), а корень души Эйсава - из мира Тоху (значительно более интенсивного мира хаоса.)

Свет мира Тоху (мира хаоса) гораздо сильнее света мира Тикун (мира исправления). Из-за интенсивности света в мире Тоху, сосуды в которые попадает этот свет не выдерживают и разбиваются, порождая перекошенные личности вроде Эйсава. Но при всех своих перекосах Эйсав предшествует Яакову, и то что он рождается первым отражает очерёдность мироздания.

Бааль аТания объясняя "И послал Яаков ангелов перед собой к Эйсаву..." (Берешит 32:4) говорит что "перед собой" подчёркивает второстепенность Яакова перед Эйсавом, и то что мир Тоху находится выше мира Тикун. Яаков хотел получить доступ к свету мира Тоху, так как считал что Эйсав уже трансформировал свою неудержимую страсть к нижнему в такую же неудержимую страсть к высокому.

Когда Яаков говорит Эйсаву "И я приобрёл быка и осла..." (Берешит 32:6), то он имеет ввиду намёк на приход машиаха. Бык - это машиах бен Йосеф (символ Йосефа это бык), а осёл - это конечно же тот осёл, на котором приезжает машиах - Машиах бен Давид. Другими словами Яаков говорит Эйсаву - я закончил свою работу, мир готов к приходу машиаха, дело за малым. Для того чтобы запустить все это в действие нужен очень сильный свет - свет мира хаоса.

После того, как вернувшиеся ангелы объяснят Яакову, что те изменения которых он ожидал в брате ещё не произошли, и он не сможет получить свет Тоху от Эйсава, Яакова принимается за создание своего собственного источника света Тоху. Первое что он делает - это разделение своего лагеря на две части, так как два - это число, которое характеризует мир хаоса, (в то время как мир исправления характеризуется числом три).

Число два подразумевает полярность: правое и левое, вверх и низ, и так далее. Сфирот мира Тоху существуют отдельно друг от друга, в то время как в мире Тикун каждая сфира содержит в себе все остальные сфирот. В мире Тоху нет места для сложных структур - всё слишком интенсивно. В мире хаоса Хесед - это настоящий бескомпромиссный Хесед, без примеси Гвуры. Каждое качество проявлено максимально, и нет никаких плавных переходов и полутонов. Присутствует либо правое, либо левое; или достоинство, или недостаток - нет ничего посередине или одновременно. Это и есть мир Хаоса - мир числа 2.

В мире Тикун - мире исправления - правое и левое порождают третье качество, так называемую среднюю линию. В этом состоянии даже в ситуации строгого суда есть место для проявления мягкости. Этот мир гораздо богаче цветами и оттенками. Но из за системы сдерживающих и уравновешивающих сил, свет этого мира гораздо слабее. Таков мир исправления - мир числа 3.

Интересно отметить, что одна из наиболее ярких иллюстраций этих понятий в повседневной жизни - это работа человеческого сознания. Сознание находящееся на уровне мира Хаоса находится в суженном состоянии, и просто не в состоянии воспринимать больше чем один объект в каждый момент времени. Такое суженное сознание просто не может вместить в себя две противоположных идеи. Расширенное сознание способно воспринять противоположности и понимать сложные вещи.

Для того чтобы получить возможность двигаться дальше уже без помощи Эйсава, Яакову пришлось разделить свой лагерь на двое - создав область полярного, примитивного восприятия, тем самым отражая бескомпромиссную реальность мира Хаоса. Такой подход позволил соединить то, что по определению не соединяется, что и положило начало новому этапу развития, в котором можно обойтись и без Эйсава.

Забытая эсхатология
2009-12-02 15:35
Авот 2:15-16
Раби Тарфон говорил: «День короток, а работы много и работники ленивы, но вознаграждение велико и Хозяин торопит». Он часто повторял: «Не тебе предстоит завершить работу, но ты не аристократ (бен-хорин), чтобы быть от нее свободным. Если ты посвятил изучению Торы много [времени и сил], то дадут тебе щедрое вознаграждение; твой Хозяин, верный Своему обещанию, оплатит тебе труды твои. Но знай, что праведники будут вознаграждены в грядущем мире».
Традиционное понимание этих двух мишнайот - они целиком говорят о задаче изучения Торы (Рамбам, Бартенура).
Однако если "не тебе предстоит завершить работу", значит, имеется в виду общая огромная работа всего человечества, в которой все участвуют от которой никто не может считать себя свободным. Но если вторая мишна говорит об общей работе по исправлению мира, возможно, и первая - о ней же? Тогда "работники ленивы" - это все люди, не торопящиеся исправлять мир, в котором действительно есть что исправлять. А что в таком случае означает "день короток"? Мне кажется, "до конца света остаётся мало времени, вот-вот будут подведены итоги, что удастся сделать - то и удастся". Известно, что в те времена ожидали конца света если не со дня на день, то с года на год.

