Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Хасидус по-русски

  Все выпуски  

19 кислева


19 кислева
2009-12-06 12:35
19 это гематрия имени Хава (Ева), женское начало человечества и это сявязано с тем, что 19 являются дополнением Сущностном Имени (26) до 45 Имени, связанным с Б-жественной Мудростью.(См. Тора ор)
Суть хасидского учения в способности принять, наполнить, оживить, из-за этого не может быть хасидской партии или правления. В любом успехе и завоевании (мужском начале) должна присутсвовать некая компенсация - незавершенность и готовность к восприятию.
Поэтому в пожелании сегодняшего дня - хасидское поведение предшествует постижению мудрости.
Чего всем нам и желаю на будущий год.
С праздником!

Земные радости
2009-12-06 12:35
Зарубка для памяти: в 5559 (1798) году, сразу после осенних праздников, Ребе Шнеур-Залман был арестован царскими властями по ложному доносу. Он обвинялся в том, что сочувствует якобинцам – грамотным мастеровым и сумасшедшим адвокатам, которые свергли французского короля.

Когда чиновник с ордером стучался в дверь дома, Алтер Ребе вышел через черный ход на задний дворик, а дальше огороды, поле, лес. Это не было лихорадочное бегство. Выражаясь современным языком, основатель движения Хабад взял тайм-аут, чтобы спокойно обдумать, как ему поступить.

Два-три хасида стояли рядом. Алтер Ребе спросил совет: нужно ли покориться властям или лучше уйти в подполье. Реб Шмуэль Мункес, непоседливый мудрец и острослов, отозвался:

- Если вы Ребе, тогда вам нечего бояться ареста. А если вы не Ребе, то какое было у вас право лишить земных радостей тысячи ваших хасидов?!

В колючей фразе Мункеса отражается, как в капле воды, суть нашего служения Творцу. Если возможно, на основе того, что написано в Тании, построить воображаемый диалог между Любавичским Ребе и человеком, захотевшим стать его хасидом, то это будет выглядеть так:

Ребе: Да, ты можешь быть моим хасидом. Но для этого ты должен отдать мне нефеш, руах и нешама – все части твоей души. Не бойся, они останутся с тобой, но наша духовная связь теперь будет постоянной. Я буду тянуть твою душу наверх, поближе к Творцу, подальше от этого мира.

Хасид: Зачем? Ведь сказано: “И увидел Всевышний все, что сделал, - и хорошо это очень”. Зачем же оставлять то, что хорошо?

Ребе: Кто сказал, что мир нужно оставить? Мы поднимаемся над миром, чтобы властвовать над ним, чтобы принести в каждый его уголок святость Творца. После греха Дерева познания человек способен испытывать “тааву”, вожделение ко всем вещам, от куста сирени до теоремы Пифагора. Поддавшись вожделениям, ты потонешь в них, как в болоте. Тебе может быть хорошо или плохо, но итог один: еврей не выполнил задание, ради которого его душа спустилась в наш мир…

Хасид: Вожделение – это нечто грубое? Поесть и выпить?

Ребе: Есть, конечно, грубые вожделения. Но есть и те, что связаны со святостью. Еврей может, и даже обязан любить свою семью, изучать Тору, делать добрые дела. Но если он прилип к насиженному месту, дело плохо. Мир движется, каждый день Всевышний посылает нам новый свет. А ты стоишь себе в плену своих желаний и, значит, Он все дальше от тебя…
Хасид: Как быть?

Ребе: Делать битуль – устранять свои желания перед волей Творца. Одного человека спросили, что такое призвание. Он ответил: это значит - делать любимое дело даже, когда тебе не хочется его делать… Наше еврейское призвание – принести в мир свет, сделать его жилищем для Б-га.

Хасид: А земные радости?

Ребе: Все, что ты любишь, останется с тобою. И жена, и дети, и вкусный чолнт за субботним столом. Но эти вещи будут находиться в луче Б-жественной воли, и ты со временем начнешь чувствовать этот луч…
Вернемся к совещанию на лесной поляне. Если разобраться, реб Шмуэль Мункес вернул своему учителю то, что много раз слышал от него: битуль перед Б-гом защищает от вожделений и возвышает еврея над миром, над высокими заборами и глубокими рвами. И если Ребе – Ребе, нечего бояться. Таков совет.

Алтер Ребе его принял. Он сел в черную карету, которая повезла его в Петербург, навстречу долгим допросам и камере в Петропавловке. Через два месяца Алтер Ребе вышел на свободу. Так родился хабадский праздник, 19 Кислева. Мы достойно его отпразднуем, если сумеем совсем по-другому взглянуть на мир.

