[TIFLO] ОБУЧЕНИЕ ПЛОСКОПЕЧАТНОМУ ПИСЬМУ

Николай Антонов, Венера Денискина
"Школьный вестник", N 2, 2006.
ОБУЧЕНИЕ ПЛОСКОПЕЧАТНОМУ ПИСЬМУ НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ВВЕДЕНИЕ
Владение умениями и навыками письма обычными буквами необходимо каждой социально
адаптированной личности при глубокой зрительной патологии. Оно позволяет незрячим
людям чувствовать себя увереннее и комфортнее в общении с окружающими и быть
более независимыми.
Обучение осуществляется в начальных классах специальных (коррекционных) школ
для слепых и слабовидящих детей. Программа по русскому языку для начальных классов
школ III-IV видов предусматривает обучение незрячих (слепых) учащихся, имеющих
остаточное зрение до 0,04, чтению плоскопечатного текста и письму прописями.
Дети, не имеющие остаточного зрения, обучаются плоскопечатному письму шрифтом
Гебольда, знакомятся с письменными буквами и учатся расписываться.
Обучение ведётся во 2 - 4 классах на уроках русского языка или коррекционных
занятиях. При необходимости оно продолжается в классах среднего звена учителями
русского языка или тифлопедагогами, проводящими с детьми коррекционные занятия.
Если в школе есть дети, ослепшие в школьном возрасте, или дети с прогрессирующими
заболеваниями органа зрения, то могут быть созданы разновозрастные группы.
Методика обучения незрячих детей с остаточным зрением письму прописями и чтению
плоскопечатного текста описана в методическом пособии Р.А. Вершининой <Обучение
плоскому письму детей с остаточным зрением> (1990).
Цель предлагаемого пособия - обоснование и описание методики обучения письму
шрифтом Гебольда и знакомство с письменными буквами детей без остаточного зрения.
Заметим, что в отличие от Р.А. Вершинной мы не считаем, что <не следует тратить
силы и время для обучения частично видящих детей (т.е. слепых детей с остаточным
зрением - прим. авторов) письму печатными буквами, так как такое письмо не найдёт
в дальнейшем применения и, наоборот, сыграет отрицательную роль при обучении
этих детей письму прописями: при снижении зрения трудно запомнить и отличить
двоякое написание одних и тех же букв, и дети часто их путают>.
На наш взгляд, этот вопрос должен решаться строго индивидуально в отношении каждого
ребёнка с учётом рекомендаций врача-офтальмолога. Учитель-дефектолог и врач-офтальмолог
при принятии решения должны исходить из всей группы факторов, характеризующих
зрительную патологию ребёнка: остроту зрения, офтальмологический диагноз с прогнозом
на будущее (зрение может сохраниться на имеющемся уровне, или болезнь носит прогрессирующий
характер, или возможно улучшение зрения), особенности психического развития и
состояния, уровень развития мелкой моторики, а также возможности зрительного
восприятия. Таким образом, чтению плоскопечатного текста должны обучаться все
дети с остаточным зрением, а письму прописями - не все. Например, слепых детей
с остаточным зрением при сочетании у них таких патологий, как дальнозоркость
и частичная атрофия зрительного нерва, рациональнее обучать именно письму шрифтом
Гебольда, так как письмо прописями (что требует зрительного контроля) вызывает
у них сильнейшие боли глаз и головы.
Однако уметь расписываться письменными буквами должны все дети, независимо от
наличия или отсутствия у них остаточного зрения. Идентичность росписи может быть
достигнута только путём постоянной длительной тренировки.
Исходя из вышеизложенного, в настоящем методическом пособии предлагаются специальные
приёмы и алгоритмы обучения письму шрифтом Гебольда не только тотально слепых
детей, но и детей с остаточным зрением. Основная задача обучения детей без остаточного
зрения - формирование тактильного образа букв и умения их воспроизвести, а для
детей с остаточным зрением - формирование тактильно-зрительного образа. Для решения
этих задач педагогу надо иметь рельефный алфавит, адаптированный для бисенсорного
восприятия.
Особое внимание следует обращать на развитие двигательных навыков плоскопечатного
письма, так как их усвоение составляет значительную трудность для детей, обучающихся
по рельефно-точечной системе Брайля.
Надеемся, что наши рекомендации помогут учителю не только успешно овладеть и
пользоваться предлагаемой методикой, но и решать важные общекоррекционные задачи:
1. Развитие мелкой моторики и осязания.
2. Развитие зрительного восприятия у слепых детей с остаточным зрением.
3. Развитие умений и навыков ориентировки в малом пространстве.
4. Развитие памяти и внимания при распознавании и письме букв.
5. Другие.
Пособие включает примерное тематическое планирование уроков во 2 - 4 классах,
алгоритмы письма букв, цифр и знаков препинания, а также весь необходимый дидактический
материал.
1. ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Описываемый шрифт был создан Гебольдом (инспектором и старшим преподавателем
института слепых в Барби) в 1856 году на основе латинского алфавита. Он представлял
собой разновидность плоскопечатного шрифта, адаптированного для письма слепыми.
Первоначально этот шрифт использовался не только для письма, но и для чтения.
На его основе способом оттиска печатались книги для слепых, но по мере распространения
рельефно-точечной системы Брайля он стал использоваться только для письма.
Применительно к русскому алфавиту шрифт Гебольда был адаптирован тифлопедагогом
и офтальмологом А.И. Скребицким в 1882 году. Поэтому его современную модификацию
мы лишь условно связываем с именем Гебольда, имея в виду сам принцип письма.
Для письма шрифтом Гебольда используется прибор для письма по Брайлю либо его
специальная модификация без шеститочий.
Письмо производится шариковой ручкой или остро очиненным простым карандашом по
клеткам и строчкам прибора. Использование единого стандарта клеток и строчек
прибора позволяет независимо от наличия зрения записать любой текст, соблюдая
строку и равные размеры букв.
Как было отмечено выше, обучение ведётся в основном во 2 - 4 классах.
Во 2-м классе для обеих групп, то есть как для тотально слепых, так и для слепых
с остаточным зрением, предлагается знакомство с буквами плоскопечатного алфавита.
Дети с остаточным зрением могут воспроизводить отдельные печатные буквы либо
на контрастном фоне, либо путём построения их моделей. Дети без остаточного зрения
воспроизводят буквы либо способом построения моделей, либо вычерчивания их на
плёнке прибора для рельефного рисования и черчения <Школьник>, либо на бумаге
для письма по Брайлю с помощью специальных тифлографических инструментов.
Модели букв изготавливаются детьми по образцу из различных материалов: эластичной
проволоки, пластилина, пенопласта, картона и т.п. В качестве образца используются
модели, заранее изготовленные учителем из плотного картона и адаптированные для
бисенсорного восприятия детьми с остаточным зрением. Дети без остаточного зрения
могут пользоваться в качестве образца рельефными оттисками плоскопечатных букв,
выполненных на пластике или плотной бумаге. Хорошим подспорьем здесь могут служить
букварь для взрослых слепых и рельефно-графические пособия с рельефными шрифтами,
выпускаемые в Москве на специализированном предприятии ВОС <Логос> (тел. производственного
отдела 683-17-11).
Для правильного распознавания моделей букв, а также складывания отдельных слогов
и слов необходимо найти способ их крепления к поверхности плотного листа картона,
фанеры или металлического листа. Можно использовать буквы магнитной азбуки для
дошкольников, а также модели, изготовленные из магнитной резины.
После того, как дети научатся распознавать все буквы, цифры и знаки препинания
плоскопечатного алфавита, нужно перейти к их распознаванию и письму в адаптированном
варианте. Адаптированными для письма шрифтом Гебольда являются те буквы, цифры
и знаки препинания, которые при стандартном написании в своей конфигурации содержат
округлости или петельки и не могут быть воспроизведены в оригинале в клетках
прибора Брайля. Например, буквы В, О, С, Ю, Ц, Ф и др. Здесь также используются
различные модели.
Только после того, как дети научатся распознавать все буквы алфавита в их оригинальном
и адаптированном вариантах, можно переходить к обучению письму. Как показывает
наш опыт, пока не сформирован образ всего алфавита в его стандартном (обычном)
и адаптированном видах, одновременное распознавание и письмо букв для большинства
детей затруднительно.
Таким образом, основной задачей обучения, решаемой во 2-м классе, является формирование
образов букв (тактильного для тотально слепых и тактильно-зрительного для детей
с остаточным зрением) и начало их письма.
Начиная обучение письму, учителю необходимо выяснить, кто из детей уже знаком
с плоскопечатным шрифтом, а кто нет. Кто из детей с остаточным зрением может
писать прописями, а кто сможет или уже может только читать плоскопечатный текст.
Дети с остаточным зрением, возможности которых позволяют им обучаться письму
прописями и в дальнейшем пользоваться сформированными умениями, обучению письму
шрифтом Гебольда не подлежат.
Проводимое нами в течение пяти лет опытное обучение показало, что большинство
незрячих детей младшего школьного возраста с остаточным зрением может только
читать плоскопечатный текст, но не может писать ни письменными, ни печатными
буквами. В то время, когда дети, вообще не знакомые с плоскопечатными буквами,
занимаются их распознаванием, учащиеся, умеющие читать, совершенствуют технику
чтения текста, набранного крупным шрифтом. Они включаются в общую работу только
тогда, когда начинается изучение адаптированного алфавита и непосредственное
обучение письму.
Наиболее сложной группой учащихся в наших школах являются дети, полностью потерявшие
зрение в школьном возрасте и пришедшие в специальную школу из массовой школы.