В таком случае эта мишна должна рассматриваться в контексте эсхатологии мишнаитского времени.

Кто кого, или притча о губернаторе
2009-12-02 15:35
Тут даве супруга моя замечательная ([info]chana_yana ежели кто не в курсе) урок слушала. Говорит, про шломбаис. Я ей верю. И раввинша рабанит, урок дававшая, поделилась такой вот притчей.

Что ехал однажды губернатор штата Техас на машине. С женою своею. (Поясню для неамериканцев: здесь губернаторы ездят на машинах сами часто. Без водителя. Нравится им, наверное...) И проезжали они через некий городок, где губернатор решил как-раз заправиться. И пока заправлялись они, обратил он внимание, что жена евоная засмотрелась на мужика, их заправлявшего и задумалась о чем-то. Губернатор, оно ведь не сапожник. Губернатор - он мужик умный. Вспомнил, что жена родом как раз из этого городка, сложил одно к одному, а другое к другому. Заняло у него это как раз закончить заправляться и из городка выехать.

- Скажи, - грит, - жена моя дорогая, именины сердца моего. Ты ведь родом из этого городка?
- Да, дорогой.
- И был у тебя здесь ухажер во время оно?
- Это уж как водится.
- А не на него ли ты случаем на заправке засмотрелась?
- На него, болезного...
- А позволь мне, жена моя замечательная, угадать, о чем ты думала, на него глядючи. Думала ты, верно, что если б замуж за него вышла, была бы сейчас женою заправщика?
- Нет, муж мой мудрый, не о том. А думала я, что если б замуж за него вышла бы, был бы он сейчас губернатором штата Техас.

Такая вот притча. И жене моей она очень понравилась (еще бы!). А мне - нет. Вот вроде все в порядке, а что-то свербит и напрягает... И не могу понять, что...

А вам как? Понра? Или тож напрягает?

Лист Талмуда для начинающих. Тема: куда подняться и зачем? Плюс «пара замечаний″.
2009-12-02 16:35
Чтобы блог не простаивал (а в этом мире все должно работать, ибо "день короток, работы много, а Хозяин подгоняет"), предлагаю вам пост из цикла "Даф-йоми", Ежедневный лист Талмуда. Вернее, снова вывешиваю здесь одну из своих заметок на талмудическую тему, которым вот уже семь с половиной лет, - ну, так ведь Талмуд не устаревает, не правда ли?)
Итак, трактат "Кидушин", лист 69.

Titul

(Read more ...)

Сообщество людей, практикующих ортодоксальный Иудаизм 2009-12-02 12:21:59
2009-12-02 19:35
Господа! А где в сети есть רמביים הלכות מלכים с огласовками(!)

P.S. и на русском было-бы не плохо, но огласованный текст важнее. Если у кого есть лично и проблемма переслать,
то мне хотя-бы פרק י
Всем спасибо

Раздел Ваишлах
2009-12-02 19:35
Недельный раздел Торы "Ваишлах".
Для начинающих -
здесь. Заодно - история про раби Ицхака Зеева Соловейчика (Брискер-ров).
Для начинающих-плюс -
здесь. Заодно там же - некая личная история (как раз в стиле ЖЖ).
Для "продвинутых" -
здесь. Кстати, она из цикла "Трудные места в Торе". Название - "Резня в Шхеме". И еще кстати: там, на сайте Толдот.ру, можно отныне оставлять свои комменты. Вы будете одними из первых!

Евреи и Иерусалим
2009-12-02 19:35
Из бесед Любавичского Ребе

Художник Ривка Беларёва

click to comment
Эти слова сказаны Ребе на хасидском фарбренгене весной 1980-го года, когда весь мир был взволнован вторжением советских войск в Афганистан. Сейчас они звучат более чем актуально...
В трактате «Брахот» и других книгах Талмуда говорится о битве огромных армий, именуемых Гог и Магог. Их противостояние, как можно предполагать, несет большую угрозу и беспокойство для евреев. Но Раши, комментируя один из таких отрывков, пишет, что есть угроза еще более страшная:

проникновение «тарбут ра» - враждебной нам культуры извращенных обычаев в еврейский дом. Он приводит доказательство: во втором псалме Давида задается вопрос: «Зачем волнуются народы?» Однако наш повелитель не выражает по этому поводу никаких личных эмоций.

