[Первая версия – для тех, кто абсолютно ничего не знает о нашей Хануке. Годится для еврейской прессы любого калибра, – можно перепечатывать без авторского разрешения (что, впрочем, и делается в течение последних трех лет). Вторая версия – для тех, кто знает о Хануке буквально всё. Мнение таких людей меня как раз и интересует.]
Почему же Ханука празднуется восемь дней?
2009-12-13 14:35
"Тосафот хадашим" на Мегилат Таанит (издание со схолионом) после долгого обсуждения подводит итог: Хануку не могут праздновать восемь дней в честь чуда с маслом, ведь в первый день чуда не было: масло горело естественным образом (мнение "Бина ле-итим" он не учитывает). Кроме того, по идее нужно было отмечать только день начала чуда - второй. И наконец, можно было бы - как в дни прочих чудес и радостных событий, упомянутых в Мегилат Таанит - только запретить поститься, а праздник-то зачем? Хануку не могут праздновать восемь дней в память об освящении Храма Моше и Шломо - ведь у них было семь дней праздника, а почему у нас должно быть больше? Их освящение явно выше! Военная победа? - опять-таки непонятно, почему восемь дней. И вывод: мы восемь дней отмечаем память о возобновлении храмового служения в дни Хасмонеев, к которому они готовились в течение восьми дней. Тогда почему мы празднуем именно зажигая светильник? Потому что одним из элементов этого освящения было изготовление нового светильника из семи железных прутьев (более подробное обсуждение см. здесь). А поскольку этот светильник горел восемь дней, а не один, как ожидалось, мы тоже зажигаем светильничек восемь дней подряд. См. тж. много здесь.
Греческий трофей
2009-12-13 20:35
Этот день называется “Зот Ханука”, “Это Ханука”. Восемь свечей уже догорели, а праздник еще продолжается. Самое подходящее время подвести итоги, соединяя наше “сегодня” с опытом минувших дней.
1. “Нет ничего нового”… И в эпоху Хашмонаев были люди, у которых антирелигиозные взгляды сочетались с жарким стремлением к миру. Им удалось убедить жителей Иерусалима, что Хашмонаи жаждут крови, жаждут власти. А мы можем заключить с греками договор, и наступит долгожданное спокойствие. Мещане любят сказки, - им поверили. В результате этой агитации от армии восставших осталось две сотни человек, которые бежали из Святого города, чтобы свои не выдали их врагу.
Вникая в эти детали, легко увидеть, что только из-за постоянных раздоров война за независимость продолжалась целых тридцать лет. И тогда, и теперь неудачи нужно поделить поровну: кто-то охотно поверил “удобной” лжи, а кто-то потратил слишком мало сил, чтобы донести до людей правду. Минута фантазии: если б наш народ действовал, как единый организм, долгожданная победа не медлила бы так долго.
2.Вот еще один факт. Пока вершилось чудо, и масло из кувшинчика горело восемь дней, евреи-эллинисты, засевшие в крепости Хикра, обстреливали коэнов, приносивших жертвы во дворе Храма. Даже услышав о чуде, эти люди не приняли его. В их безумии есть логика: признаешь чудо в Храме, значит, нужно принять власть Творца и начать исполнять Его приказы. И поэтому стрелы щелкали по плитам, и камни, пущенные из баллист, глухо стукались недалеко от жертвенника. У евреев принято делать “пирсума де-ниса”, т.е. широко извещать всех о чуде, о новом проявлении милости Творца. На поверку, это так же насущно, как вода и хлеб. Чудо, о котором никто не знает, похоже на нераскрытое письмо с важной вестью. Кто знает, сколько людей, узнав ее, изменят свой путь, сколько “своих” стрел пролетят мимо. Возможно, этот упрек относится к Хашмонаям, но в первую очередь к нам, владельцам пелефонов и компьютеров. Мы тоже видели немало чудес, но почему-то ленимся озвучить присутствие Всевышнего в нашей обычной жизни, позволяя газетам и ТВ кормить людей чернухой и тоскою…
3. Иногда, избежав большой опасности, еврей даже приносит домой трофеи. Когда дети Яакова делили добычу, захваченную в Шхеме, отец приказал им: “Уберите богов чужих, что среди вас, и очиститесь…” Наш праотец с необыкновенной тщательностью хотел избавиться от следов идолопоклонства, мелькавших среди женских украшений, затесавшихся в орнамент посуды. К сожалению, Хашмонаи поступили иначе. В качестве трофеев они принесли домой греческую культуру, наивно полагая, что если отбить носы Зевсу и Посейдону, то все остальное – кошер, поднялось к святости.