Евреи и Иерусалим
2009-12-06 12:35
Из бесед Любавичского Ребе

Художник Ривка Беларёва

click to commentЭти слова сказаны Ребе на хасидском фарбренгене весной 1980-го года, когда весь мир был взволнован вторжением советских войск в Афганистан. Сейчас они звучат более чем актуально...
В трактате «Брахот» и других книгах Талмуда говорится о битве огромных армий, именуемых Гог и Магог. Их противостояние, как можно предполагать, несет большую угрозу и беспокойство для евреев. Но Раши, комментируя один из таких отрывков, пишет, что есть угроза еще более страшная:

проникновение «тарбут ра» - враждебной нам культуры извращенных обычаев в еврейский дом. Он приводит доказательство: во втором псалме Давида задается вопрос: «Зачем волнуются народы?» Однако наш повелитель не выражает по этому поводу никаких личных эмоций.

А в третьем псалме, который Давид написал во время бегства от собственного сына Авшалома, восставшего против него, сказано: «Тяжело мне очень…»
Парадоксально: в предыдущем псалме говорится о движении несметного войска, о том, что цари и вельможи «держат совет против Всевышнего и помазанника Его» и, тем не менее, Давид не переживает это так, как раскол в семье...

Более того, он бросает врагам евреев с насмешкой: «Восседающий на небесах усмехается; Г-сподь смеется над ними...» Давид совершенно спокоен, он уверен в том, что враги сгинут, а еврейство утвердится навек. Творец обращается к повелителю евреев: «Проси у Меня, и Я отдам тебе уделы народов, будет владение твое до краев земли...»

На чем строится уверенность Давида? У него нет большой армии и мощных ресурсов, но зато ему дано увидеть и почувствовать Волю Творца. Поэтому его перо выводит такие строки: «Выступают племена понапрасну...»

То есть: воинственные замыслы, кровожадные речи и даже обмен ударами не приведет ни к чему. Это надо помнить сейчас, когда происходит конфликт в Афганистане и другие события... Хотя народы волнуются, а их лидеры строят гигантские планы, но обернется это упомянутым в псалме словом «рейк», пустотою...

Да, значительная часть этих планов направлены против евреев. Но, поскольку еврейский народ неразрывно связан с Творцом, то исполняется обещание: «И вот не дремлет и не спит Страж Израиля...»

Иерусалим сбережет евреев
В книге пророка Ехезкеля, где сказано о войне Гога и Магога, упоминается Иерусалим. Неужели он окажется в руках врага? Ни в коем случае! Войны будут бушевать за пределами Святой Земли. А Иерусалим сбережет евреев, где бы они ни находились. Ведь это город, где страх перед небом раскрывается с наибольшей полнотою. Цельность в мыслях рождает цельность бытия. Поэтому Иерусалим и Святая Земля будут стоять непоколебимо.

Народы мира? О них Давид говорит в своем псалме: «Восседающий на небесах усмехается, Г-сподь смеется над ними...»

Так же должны вести себя и евреи. Надо относиться к заговорам и конфликтам народов мира с презрением и насмешкой, не принимать их всерьез, не верить, что за ними стоит хоть какая-то толика мудрости и правды.

А «конфликт с Авшаломом», разлад между отцом и детьми? Вот здесь нужно действительно не жалеть душевных сил, стараясь воспитать из своих сыновей настоящих евреев, евреев Торы. И страдать, и мучиться, и, несмотря ни на что, пытаться снова.

Со стороны может показаться, что родительским мучениям нет конца. Нет, конец есть. Сказано, что когда Мошиах раскроется, он «повернет сердца отцов к сыновьям» и затем «сердца сыновей к отцам». И они вместе отправятся встречать Мошиаха - дети впереди, а родители, направляя их, следом. И Б-жественное веселье будет над их головами, отныне и навсегда.

Раздел ваЙешев на двух языках
2009-12-06 14:35
[info]mkitross: Разнообразные ангелы

КОНКОРДА́НЦИЯ
2009-12-06 18:35
А где-нибудь в сети есть КОНКОРДАНЦИЯ? Хоть какое-нибудь издание...
Спасибо

Йосеф и его сны (три рассказа из книги для детей)
2009-12-07 02:35
На этой неделе Йосеф рассказывает братьям и отцу два своих сна, а попав в тюрьму, разгадывает два чужих сна. Об этом должны знать наши дети!


Толкование снов (первая часть)

(Read more ...)

Заметки на полях 2009-12-06 17:11:37
2009-12-07 02:35
Вокруг да около 19 кислева этого года произошло одно важное событие. Макор ришон даже поместил фотоотчет на первую страницу.
Это была дружеская встреча рава Йоэеля Кана и рава Аарона-Йеуды-Лейба Штеймана. Встреча эта интересна не только как отказ от конфликта между Хабадом и литваками, но и тем, что встретились два человека, не отмахивающиеся от проблем своей общины. Приятно, когда достойные люди находят общий язык.

