Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Хасидус по-русски

  Все выпуски  

Большая игра


Большая игра
2009-12-09 15:35
Нам нелегко понять, почему античный мир, отличавшийся, в общем, религиозной терпимостью, вдруг напустился на евреев. Возможно, религия, которая отрицает идолов, ВСЕХ идолов, обладала сильным притяжением. Ты должен, бросив все, потянуться к свету – или, наоборот, принимать срочные меры, защищая границы тьмы. Одной из таких мер был приказ царя Антиоха, чтобы евреи приносили в жертву некошерных животных. В 167г. д.н.э. в селении Модиин коэн Матитяху Хашмонай отказался это делать. Он убил негодяя, захотевшего исполнить приказ царя, и затем стал разбрасывать камни жертвенника. Ему грозила верная гибель, но сыновья и соседи вступились, перебили греков. Так началось восстание.

О главных событиях этой войны, о героизме евреев и чудесах Творца сказано много слов. Но у восстания был еще один план, культурно-хозяйственный, что ли. В своем труде “Книга мечей” историк Ричард Ф. Бертон злорадно пишет, что на родине евреев этот вид оружия отсутствовал. Не смогли евреи родить свой меч!

Можно бы вспомнить, что наши предки в эпоху Второго Храма завершили формирование Танаха, составили Мишну, написали много других святых книг. Проблема, однако, заключалась в том, что восставшим позарез требовались мечи. А их, хоть всю Иудею обыщи, не было.

Первый меч оказался трофейным. Один из братьев, Еуда Макаби, почти голыми руками одолел Аполлония, начальника отряда, который послали против восставших, и повесил его меч к себе на пояс. Но у большинства бойцов единственным оружием оставалась железная палка. Мудрецы говорят, что из таких палок была сделана первая Менора, которую поставили в освобожденном Храме.

К чести восставших нужно сказать, что они быстро освоили совершенно незнакомое им воинское дело. Через короткий срок евреи стреляли из луков лучше Робин Гуда, мастерски устраивали засады, слаженно совершали ночной маневр, что и Кутузову не всегда удавалось. Столь быстрое проникновение в совершенно незнакомое искусство можно объяснить тем, что у нас игра всегда начинается с центра – из Центра мироздания, через молитву, через прямую связь с Б-гом. В этом наше главное богатство. Хашмонаи молились даже в разгаре схватки, отбивая краем щита удар длинного греческого копья.

В дни восстания Всевышний защищал наших бойцов. Вопрос, насколько сильно мы притягиваем чудо. В хасидуте говорится, что благословение Творца нуждается в сосуде, который поможет Его свету раскрыться. Таким сосудом может оказаться удачная вылазка или, простите, все тот же меч на боку. Вот, собственно, мораль этой статьи: второй план важен. Он помогает свету Б-га, Его благословению, прийти в наш мир. Пренебрежение к бытовым, материальным деталям, может привести к тому, что молния геройства, сверкнув на небосклоне, исчезнет без следа.

В самом разгаре борьбы за Гуш-Катиф вожди поселенцев решили устроить грандиозную демонстрацию. Гражданский протест вещь неудобная, он призван будить народ и портить нервы властям. Но в данном случае власть дышала ровно, потому что вожди-многодумы отправили своих сторонников на юг, в пустыню, вместо того, чтобы вывести их на улицы Иерусалима. 500 000 человек фактически загнали в спичечный коробок. А если по хасидизму, - сосуд был сделан наспех и с огрехами, большой свет не смог одеться в него.

Героизм необходим. Но требуется также найти для него материальную основу, чтобы хороший порыв не заглох, чтобы он был умножен и повторен. Стоит лишний раз себе напомнить, что у евреев игра начинается с центра, с самого Центра, где источник всех наших сил. Задача – не лениться и довести мяч до самых краев “большого поля”. На языке каббалистов так зовется наш мир.

Нарушение самими «Нетурей Карта» заклятия «не восставать против народов мира»
2009-12-09 15:35
Как известно, Нетурей Карта обосновывает свою борьбу против Государства Израиль тем, что Израиль, по их мнению, нарушает "три заклятия", одним из которых является "не восставать против народов мира" (Кетубот 111а). Но ведь решение о создании Израиля принято ООН, т.е. народами мира. Получается, что Нетурей Карта, которые борются против Государства Израиль, борются против этого постановления ООН, т.е. сами и "восстают против народов мира", нарушая второе из трех заклятий. Как же они сами объясняют это противоречие? Если кто-то знает, как они это объясняют или может у них спросить, буду благодарен.