А в третьем псалме, который Давид написал во время бегства от собственного сына Авшалома, восставшего против него, сказано: «Тяжело мне очень…»
Парадоксально: в предыдущем псалме говорится о движении несметного войска, о том, что цари и вельможи «держат совет против Всевышнего и помазанника Его» и, тем не менее, Давид не переживает это так, как раскол в семье...

Более того, он бросает врагам евреев с насмешкой: «Восседающий на небесах усмехается; Г-сподь смеется над ними...» Давид совершенно спокоен, он уверен в том, что враги сгинут, а еврейство утвердится навек. Творец обращается к повелителю евреев: «Проси у Меня, и Я отдам тебе уделы народов, будет владение твое до краев земли...»

На чем строится уверенность Давида? У него нет большой армии и мощных ресурсов, но зато ему дано увидеть и почувствовать Волю Творца. Поэтому его перо выводит такие строки: «Выступают племена понапрасну...»

То есть: воинственные замыслы, кровожадные речи и даже обмен ударами не приведет ни к чему. Это надо помнить сейчас, когда происходит конфликт в Афганистане и другие события... Хотя народы волнуются, а их лидеры строят гигантские планы, но обернется это упомянутым в псалме словом «рейк», пустотою...

Да, значительная часть этих планов направлены против евреев. Но, поскольку еврейский народ неразрывно связан с Творцом, то исполняется обещание: «И вот не дремлет и не спит Страж Израиля...»

Иерусалим сбережет евреев
В книге пророка Ехезкеля, где сказано о войне Гога и Магога, упоминается Иерусалим. Неужели он окажется в руках врага? Ни в коем случае! Войны будут бушевать за пределами Святой Земли. А Иерусалим сбережет евреев, где бы они ни находились. Ведь это город, где страх перед небом раскрывается с наибольшей полнотою. Цельность в мыслях рождает цельность бытия. Поэтому Иерусалим и Святая Земля будут стоять непоколебимо.

Народы мира? О них Давид говорит в своем псалме: «Восседающий на небесах усмехается, Г-сподь смеется над ними...»

Так же должны вести себя и евреи. Надо относиться к заговорам и конфликтам народов мира с презрением и насмешкой, не принимать их всерьез, не верить, что за ними стоит хоть какая-то толика мудрости и правды.

А «конфликт с Авшаломом», разлад между отцом и детьми? Вот здесь нужно действительно не жалеть душевных сил, стараясь воспитать из своих сыновей настоящих евреев, евреев Торы. И страдать, и мучиться, и, несмотря ни на что, пытаться снова.

Со стороны может показаться, что родительским мучениям нет конца. Нет, конец есть. Сказано, что когда Мошиах раскроется, он «повернет сердца отцов к сыновьям» и затем «сердца сыновей к отцам». И они вместе отправятся встречать Мошиаха - дети впереди, а родители, направляя их, следом. И Б-жественное веселье будет над их головами, отныне и навсегда.

Лист Талмуда для начинающих. Тема: куда подняться и зачем? Плюс «пара замечаний″.
2009-12-02 19:35
Чтобы блог не простаивал (а в этом мире все должно работать, ибо "день короток, работы много, а Хозяин подгоняет"), предлагаю вам пост из цикла "Даф-йоми", Ежедневный лист Талмуда. Короче говоря, снова вывешиваю здесь одну из своих заметок на талмудическую тему, которым вот уже семь с половиной лет, - ну, так ведь Талмуд не устаревает, не правда ли?)
Итак, трактат "Кидушин", лист 69.

Titul

(Read more ...)

Фабрика по производству хаоса.
2009-12-02 19:35

Обычно встреча Яакова и Эйсава рассматривается как конфликт двух различных восприятий мира. Эйсав утверждает, что этот мир создан только для получения удовольствий по максимуму. Яаков утверждает, что этот мир в гораздо большей степени инструмент для достижения цели, а не сама цель. Естественно, что такие разные взгляды приводят к тому, что Эйсав и Яаков расходятся в разные стороны, как физически так и духовно.

Но есть и другой, в каком-то смысле более важный аспект встречи Яакова и Эйсава. Несмотря на то, что Яаков воспринимается нами как стоящий на более высоком уровне, чем Эйсав, важно учитывать то, что корни их душ происходят из разных миров, и корень души Эйсава выше корня души Яакова. Корень души Яакова происходит из мира Тикун (упорядоченного мира исправления), а корень души Эйсава - из мира Тоху (значительно более интенсивного мира хаоса.)