На деле “греческий трофей” оказался грузилом, затащившим победителей на дно глубокой ямы. При всех обвинениях, звучавших в адрес Моше-рабейну, его противниками и в голову не приходило заманить вождя на пир и там свести счеты. Но именно так поступил с отцом своей жены Талмай, еврей с греческим именем, зять Шимона Хашмоная. В эллинистическом мире, подступившим к берегам Иудеи, так вели себя ВСЕ. От наших предков требовалось огромное мужество, чтобы сказать: “мы евреи, мы другие, мы постараемся ни за что не походить на вас…”
Я пишу эти строки в настоящем времени. Возможно, нам не дано сравниться с восставшими в искусстве ночных атак. Но, отталкивая “греческий трофей”, врачи и программисты могут проявить не меньшее мужество. Подскажем друг другу, с чего начать…
Еврейское аутодафе
2009-12-13 20:35
Практиковали ли евреи сожжение еретиков? Разумеется, нет да.
Первая книга Маккавейская, 3 глава: "1 И восстал вместо него Иуда, называемый Маккавей, сын его. 2 И помогали ему все братья его и все, которые были привержены к отцу его, и вели войну Израиля с радостью. 3 Он распространил славу народа своего; он облекался бронею, как исполин, опоясывался воинскими доспехами своими и вел войну, защищая ополчение мечом; 4 он уподоблялся льву в делах своих и был как скимен, рыкающий на добычу; 5 он преследовал беззаконных, отыскивая их, и возмущающих народ его сожигал. 6 И смирились беззаконные из страха пред ним, и все делатели беззакония смутились пред ним, и благоуспешно было спасение рукою его. 7 Он огорчил многих царей и возвеселил Иакова делами своими, и память его до века в благословении; 8 прошел по городам Иудеи и истребил в ней нечестивых, и отвратил гнев от Израиля".
Upd. от david_2 Возможно, впрочем, что это было даже не "временной мерой", а реакцией на: Вторая книга Маккавейская, 6 глава: 11 Другие бежали в ближние пещеры, чтобы втайне праздновать седьмой день, но, быв указаны Филиппу, были сожжены, ибо неправедным считали защищаться по уважению к святости дня.
См. также Вторая книга Маккавейская, 10 глава: 32 Сам Тимофей убежал в крепость, называемую Газара, весьма твердую и состоявшую под начальством Херея. 33 Бывшие с Маккавеем весело осаждали эту крепость в продолжение четырех дней. 34 А находившиеся в крепости, уверенные в недоступности этого места, чрезмерно злословили и произносили хульные речи. 35 На рассвете пятого дня двадцать юношей из бывших с Маккавеем, воспламенившись гневом от такого злословия, храбро устремились на стену и с зверскою яростью поражали каждого, кто попадался. 36 Другие также бросились во время смятения на находившихся внутри, зажигали башни и, разжегши костры, сожигали хульников живыми; иные разбивали ворота и, впустив в них остальное войско, овладели городом; 37 Тимофея же, скрывшегося во рву, убили, равно как и брата его Херея, и Аполлофана. 38 Совершив это, они с песнями и славословиями возблагодарили Господа, Который так много облагодетельствовал Израиля и даровал им победу.
А вот ещё мера за меру. Вторая Маккавейская, гл. 8 33 Потом, торжествуя победу в отечестве, они сожгли Каллисфена и некоторых других, которые сожгли священные ворота и убежали в один дом, так что эти за свое нечестие понесли достойное возмездие.
Урок шел в живом эфире на Толдот.ру. Как всегда, многое я не успел, кое о чем забыл сказать начисто, а некоторые вещи проговорил невнятно, – и сам во время передачи вижу, что нет четкости иногда в формулировках, иногда в самом звуке, да ничего не могу поделать. Кто бы знал, что мне нужна живая аудитория, а не черное дуло объектива камеры, – за полгода никак не привыкну.