UPD
я не спрашиваю, как они отрицают право Государства Израиль на существование - все их "восьмерки в воздухе" и подтасовки на эту тему я и сам знаю (и здесь нет времени это обсуждать, если хотите могу напечатать об этом отдельный пост). Меня интересует, как они оправдывают СОБСТВЕННОЕ нарушение второго из заклятий - ведь большое число ведущих народов мира и их царей поддерживают существование Государства Израиль, и Нетурей Карта своей деятельностью осуществляют СОБСТВЕННОЕ восстание против этих народов, т.е. сами и нарушают второе заклятие! - и именно про это я хочу СПРОСИТЬ У НИХ, потому что в книгах они об этом не пишут.

Уточнение вопроса: Если бы они просто в своей иешиве учили против Государства Израиль, то это было бы понятно - у каждого свое мнение. Но почему они считают, что имеют право ДЕЙСТВОВАТЬ против Государства Израиль - ведь В ДАННОМ СЛУЧАЕ эта ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ является ИХ восстанием против народов мира, и нарушение ИМИ САМИМИ заклятия нельзя оправдать "желанием наставить евреев на путь истинный"

Я не спрашиваю, почему с их т.зр. Государство Израиль плохое - их т.зр. по этому вопросу я и так знаю. Я спрашиваю, какое ОНИ имеют право нарушать заклятие.

Нарушение самими «Нетурей Карта» заклятия «не восставать против народов мира»
2009-12-09 17:35
Как известно, Нетурей Карта обосновывает свою борьбу против Государства Израиль тем, что Израиль, по их мнению, нарушает "три заклятия", одним из которых является "не восставать против народов мира" (Кетубот 111а). Но ведь решение о создании Израиля принято ООН, т.е. народами мира. Получается, что Нетурей Карта, которые борются против Государства Израиль, борются против этого постановления ООН, т.е. сами и "восстают против народов мира", нарушая второе из трех заклятий. Как же они сами объясняют это противоречие? Если кто-то знает, как они это объясняют или может у них спросить, буду благодарен.

UPD
я не спрашиваю, как они отрицают право Государства Израиль на существование - все их "восьмерки в воздухе" и подтасовки на эту тему я и сам знаю (и здесь нет времени это обсуждать, если хотите могу напечатать об этом отдельный пост). Меня интересует, как они оправдывают СОБСТВЕННОЕ нарушение второго из заклятий - ведь большое число ведущих народов мира и их царей поддерживают существование Государства Израиль, и Нетурей Карта своей деятельностью осуществляют СОБСТВЕННОЕ восстание против этих народов, т.е. сами и нарушают второе заклятие! - и именно про это я хочу СПРОСИТЬ У НИХ, потому что в книгах они об этом не пишут.

Уточнение вопроса: Если бы они просто в своей иешиве учили против Государства Израиль, то это было бы понятно - у каждого свое мнение. Но почему они считают, что имеют право ДЕЙСТВОВАТЬ против Государства Израиль - ведь В ДАННОМ СЛУЧАЕ эта ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ является ИХ восстанием против народов мира, и нарушение ИМИ САМИМИ заклятия нельзя оправдать "желанием наставить евреев на путь истинный"

Я не спрашиваю, почему с их т.зр. Государство Израиль плохое - их т.зр. по этому вопросу я и так знаю. Я спрашиваю, какое САМИ НК имеют право нарушать заклятие.

Ваешев + Ханука
2009-12-09 18:35
Недельный раздел "Ваешев".
Для начинающих -
здесь. В конце статьи - история про Мальбима.
Соображения-хидушим -
здесь. (Там же переход к Хануке.)

Собственно ханукальная тема -
здесь. Название: "Сказка на Хануку". Чистая беллетристика.
И снова прошу посмотреть (не настойчиво) программное выступление - тут.