Свет мира Тоху (мира хаоса) гораздо сильнее света мира Тикун (мира исправления). Из-за интенсивности света в мире Тоху, сосуды в которые попадает этот свет не выдерживают и разбиваются, порождая перекошенные личности вроде Эйсава. Но при всех своих перекосах Эйсав предшествует Яакову, и то что он рождается первым отражает очерёдность процесса создания миров.

Бааль аТания объясняя "И послал Яаков ангелов перед собой к Эйсаву..." (Берешит 32:4) говорит что "перед собой" подчёркивает второстепенность Яакова перед Эйсавом, и то что мир Тоху находится выше мира Тикун. Яаков хотел получить доступ к свету мира Тоху, так как считал что Эйсав уже трансформировал свою неудержимую страсть к нижнему в такую же неудержимую страсть к высокому.

Когда Яаков говорит Эйсаву "И я приобрёл быка и осла..." (Берешит 32:6), то он имеет ввиду намёк на приход машиаха. Бык - это машиах бен Йосеф (символ Йосефа это бык), а осёл - это конечно же тот осёл, на котором приезжает машиах - Машиах бен Давид. Другими словами Яаков говорит Эйсаву - я закончил свою работу, мир готов к приходу машиаха, дело за малым. Для того чтобы запустить все это в действие нужен очень сильный свет - свет мира хаоса.

После того, как вернувшиеся ангелы объяснят Яакову, что те изменения которых он ожидал в брате ещё не произошли, и он не сможет получить свет Тоху от Эйсава, Яаков принимается за создание своего собственного источника света Тоху. Первое что он делает - это разделение своего лагеря на две части, так как два - это число, которое характеризует мир хаоса, (в то время как мир исправления характеризуется числом три).

Число два подразумевает полярность: правое и левое, вверх и низ, и так далее. Сфирот мира Тоху существуют отдельно друг от друга, в то время как в мире Тикун каждая сфира содержит в себе все остальные сфирот. В мире Тоху нет места для сложных структур - всё слишком интенсивно. В мире хаоса Хесед - это настоящий бескомпромиссный Хесед, без примеси Гвуры. Каждое качество проявлено максимально, и нет никаких плавных переходов и полутонов. Присутствует либо правое, либо левое; или достоинство, или недостаток - нет ничего посередине или одновременно. Это и есть мир Хаоса - мир числа 2.

В мире Тикун - мире исправления - правое и левое порождают третье качество, так называемую среднюю линию. В этом состоянии даже в ситуации строгого суда есть место для проявления мягкости. Этот мир гораздо богаче цветами и оттенками. Но из за системы сдерживающих и уравновешивающих сил, свет этого мира гораздо слабее. Таков мир исправления - мир числа 3.

Интересно отметить, что одна из наиболее ярких иллюстраций этих понятий в повседневной жизни - это работа человеческого сознания. Сознание находящееся на уровне мира Хаоса находится в суженном состоянии, и просто не в состоянии воспринимать больше чем один объект в каждый момент времени. Такое суженное сознание просто не может вместить в себя две противоположных идеи. Расширенное сознание способно воспринять противоположности и понимать сложные вещи.

Для того чтобы получить возможность двигаться дальше уже без помощи Эйсава, Яакову пришлось разделить свой лагерь на двое - создав область полярного, примитивного восприятия, тем самым отражая бескомпромиссную реальность мира Хаоса. Такой подход позволил соединить то, что по определению не соединяется, что и положило начало новому этапу развития, в котором можно обойтись и без Эйсава.

mp3 Ваишлах “Гид Анаше” р.Н. Аристер
2009-12-03 02:35
Download audio file (Vayishlach_gid_hanasheh.mp3) аудиоурок mp3 “Ваишлах “Гид Анаше” 5769 р.Н. Аристер 23 mb

Сообщество людей, практикующих ортодоксальный Иудаизм 2009-12-02 15:19:07
2009-12-03 02:35
А как вводить в Ворде огласованный текст? Откуда огласовки?
Спасибо.

Фабрика по производству хаоса.
2009-12-03 02:35

Обычно встреча Яакова и Эйсава рассматривается как конфликт двух различных восприятий мира. Эйсав утверждает, что этот мир создан только для получения удовольствий по максимуму. Яаков утверждает, что этот мир в гораздо большей степени инструмент для достижения цели, а не сама цель. Естественно, что такие разные взгляды приводят к тому, что Эйсав и Яаков расходятся в разные стороны, как физически так и духовно.