[Первая версия – для тех, кто абсолютно ничего не знает о нашей Хануке. Годится для еврейской прессы любого калибра, – можно перепечатывать без авторского разрешения (что, впрочем, и делается в течение последних трех лет). Вторая версия – для тех, кто знает о Хануке буквально всё. Мнение таких людей меня как раз и интересует.]
Почему же Ханука празднуется восемь дней?
2009-12-13 14:35
"Тосафот хадашим" на Мегилат Таанит (издание со схолионом) после долгого обсуждения подводит итог: Хануку не могут праздновать восемь дней в честь чуда с маслом, ведь в первый день чуда не было: масло горело естественным образом (мнение "Бина ле-итим" он не учитывает). Кроме того, по идее нужно было отмечать только день начала чуда - второй. И наконец, можно было бы - как в дни прочих чудес и радостных событий, упомянутых в Мегилат Таанит - только запретить поститься, а праздник-то зачем? Хануку не могут праздновать восемь дней в память об освящении Храма Моше и Шломо - ведь у них было семь дней праздника, а почему у нас должно быть больше? Их освящение явно выше! Военная победа? - опять-таки непонятно, почему восемь дней. И вывод: мы восемь дней отмечаем память о возобновлении храмового служения в дни Хасмонеев, к которому они готовились в течение восьми дней. Тогда почему мы празднуем именно зажигая светильник? Потому что одним из элементов этого освящения было изготовление нового светильника из семи железных прутьев (более подробное обсуждение см. здесь). А поскольку этот светильник горел восемь дней, а не один, как ожидалось, мы тоже зажигаем светильничек восемь дней подряд. См. тж. много здесь.
Греческий трофей
2009-12-13 20:35
Этот день называется “Зот Ханука”, “Это Ханука”. Восемь свечей уже догорели, а праздник еще продолжается. Самое подходящее время подвести итоги, соединяя наше “сегодня” с опытом минувших дней.
1. “Нет ничего нового”… И в эпоху Хашмонаев были люди, у которых антирелигиозные взгляды сочетались с жарким стремлением к миру. Им удалось убедить жителей Иерусалима, что Хашмонаи жаждут крови, жаждут власти. А мы можем заключить с греками договор, и наступит долгожданное спокойствие. Мещане любят сказки, - им поверили. В результате этой агитации от армии восставших осталось две сотни человек, которые бежали из Святого города, чтобы свои не выдали их врагу.
Вникая в эти детали, легко увидеть, что только из-за постоянных раздоров война за независимость продолжалась целых тридцать лет. И тогда, и теперь неудачи нужно поделить поровну: кто-то охотно поверил “удобной” лжи, а кто-то потратил слишком мало сил, чтобы донести до людей правду. Минута фантазии: если б наш народ действовал, как единый организм, долгожданная победа не медлила бы так долго.
2.Вот еще один факт. Пока вершилось чудо, и масло из кувшинчика горело восемь дней, евреи-эллинисты, засевшие в крепости Хикра, обстреливали коэнов, приносивших жертвы во дворе Храма. Даже услышав о чуде, эти люди не приняли его. В их безумии есть логика: признаешь чудо в Храме, значит, нужно принять власть Творца и начать исполнять Его приказы. И поэтому стрелы щелкали по плитам, и камни, пущенные из баллист, глухо стукались недалеко от жертвенника. У евреев принято делать “пирсума де-ниса”, т.е. широко извещать всех о чуде, о новом проявлении милости Творца. На поверку, это так же насущно, как вода и хлеб. Чудо, о котором никто не знает, похоже на нераскрытое письмо с важной вестью. Кто знает, сколько людей, узнав ее, изменят свой путь, сколько “своих” стрел пролетят мимо. Возможно, этот упрек относится к Хашмонаям, но в первую очередь к нам, владельцам пелефонов и компьютеров. Мы тоже видели немало чудес, но почему-то ленимся озвучить присутствие Всевышнего в нашей обычной жизни, позволяя газетам и ТВ кормить людей чернухой и тоскою…
3. Иногда, избежав большой опасности, еврей даже приносит домой трофеи. Когда дети Яакова делили добычу, захваченную в Шхеме, отец приказал им: “Уберите богов чужих, что среди вас, и очиститесь…” Наш праотец с необыкновенной тщательностью хотел избавиться от следов идолопоклонства, мелькавших среди женских украшений, затесавшихся в орнамент посуды. К сожалению, Хашмонаи поступили иначе. В качестве трофеев они принесли домой греческую культуру, наивно полагая, что если отбить носы Зевсу и Посейдону, то все остальное – кошер, поднялось к святости.