Сипур на шабат. «И все, что делают там – он делал»
2009-12-09 18:35
Замечательный пируш на "И все что делают там - он делал" от р. Ш. Зевина

Цадик р. Моше-Лейб из Сасова, перед тем, как он стал известен, целый день сидел и учил Тору до ранних часов ночи, а после этого он вставал, и шел в "паб", где собирались распущенные молодые люди, там, где они танцевали, и кушали и пили, и играли и т.д., и он также одевался в другую одежду, как один из них, и садился среди них, и плясал и пел своим красивым голосом, и дожидался, пока поднимется заря, и тогда он возвращался домой, и одевал свою обычную одежду, и становился молиться. Так он делал несколько раз, и через это он спас многих из них и отдалил многих из них от мерзостных дел.

http://chassidus.ru/mayanotecha/zevin/100.htm

Wordpress плагин для закрытия зайта на Шабат.
2009-12-10 04:35
Если никто не против, небольшой самопиар.

Для тех, кого заинтересовал мой вордрессовский плагин для закрытия сайта, сообщаю, что теперь его можно скачать с официального репозитория на Вордпрессе.
Также он доступен через встроенный менеджер плагинов.
на тестовом сайте можно посмотреть как это выглядит.

Вопросы, замечания, критика и просто мнение можно прямо здесь писать.

Чудо в Храме
2009-12-10 04:35

Предупреждаю! Первая глава – начальная школа. Поэтому можно ее пропустить.
Вторая глава – аспирантура. Поэтому ее можно вообще не читать.

Третьей главы - выпускной класс - здесь нет. Пишу. Вместо нее можно прочесть художественный рассказ. А потом оставить тут свой отзыв. Потому что мне этот рассказ по некоторым причинам дорог.

(Read more ...)

Где был Творец в то время когда происходило уничтожение 6.000.000 евреев?
2009-12-10 04:35
Написал стате(йку) "Где был Творец в то время когда происходило уничтожение 6.000.000 евреев? Азбука иудаизма. Введение."
http://jidovska-morda.livejournal.com/899.html

Может кому будет интересно, а кому и полезно.

Человек никогда не должен думать о себе самом (сиха 18 кислева 5716)
2009-12-10 04:35
В последнем "гискашрус" (на гл. Вайишлах) была напечатана беседа Ребе 18 кислева 5716
Большая часть этой беседы была опубликована в Ликутей Сихойс ("С Лаваном жил я и 613 заповедей соблюдал я"), но здесь напечатан еще один небольшой кусочек.

Читая гискашрус в эрев шабос, я вдруг наткнулся на следующие слова, совершенно поразившие меня (на самом деле, вся суббота кануна йуд тес кислев прошла у меня под впечатлением этой очень короткой сихи):

Человек никогда не должен думать о себе самом, но он должен служить Вс-вышнему со стороны части добра, которая есть в нем, ибо, "даже если я нахожусь во тьме – Вс-вышний свет мне". И когда он идет по этой дороге – он может достичь всех ступеней и т.д., и т.е., что также макифим притягиваются в пнимиюс.

Я конечно же, полез по ссылкам - ссылка на маамар, предшествующий сихе.

Полез в маамар. Вот что там говорится:

И вот, человеку свойственно подниматься и падать, и когда он падает со своей ступени, он погружается в глубокую печаль и депрессию, и он не способен учиться и молиться. И причина этого – ибо легармей hу овид, что он хочет быть хасидом, подняться на высокую ступень, и, когда он падает со свой ступени – он находится во тьме. Но в действительности не таким должно быть служение, ибо должно быть так, чтобы не обращать на себя никакого внимания, и отставить себя в сторону совершенно, ибо даже если он – зло, тем не менее, есть в нем искра (доля) Б-жественности Свыше, и он должен делать ради этой части, которая в нем, и осветить ее светом Торы и молитвы, как сказано «ибо Ты освещаешь мою свечу».

Я перевел полностью и сиху, и маамар.
Вот они:
Сиха: http://chassidus.ru/toyras_menachem/5716/18kislev5716.htm
Маамар: http://chassidus.ru/maamorim/5716/18kislev5716.htm

Ваешев + Ханука
2009-12-10 04:35
Недельный раздел "Ваешев".
Для начинающих -
здесь. В конце статьи - история про Мальбима.
Соображения-хидушим -
здесь. (Там же переход к Хануке.)

Собственно ханукальная тема -
здесь. Название: "Сказка на Хануку". Чистая беллетристика.
И снова прошу посмотреть (не настойчиво) программное выступление - тут.
А заодно - "Чудо в Храме".