19 кислева
2009-12-06 12:35
19 это гематрия имени Хава (Ева), женское начало человечества и это сявязано с тем, что 19 являются дополнением Сущностном Имени (26) до 45 Имени, связанным с Б-жественной Мудростью.(См. Тора ор)
Суть хасидского учения в способности принять, наполнить, оживить, из-за этого не может быть хасидской партии или правления. В любом успехе и завоевании (мужском начале) должна присутсвовать некая компенсация - незавершенность и готовность к восприятию.
Поэтому в пожелании сегодняшего дня - хасидское поведение предшествует постижению мудрости.
Чего всем нам и желаю на будущий год.
С праздником!

Земные радости
2009-12-06 12:35
Зарубка для памяти: в 5559 (1798) году, сразу после осенних праздников, Ребе Шнеур-Залман был арестован царскими властями по ложному доносу. Он обвинялся в том, что сочувствует якобинцам – грамотным мастеровым и сумасшедшим адвокатам, которые свергли французского короля.

Когда чиновник с ордером стучался в дверь дома, Алтер Ребе вышел через черный ход на задний дворик, а дальше огороды, поле, лес. Это не было лихорадочное бегство. Выражаясь современным языком, основатель движения Хабад взял тайм-аут, чтобы спокойно обдумать, как ему поступить.

Два-три хасида стояли рядом. Алтер Ребе спросил совет: нужно ли покориться властям или лучше уйти в подполье. Реб Шмуэль Мункес, непоседливый мудрец и острослов, отозвался:

- Если вы Ребе, тогда вам нечего бояться ареста. А если вы не Ребе, то какое было у вас право лишить земных радостей тысячи ваших хасидов?!

В колючей фразе Мункеса отражается, как в капле воды, суть нашего служения Творцу. Если возможно, на основе того, что написано в Тании, построить воображаемый диалог между Любавичским Ребе и человеком, захотевшим стать его хасидом, то это будет выглядеть так:

Ребе: Да, ты можешь быть моим хасидом. Но для этого ты должен отдать мне нефеш, руах и нешама – все части твоей души. Не бойся, они останутся с тобой, но наша духовная связь теперь будет постоянной. Я буду тянуть твою душу наверх, поближе к Творцу, подальше от этого мира.

Хасид: Зачем? Ведь сказано: “И увидел Всевышний все, что сделал, - и хорошо это очень”. Зачем же оставлять то, что хорошо?

Ребе: Кто сказал, что мир нужно оставить? Мы поднимаемся над миром, чтобы властвовать над ним, чтобы принести в каждый его уголок святость Творца. После греха Дерева познания человек способен испытывать “тааву”, вожделение ко всем вещам, от куста сирени до теоремы Пифагора. Поддавшись вожделениям, ты потонешь в них, как в болоте. Тебе может быть хорошо или плохо, но итог один: еврей не выполнил задание, ради которого его душа спустилась в наш мир…

Хасид: Вожделение – это нечто грубое? Поесть и выпить?

Ребе: Есть, конечно, грубые вожделения. Но есть и те, что связаны со святостью. Еврей может, и даже обязан любить свою семью, изучать Тору, делать добрые дела. Но если он прилип к насиженному месту, дело плохо. Мир движется, каждый день Всевышний посылает нам новый свет. А ты стоишь себе в плену своих желаний и, значит, Он все дальше от тебя…
Хасид: Как быть?

Ребе: Делать битуль – устранять свои желания перед волей Творца. Одного человека спросили, что такое призвание. Он ответил: это значит - делать любимое дело даже, когда тебе не хочется его делать… Наше еврейское призвание – принести в мир свет, сделать его жилищем для Б-га.

Хасид: А земные радости?

Ребе: Все, что ты любишь, останется с тобою. И жена, и дети, и вкусный чолнт за субботним столом. Но эти вещи будут находиться в луче Б-жественной воли, и ты со временем начнешь чувствовать этот луч…
Вернемся к совещанию на лесной поляне. Если разобраться, реб Шмуэль Мункес вернул своему учителю то, что много раз слышал от него: битуль перед Б-гом защищает от вожделений и возвышает еврея над миром, над высокими заборами и глубокими рвами. И если Ребе – Ребе, нечего бояться. Таков совет.

Алтер Ребе его принял. Он сел в черную карету, которая повезла его в Петербург, навстречу долгим допросам и камере в Петропавловке. Через два месяца Алтер Ребе вышел на свободу. Так родился хабадский праздник, 19 Кислева. Мы достойно его отпразднуем, если сумеем совсем по-другому взглянуть на мир.