Таких детей необходимо сначала обучить системе Брайля, и лишь потом - письму
шрифтом Гебольда. Одновременное обучение и тому, и другому письму весьма затруднительно
и неэффективно.
В 3-м классе закрепляются умения и навыки, полученные во 2-м классе, отрабатывается
техника письма всех букв, цифр и знаков препинания. От написания отдельных букв,
слогов и слов дети переходят к записи текстов, составленных из коротких предложений.
К концу года третьеклассники должны свободно владеть письмом.
Независимо от наличия остаточного зрения на этом этапе учащихся необходимо знакомить
с письменными буквами, пользуясь имеющимися в каждой школе альбомами с алфавитами,
выполненными рельефным способом (напоминаем, что выпускаются они предприятием
ВОС <Логос>). К обучению письму прописями детей с остаточным зрением и на этом
этапе следует подходить строго индивидуально (может - пусть пишет), но научиться
воспроизводить свою подпись должны все.
В 3-м классе совершенствуется техника чтения плоскопечатного текста теми детьми,
которые раньше других свободно овладели письмом.
В 4-м классе формирование умений и навыков письма в основном завершается. Отведённое
на обучение время главным образом используется для записи достаточно больших
текстов либо под диктовку учителя, либо путём самостоятельного списывания с книги.
При этом тотально слепые дети пользуются текстом, написанным по системе Брайля,
а дети с остаточным зрением - плоскопечатным текстом. Это способствует развитию
у тех и других учащихся техники чтения.
Кроме того, в 4-м классе продолжается знакомство учащихся с письменными буквами,
отрабатывается умение идентифицировать свою подпись. Дети с остаточным зрением
пишут отдельные слова и небольшие предложения, пользуясь специальным трафаретом.
2. ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И СОВЕТЫ УЧИТЕЛЮ
Дорогие ребята!
Приступая к обучению письму шрифтом Гебольда, усвойте и соблюдайте в дальнейшем
следующие правила:
1. Научитесь распознавать и читать руками рельефные оттиски как обычных, так
и изменённых для письма шрифтом Гебольда плоскопечатных букв.
2. Представьте, что в клетке прибора для письма не шесть, как при письме по
Брайлю, а девять точек. Седьмая точка находится между первой и четвёртой, восьмая
- между второй и пятой, а девятая - между третьей и шестой точками клетки прибора
Брайля.
3. Научитесь правильно держать шариковую ручку: под небольшим наклоном к правому
плечу между большим, средним и указательными пальцами примерно в двух сантиметрах
от кончика стержня.
4. Пишите слева направо. Помните, что плоскопечатное письмо не является зеркальным,
подобно письму шрифтом Брайля.
5. В случае, если Вы пользуетесь для письма обычным прибором, а не специальным
(без шеститочий), подкладывайте под лист тетради брайлевскую бумагу, иначе кончик
стержня ручки будет прокалывать тетрадный лист в местах расположения точек шеститочия.
6. Обязательно фиксируйте бумагу в приборе, как при письме по Брайлю, и постоянно
следите за тем, чтобы она не съезжала со шпеньков.
7. Прежде чем начать писать буквы, подготовьте руку к письму, для чего научитесь
проводить ручкой различные линии в клетках прибора, не только прямые по бортику,
но и по диагонали, вертикально и горизонтально посередине клетки.
8. Пишите буквы строго по заданным правилам, помните, что всякое лишнее прикосновение
ручки к бумаге оставляет на ней след.
9. Не нажимайте на ручку слишком сильно. Сильный нажим рвёт и пачкает бумагу,
письмо получается грязным, неразборчивым.
10. Ваша правая рука при письме должна быть достаточно расслаблена,
локоть отведён от туловища на 15 - 20 см.
11. Научитесь не отрывать ручку от бумаги в случаях, когда
это не требуется для письма буквы.
12. Научитесь резко отрывать ручку от бумаги, когда этого
требует правило письма буквы.
13. При письме считайте внимательно клетки и строчки прибора
для того, чтобы не потерять последнее написанное слово. Всегда помните, какую
букву вы написали последней.
14. При обучении сочетайте письмо простых и сложных букв.
Такое сочетание вырабатывает более развитые и устойчивые навыки письма.
15. Изучайте буквы в таком порядке, чтобы через два - три
урока из них можно было бы составлять слова. Записывайте эти слова, неоднократно
повторяя и увеличивая их количество по мере письма новых букв.
16. После того, как вы научитесь уверенно писать все буквы
алфавита и знаки препинания, переходите к записи развернутых текстов, постепенно
увеличивая количество слов.
Соблюдение этих рекомендаций и советов поможет ученикам быстро овладеть письмом
шрифтом Гебольда, а учителю более полно и в совершенстве овладеть методикой обучения.
Выпуск листа на новом месте: 1918