Большая игра
2009-12-09 15:35
Нам нелегко понять, почему античный мир, отличавшийся, в общем, религиозной терпимостью, вдруг напустился на евреев. Возможно, религия, которая отрицает идолов, ВСЕХ идолов, обладала сильным притяжением. Ты должен, бросив все, потянуться к свету – или, наоборот, принимать срочные меры, защищая границы тьмы. Одной из таких мер был приказ царя Антиоха, чтобы евреи приносили в жертву некошерных животных. В 167г. д.н.э. в селении Модиин коэн Матитяху Хашмонай отказался это делать. Он убил негодяя, захотевшего исполнить приказ царя, и затем стал разбрасывать камни жертвенника. Ему грозила верная гибель, но сыновья и соседи вступились, перебили греков. Так началось восстание.

О главных событиях этой войны, о героизме евреев и чудесах Творца сказано много слов. Но у восстания был еще один план, культурно-хозяйственный, что ли. В своем труде “Книга мечей” историк Ричард Ф. Бертон злорадно пишет, что на родине евреев этот вид оружия отсутствовал. Не смогли евреи родить свой меч!

Можно бы вспомнить, что наши предки в эпоху Второго Храма завершили формирование Танаха, составили Мишну, написали много других святых книг. Проблема, однако, заключалась в том, что восставшим позарез требовались мечи. А их, хоть всю Иудею обыщи, не было.

Первый меч оказался трофейным. Один из братьев, Еуда Макаби, почти голыми руками одолел Аполлония, начальника отряда, который послали против восставших, и повесил его меч к себе на пояс. Но у большинства бойцов единственным оружием оставалась железная палка. Мудрецы говорят, что из таких палок была сделана первая Менора, которую поставили в освобожденном Храме.

К чести восставших нужно сказать, что они быстро освоили совершенно незнакомое им воинское дело. Через короткий срок евреи стреляли из луков лучше Робин Гуда, мастерски устраивали засады, слаженно совершали ночной маневр, что и Кутузову не всегда удавалось. Столь быстрое проникновение в совершенно незнакомое искусство можно объяснить тем, что у нас игра всегда начинается с центра – из Центра мироздания, через молитву, через прямую связь с Б-гом. В этом наше главное богатство. Хашмонаи молились даже в разгаре схватки, отбивая краем щита удар длинного греческого копья.

В дни восстания Всевышний защищал наших бойцов. Вопрос, насколько сильно мы притягиваем чудо. В хасидуте говорится, что благословение Творца нуждается в сосуде, который поможет Его свету раскрыться. Таким сосудом может оказаться удачная вылазка или, простите, все тот же меч на боку. Вот, собственно, мораль этой статьи: второй план важен. Он помогает свету Б-га, Его благословению, прийти в наш мир. Пренебрежение к бытовым, материальным деталям, может привести к тому, что молния геройства, сверкнув на небосклоне, исчезнет без следа.

В самом разгаре борьбы за Гуш-Катиф вожди поселенцев решили устроить грандиозную демонстрацию. Гражданский протест вещь неудобная, он призван будить народ и портить нервы властям. Но в данном случае власть дышала ровно, потому что вожди-многодумы отправили своих сторонников на юг, в пустыню, вместо того, чтобы вывести их на улицы Иерусалима. 500 000 человек фактически загнали в спичечный коробок. А если по хасидизму, - сосуд был сделан наспех и с огрехами, большой свет не смог одеться в него.

Героизм необходим. Но требуется также найти для него материальную основу, чтобы хороший порыв не заглох, чтобы он был умножен и повторен. Стоит лишний раз себе напомнить, что у евреев игра начинается с центра, с самого Центра, где источник всех наших сил. Задача – не лениться и довести мяч до самых краев “большого поля”. На языке каббалистов так зовется наш мир.

Нарушение самими «Нетурей Карта» заклятия «не восставать против народов мира»
2009-12-09 15:35
Как известно, Нетурей Карта обосновывает свою борьбу против Государства Израиль тем, что Израиль, по их мнению, нарушает "три заклятия", одним из которых является "не восставать против народов мира" (Кетубот 111а). Но ведь решение о создании Израиля принято ООН, т.е. народами мира. Получается, что Нетурей Карта, которые борются против Государства Израиль, борются против этого постановления ООН, т.е. сами и "восстают против народов мира", нарушая второе из трех заклятий. Как же они сами объясняют это противоречие? Если кто-то знает, как они это объясняют или может у них спросить, буду благодарен.