Евреи и Иерусалим
2009-12-06 12:35
Из бесед Любавичского Ребе

Художник Ривка Беларёва

click to commentЭти слова сказаны Ребе на хасидском фарбренгене весной 1980-го года, когда весь мир был взволнован вторжением советских войск в Афганистан. Сейчас они звучат более чем актуально...
В трактате «Брахот» и других книгах Талмуда говорится о битве огромных армий, именуемых Гог и Магог. Их противостояние, как можно предполагать, несет большую угрозу и беспокойство для евреев. Но Раши, комментируя один из таких отрывков, пишет, что есть угроза еще более страшная:

проникновение «тарбут ра» - враждебной нам культуры извращенных обычаев в еврейский дом. Он приводит доказательство: во втором псалме Давида задается вопрос: «Зачем волнуются народы?» Однако наш повелитель не выражает по этому поводу никаких личных эмоций.

А в третьем псалме, который Давид написал во время бегства от собственного сына Авшалома, восставшего против него, сказано: «Тяжело мне очень…»
Парадоксально: в предыдущем псалме говорится о движении несметного войска, о том, что цари и вельможи «держат совет против Всевышнего и помазанника Его» и, тем не менее, Давид не переживает это так, как раскол в семье...

Более того, он бросает врагам евреев с насмешкой: «Восседающий на небесах усмехается; Г-сподь смеется над ними...» Давид совершенно спокоен, он уверен в том, что враги сгинут, а еврейство утвердится навек. Творец обращается к повелителю евреев: «Проси у Меня, и Я отдам тебе уделы народов, будет владение твое до краев земли...»

На чем строится уверенность Давида? У него нет большой армии и мощных ресурсов, но зато ему дано увидеть и почувствовать Волю Творца. Поэтому его перо выводит такие строки: «Выступают племена понапрасну...»

То есть: воинственные замыслы, кровожадные речи и даже обмен ударами не приведет ни к чему. Это надо помнить сейчас, когда происходит конфликт в Афганистане и другие события... Хотя народы волнуются, а их лидеры строят гигантские планы, но обернется это упомянутым в псалме словом «рейк», пустотою...

Да, значительная часть этих планов направлены против евреев. Но, поскольку еврейский народ неразрывно связан с Творцом, то исполняется обещание: «И вот не дремлет и не спит Страж Израиля...»

Иерусалим сбережет евреев
В книге пророка Ехезкеля, где сказано о войне Гога и Магога, упоминается Иерусалим. Неужели он окажется в руках врага? Ни в коем случае! Войны будут бушевать за пределами Святой Земли. А Иерусалим сбережет евреев, где бы они ни находились. Ведь это город, где страх перед небом раскрывается с наибольшей полнотою. Цельность в мыслях рождает цельность бытия. Поэтому Иерусалим и Святая Земля будут стоять непоколебимо.

Народы мира? О них Давид говорит в своем псалме: «Восседающий на небесах усмехается, Г-сподь смеется над ними...»

Так же должны вести себя и евреи. Надо относиться к заговорам и конфликтам народов мира с презрением и насмешкой, не принимать их всерьез, не верить, что за ними стоит хоть какая-то толика мудрости и правды.

А «конфликт с Авшаломом», разлад между отцом и детьми? Вот здесь нужно действительно не жалеть душевных сил, стараясь воспитать из своих сыновей настоящих евреев, евреев Торы. И страдать, и мучиться, и, несмотря ни на что, пытаться снова.

Со стороны может показаться, что родительским мучениям нет конца. Нет, конец есть. Сказано, что когда Мошиах раскроется, он «повернет сердца отцов к сыновьям» и затем «сердца сыновей к отцам». И они вместе отправятся встречать Мошиаха - дети впереди, а родители, направляя их, следом. И Б-жественное веселье будет над их головами, отныне и навсегда.

Раздел ваЙешев на двух языках
2009-12-06 14:35
[info]mkitross: Разнообразные ангелы

КОНКОРДА́НЦИЯ
2009-12-06 18:35
А где-нибудь в сети есть КОНКОРДАНЦИЯ? Хоть какое-нибудь издание...
Спасибо

Йосеф и его сны (три рассказа из книги для детей)
2009-12-07 02:35
На этой неделе Йосеф рассказывает братьям и отцу два своих сна, а попав в тюрьму, разгадывает два чужих сна. Об этом должны знать наши дети!


Толкование снов (первая часть)

(Read more ...)

Заметки на полях 2009-12-06 17:11:37
2009-12-07 02:35
Вокруг да около 19 кислева этого года произошло одно важное событие. Макор ришон даже поместил фотоотчет на первую страницу.
Это была дружеская встреча рава Йоэеля Кана и рава Аарона-Йеуды-Лейба Штеймана. Встреча эта интересна не только как отказ от конфликта между Хабадом и литваками, но и тем, что встретились два человека, не отмахивающиеся от проблем своей общины. Приятно, когда достойные люди находят общий язык.


В избранное