Но есть и другой, в каком-то смысле более важный аспект встречи Яакова и Эйсава. Несмотря на то, что Яаков воспринимается нами как стоящий на более высоком уровне, чем Эйсав, важно учитывать то, что корни их душ происходят из разных миров, и корень души Эйсава выше корня души Яакова. Корень души Яакова происходит из мира Тикун (упорядоченного мира исправления), а корень души Эйсава - из мира Тоху (значительно более интенсивного мира хаоса.)

Свет мира Тоху (мира хаоса) гораздо сильнее света мира Тикун (мира исправления). Из-за интенсивности света в мире Тоху, сосуды в которые попадает этот свет не выдерживают и разбиваются, порождая перекошенные личности вроде Эйсава. Но при всех своих перекосах Эйсав предшествует Яакову, и то что он рождается первым отражает очерёдность процесса создания миров.

Бааль аТания объясняя "И послал Яаков ангелов перед собой к Эйсаву..." (Берешит 32:4) говорит что "перед собой" подчёркивает второстепенность Яакова перед Эйсавом, и то что мир Тоху находится выше мира Тикун. Яаков хотел получить доступ к свету мира Тоху, так как считал что Эйсав уже трансформировал свою неудержимую страсть к нижнему в такую же неудержимую страсть к высокому.

Когда Яаков говорит Эйсаву "И я приобрёл быка и осла..." (Берешит 32:6), то он имеет ввиду намёк на приход машиаха. Бык - это машиах бен Йосеф (символ Йосефа это бык), а осёл - это конечно же тот осёл, на котором приезжает машиах - Машиах бен Давид. Другими словами Яаков говорит Эйсаву - я закончил свою работу, мир готов к приходу машиаха, дело за малым. Для того чтобы запустить все это в действие нужен очень сильный свет - свет мира хаоса.

После того, как вернувшиеся ангелы объяснят Яакову, что те изменения которых он ожидал в брате ещё не произошли, и он не сможет получить свет Тоху от Эйсава, Яаков принимается за создание своего собственного источника света Тоху. Первое что он делает - это разделение своего лагеря на две части, так как два - это число, которое характеризует мир хаоса, (в то время как мир исправления характеризуется числом три).

Число два подразумевает полярность: правое и левое, вверх и низ, и так далее. Сфирот мира Тоху существуют отдельно друг от друга, в то время как в мире Тикун каждая сфира содержит в себе все остальные сфирот. В мире Тоху нет места для сложных структур - всё слишком интенсивно. В мире хаоса Хесед - это настоящий бескомпромиссный Хесед, без примеси Гвуры. Каждое качество проявлено максимально, и нет никаких плавных переходов и полутонов. Присутствует либо правое, либо левое; или достоинство, или недостаток - нет ничего посередине или одновременно. Это и есть мир Хаоса - мир числа 2.

В мире Тикун - мире исправления - правое и левое порождают третье качество, так называемую среднюю линию. В этом состоянии даже в ситуации строгого суда есть место для проявления мягкости. Этот мир гораздо богаче цветами и оттенками. Но из за системы сдерживающих и уравновешивающих сил, свет этого мира гораздо слабее. Таков мир исправления - мир числа 3(Тора Ор, Ваишлах, 48.

Интересно отметить, что одна из наиболее ярких иллюстраций этих понятий в повседневной жизни - это работа человеческого сознания. Сознание находящееся на уровне мира Хаоса находится в суженном состоянии, и просто не в состоянии воспринимать больше чем один объект в каждый момент времени. Такое суженное сознание просто не может вместить в себя две противоположных идеи. Расширенное сознание способно воспринять противоположности и понимать сложные вещи.

Для того чтобы получить возможность двигаться дальше уже без помощи Эйсава, Яакову пришлось разделить свой лагерь на двое - создав область полярного, примитивного восприятия, тем самым отражая бескомпромиссную реальность мира Хаоса. Такой подход позволил соединить то, что по определению не соединяется, что и положило начало новому этапу развития, в котором можно обойтись и без Эйсава.

Новое издание Хумаша с новым русским переводом
2009-12-03 02:35

Нетривиальность
2009-12-03 05:35

(Это всё цитата. Из предисловия к научной статье , пишет Доктор наук, психиатр)

…С тех пор у меня появилась привычка обсуждать с ним все полученные нами данные, не укладывающиеся в рамки стереотипных объяснений, и он всегда находил неординарное решение. Так, например, в ходе работы у нас появились результаты, на первый взгляд противоречившие господствовавшим в то время представлениям о функциональной роли полушарий человеческого мозга. Немного подумав, Вадим заявил, что мозг надо рассматривать как единое целое, которое лучше всего работает именно при взаимодействии обоих полушарий. Кажется, что это очень просто, но почему же мы сами до этого не додумались?


В избранное