UPD
я не спрашиваю, как они отрицают право Государства Израиль на существование - все их "восьмерки в воздухе" и подтасовки на эту тему я и сам знаю (и здесь нет времени это обсуждать, если хотите могу напечатать об этом отдельный пост). Меня интересует, как они оправдывают СОБСТВЕННОЕ нарушение второго из заклятий - ведь большое число ведущих народов мира и их царей поддерживают существование Государства Израиль, и Нетурей Карта своей деятельностью осуществляют СОБСТВЕННОЕ восстание против этих народов, т.е. сами и нарушают второе заклятие! - и именно про это я хочу СПРОСИТЬ У НИХ, потому что в книгах они об этом не пишут.

Уточнение вопроса: Если бы они просто в своей иешиве учили против Государства Израиль, то это было бы понятно - у каждого свое мнение. Но почему они считают, что имеют право ДЕЙСТВОВАТЬ против Государства Израиль - ведь В ДАННОМ СЛУЧАЕ эта ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ является ИХ восстанием против народов мира, и нарушение ИМИ САМИМИ заклятия нельзя оправдать "желанием наставить евреев на путь истинный"

Я не спрашиваю, почему с их т.зр. Государство Израиль плохое - их т.зр. по этому вопросу я и так знаю. Я спрашиваю, какое ОНИ имеют право нарушать заклятие.

Нарушение самими «Нетурей Карта» заклятия «не восставать против народов мира»
2009-12-09 17:35
Как известно, Нетурей Карта обосновывает свою борьбу против Государства Израиль тем, что Израиль, по их мнению, нарушает "три заклятия", одним из которых является "не восставать против народов мира" (Кетубот 111а). Но ведь решение о создании Израиля принято ООН, т.е. народами мира. Получается, что Нетурей Карта, которые борются против Государства Израиль, борются против этого постановления ООН, т.е. сами и "восстают против народов мира", нарушая второе из трех заклятий. Как же они сами объясняют это противоречие? Если кто-то знает, как они это объясняют или может у них спросить, буду благодарен.

UPD
я не спрашиваю, как они отрицают право Государства Израиль на существование - все их "восьмерки в воздухе" и подтасовки на эту тему я и сам знаю (и здесь нет времени это обсуждать, если хотите могу напечатать об этом отдельный пост). Меня интересует, как они оправдывают СОБСТВЕННОЕ нарушение второго из заклятий - ведь большое число ведущих народов мира и их царей поддерживают существование Государства Израиль, и Нетурей Карта своей деятельностью осуществляют СОБСТВЕННОЕ восстание против этих народов, т.е. сами и нарушают второе заклятие! - и именно про это я хочу СПРОСИТЬ У НИХ, потому что в книгах они об этом не пишут.

Уточнение вопроса: Если бы они просто в своей иешиве учили против Государства Израиль, то это было бы понятно - у каждого свое мнение. Но почему они считают, что имеют право ДЕЙСТВОВАТЬ против Государства Израиль - ведь В ДАННОМ СЛУЧАЕ эта ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ является ИХ восстанием против народов мира, и нарушение ИМИ САМИМИ заклятия нельзя оправдать "желанием наставить евреев на путь истинный"

Я не спрашиваю, почему с их т.зр. Государство Израиль плохое - их т.зр. по этому вопросу я и так знаю. Я спрашиваю, какое САМИ НК имеют право нарушать заклятие.

Ваешев + Ханука
2009-12-09 18:35
Недельный раздел "Ваешев".
Для начинающих -
здесь. В конце статьи - история про Мальбима.
Соображения-хидушим -
здесь. (Там же переход к Хануке.)

Собственно ханукальная тема -
здесь. Название: "Сказка на Хануку". Чистая беллетристика.
И снова прошу посмотреть (не настойчиво) программное выступление - тут.