На деле “греческий трофей” оказался грузилом, затащившим победителей на дно глубокой ямы. При всех обвинениях, звучавших в адрес Моше-рабейну, его противниками и в голову не приходило заманить вождя на пир и там свести счеты. Но именно так поступил с отцом своей жены Талмай, еврей с греческим именем, зять Шимона Хашмоная. В эллинистическом мире, подступившим к берегам Иудеи, так вели себя ВСЕ. От наших предков требовалось огромное мужество, чтобы сказать: “мы евреи, мы другие, мы постараемся ни за что не походить на вас…”
Я пишу эти строки в настоящем времени. Возможно, нам не дано сравниться с восставшими в искусстве ночных атак. Но, отталкивая “греческий трофей”, врачи и программисты могут проявить не меньшее мужество. Подскажем друг другу, с чего начать…
Еврейское аутодафе
2009-12-13 20:35
Практиковали ли евреи сожжение еретиков? Разумеется, нет да.
Первая книга Маккавейская, 3 глава: "1 И восстал вместо него Иуда, называемый Маккавей, сын его. 2 И помогали ему все братья его и все, которые были привержены к отцу его, и вели войну Израиля с радостью. 3 Он распространил славу народа своего; он облекался бронею, как исполин, опоясывался воинскими доспехами своими и вел войну, защищая ополчение мечом; 4 он уподоблялся льву в делах своих и был как скимен, рыкающий на добычу; 5 он преследовал беззаконных, отыскивая их, и возмущающих народ его сожигал. 6 И смирились беззаконные из страха пред ним, и все делатели беззакония смутились пред ним, и благоуспешно было спасение рукою его. 7 Он огорчил многих царей и возвеселил Иакова делами своими, и память его до века в благословении; 8 прошел по городам Иудеи и истребил в ней нечестивых, и отвратил гнев от Израиля".
Upd. от david_2 Возможно, впрочем, что это было даже не "временной мерой", а реакцией на: Вторая книга Маккавейская, 6 глава: 11 Другие бежали в ближние пещеры, чтобы втайне праздновать седьмой день, но, быв указаны Филиппу, были сожжены, ибо неправедным считали защищаться по уважению к святости дня.
См. также Вторая книга Маккавейская, 10 глава: 32 Сам Тимофей убежал в крепость, называемую Газара, весьма твердую и состоявшую под начальством Херея. 33 Бывшие с Маккавеем весело осаждали эту крепость в продолжение четырех дней. 34 А находившиеся в крепости, уверенные в недоступности этого места, чрезмерно злословили и произносили хульные речи. 35 На рассвете пятого дня двадцать юношей из бывших с Маккавеем, воспламенившись гневом от такого злословия, храбро устремились на стену и с зверскою яростью поражали каждого, кто попадался. 36 Другие также бросились во время смятения на находившихся внутри, зажигали башни и, разжегши костры, сожигали хульников живыми; иные разбивали ворота и, впустив в них остальное войско, овладели городом; 37 Тимофея же, скрывшегося во рву, убили, равно как и брата его Херея, и Аполлофана. 38 Совершив это, они с песнями и славословиями возблагодарили Господа, Который так много облагодетельствовал Израиля и даровал им победу.
А вот ещё мера за меру. Вторая Маккавейская, гл. 8 33 Потом, торжествуя победу в отечестве, они сожгли Каллисфена и некоторых других, которые сожгли священные ворота и убежали в один дом, так что эти за свое нечестие понесли достойное возмездие.
Урок шел в живом эфире на Толдот.ру. Как всегда, многое я не успел, кое о чем забыл сказать начисто, а некоторые вещи проговорил невнятно, – и сам во время передачи вижу, что нет четкости иногда в формулировках, иногда в самом звуке, да ничего не могу поделать. Кто бы знал, что мне нужна живая аудитория, а не черное дуло объектива камеры, – за полгода никак не привыкну.