Сипур на шабат. «И все, что делают там – он делал»
2009-12-09 18:35
Замечательный пируш на "И все что делают там - он делал" от р. Ш. Зевина

Цадик р. Моше-Лейб из Сасова, перед тем, как он стал известен, целый день сидел и учил Тору до ранних часов ночи, а после этого он вставал, и шел в "паб", где собирались распущенные молодые люди, там, где они танцевали, и кушали и пили, и играли и т.д., и он также одевался в другую одежду, как один из них, и садился среди них, и плясал и пел своим красивым голосом, и дожидался, пока поднимется заря, и тогда он возвращался домой, и одевал свою обычную одежду, и становился молиться. Так он делал несколько раз, и через это он спас многих из них и отдалил многих из них от мерзостных дел.

http://chassidus.ru/mayanotecha/zevin/100.htm

Wordpress плагин для закрытия зайта на Шабат.
2009-12-10 04:35
Если никто не против, небольшой самопиар.

Для тех, кого заинтересовал мой вордрессовский плагин для закрытия сайта, сообщаю, что теперь его можно скачать с официального репозитория на Вордпрессе.
Также он доступен через встроенный менеджер плагинов.
на тестовом сайте можно посмотреть как это выглядит.

Вопросы, замечания, критика и просто мнение можно прямо здесь писать.

Чудо в Храме
2009-12-10 04:35

Предупреждаю! Первая глава – начальная школа. Поэтому можно ее пропустить.
Вторая глава – аспирантура. Поэтому ее можно вообще не читать.

Третьей главы - выпускной класс - здесь нет. Пишу. Вместо нее можно прочесть художественный рассказ. А потом оставить тут свой отзыв. Потому что мне этот рассказ по некоторым причинам дорог.

(Read more ...)

Где был Творец в то время когда происходило уничтожение 6.000.000 евреев?
2009-12-10 04:35
Написал стате(йку) "Где был Творец в то время когда происходило уничтожение 6.000.000 евреев? Азбука иудаизма. Введение."
http://jidovska-morda.livejournal.com/899.html

Может кому будет интересно, а кому и полезно.

Человек никогда не должен думать о себе самом (сиха 18 кислева 5716)
2009-12-10 04:35
В последнем "гискашрус" (на гл. Вайишлах) была напечатана беседа Ребе 18 кислева 5716
Большая часть этой беседы была опубликована в Ликутей Сихойс ("С Лаваном жил я и 613 заповедей соблюдал я"), но здесь напечатан еще один небольшой кусочек.

Читая гискашрус в эрев шабос, я вдруг наткнулся на следующие слова, совершенно поразившие меня (на самом деле, вся суббота кануна йуд тес кислев прошла у меня под впечатлением этой очень короткой сихи):

Человек никогда не должен думать о себе самом, но он должен служить Вс-вышнему со стороны части добра, которая есть в нем, ибо, "даже если я нахожусь во тьме – Вс-вышний свет мне". И когда он идет по этой дороге – он может достичь всех ступеней и т.д., и т.е., что также макифим притягиваются в пнимиюс.

Я конечно же, полез по ссылкам - ссылка на маамар, предшествующий сихе.

Полез в маамар. Вот что там говорится:

И вот, человеку свойственно подниматься и падать, и когда он падает со своей ступени, он погружается в глубокую печаль и депрессию, и он не способен учиться и молиться. И причина этого – ибо легармей hу овид, что он хочет быть хасидом, подняться на высокую ступень, и, когда он падает со свой ступени – он находится во тьме. Но в действительности не таким должно быть служение, ибо должно быть так, чтобы не обращать на себя никакого внимания, и отставить себя в сторону совершенно, ибо даже если он – зло, тем не менее, есть в нем искра (доля) Б-жественности Свыше, и он должен делать ради этой части, которая в нем, и осветить ее светом Торы и молитвы, как сказано «ибо Ты освещаешь мою свечу».

Я перевел полностью и сиху, и маамар.
Вот они:
Сиха: http://chassidus.ru/toyras_menachem/5716/18kislev5716.htm
Маамар: http://chassidus.ru/maamorim/5716/18kislev5716.htm

Ваешев + Ханука
2009-12-10 04:35
Недельный раздел "Ваешев".
Для начинающих -
здесь. В конце статьи - история про Мальбима.
Соображения-хидушим -
здесь. (Там же переход к Хануке.)

Собственно ханукальная тема -
здесь. Название: "Сказка на Хануку". Чистая беллетристика.
И снова прошу посмотреть (не настойчиво) программное выступление - тут.
А заодно - "Чудо в Храме".


В избранное